Toldi - Легкий танк (Венгрия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

М. Барятинский

Танки Хонведшега

1-я илл.

Венгерское танкостроение в довоенный период

В самом популярном в 1930-е годы танковом справочнике Ф.Хейгля, дважды издававшемся в СССР в серии «Библиотека командира», бронетанковым силам Венгрии были отведены всего четыре эмоциональные строки: «Трианонский договор запрещает Венгрии обладание бронированными боевыми машинами. Однако в сердце каждого венгерца против этого договора звучит протест: «Нет! Нет! Никогда!» Из этой весьма своеобразной для справочного издания информации можно было сделать вывод, что с условиями договора венгры, по меньшей мере, не согласны.

Ничего удивительного в этом не было, поскольку с бронированными боевыми машинами венгерские военные смогли познакомиться еще в годы Первой мировой войны и по достоинству оценить возможности этого нового вида боевой техники. После распада Австро-Венгерской империи молодому венгерскому государству досталась часть ее бронетехники, в том числе и незначительное количество бронеавтомобилей марок Romfell и Junovitz Р.А. образца 1915 г. и 1916 г. соответственно. Оба броневика имели массу около 5 т и вооружение из 8-мм пулеметов Schwarzlose. У первого единственный пулемет размещался во вращающейся башне, у второго три пулемета могли располагаться на станках у шести амбразур броневого безбашенного корпуса. Эти машины, а также изготовленный в 1919 году тяжелый броневик Bussing-Fross использовались венгерской Красной армией в боях с румынскими и чехословацкими войсками в период существования Венгерской советской республики с 21 марта по 1 августа 1919 года. После ее падения страна была объявлена регентством (т.е. королевством без короля - Прим. автора). Регентом провозгласили адмирала бывшего австро-венгерского флота Миклоша Хорти, который находился у власти вплоть до 1945 года.

2-я илл.
Romfell

3-я илл.
Junovitz Р.А.

4-я илл.
Bussing-Fross

Мирным договором, подписанным 4 июня 1920 года в Трианонском дворце Версаля и в первую очередь решавшим территориальные вопросы, державы-победительницы в Первой мировой войне ограничили численность вооруженных сил Венгрии до 35 тыс. человек, запретив при этом иметь авиацию, танки и тяжелую артиллерию. Исключение сделали для 12 бронеавтомобилей, предназначенных для полицейской службы. Первыми полицейскими броневиками стали 12 машин Raba V.R., изготовленные в Венгрии в 1925 году. Эти 7-тонные броневики оснащались 35-сильными двигателями, позволявшими развивать скорость до 35 км/ч. Корпуса и башни изготавливались с помощью клепки. Один 8-мм пулемет Schwarzlose устанавливался в башне, другой - в одной из двух амбразур в бортах корпуса. На рубеже 1930-х годов выявилась необходимость заменить эти машины чем-то более современным. Как возможные варианты рассматривались чехословацкие броневики Praga II и специально разработанные под потенциальный венгерский заказ итальянские FIAT 2F. Предпочтение было, однако, отдано английским образцам: 8-тонному трехосному Crossley и 5-тонному двухосному Vickers. Оба бронеавтомобиля приняли на вооружение под обозначением 29М.

Точное количество закупленных машин, к сожалению, не фигурирует даже в венгерских источниках, но, по-видимому, «виккерсов» было не более восьми единиц. Машины защищались броней толщиной 5-7 мм и вооружались 8-мм пулеметами 7/12М Schwarzlose.

Что касается танков, то попытки обойти ограничения Трианонского договора предпринимались Венгрией неоднократно и небезуспешно. В 1920 году тайно были приобретены 14 немецких легких танков LK II. Контрольная комиссия Антанты узнала об этом, но обнаружить танки не смогла. Разобрав машины на части, венгры тщательно их спрятали. В 1928 году пять из них собрали и ввели в состав 1-й танковой роты.

