Infantry Tank Mk.II Matilda Mk.II - Средний (пехотный) танк (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Infantry Tank Mk.II Matilda Mk.II (А12)
Наиболее сильно бронированный танк начального периода 2-й мировой войны и единственный английский танк, состоявший на вооружении британской армии 8 течение всей войны. Разработан конструкторским бюро арсенала Woolwich. Производился фирмами Vulcan Foundry, Fowler, Ruston and Hornsby, LMS Railway Works, Harland and Wolff и North British Locomotive Works. C 1939 no 1943 год изготовлено 2987 единиц.
Серийные модификации:
Mk.II Matilda Mk.II - первый серийный вариант. Корпус состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гужонами. Башня танка-литая, цилиндрическая. Ее поворот осуществлялся с помощью гидравлического привода или вручную. Вооружение: 2-фунтовая пушка и 7,7-мм пулемет Vickers с водяным охлаждением. Два дизельных двигателя фирмы АЕС.
Mk.II Matilda Mk.IIА - вместо пулемета Vickers установлен 7,92-мм пулемет BESA.
Mk.II Matilda Mk.IIА* (Mk.II Matilda Mk.III) - дизельные двигатели Leyland. Направляющие полозья вместо 6 поддерживающих катков.
Mk.II Matilda Mk.IIICS - 3-дюймовая (76 мм) гаубица вместо 2-фунтовой пушки.
Mk.II Matilda Mk.IV (Mk.II Matilda Mk.IIА**) - усовершенствованные двигатели Leyland.
Mk.II Matilda Mk.V - пневматический усилитель управления трансмиссией.

В сентябре 1939 года в строю имелось всего две новых «Матильды», а к весне 1940 года ими был укомплектован один батальон 7-го Королевского танкового полка, который участвовал в боях в Дюнкерке.
В это же время несколько таких машин было отправлено в Египет, где они приняли участие в первых боях с итальянцами, противотанковые средства которых оказались бессильны против хорошо защищенного английского танка.
С середины 1941 года, после высадки в Ливии немецкого Африканского корпуса, основным средством борьбы с «Матильдами» стала 88-мм зенитная пушка. Тем не менее эти танки активно использовались в боевых действиях вплоть до первых боев у Эль-Аламейна в июле 1942 года.
Австралийские войска использовали «Матильды» на островах Тихого океана вплоть до 1945 года. На вооружении их учебных частей эти танки состояли до 1953 года.
В Советский Союз первые «Матильды» прибыли осенью 1941 года - как раз к битве за Москву, и пришлись как нельзя кстати. В течение 1941-1943 годов Красная Армия получила 1084 танка этого типа. Советские танкисты по достоинству оценили мощную броню (такую же, как у нашего КВ) и высокую надежность силовой установки и трансмиссии. Английская 2-фунтовая пушка по бронепробиваемости не уступала отечественной 45-мм и до середины 1942 года могла гарантированно поражать все типы немецких танков. В России выявился один специфический недостаток «Матильды»: осенью и весной грязь, забиваясь днем между фальшбортом и корпусом, ночью, при понижении температуры, замерзала и лишала танк возможности передвигаться.
На базе «Матильды» было построено большое количество машин специального назначения. Саперные танки Matilda Baron и Matilda Scorpion, оснащенные молотковыми минными тралами, приняли участие в сражении у Эль-Аламейна в 1942 году. За ними последовали и другие варианты: катковые минные тралы, бульдозеры, мостоукладчики, прожекторные танки для освещения поля боя и, наконец, огнеметные. Австралийские модификации огнеметных танков - Matilda Frog и Matilda Murray использовались для выжигания японских опорных пунктов на островах Юго-Восточной Азии.

Mk.II Matilda Mk.II

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНОГО ТАНКА Mk.II Matilda Mk.III
БОЕВАЯ МАССА, т: 26,95.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5715, ширина - 2515, высота - 2565, клиренс - 330.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mk.IX или X калибра 2 фунта, 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Bren калибра 7,7 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм (устанавливались не на всех танках).
БОЕКОМПЛЕКТ: 93 выстрела, 3150 патронов к пулемету BESA, 2800 патронов к пулемету Bren, 8 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 24 Mk.I.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 78, борт - 75, корма - 55; башня - 75.
ДВИГАТЕЛЬ: 2 дизеля Leyland, 6-цилиндровых, рядных, жидкостного охлаждения; мощность 95 л.с. (70 кВт) при 2000 об/мин каждый. Правый и левый двигатели невзаимозаменяемы, различались расположением вспомогательных механизмов. Левый по ходу танка обозначался Е-148 или Е-164, а правый - Е-149 или Е-165. Двигатели Е-148 и Е-149 имели алюминиевые картеры, а Е-164 и Е-165 - чугунные.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сухое сцепление автомобильного типа на каждый двигатель, поперечная передача, 6-скоростная планетарная коробка перемены передач, многодисковые сухие бортовые фрикционы, бортовые передачи и соединяющие их валы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 10 опорных катков (на борт) с металлическими бандажами, сблокированных попарно в пять тележек. Одиночный передний каток несколько большего диаметра, чем опорные, облегчавший преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо заднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами. Направляющие полозья (выполняли роль поддерживающих катков). Подвеска балансирная с цилиндрическими пружинными рессорами. В каждой гусенице 69 траков шириной 356 мм, шаг трака - 152 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 25.
ЗАПАС ХОДА, км: 130.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град - 24, высота стенки, м - 0,61, ширина рва, м - 2,4, глубина брода, м - 0,91.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19 Mk.II.

Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1