Mk.VIII - Средний танк (Великобритания/США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Mk VI - Mk IX

При разработке танка Mk VI была предпринята попытка отказаться от спонсонов: в лобовой части установили одну 57-мм пушку (боекомплект - 130 выстрелов), так что водитель должен был работать вместе с наводчиком - снова влияние французских средних танков. Для круговой обороны служили 4 пулемета "Гочкис" с общим боекомплектом 10 000 патронов. Двигатель "Рикардо" сместили к борту, обитаемое отделение приподняли, компактно разместив экипаж. Предполагалось, что танк будет иметь массу 33 т, экипаж 8 человек, длину 8,11, ширину 3,2 и высоту 2,75 м, толщину брони 6-14 мм, максимальную скорость 6,3 км/ч, запас хода 80,5 км, преодолевать те же препятствия, что и Mk V. Гусеницы планировали уширить до 750 мм. Но подготовленный заказ на 600 танков Mk VI для формируемого американского танкового корпуса был аннулирован - выбор остановили на Mk VIII. А Mk VI не пошел дальше деревянного макета в натуральную величину.

В июле 1918 года на заводе "Братья Браун" в Эдинбурге приступили к сборке танка Mk VII с регулируемой гидростатической передачей "Уильямс-Дженни". Заказ составлял 75 танков, но собрали только три. Гидравлическая "муфта Дженни" к тому времени была известна как регулятор скорости наведения в морских башенных установках. Двигатель танка через шестеренчатые редукторы приводил в действие два гидравлических насоса, каждый из которых соединялся шлангами с гидромотором соответствующего борта. Выходной вал гидромотора соединялся с бортовой передачей. Конструкция насоса и гидромотора была, в принципе, одинакова - установленная на валу под углом шайба соединялась шатунами с лродольно перемещающимися поршнями.

Регулирование скорости производилось изменением угла наклона шайбы насоса, реверс - ее наклоном в противоположную сторону, холостой ход - установкой перпендикулярно валу. Водитель получил штурвал, требовавший меньше усилий, чем рычаги механических трансмиссий. Гидравлическая трансмиссия позволяла плавно и в широких пределах регулировать радиус поворота и скорость хода, предотвращала остановки двигателя при переключении передач, но оказалась громоздкой, с меньшим КПД, дорогостоящей и очень чувствительной к износу. Потребовался также дополнительный радиатор для охлаждения масла в трансмиссии.

На Mk VII решетки радиаторов перенесли на крышу для уменьшения засорения и запыления. В крыше корпуса и рубки выполнили вентиляционные купола. Танк оснастили также электростартером. Ходовая часть - типа "Тэдпол", уже опробованная на единичных Mk IV и Mk V. Боевая масса достигла 37 т, вооружение состояло из двух 57-мм пушек и пяти пулеметов. Повышение емкости баков до 454 л увеличило запас хода до 80,5 км. То, что Mk VII не пошел в серию, объясняется меньшей стоимостью и большей надежностью уже выпускавшихся Mk V.

Самым сильным серийным танком, разработанным в конце войны и завершившим собой эволюцию ромбовидных тяжелых танков, стал англо-американский Mk VIII. Проектировать его начали летом 1917 года. Известный как "Интернэйшнл" ("Международный"), или "Либерти" (по марке двигателя), он должен был стать в 1919 году основным тяжелым танком союзников.

При разработке Mk VIII отказались от разделения на "самцов" и "самок". По опыту эксплуатации Mk V* пулеметы вынесли из спонсонов. Форма ходовой части представляла собой развитие схемы "Тэдпол". Двигатель и трансмиссию разместили в корме и отгородили от боевого отделения, планетарные коробку передач и механизм поворота сделали двухступенчатыми. Верхняя рубка превратилась в пулеметную "цитадель" с пятью модифицированными шаровыми установками, обеспечивавшими круговой обстрел.

28-я илл.
Тяжелый танк Mk V* "самка" въезжает на железнодорожную платформу с погрузочной эстакады завода фирмы "Метрополитэн Кэриэдж, Вэгон энд Файненс Компани Лимитэд".

29-я илл.
Компоновка танка Mk V**.

3 декабря 1917 года французское правительство дало согласие на строительство в Шатору завода, на котором до конца 1918 года предполагалось собрать 1500 танков. Из США должны были поставляться двигатели, агрегаты трансмиссии и электрооборудование; из Англии - элементы бронекорпуса, башмаки для траков, опорные катки, установки вооружения, боеукладки, боеприпасы. После заключения перемирия 11 ноября 1918 года целесообразность производства Mk VII во Франции отпала. Англичане успели изготовить 100 комплектов деталей, из которых собрали пять танков до перемирия и два после. В США в 1919-1920 годах была собрана серия из 100 машин. В 1932 году Mk VIII сдали на "танковое кладбище" в Абердине. С началом Второй мировой их в качестве учебных передали канадской армии.