5-я илл.
Танкетка 35М без вооружения. 1935 год

Следует отметить, что Англия, стремясь противопоставить Венгрию странам Малой Антанты - Румынии, Чехословакии и Югославии, смотрела на нарушения Трианонского договора сквозь пальцы. В результате в 1931 году венгры приобрели пять итальянских танков FIAT 3000В, спустя год - английскую танкетку Carden-Loyd Mk.VI, а в 1937-м - немецкий легкий танк Pz.IA.

В августе 1935 года в Италии была закуплена первая крупная партия боевых машин: 25 танкеток CV 3/33, получивших венгерское обозначение 35М; в 1936-м - 125 танкеток CV 3/35 (37М). Венгры установили на них свои 8-мм пулеметы образца 34/37М, выпускавшиеся по чешской лицензии фирмой Gebauer. Командирские машины оборудовали квадратной командирской башенкой. Поступление танкеток позволило сформировать семь рот по 18 боевых машин в каждой. Эти подразделения включили в состав 1-й и 2-й кавалерийских и 2-й механизированной бригад. Впоследствии танкетки воевали в Югославии, а в 1941 году 65 машин участвовало в боевых действиях на советско-германском фронте. После снятия их с вооружения венгерской армии несколько танкеток в 1942 году передали армии Хорватии, в составе которой они участвовали в противопартизанских операциях.

В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития вооруженных сил, официально именовавшихся «Хонведшег» (Honvedseg). В частности, большое место отводилось мероприятиям по созданию бронетанковых войск. Основной трудностью на этом пути стало отсутствие самих танков, хотя венгерская промышленность была в состоянии выпускать современные боевые машины. Для ускорения процесса пошли по пути приобретения лицензий и образцов-прототипов за границей. Так, сотрудничество со шведской фирмой Landsverk АВ привело к созданию в 1938 году легкого танка 38М Toldi.

6-я илл.
Танкетки 37М из состава 1-й кавалерийской бригады. 1939 год

Что касается средних танков, то тут дело обстояло несколько сложнее. Собственные конструкции (танки Штраусслера V-3 и V-4) были еще далеки от завершения, а попытки приобретения боевых машин за границей (танка LAGO фирмы Landsverk, итальянского М11/39 и немецкого Pz.IV) закончились неудачей. Наибольший интерес из перечисленных машин представляют танки Николауса Штраусслера - известного конструктора, венгра по происхождению, проживавшего в Великобритании. Под его руководством на заводе Manfred Weiss в сотрудничестве с английской фирмой Alvis были изготовлены опытные образцы универсальных средних танков V-3 и V-4. Универсальными эти машины считались потому, что имели колесно-гусеничный движитель и могли плавать. V-3 представлял собой по сути бронированное безбашенное шасси, созданное в основном для отработки конструкции ходовой части. В противоположность ему V-4 был уже полноценным танком, с башней и вооружением. Броневые листы соединялись с помощью сварки, их максимальная толщина достигала 26 мм. Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель Manfred Weiss мощностью 180 л.с. разгонял 10-тонную боевую машину до 32 км/ч при движении на гусеницах и 46 км/ч на колесах. На плаву танк мог передвигаться со скоростью 8 км/ч. Вооружение V-4 состояло из 40-мм пушки 37М и спаренной установки 8-мм пулеметов 34А в корпусе. Экипаж танка включал три человека. Параллельно для Англии разрабатывался вариант такого танка, оснащенный 160-сильным двигателем Alvis. В 1940 году было построено как минимум два опытных образца танка V-4, причем второй - с усиленным вооружением (появилась вторая спаренная установка пулеметов 37М в башне) и экипажем из четырех человек. Масса машины возросла до 12 т. Однако до серийного производства этих образцов дело не дошло, так как к тому времени венгерский генеральный штаб обратил внимание на средний танк Т-21 фирмы Jlkoda, который и приняли на вооружение под названием 40М Turan. В 1943 году на его базе была разработана и серийно выпускалась штурмовая САУ Zrinyi, созданная по образцу немецких штурмовых орудий.

