40M Nimrod - Зенитная самоходная установка (Венгрия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Самоходная установка (pancelvadasz) 40М Nimrod
Легкая противотанковая САУ, разработанная шведской фирмой Landsverk на базе танка L60B. В венгерском варианте САУ базировалась на удлиненном шасси легкого танка Toldi. В конце войны использовалась главным образом в качестве ЗСУ. В 1941-1944 годах фирмой MAVAG изготовлено 135 единиц.
Серийная модификация:
- на удлиненном на один опорный каток шасси танка Toldi установлена открытая сверху вращающаяся башня с вооружением. В башне размещались пять членов экипажа. 40-мм автоматическая пушка смонтирована на тумбе в центральной части корпуса.
В войска „нимроды“ начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии, прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 „нимродов“ (3 роты по 6 САУ плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943 года уцелело только 3 машины.
Потерпев полное фиаско на противотанковом поприще, „нимроды“ начали использоваться в качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно.
В составе 2-й танковой дивизии во время боев с Красной Армией в Галиции в апреле 1944 года насчитывалось 37 ЗСУ этого типа, из них 17 машин - в 52-м батальоне истребителей танков. Кроме того, пять рот по 4 машины составили ПВО дивизии. 7 декабря 1944 года 2 тд имела в строю еще 26 ЗСУ. В немецком контрударе у озера Балатон принимали участие 10 „нимродов“. Несколько таких самоходок сражались в окруженном Будапеште.

40М Nimrod

Lehel

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 40М Nimrod
БОЕВАЯ МАССА, т: 10,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5320, ширина - 2300, высота - 2800, клиренс - 350.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая зенитная пушка 36М калибра 40 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 160 выстрелов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 13, борт и корма - 7, днище - 6, башня - 13.
ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ: как у базового танка.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска - индивидуальная торсионная.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 225.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 40; ширина рва, м - 2,2; высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5a (только на командирских машинах).

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)