TK - Танкетка (Польша)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг.

Бронетанковая техника стран антигитлеровской коалиции

Польша

Эмблема броневых сил Польши

Формирование польских танковых войск началось в 1919 году, сразу после окончания Первой мировой войны и предоставления Польше независимости от России. Этот процесс проходил при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны Франции. 22 марта 1919 года 505-й французский танковый полк был преобразован в 1-й польский танковый полк. В июне первый эшелон с танками прибыл в Лодзь. В полку имелось 120 боевых машин Renault FT17 (72 пушечных и 48 пулеметных), которые в 1920 году участвовали в боях против Красной Армии под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Потери составили 19 танков, семь из которых стали трофеями Красной Армии.
После войны Польша получила небольшое количество FT17 для восполнения потерь. Вплоть до середины 30-х годов эти боевые машины были самыми массовыми в польской армии: на 1 июня 1936 года их насчитывалось 174 единицы (вместе с полученными для испытаний более поздними и совершенными образцами NC1 и М26/27).
В советско-польской войне 1920 года принимали участие и 16-17 бронеавтомобилей на шасси Ford, изготовленных на варшавском заводе Gerlach i Pulst и ставших первыми образцами бронетанковой техники собственно польской конструкции. Кроме этих машин в боях использовались и броневики, доставшиеся полякам после развала Русской армии, а также захваченные у частей Красной Армии и полученные из Франции.
В 1929 году Польша приобрела лицензию на производство английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В существенно переделанном виде, под обозначением ТК-3 ее выпуск начался в 1931 году. В том же году в Великобритании были закуплены легкие танки Vickers E. С 1935 года был запущен в серию их польский вариант 7ТР. Работа по переделке и совершенствованию импортных образцов велась в Военно-инженерном исследовательском институте (Wojskowy Instytut Badan Inzynierii), впоследствии переименованном в Исследовательское бюро бронетанковой техники (Biuro Badan Technicznych Broni Pancernych). Здесь же создали и несколько оригинальных опытных образцов боевых машин: плавающий танк PZInz.130, легкий танк 4ТР, колесно-гусеничный танк 10ТР и другие.
Объем производства бронетанковой техники на заводах страны не устраивал командование Войска Польского, поэтому были возобновлены закупки за границей. При этом особый интерес проявлялся к французским «кавалерийским» танкам S35 и Н35. Однако в апреле 1939 года контракт заключили на поставку 100 танков R35. В июле первые 49 машин прибыли в Польшу. Из них сформировали 21-й батальон легких танков, дислоцировавшийся на румынской границе. Несколько боевых машин батальона принимали участие в боях как с немецкими, так и с советскими войсками. Большинство же R35, избегая сдачи в плен, в конце сентября перешли границу, были интернированы в Румынии, а затем вошли в состав румынской армии.
На 1 сентября 1939 года в польских бронетанковых войсках (Bron Pancerna) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 TKF, 169 TKS, 120 танков 7ТР, 45 R35, 34 Vickers E, 45 FT17, 8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 wz.34. Кроме того, некоторое количество боевых машин разных типов находилось в учебных частях и на предприятиях. 32 танка FT17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. С этим танковым парком Польша вступила во Вторую мировую войну.
В ходе боевых действий часть техники была уничтожена, часть досталась в качестве трофеев вермахту и небольшая часть - Красной Армии. Немцы практически не применяли трофейную польскую бронетехнику, передав ее в основном своим союзникам.
Танковые части, входившие в состав Польских вооруженных сил на Западе, формировались по штату британских танковых войск. Наиболее крупным соединением являлась 1-я танковая дивизия генерала Мачека (2-ю Варшавскую танковую дивизию сформировали только в 1945 году в Италии), на вооружении которой в разное время состояли пехотные танки Matilda и Valentine, крейсерские Covenanter и Crusader. Перед высадкой во Франции дивизия была перевооружена танками М5А1 Stuart VI, М4А4 Sherman V, Centaur Mk.1 и Cromwell Mk.4. На вооружении 2-й польской танковой бригады, воевавшей в Италии и участвовавшей в штурме монастыря Монте-Кассино, состояли танки М4А2 Sherman II и M3A3 Stuart V. К сожалению, указать точное число боевых машин в составе польских сил на Западе не представляется возможным. Ориентировочно можно считать, что на их вооружении в период с 1943 по 1947 год состояло около 1000 танков перечисленных типов.
Помимо танков в войсках имелось много легких бронированных машин: английские бронетранспортеры Universal, американские полугусеничные машины, а также различные бронеавтомобили (одних только американских броневиков Staghound насчитывалось около 250 единиц).
Танковые части Войска Польского, воевавшие совместно с Красной Армией, как правило, оснащались боевыми машинами советского производства. В период с июля 1943 по апрель 1945 года польским войскам было передано 994 единицы бронетанковой техники.

БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА, ПЕРЕДАННАЯ КРАСНОЙ АРМИЕЙ ВОЙСКУ ПОЛЬСКОМУ

Танки:
легкий танк Т-60 3
легкий танк Т-70 53
средний танк Т-34 118
средний танк Т-34-85 328
тяжелый танк KB 5
тяжелый танк ИС-2 71

САУ:
ЗСУМ17 20
СУ-57 15
СУ-76 130
СУ-85 70
СУ-100 2
ИСУ-122 22
СУ-152. 3
ИСУ-152 10

Бронеавтомобили и бронетранспортеры:
БА-64 81
M3А1 6
Universal Mk.1 51

БРЭМ:
Т-34Т 5
Т-2 1

Примечание: 21 танк ИС-2 6-го полка тяжелых танков был возвращен советскому командованию после окончания боевых действий.

На 3 сентября 1945 года на вооружении Войска Польского состояло 263 танка, 142 самоходно-артиллерийских установки, 62 бронеавтомобиля и 45 бронетранспортеров. Именно эта боевая техника стала основой польских танковых войск в послевоенное время.
Танкетка (lekk; czolg rozpoznawczy) TK
Наиболее массовая бронированная машина польской армии в 30-е годы. Разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского 14 июля 1931 года. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 год. Изготовлено - около 600 единиц.
Серийные модификации:
ТК-3 - первый серийный вариант. Клепаный, закрытый сверху бронекорпус. Боевая масса - 2,43 т. Экипаж - 2 человека. Габариты: 2580x1780x1320 мм. Двигатель - Ford А, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения (мощность - 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин / рабочий объем - 3285 см³). Вооружение: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм. Боекомплект - 1800 патронов. Изготовлена - 301 единица.
TKD - 47-мм пушка wz.25 «Pocisk» за щитом в передней части корпуса. Боекомплект - 55 артвыстрелов. Боевая масса - 3 т. Переоборудовано - 4 единицы.
TKF - двигатель: Polski FIAT 122B, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения (мощность - 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин / рабочий объем - 2952 см³). Изготовлено - 18 единиц.
TKS - новый бронекорпус, усовершенствованные подвеска, приборы наблюдения и установка вооружения. Изготовлено - 282 единицы.
TKS z nkm 20A - 20-мм автоматическая пушка FK-A wz.38 польской конструкции. Начальная скорость - 870 м/с. Скорострельность - 320 выстр./мин. Боекомплект - 250 патронов. Перевооружено - 24 единицы.

На 1 сентября 1939 года танкетки ТК и TKS состояли на вооружении броневых дивизионов кавалерийских бригад и отдельных рот разведывательных танков, находившихся в подчинении армейских штабов. Танкетки TKF имелись в составе эскадрона разведывательных танков 10-й кавалерийской бригады. Вне зависимости от названия в каждом из перечисленных подразделений было 13 танкеток. Истребители танков - боевые машины, вооруженные 20-мм пушками, - имелись в 71-м (4 шт.) и 81-м (3 шт.) дивизионах, 11-й (4 шт.) и 101-й (4 шт.) ротах разведывательных танков, эскадроне разведывательных танков 10-й кавбригады (4 шт.) и эскадроне разведывательных танков Варшавской мотобронебригады (4 шт.). Именно эти машины и были наиболее боеспособными, так как танкетки, вооруженные пулеметами, оказывались бессильными против немецких танков.
20-мм пушки польских танкеток пробивали на дистанции 500-600 м броню толщиной до 20-25 мм, а значит, могли поражать легкие немецкие танки Pz.I и Pz.II. Наиболее успешно действовал 71-й бронедивизион, входивший в состав Великопольской кавалерийской бригады. 14 сентября 1939 года, поддерживая атаку 7-го полка конных стрелков на Брохов, танкетки дивизиона своими 20-мм пушками уничтожили 3 немецких танка! Если бы перевооружение танкеток успели выполнить в полном объеме (250-300 единиц), то потери немцев от их огня могли быть значительно больше.
Трофейные польские танкетки вермахтом практически не использовались. Некоторое их количество было передано союзникам Германии - Венгрии, Румынии и Хорватии.
На базе танкетки в Польше выпускался легкий артиллерийский тягач С2Р.

TKS

ТК-3

TKD

TKS z nkm 20А

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ TKS
БОЕВАЯ МАССА, т: 2,65.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 2560, ширина - 1760, высота - 1330, клиренс - 330.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 2000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма - 8...10, крыша - 3, днище - 5.
ДВИГАТЕЛЬ: Polski FIAT 122BC, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин; рабочий объем - 2952 см³.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, трехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, дифференциал, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптической листовой рессоре, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения; гусеница шириной 170 мм, шаг трака - 45 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 180.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35...38; ширина рва, м - 1,1 ; высота стенки, м - 0,4; глубина брода, м - 0,5.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)