Попытки создать тяжелый танк собственной конструкции Tas («Тош»), вооруженный немецкой 75-мм пушкой KwK 42, оказались безуспешными.

7-я илл.
Straussler V-4

Лицензию на производство еще одной САУ - зенитной самоходки Anti на базе танка L60B - приобрели у шведов.

Она выпускалась в Венгрии под названием Nimrod и базировалась на шасси легкого танка Toldi.

В 1932 году была предпринята первая попытка создать венгерский бронеавтомобиль. Тогда и впоследствии, вплоть до 1937 года, эта работа велась под руководством инженера Н.Штраусслера. К 1940 году в Венгрии разработали и запустили в серию бронеавтомобиль 39М Csaba.

В 1943 году был завершен проект тяжелого бронеавтомобиля по типу немецкого четырехосного БА Puma, но приступить к его производству уже не успели.

Венгрия объявила войну Советскому Союзу 27 июня 1941 года. К этому моменту почти вся венгерская бронетанковая техника находилась в составе так называемого «подвижного корпуса» (Gyorshadtest). В него входили 1-я и 2-я моторизованные бригады с 9-м и 11-м танковыми батальонами соответственно и 1-я кавалерийская бригада с 11-м бронекавалерийским батальоном. Танковые батальоны состояли из трех танковых рот по 18 машин в каждой. Бронекавалерийский батальон имел две смешанные роты с танкетками CV 3/35 и легкими танками Toldi. Всего «подвижной корпус» насчитывал в первой линии 81 танк Toldi.

С осени 1943 года одна из рот танковых батальонов вооружалась самоходками Nimrod.

В 1943 году на базе моторизованных бригад были развернуты 1-я и 2-я танковые дивизии. Каждая из них включала в себя танковый полк трехбатальонного состава (39 средних танков в каждом), мотопехотную бригаду, артиллерийский полк и другие подразделения поддержки и обеспечения. В состав сформированной тогда же 1-й кавалерийской дивизии входил бронекавалерийский батальон с 56 танками Toldi.

Танки, САУ и бронеавтомобили венгерской конструкции

Легкий танк «Толди»

8-я илл.
Легкие танки «Толди I» с еще не установленным вооружением. 1941 год

Как уже упоминалось, в 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития вооруженных сил. В рамках этого плана в марте 1938 года шведской фирме Landsverk АВ в г.Ландскрона был заказан один экземпляр танка Landsverk L60B. После доставки в Венгрию он подвергся сравнительным испытаниям вместе с немецким Pz.lA. Шведский танк продемонстрировал несравненно лучшие боевые и технические характеристики. Его и решили взять как образец для танка венгерского производства, получившего название 38М Toldi («Толди») - в честь прославленного воина Миклоша Толди, жившего в XIV веке и отличавшегося громадным ростом и необычайной физической силой.

Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала внести ряд изменений в конструкцию машины. С целью изучения возможности внесения этих изменений венгерский Институт военной техники послал в Ландскрону своего специалиста Ш.Бартоломейдеса. Шведы согласились на модернизацию, за исключением системы рулевого управления машиной и стопора башни. В результате корпус танка и ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской существенных изменений, по сравнению со шведским прототипом, практически не претерпели. Незначительным переделкам подверглась башня, в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемета.

9-я илл.
Компоновка танка «Толди I»: 1 - 20-мм самозарядное ружье 36М; 2 - 8-мм пулемет 34/37М; 3 - перископический прицел; 4 - кронштейн крепления зенитного пулемета; 5 - жалюзи; 6 - радиатор; 1 - двигатель; 8 - вентилятор; 9 - выхлопная труба; 10 - сиденье стрелка; 11 - карданный вал; 12 - сиденье механика-водителя; 13 - коробка передач; 14 - рулевое колесо; 15 - фара

Лоб, корма и борта корпуса и башни защищались 13-мм броней, крыша и днище - 6-мм, а маска - 20-мм.

Карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с., сообщавший танку максимальную скорость 50 км/ч, поставлялся из Германии, также как и приборы наблюдения и прицеливания. При емкости топливных баков 253 л запас хода по шоссе составлял 220 км. Трансмиссия «Толди» состояла из главного фрикциона сухого трения, планетарной пятискоростной коробки передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов.

В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20-мм автоматической пушкой «Мадсен», в башне «Толди» установили 20-мм самозарядное противотанковое ружье швейцарской фирмы Solothum, производившееся в Венгрии по лицензии под обозначением 36М. Питание ружья осуществлялось из магазина на пять патронов. Практическая скорострельность равнялась 15-20 выстр./мин. С ружьем был спарен 8-мм пулемет 34/37М. Боекомплект - 208 патронов к ружью и 2400 - к пулемету. Кроме того, на крыше башни имелся кронштейн для установки зенитного пулемета.

Экипаж машины включал трех человек. Командир размещался в башне справа, и в его распоряжении имелась командирская башенка с люком и семью смотровыми щелями с триплексами. Стрелок сидел слева и мог вести наблюдение через перископический прицел. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса слева в некоем подобии броневой рубки с люком, закрываемым сдвижной крышкой.

Масса танка достигала 8,5 т, а среднее удельное давление на грунт составляло 0,62 кг/см2. Танк оснащался радиостанцией R/5.

10-я илл.
Toldi I

11-я илл.
Башня танка «Толди I». Хорошо виден броневой колпак над магазином пулемета, прикрепленный к крыше башни болтами

12-я илл.
Командирская башенка. На переднем плане - бронеколпак перископического прицела

Первый заказ на 80 машин «Толди I», поделенный поровну между фирмами Ganz и MAVAG, был выдан в феврале 1939 года. Весной 1941 года последовал заказ на 200 танков 38М «Толди II» с дополнительной 20-мм броней лобовой части корпуса и по периметру башни. Завод Ganz изготовил 68, a MAVAG - 42 «Толди II». В итоге было выпущено только 110 танков этой модификации. Первые четыре «Толди II» поступили в войска в мае 1941 года, а последние - летом 1942-го.

Танки «Толди» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й кавалерийской бригад. Эти бригады приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так называемого «подвижного корпуса» - против СССР. Первоначально в них насчитывался 81 «Толди», а затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до р.Донец, и в ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 «Толди», участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 по причине боевых повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии. Вообще же боевая эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 году только 19 «Толди» попали на Восточный фронт, а в феврале 1943 года во время разгрома венгерской армии почти всех их уничтожили.

13-я илл.
Командирская башенка с открытым люком и поднятыми заслонками смотровых щелей

14-я илл.
Опытный образец легкого танка «Толди IIА». Обращает на себя внимание отсутствие броневого кожуха спаренного пулемета 34/40AM, имевшегося на серийных танках

Стремясь повысить боеспособность танка, венгры перевооружили 80 «Толди II» 40-мм пушкой 42М с длиной ствола 45 калибров и дульным тормозом. С орудием был спарен модернизированный 8-мм пулемет 34/40АМ, часть ствола которого, выступавшая за пределы маски, прикрывалась броневым кожухом. Толщина брони маски достигала 35 мм. Масса танка возросла до 9,35 т, скорость снизилась до 47 км/ч, а запас хода - до 190 км. Боекомплект пушки состоял из 55 снарядов, а пулемета - из 3200 патронов. На кормовую стенку башни по образцу немецких танков навешивался ящик для перевозки снаряжения. Эта машина получила обозначение 38М «Толди IIА». В опытном порядке «Толди IIА» оборудовался навесными 5-мм броневыми экранами, защищавшими борта корпуса и башни. Боевой вес при этом возрос до 9,85 т. Радиостанцию R-5 заменили на модернизированную R/5a.