Осенью 1917 года в связи со сражением у Камбрэ встал вопрос о формировании танковых рот для перевозки пехоты. И в 1918 году на основе Mk V со старой "узкой" гусеницей создали танк Mk IX - машину снабжения для боевых танков и транспортер для пехоты. Mk IX продолжал линию тяжелых "ромбовидных" танков.

Чтобы освободить пространство внутри танка, отказались от спонсонов и основного вооружения, оставив только пулеметы в лобовом и кормовом листах корпуса. Двигатель с радиатором сместили вперед, десантное отделение теперь располагалось между двигателем и коробкой передач. Разнеся крайние опорные катки и добавив один поддерживающий ролик в корме, удлинили ходовую часть. На крыше рубки установили наблюдательную башенку. В бортах выполнили четыре большие овальные двери, а также лючки для стрельбы из карабинов десанта; правда, пользоваться ими было очень неудобно,особенно в движении. Рычаги коробки передач и заднего хода и их тяги перенесли под крышу.

Любопытная деталь - в корпусе разместили бак с питьевой водой для экипажа и десанта, дабы сделать условия нахождения в танке более сносными. Mk IX мог перевозить десант до 50 человек или 10 т груза. Скорость хода - от 1,3 до 6,5 км/ч, запас топлива - 454 л. Длина опорной поверхности - 1,83 м, площадь - 9 516 см2. Начав сборку в июне 1918 года, завод Маршалла в Генсборо выпустил 36 машин, которые так и не успели показать себя в деле - "танк-транспортер" появился слишком поздно. Один из двух собранных до перемирия Mk IX использовался во Франции в качестве санитарного транспортера.

30-я илл.
MkV* "самка".

31-я илл.
Mk V** "самец".

32-я илл.
Характерной особенностью тяжелого танка Mk V** была смещенная вперед боевая рубка большого размера, возвышавшаяся за рубкой управления.

Mk IX стал и первым плавающим танком. На борта и лобовую часть укрепили пустые цистерны, служившие поплавками.

Над рубкой установили короб с воздуховодными трубами. Бортовые двери были загерметизированы прокладками. Для подкачки воздуха служили мехи. Движение на воде осуществлялось за счет перематывания гусениц, для чего на траках крепились лопатки. Испытания плавающего танка прошли в день перемирия, на этом работа была прервана.

На основе Mk V** (в варианте "самка") саперы в опытном порядке построили несколько различных специальных машин, необходимость в которых для молодых танковых частей быстро стала очевидной. На крыше танка монтировались силовой гидроцилиндр и три рамы с блоками, образующими полиспаст, на лобовой части крепилась А-образная стрела с блоком, через который перекидывалась цепь. У "танка-трала" на цепи подвешивался тяжелый железный каток, подрывавший мины за счет высокого удельного давления на грунт. У "танка-моста" на такой же цепи подвешивался надвижной колейный мост, шарнирно укрепленный на треугольном трубчатом каркасе в передней части корпуса машины. Заметим, что первоначально предлагался другой вариант мостового танка - танк с мостом на крыше должен был спускаться в ров или широкий окоп. Малая жесткость корпусов "ромбовидных" танков не позволила реализовать этот проект. У "танка-крана" на конце цепи подвешивался крюк. Были также построены "танки-буксиры" землеройных механизмов для полевых фортификационных работ.

33-я илл.
Компоновка танка Mk VII.

Организация и обучение английских танковых частей

В марте 1916 года началось формирование первого танкового подразделения под командованием полковника Суинтона, именовавшегося "отделением бронеавтомобилей службы моторизованных пулеметов", а с мая - "тяжелым отделением пулеметного корпуса". Первые 600 человек перевели из учебного лагеря "моторизованных пулеметов", 30 офицеров взяли из службы моторизованных пулеметов и RNAS, еще 15 назначил главнокомандующий во Франции. 900 добровольцев набрали особой вербовкой. Штаб отделения находился поначалу в Лондоне. Первый учебный лагерь в Бисли имел русскозвучащее название "Сибирь", позже его перевели в Бульхауз. В имении Ивиф в Эльведене организовали учебное поле, названное "полигоном для опытных взрывов" (так объяснялось присутствие военных инженеров). Ходили слухи, что оттуда роют туннель до Германии - вероятно, такие нелепицы распускали намеренно. Личный состав не знал о танках до их прибытия - говорили, что новые машины "могут переплывать реки, как крокодил, и прыгать, как кенгуру". В июне были получены первые машины и утвержден штат отделения - 15 рот по 10 танков. Но вскоре штат изменили, сформировав 6 рот по 25 танков.

