Mk I Universal Carrier - Бронетранспортер (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Ленд-лизовские поставки Англии и Канады

Бронетранспортёр Mk I Universal Carrier

44-е фото
45-е фото
Разведподразделение на БТР Carrier проводит рекогносцировку местности. Курская дуга, июль 1943 г.

Бронетранспортёр «Универсал Карриер» («Универсальный перевозчик») являлся самой распространенной гусеничной машиной Второй мировой войны. Их было изготовлено с 1937 по 1945 г. более 90 000 единиц. В Англии выпускались различные его модификации: «Скаут Карриер» - разведывательный вариант, «Брен Карриер» - пехотный, «Кавалери Карриер» - для механизированных частей, «Армоуред Карриер» - для передовых артиллерийских наблюдателей и пр.

По лицензиям бронетранспортёры производились в Канаде - «Универсал» Mk I* (COIUC), а также четырёхкатковый «Виндсор Карриер» Mk I (всего 34 000 единиц), в Австралии - «МГ Карриер» LP № 1, № 2, № 2А (5500 единиц), «Универсал Карриер Т16» - американский вариант (14 000 единиц), Новой Зеландии (1300 единиц).

Английский «Универсал» Mk I (Mk II, Mk III) - основной серийный вариант - разработан фирмой Vickers-Armstrong в 1930-х гг. на базе артиллерийского тягача с подвеской лёгкого танка «Виккерс». Он имел открытый сверху сварной корпус прямоугольной формы. Бензиновый двигатель автомобильного типа с V-образным расположением цилиндров был небольшой мощности - всего 60 л.с. и находился в кормовой части.

Бронетранспортёр вооружался пулемётом Bren, иногда противотанковым 13,97-мм ружьём Boys, предусматривалась и установка зенитного пулемёта.

Канадский «Универсал» с 1941 по 1945 г. производился фирмами Ford Motors и Dominion Bridge Со. Ни по внешнему виду, ни по конструкции корпуса он не отличался от основной английской машины, лишь оснащался более сильным двигателем Ford V-8 мощностью 85 л.с.

46-е фото
В разведке Mk I «Универсал Карриер». Юго-Западный фронт, июль 1942 г.

47-е фото
Экипажи бронетранспортёров «Карриер» в ожидании атаки. Белоруссия, февраль 1944 г.

48-е фото
БТР Carrier с противотанковым ружьём

Американский бронетранспортёр Т16 выпускался по заказу английского военного ведомства. Он имел ходовую часть с четырьмя опорными катками. На нём стоял самый мощный, по сравнению с остальными «универсалами», двигатель Ford GAU-T16 100 л.с.

Эти бронетранспортёры различных модификаций использовались в английских, канадских, австралийских, новозеландских, индийских войсках на всех театрах военных действий с 1939 по 1945 г. Поступали они и на вооружение частей «Свободной Франции», Китая, Польши, Чехословакии.

В период сражения за Францию в 1939-1940 гг. в состав только английских сил в Европе входило семь механизированных кавалерийских полков, в каждом из которых находилось по 44 «универсала». Имелись они и в танковых частях. В 1944 г. при высадке союзных войск в Нормандии, а также в ходе дальнейших боевых действий эти машины использовались для перевозки личного состава пехотных подразделений и тяжёлых пулемётов в пулемётных взводах и ротах управления, применяли их в качестве тягачей 57-мм противотанковых пушек. Некоторые машины переоборудовались в зенитные и даже огнемётные установки.

В послевоенные годы «универсалы» долгое время оставались на армейской службе. Так, в Англии и Канаде они состояли на вооружении ещё в середине 1950-х гг.

В Советский Союз по ленд-лизу было передано 2008 бронетранспортёров английского и канадского производства.

Поставки первых английских «универсалов» начались в октябре 1941-го. Однако в войска они попали лишь в 1942 г.: задержка была вызвана временем на подготовку экипажей. Для этого в Урюпинске на базе 20-го танкового полка создали специальный учебный центр. Командиры и техники проходили обучение в бронетанковом училище в Саратове.

В 1942 г. в Красной Армии формировались новые крупные соединения - танковые и механизированные корпуса и танковые армии. Сюда и распределялись ленд-лизовские «Универсал Карриер». Поступали они в разведывательные и мотоциклетные батальоны. Так, в 19-м танковом корпусе 4-го Украинского фронта в апреле 1944 года находилось 10 таких машин, в 4-м гв. тк в августе 1943 года их было 16 единиц.

49-е фото
Транспортёры Universal Carrier показали себя маневренными, хорошо управляемыми машинами

В это же время только в одном 91-м отдельном мотоциклетном батальоне имелось 10 «универсалов». В некоторых случаях они придавались (по несколько единиц) даже отдельным тяжёлым танковым полкам прорыва, особенно тем, в составе которых были тяжёлые, также английские, танки Mk IV «Черчилль».

В войсках «универсалы» считались весьма надёжными, отличались хорошей маневренностью, управляемостью, не боялись холодов. Особенно эффективно действовали на них в условиях бездорожья разведгруппы. Использовались они и в качестве связных и санитарных машин. На некоторые бронетранспортёры устанавливалось советское вооружение: противотанковые ружья, крупнокалиберные пулемёты ДШК, пулемёты ДТ.

Тактико-технические характеристики бронетранспортёра Mk I UNIVERSAL CARRIER
Масса, кг: 3700.
Экипаж, чел.: 4-5.
Габаритные размеры, мм: длина - 3657, ширина - 2057, высота - 1588, клиренс - 203.
Бронирование, мм: лобовая броня - 11, борт и корма - 7.
Вооружение: одно противотанковое 13,97-мм ружьё Boys, один 7,7-мм пулемёт Bren.
Боекомплект: 80 патронов калибра 13,97 мм, 900 - калибра 7,7 мм.
Двигатель: Ford GAU, 8-цилиндровый карбюраторный V-образный жидкостного охлаждения мощностью 60 л.с.
Трансмиссия: однодисковый главный фрикцион, четырёхскоростная коробка передач, дифференциал.
Ходовая часть: три обрезиненных опорных катка на борт, поддерживающий каток, ведущее колесо - заднее, ширина гусеницы - 241 мм.
Скорость, км/ч: 40.
Запас хода, км: 180.
Преодолеваемые препятствия, м: ширина рва - 1,6, высота стенки - 0,5, глубина брода - 0,6, угол подъёма, град. - 28.

Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза