TKS - Танкетка (Польша) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
TKS
TKS / TK-3
Тип - Танкетка
Страна - Польша
История службы
Годы эксплуатации - 1931-1939
Войны и конфликты - Польская кампания вермахта и Польский поход РККА
История производства
Производитель - Państwowe Zakłady Inżynierii
Всего выпущено - 575
Характеристики
Масса, кг - 2400-2650
Бронирование, мм - 4-10 мм
Тип и модель двигателя - Fiat
Скорость, км/ч - 46/40 км/ч
Удельная мощность, л.с./т - 17/18 л/с на тонну
Мощность двигателя, л.с. - 40/46 л/с (30/34 кВт)
Запас хода, км - 180 км
Подвеска - _
Основное вооружение - 7.92 мм пулемёт km wz.25, крупнокалиберный пулемёт Nkm
wz.38 FK
Длина, мм - 2.6 м
Ширина, мм - 1800 мм
Высота, мм - 1300 мм
Экипаж (расчёт), чел. - 2 (командир, механик-водитель)
TK (TK-3) и TKS - польские танкетки 1930-х годов.
История
Танкетка TK была разработана польскими конструкторами Т. Тжечаком, Е. Каркозом и
Е. Хабихом на базе шасси закупленной в 1929 году в Великобритании танкетки
Carden Loyd, по результатам опытной эксплуатации в конструкцию которой были
внесены изменения (были поставлены более мощный двигатель, новая коробка
передач, усилены рессоры и введена стальная броневая крыша).
14 июля 1931 года танкетка TK была официально принята на вооружение польской
армии под наименованием TK-3, в этом же году началось ее серийное производство.
В 1931-1933 годах были выпущены свыше 300 танкеток, с учетом опыта производства
и эксплуатации которых был разработан улучшенный вариант TKS.
TKS отличалась более рациональной установкой броневых листов увеличенной
толщины, улучшенной конструкцией шаровой установки для пулемёта, усиленными
элементами подвески и увеличенной шириной гусеницы. Кроме того, на TKS
устанавливали новый двигатель (польский "Фиат" 42 л.с.), перископический прибор
наблюдения системы Гундляха, а на пулемёт начали устанавливать оптический
прицел.
После сравнительных испытаний датской пушки фирмы Мадсен и швейцарской Солотурн,
в 1939 году танкетку начали перевооружать 20 мм польской пушкой FK, но до начала
войны успели модернизировать лишь 24 единицы. TKS также использовались в
качестве бронедрезин.
Конструкция
Корпус танкетки представлял собой каркас, к которому заклёпками крепились 4-8 мм
бронелисты. Двигатель и коробка передач размещались посередине. Справа по борту
имелся штырь с вилкой для запасного зенитного пулемёта, из которого стрелял
командир, предварительно выйдя наружу.
Модификации
TK (TK-3) - модель 1931 года с четырёхцилиндровым двигателем FordA4 (40 л. с.),
всего построена 301 машина, часть из которых позднее переоборудовали.
TKF - танкетка TK с шестицилиндровым двигателем Polski FIAT-122B (46 л. с.);
произведено 18 штук.
TKS - улучшенная модель 1933 года, масса 2,65 тонн; произведено 282 штуки.
TKS z nkm 20A - танкетка, вооружённая 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (с
боекомплектом 250 снарядов); в 1939 году в них были переоборудованы 24 TKS.
TKD - лёгкая самоходная артиллерийская установка с 47-мм орудием wz.25 «Pocisk»
(боекомплект к которому составлял 55 снарядов), масса увеличена до 3 тонн;
переоборудованы 4 экземпляра из ранее выпущенных TK.
C2P - невооружённый 2-тонный артиллерийский тягач, произведено около 200 штук.
Польская бронедрезина - танкетка «TKS» в направляющей раме, установленной на
железнодорожные катки, не позволяющей танкетке сваливаться с рельсов, 1920-е гг.
Drezyna pancerna typu TKS - бронедрезина-танкетка TKS в направляющей раме,
установленной на железнодорожные катки, не позволяющей танкетке сваливаться с
рельсов. По 4 таких бронедрезины входили в восемь взводов бронедрезин-танкеток и
танков-бронедрезин типа TKS-R-TKS восьми польских бронепоездов в 1939 году.