Была предпринята попытка создания на шасси «Толди» легкой противотанковой САУ, аналогичной немецкой установке «Мардер». Вместо башни в средней части корпуса в открытой сверху и сзади легкобронированной рубке установили немецкую 75-мм противотанковую пушку Рак 40. В специальных ящиках, закрепленных на крыше моторного отделения, размещался боекомплект. Эта боевая машина так и не вышла из опытной стадии.

В конце 1942 года фирма Ganz предложила новый вариант - 43М «Толди III» с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов.

15-я илл.
Серийный «Толди IIА». На снимке пропечатались обозначенные на негативе (вероятнее всего - фотостекле) цифры толщин лобовых броневых листов корпуса, рубки механика-водителя и маски спаренной установки

16-я илл.
Toldi IIА с броневыми экранами

17-я илл.
Противотанковая САУ на шасси Toldi

Заказ на этот, самый лучший, вариант «Толди» был выдан, но в 1943 году смогли изготовить всего три танка, а в 1944 году, по неподтвержденным данным, - еще девять. Основные усилия венгерской промышленности в тот период сосредоточились на выпуске среднего танка «Туран», более мощного, но в целом не менее устаревшего, чем «Толди».

С 1943 года «Толди» всех модификаций в большинстве своем находились в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 года Хонведшег располагал еще 66 танками «Толди I» и 63 «Толди II» и «IIА». В ходе кампании 1944-1945 годов все они были потеряны.

До настоящего времени сохранились только две машины этого типа - «Толди I» и «Толди IIА» (регистрационный номер Н460). Оба они находятся в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

18-я илл.
Toldi IIА

19-я илл.
Toldi III

20-я илл.
Легкий танк «Толди I» из состава 2-й танковой дивизии переправляется через реку. Польша, 1944 год

Бронеколлекция, №3, 2005, М. Б. Барятинский - Танки Хонведшега

 

Трофейные венгерские танки в Красной армии

С трофейной венгерской техникой советские танкисты смогли познакомиться зимой 1943 года при разгроме 2-й венгерской армии. Это были несколько подбитых легких танков «Толди». В больших же количествах и практически в полном ассортименте венгерские боевые машины были захвачены частями Красной Армии только в 1944-1945 годах.

Так, в августе 1944-го в районе г.Станислав (ныне г.Ивано-Франковск) части 18-й армии 4-го Украинского фронта разгромили 2-ю венгерскую танковую дивизию. Готовясь к предстоящим боям в Карпатах, командование армии решило использовать доставшиеся трофеи и сформировало Отдельный армейский батальон трофейных танков. Он состоял из трех танковых рот (по три взвода в каждой). Боевые машины, использовавшиеся в этом подразделении, были только венгерского производства: восемь танков «Туран», два «Толди», три САУ «Зриньи» и две ЗСУ «Нимрод». На 1 ноября 1944 года здесь числились все те же 15 машин. Небезынтересно привести выдержки из «Доклада об использовании трофейных танков в условиях горно-лесистой местности», содержащие информацию об устройстве и особенностях эксплуатации венгерских боевых машин, а также оценку их боевых качеств:

63-я илл.
Легкий танк «Толди IIА» на НИБТПолигоне в Кубинке. 1945 год

64-я илл.
Красноармейцы готовят к буксировке трофейным немецким тягачом трофейный же венгерский танк «Толди IIА». 1944 год

«Туран» I и II относятся к типу средних танков с двигателем в 260 л.с., в работе бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим прогрев двигателя на месте 15-20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по устройству и безотказны в работе, с большой точностью стрельбы. Пулеметы по устройству сложны, но работают хорошо. Имелись случаи задержек в работе вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26, вынослива. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка перемены передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для замены КПП необходимо ее вытаскивать вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении легкое, но большой радиус поворота снижает маневренность.