В первых числах июля в присутствии премьер-министра Ллойд-Джорджа провели первое учение 20 танков и пехоты. На следующих учениях присутствовал король Георг V, под видом "русского генерала". В другой раз король уже официально посетил танковое учение в Буле 25 октября 1918 года, а вообще к концу войны посещение танковых частей стало у королевской семьи хорошим тоном.

С 15 ноября 1916 года танковые роты начали переформировывать в 4 батальона, которые затем свели в две бригады.

34-я илл.
Тяжелый танк Mk IV "самец" проезжает над узкоколейной железной дорогой. Франция, 1917 год.

Весной 1917-го сформировали 3-ю бригаду. Количество танков в батальоне уменьшили с 72 до 48 (36 боевых и 12 учебных). Бригады были чисто административной единицей, поэтому состав их постоянно менялся. Относительно стабильным оставался состав танковых батальонов и рот, но в бою и они дробились до групп в несколько машин.

Средний срок подготовки батальона составлял 4 месяца. Учебный лагерь в Бовингтоне служил и главным опытным полигоном, где проверялись все предложения по совершенствованию конструкции танков, приемам управления, движения и т.п. К концу войны появились школы (курсы) стрельбы из орудий и пулеметов, револьверов, расшировки аэрофотоснимков танковой разведки, службы связи и голубиной почты, маскировки, противогазовая, топографическая.

Ключевым предметом начального обучения считалась топография. После занятий на неподвижной машине и первых "катаний" (дабы приучить экипажи к тяжелым условиям в танке) начиналось вождение и преодоление препятствий.

Поворот отрабатывали на обвалованном участке дороги, касание вала корпусом вело к дисквалификации. Любопытно выглядел прием преодоления глубокой воронки "нырянием ласточкой". Танк выводили на край воронки и вывешивали (центр тяжести у ромбовидных танков почти совпадал с центром опорной поверхности). С закрытым дросселем он спускался вниз, при касании направляющим колесом грунта нужно было дать полный газ, иначе машина оставалась в воронке.

Наводчиков обучали прицеливаться на вспышку выстрела и быстро нажимать спуск при повторной вспышке. Хотя обучали стрельбе в движении, боевая практика заставляла стрелять с коротких остановок. Для определения проходимости грунта выработали простой прием: если офицерская трость усилием двух рук входила в грунт не более, чем на 30 см, танки проходили легко (грунт выдерживал давление до 1,5 кг/см²), на 30-45 см - средняя проходимость (около 1 кг/см²), менее 0,5 кг/см² - грунт полностью непроходим.

К середине 1918 года наладился механизм приемки и отправки танков. С заводов их отправляли на станцию в Ньюбери (Беркшир), обслуживаемую 20-й эскадрильей RNAS, оттуда через Саутгемпотон и Ричборо на пароме в Гавр, где их принимала другая группа 20-й эскадрильи, затем - в Бермикур и на центральный склад в селение Эрен.

Большое значение придавалось ремонтно-эксплуатационной службе и технической подготовке. В конце 1916 года вместо ротных мастерских создали батальонные, а через год - бригадные, а также Центральные мастерские в Эрене, при этом из рот изъяли мастеров. Вопросы поддержания танков в исправности все больше переходили к экипажам, водители превращались в механиков-водителей. С октября 1917 года практиковали выдвижение на грузовиках к линии фронта передовых складов корпуса.

1 февраля 1918 года начали формировать танковые роты снабжения - каждая из 4 взводов по 6 танков. К августу во Франции находилось 5 рот снабжения и 2 танковые роты перевозки орудий.

На июль 1918 года Танковый корпус включал 14 батальонов тяжелых танков, 2 батальона - средних и 1 - бронеавтомобилей. 26 октября военное министерство утвердило развертывание корпуса в 1919 году до 34 батальонов, но перемирие положило конец этим планам.

35-я илл.
Схема преодоления ромбовидным танком глубокой воронки или рва "нырянием ласточкой".

36-я илл.
Танк Mk IV во время преодоления препятствия. Учебный лагерь в селении Эрен. Франция, сентябрь 1917 года.

Бронеколлекция, №5, 2000, С. ?. Федосеев - «Сухопутные корабли» (английские тяжелые танки Первой мировой войны)