Экспериментальные модели:
TK-1, TK-2 - первые прототипы.
TKW - лёгкий разведывательный танк с башней; только один прототип.
TK-3 с 20-мм орудием - произведён только один прототип с модифицированным
корпусом.
TKS-D - лёгкий истребитель танков с 37-мм противотанковой пушкой Бофорс;
произведено 2 экземпляра.
Операторы
- Польша.
- Эстония - 6 танкеток, заказанных в Польше 6 ноября 1934 года.
- СССР - В 1940 году, после присоединения к СССР прибалтийских стран, вооружение
их армий было включено в состав территориальных корпусов РККА. По состоянию на
22 июня 1941 года, в составе 12-го механизированного корпуса РККА насчитывалось
4 танкетки TKS, которые были оставлены в парках.
- Нацистская Германия - использовались по меньшей мере несколько трофейных
танкеток в качестве транспортёров боеприпасов и для поддержания порядка на
захваченных территориях. Вместо польских пулемётов устанавливались французские
8-мм «Гочкис» М1914.
- Хорватия - в 1942 году 16 трофейных польских танкеток TK и TKS были переданы
немцами хорватским вооружённым формированиям.
Боевое применение
К началу вторжения в Польшу в 1939 году польская армия сумела мобилизовать 650
танкеток - они составляли бо́льшую часть польских бронетанковых сил. При этом
перевес немецких войск в бронетехнике был подавляющим. 1 сентября 1939 года в
немецких войсках насчитывалось семь танковых дивизий и четыре лёгких дивизии. В
каждой танковой дивизии по штату числилось 308-375 танков. Лишь в 10-й танковой
дивизии и танковой группе «Кемпф» их насчитывалось сравнительно немного: 154 и
150 машин соответственно. На вооружении лёгких дивизий имелось 74 до 156 танков.
В целом, армия вторжения насчитывала 2586 танков, хотя не все они были боевыми -
до 200 танков являлись командирскими.
Танкетки ТК-3 и TKS не были способны противостоять танкам, будучи пригодны
главным образом для ведения разведки и боевого охранения. Немцы же действовали
большими группами танков (даже танковый батальон насчитывал около 70 машин).
Польские танки предпочитали уклоняться от встречи с танковыми подразделениями
врага, предпочитая атаковать разведывательные дозоры вермахта, вооружённые
лёгкими танками и бронеавтомобилями. Чаще всего польские танки действовали в
составе отдельных взводов, и крайне редко - ротами.
1-3 сентября шли бои на германско-польской границе, в которых участвовали десять
польских кавалерийских бригад, восемь танковых дивизионов, 11 отдельных танковых
рот (ОТР) и восемь бронепоездов. Польские войска в этих боях действовали в
основном разведывательными группами, а также пытались организовать контратаки
силами танковых рот и танкетных эскадронов. Хотя польские танкисты старались
избегать встреч с немецкими танками, их потери были весьма серьёзными: около 60
танков и бронеавтомобилей - 10 % от общего числа вступивших в бой машин. В ряде
случаев польские танкисты действовали весьма удачно. Так, 81-я отдельная
танковая разведывательная рота (SKCR) Войска Польского участвовала в уничтожении
немецкого отряда, «прижатого» к озеру Мелно. Танки, бронеавтомобили и два
бронепоезда поддерживали Волынскую кавалерийскую бригаду под Мокрой.
4-6 сентября шли сражения на главной линии польской обороны. К этому моменту
благодаря эффективной мобилизации бронетанковые силы Войска Польского почти
достигли предусмотренной численности, то есть 580 танкеток и танков, а также и
десяти бронепоездов. В двадцати боестолкновениях было потеряно до 100 танкеток,
танков и бронеавтомобилей, из них 50 - в составе армии «Лодзь». С 7 по 9
сентября польские части отошли к Висле и начали отступать за реку. На фронте
действовали две мотострелковые бригады и другие части, располагавшие примерно
480 единицами бронетехники. Потери за эти дни также составили выше 100
бронеединиц. С 10 по 13 сентября поляки пытались наступать у реки Бзура. К этому
времени формирование всех частей, располагавших бронетехникой, было практически
завершено - правда, де-факто многие из этих частей к тому времени уже были
разбиты в боях. В итоге, вместо полков появлялись сводные подразделения силой не
более роты. На фронте действовали две мотобригады, имевшие, вместе с танкетками
TKS, около 430 единиц бронетехники; из них 150 потеряно в боях. С 14 по 17
сентября почти все соединения польской армии на Бзуре были разбиты; остатки
бронетанковых частей поляков отступили к Варшаве. При этом обе бригады
сократились до двух батальонов легких танков, восьми танковых дивизионов и
десяти рот, насчитывавших в общей сложности около 300 бронеединиц. В боях на
Бзуре Войско Польское потеряло около полутора сотен танков и бронеавтомобилей;
многие машины поляки уничтожали сами - из-за невозможности ремонта или
отсутствия горючего. 18-29 сентября лишь несколько малочисленных бронеотрядов
продолжали сражаться в отдельных очагах сопротивления.
