vz.33 - Танкетка (Словакия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Словакия
Словацкое государство образовалось в 1939 году после оккупации немцами Чехии и создания ими на этой территории протектората Чехии и Моравии. В распоряжении вновь созданной словацкой армии оказалась бронетанковая техника тех частей чехословацкой армии, которые дислоцировались на территории Словакии. В том числе, например, 52 легких танка LT vz.35 из состава 3-й "быстрой" (легкой механизированной) дивизии, по образцу которой словаки планировали сформировать собственное мобильное соединение, танкетки vz.33, бронеавтомобили vz.27 и vz.30. Для пополнения бронетанковых частей немцы передали Словакии 32 танка 38(t) и 21 LT-40.
Боевое крещение словацкие танковые войска получили во время Польской кампании, в ходе которой была задействована одна рота из 13 LT vz.35.
В операции "Барбаросса" участвовал словацкий армейский корпус. В его составе имелась так называемая "быстрая группа", развернутая 8 июля 1941 года в "быструю бригаду". Словацкие войска вместе с немецкой армией воевали на Украине, в Крыму, дошли до Северного Кавказа, где и были разбиты. Справедливости ради следует сказать, что словаки были не самыми преданными союзниками Германии. Известны факты перехода с оружием в руках на сторону Красной Армии не только отдельных солдат, но и целых подразделений. В июле 1943 года словацкие танковые части, сведенные к тому времени в "быструю дивизию", были возвращены на родину.
Для восполнения больших потерь материальной части немцы передали словакам 37 танков Pz.38(t), 7 Pz.lll Ausf.N, 16 Pz.ll Ausf.F и 18 противотанковых САУ Marder(Sd.Kfz.138).
Боевые машины всех перечисленных типов принимали участие в начавшемся в августе 1944 года Словацком национальном восстании. В боях с немцами участвовало до 30 легких танков, 12 "мардеров" и несколько Pz.lll Ausf.N. Большая часть остальных боевых машин была захвачена немцами в самом начале восстания или находилась в технически неисправном состоянии. Последние пять танков повстанцы потеряли в октябре 1944 года.
Танкетка (Tancik) vz.33
Разработана на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI, лицензия на производство которой была приобретена Чехословакией в 1930 году. Принята на вооружение в 1933 году. С января по октябрь 1934 года фирма CKD изготовила 70 танкеток. В 1939 году на вооружение словацкой армии поступило 30 единиц.
Серийная модификация:
- клепаный закрытый сверху корпус коробчатой формы. В средней части корпуса, вдоль его продольной оси размещался двигатель. По обеим сторонам от него располагались места механика-водителя и стрелка, для посадки и высадки которых в крыше корпуса имелись откидные крышки. Один пулемет ZB vz.26 был смонтирован напротив места стрелка, другой - в правой части лобового листа корпуса.

vz.33

В 1934-1936 годах танкетки интенсивно использовались для подготовки танкистов. Они состояли на вооружении трех танковых полков чехословацкой армии: в 1-м - 24 машины, во 2-м - 16, в 3-м - 30. К 1938 году, по мере поступления в войска танков LT vz.34 и LT vz.35 "танчики" выводились из первой линии танковых частей и передавались в пехотные соединения.
После оккупации Чехии в марте 1939 года 40 танкеток попало в руки немцев: большую их часть пустили на переплавку, а несколько машин использовали в качестве учебных. 30 "танчиков", доставшихся словакам, были отремонтированы и введены в строй. Они применялись для вспомогательных целей. Последний раз эти машины побывали в бою во время Словацкого национального восстания.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ vz.33
БОЕВАЯ МАССА, т: 2,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 2700, ширина - 1750, высота - 1450.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета ZB vz.26 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 2600 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 12, борт - 8, крыша - 6, днище - 4.
ДВИГАТЕЛЬ: Praga АН, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 30 л.с. (22,2 кВт); рабочий объем - 1950 см³.
ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная (4+1) коробка передач, дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, установленные на продольной балке, поддерживающей брус, ведущее колесо переднего расположения, направляющее колесо; подвеска - рессорная; в каждой гусенице 130 траков шириной 170 мм, шаг трака - 90 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 35.
ЗАПАС ХОДА, км: 100.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45; ширина рва, м - 1,2; высота стенки, м - 0,5; глубина брода, м - 0,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: нет.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)