«Толди» I и II относятся к типу легких с двигателем «Ганс» 155 л.с. Вооружены 20-мм или 40-мм пушками и одним пулеметом. Танки быстроходны, легко управляемы. Поворот осуществляется рулевым колесом по типу танков БТ (при снятых гусеницах).

СУ «Зриньи» имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам - малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в бою.

«Нимрод» имеет 40-мм пятизарядную автоматическую пушку. СУ имеет очень хорошие боевые качества, используется для борьбы с танками и зенитными целями.

Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты, для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.

Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушение производится незначительное и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадания снарядов средних и больших калибров производят значительные разрушения, вплоть до полного выхода танка из строя. От попадания снаряда-ракеты из метательного аппарата (видимо, речь идет о «фауст-патронах» - Прим. авт.) и других кумулятивных снарядов танки загораются».

65-я илл.
Венгерские танки (в основном «тураны»), захваченные бойцами майора Перфилова. 2-й Украинский фронт, 1945 год

66-я илл.
«Нимрод» и «Зриньи» (на заднем плане) на выставке трофейной техники в ЦПКиО им. Горького в Москве, 1947 год

Батальон вступил в бой 15 сентября 1944 года. Из-за ограниченной проходимости горных дорог танки использовались «группами по три-четыре машины как подвижное огневое средство в боевых порядках пехоты». Из-за отсутствия обходных путей танки двигались колонной с дистанцией между машинами 50-200 м, подставляя борта фланговому огню. В отдельных случаях они использовались практически без пехотного прикрытия, имея до 10 человек десанта на пять-семь танков. Например, в районе ст. Оса, действуя без пехотной поддержки и не имея возможности обойти противника с флангов, танкисты два раза ходили в атаку, потеряв два танка подбитыми и один сгоревшим, но задачу выполнить не смогли. Только после прохождения горных перевалов и выхода в Закарпатье танки получили возможность для маневра.

13 ноября 1944 года батальон в составе 13 машин был передан 5-й гвардейской танковой бригаде, о чем говорится в рапорте ее командира: «Во исполнение приказа командующего БТ и МВ 18-й армии принят батальон трофейных танков, сосредоточенный: на южной окраине Нижней Нэмецке - три танка и тылы батальона, четыре танка в Ужгороде (три не заводятся и один требует среднего ремонта) и шесть танков находятся в бою за Тарновце». К сожалению, данных о марках танков нет. Известно только, что 14 ноября в бою участвовало пять «туранов» и два «зриньи», а 20 ноября - три «турана» и один «Толди».

По состоянию на 1 января 1945 года в бригаде еще имелись три «турана», один «Толди» и одна САУ «Зриньи». Но вся эта техника требовала ремонта.

67-я илл.
Бронеавтомобиль Csaba. 1940 год

68-я илл.
Легкий танк Toldi I. 1-я танковая дивизия, район Дона, декабрь 1942 года

69-я илл.
Легкий танк Toldi I. 2-я танковая дивизия, Польша, лето 1944 года

70-я илл.
Средний танк Turan I в зимней окраске. 2-я танковая дивизия, Будапешт, зима 1945 года. Регистрационный номер и тактический значок на лобовом листе корпуса

71-я илл.
Средний танк Turan II. Австрия, апрель 1945 года. Эмблема подразделения на лобовом листе корпуса

72-я илл.
Штурмовое орудие Zriny II. 2-я батарея 1-го батальона штурмовой артиллерии, Галиция, 1944 год

73-я илл.
Самоходная установка Nimrod. 1941 год

74-я илл.
Легкий танк Pz.38 (t). 1-я танковая дивизия, Эстергом, 1942 год

75-я илл.
Средний танк Pz.IV(F1). 30-й танковый полк, Эстергом, 1942 год

Бронеколлекция, №3, 2005, М. Б. Барятинский - Танки Хонведшега