В ходе боёв, все польские танки, танкетки и бронеавтомобили были уничтожены или
захвачены немцами. Лишь около 50 бронеединиц, перешедших польскую границу, были
интернированы в Румынии и Венгрии. Потери немецкого вермахта, однако, также были
достаточно существенны. В сентябре 1939 года общая численность бронеединиц
вермахта сократилась на 674 танка и 318 бронеавтомобилей. По немецким данным,
198 танков были потеряны безвозвратно, 361 танк получил повреждения. В польских
источниках речь идёт о 250 танках с разбивкой по типам: 89 танков PzKpfw I
(вместе с командирскими), 83 - PzKpfw II, 26 - PzKpfw III, 19 - PzKpfw IV, 26 -
PzKpfw 35(t), и 7 - PzKpfw 38(t). В основном, причинами потерь были польские
противотанковые орудия, противотанковые ружья и ручные гранаты. Некоторые потери
приходились на счёт польской авиации. Польские танки, бронеавтомобили и
бронепоезда уничтожили подтверждённо 50 и неподтверждённо ещё 45 бронеединиц
немцев; таким образом, в столкновениях броневых машин обе стороны потеряли
примерно по 100 машин. Наибольшие потери (около 25 машин) понесла 4-я легкая
дивизия немцев в боях с 10-й мотокавалерийской и Варшавской бронемоторизованной
бригадами, а также 4-я танковая дивизия вермахта (около 20 машин).
В боях с наступавшей с востока Красной Армией польские бронетанковые части почти
не участвовали - по сути, это были лишь остатки нескольких рот и дивизионов.
Боестолкновений с советскими частями насчитывается всего два-три. Советские
источники сообщают о потере 42 танков и бронеавтомобилей: 26 из состава
Белорусского фронта и 16 - из состава Украинского фронтов; 52 танкиста погибли,
81 был ранен. Польские авторы считают, что Красная Армия в Польском походе
потеряла около 200 танков и бронеавтомобилей.
Таким образом, 800 польских танкеток и танков, по сути, не смогли оказать
эффективного сопротивления противнику. Правда, их провал стал лишь составной
частью провала общего: по сути, Войско Польское не имело никаких шансов выиграть
кампанию. Однако, нельзя отрицать, что польские танкисты сражались
самоотверженно и нередко вступали в безнадёжные бои с противником, обладавшим
выраженным численным и техническим превосходством. При этом танкетки TKS имели
мало шансов в бою против немецких танков, хотя некоторые их качества доставляли
вермахту изрядные неприятности. Захваченный в первые дни войны немецкий
офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень
сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану». Совсем иначе обстояло
дело с танкетками TKS, перевооружёнными 20-мм орудием. Эти машины представляли
серьёзную опасность для немецких танков, при этом низкий силуэт и подвижность
танкетки делали её отличным оружием для засад. Именно на такой танкетке TKS с
20-мм орудием воевал польский танковый ас Роман Эдмунд Орлик, который вместе за
своим экипажем в ходе боевых действий сентября 1939 года смог подбить 13
немецких танков (одним из которых, предположительно, даже являлся PzKpfw IV Ausf
B).
Музейные экспонаты
TKF - 1 шт. находится в бронетанковом музее в Кубинке, ещё 1 шт. - в Сербском
военном музее в Белграде; в Польше с использованием новодельных деталей
построена копия третьей танкетки.
TKS в игровой индустрии
World of Tanks - в качестве легкого премиумного танка 2-го уровня стоимостью 750
ед. золота.
wikipedia.org (ru)