Mk IV Churchill - Средний (тяжелый, пехотный) танк (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Тяжёлые пехотные танки Mk IV Churchill III и IV

67-е фото
Тяжёлый пехотный танк Mk IV Churchill

68-е фото
Mk IV

69-е фото
Колонна танков Churchill в Германии. Апрель, 1945 г.

70-е фото
Танки Churchill на Западном фронте. Весна, 1945 г.

По замыслу военного ведомства Англии танк «Черчилль» должен был придти на смену тяжёлому пехотному Mk II «Матильда», серийной машине, уже состоявшей на вооружении. Армии требовался новый, более мощный танк, способный участвовать в прорыве долговременных укреплений противника.

В июне 1941 г. фирма Vauxholl Motors изготовила первые серийные машины «Черчилль I» с двумя орудиями: пушкой калибра 40 мм в корпусе и гаубицей калибра 76,2 мм в башне. Затем последовал выпуск других модификаций - всего их насчитывалось полтора десятка.

В Советский Союз поступили по ленд-лизу 253 танка, в основном модификаций «Черчилль III» и «Черчилль IV» (по другим источникам - 301, хотя отправлено было 344).

Mk III и Mk IV оказались одними из наиболее защищённых броней английских танков Второй мировой войны. Так, у Mk III толщина лобовых листов корпуса составляла 101 мм, лба башни - 88 мм. Обе эти модификации вооружались новой 57-мм пушкой Mk III или Mk V. В башне рядом с ней размещался спаренный 7,92-мм пулемёт Besa. Ещё один - курсовой пулемёт находился в лобовом листе корпуса. На правой стороне башни монтировался 50,8-мм миномет для стрельбы дымовыми минами на дальности до 140 м.

Двигатель Bedford «Twin-Six» имел мощность 350 л.с. В трансмиссию впервые в английском танкостроении включили коробку передач Merrit-Brown Н4. Другой новинкой стало использование трёхдискового главного фрикциона, который существенно облегчил управление танком и обеспечил плавность хода.

71-е фото
Компоновка танка Churchill поздних выпусков

Выпуск танков «Черчилль» всех модификаций продолжался до конца 1945 г. Было изготовлено 5640 машин, из них Mk III - 675 единиц и Mk IV - 1622.

Боевое крещение «Черчилли» приняли 19 августа 1942 г. во время рейда союзников под французским городом Дьепп на побережье Ла-Манша. С февраля 1943-го они участвовали в боевых действиях в Тунисе в составе 25-й армейской танковой бригады 142-го полка Королевского танкового корпуса. Прошли также всю итальянскую кампанию с мая 1944 г. в рядах 21-й армейской танковой бригады. В середине июля того же года вступили в сражения на Западном фронте.

В Красной Армии танки «Черчилль» входили в состав отдельных гвардейских танковых полков прорыва. Во время Сталинградской битвы эти машины находились в составе 48-го отд гв. тпп.

Участвовали в освобождении Киева 6 ноября 1943 г. На Ленинградском фронте вплоть до полного снятия блокады сражался 21 танк «Черчилль» в 36-м отд гв. тпп, на Волховском фронте с марта 1943-го такие танки воевали в 50-м отд гв. тпп. На Курской дуге в сражении под Прохоровкой в 15-м гвардейском полку участвовало 10 машин Mk IV и в 36-м полку - 21 машина.

Кроме того, тяжёлые танки «Черчилль» освобождали Орёл в составе 34-го отд гв. тпп Брянского фронта, находясь в 21-м отд гв. тпп Ленинградского фронта, вели бои за Выборг, в 82-м отп воевали под Таллином.

Тактико-технические характеристики тяжёлого танка CHURCHILL III
Масса, кг: 39 574.
Экипаж, чел.: 5.
Габаритные размеры, мм: длина - 7442, ширина - 3251, высота - 2450, клиренс - 530.
Вооружение: одна 57-мм пушка Mk III или Mk V, два 7,92-мм пулемёта Besa, один зенитный 7,7-мм пулемёт Bren, один дымовой 50,8-мм гранатомёт.
Боекомплект: 84 снаряда, 4950 патронов калибра 7,92 мм, 600 патронов калибра 7,7 мм, 30 дымовых мин.
Бронирование, мм: лобовая броня - 101, лоб башни - 88, борта - 76, корма - 64, крыша - 15-19, днище - 19.
Двигатель: 12-цилиндровый Bedford «Twin-Six», карбюраторный жидкостного охлаждения, мощность 350 л.с.
Трансмиссия: четырёхскоростная коробка передач Merritt-Brown Н4 в блоке с дифференциальным механизмом поворота, трёхдисковый главный фрикцион.
Ходовая часть: 11 опорных катков малого диаметра на борт, ведущее колесо заднее, подвеска индивидуальная пружинная, ширина гусеницы - 356 мм.
Скорость, км/ч: 25.
Запас хода, км: по шоссе - 246.
Преодолеваемые препятствия, м: высота стенки - 0,76, ширина рва - 3,66, глубина брода - 1,22, угол подъёма, град. - 30.

Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза