LVT-3 - Бронетранспортер, плавающий (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

ДЕСАНТНЫЕ АМФИБИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. «Аллигаторы» США - плавающие танки и бронетранспортеры / Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2014. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

Плавающий транспортер LVT-3 «Бушмастер»

Выше указывалось, что еще до начала поставок LVT-1 Управление кораблестроения ВМФ США привлекло компанию «Борг-Уорнер» к разработке усовершенствованного варианта плавающего транспортера. Точнее, Управление кораблестроения обратилось за помощью в разработке проекта к «Морзе Клэйм» - подразделению «Борг-Уорнер». Ознакомившись с машиной Роблинга «Аллигатор» в работе, специалисты «Борг-Уорнер» решили, что устранить свойственные ей недостатки можно, только создав на ее основе новую модель. И в августе 1942 года - через полгода после начала проектирования - была построена «Модель А». В ней оригинальная схема «Аллигатора» сочеталась с рядом собственных решений. Сохранив общую схему ходовой части Роблинга, инженеры «Борг-Уорнер» убрали ролики с гусениц и установили по нижней грани бортовых понтонов по 11 опорных катков на борт с жесткой подвеской (катки снабдили спаренными шинами из синтетического каучука), увеличили направляющие и ведущие колеса. Гусеница по-прежнему служила водоходным движителем и выполнялась на основе шарнирной цепи, но тут за образец взяли цепь Морзе[10][Зубчатая цепь, часто применяемая в промышленности для передачи больших усилий.]. В силовом блоке использовали автоматическую трансмиссию. Чтобы увеличить жесткость корпуса без увеличения массы машины, внешние детали корпуса изготовили из гофрированной стали. При собственной массе 7,7 т «Модель А» могла перевозить груз до 2,3 т. Длина машины составила 7,3 м, ширина - 3,35 м, высота - 2,7 м. Скорость «Модели А» на суше достигала 27 км/ч, на плаву - 13 км/ч.

Интересным решением была возможность быстрой переделки машины из грузового или десантного транспортера в боевую амфибию установкой крыши десантного отделения (подбашенного листа) с погоном башни и башни от легкого танка М3 «Стюарт» с 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.

Опытный плавающий транспортер «Модель А» компании «Борг-Уорнер», 1942 г.

Предложенная Бенджамином Свеннесом («Борг-Уорнер») улучшенная схема охлаждения двигателя плавающего транспортера, установленного в бортовом спонсоне. Из американского патента 1947 г.

При всех оригинальных решениях «Модель А» компании «Борг-Уорнер» уступила новой машине компании FMC, воплощенной в серийном транспортере LVT-2 - и из-за жесткой подвески ходовой части, и по грузоподъемности. LVT-2 и пошел в серийное производство. Идею же установки на транспортер башни легкого танка использовали для плавающего танка LVT(A)-1 той же FMC.

Но «Борг-Уорнер» не сдалась и занялась существенной переделкой своей «Модели А» в соответствии с требованиями военных. Работы над новым плавающим транспортером вел на фирме Бенджамин А. Свеннес. «Модель В» (упоминается также как Т11 - видимо, «армейское» обозначение), представленная в апреле 1943 года, стала существенным шагом вперед по сравнению с предыдущими конструкциями LVT. Наиболее оригинальным решением, определившим ее успех, стало использование силовой установки и трансмиссии легкого танка М5 «Стюарт». По ходу разработки на машине устранили большие фальшборты, перекрывавшие ведущие колеса и способствовавшие скапливанию грязи и песка. Летом 1943 года прототип доставили для испытаний на базу 1-й дивизии морской пехоты в Кэмп Пендлтон (Калифорния). Результаты испытаний вполне удовлетворили представителей ВМФ и Морской пехоты. Среди изменений, которые они потребовали, был отказ от стальной брони корпуса. Заказчики оценили машину, прежде всего, как удачный транспортер и отдали предпочтение грузоподъемности. Предполагалось, что при необходимости используют накладные бронелисты из отдельно поставлявшихся комплектов бронирования. После внесения ряда изменений в подвеску появилась «Модель D», которую и приняли на вооружение под обозначением LVT-3 (Landing Vehicle Tracked, Mark 3). Машина получила также прозвище «Бушмастер» (Bushmaster).

Внешне LVT-3 легко отличить от LVT-2 и LVT-4 по смещенной к носовой части рубке отделения управления и скругленному «носу» корпуса, на который на болтах крепилась пластина, предотвращавшая зарывание носом на плаву. Отделение управления было сдвинуто максимально вперед. Приподнятое положение рубки и три ее окна (как на LVT-1) обеспечивали механику-водителю лучший обзор.

Легкий танк М5, как известно, оснащался двумя 8-цилиндровыми V-образными автомобильными двигателями «Кадиллак» серии 42 жидкостного охлаждения, с углом развала цилиндров 90°. Каждый двигатель развивал мощность 110 л.с. при 3400 об./ мин и соединялся со стандартной автоматической гидромеханической трансмиссией «Гидраматик». В LVT-3 двигатели установили в увеличенных бортовых спонсонах - понтонах ближе к корме (мы уже видели, что похожую схему компоновки рассматривала и FMC). Впереди каждого двигателя внутри спонсона монтировались гидромуфта (сцепление) и планетарная четырехскоростная коробка передач, от которой вращение передавалось карданными валами на единый механизм поворота (двойной дифференциал), установленный в средней части корпуса позади отделения управления, от него такими же карданными валами вращение передавалось на одноступенчатые бортовые редукторы, приводившие во вращение ведущие колеса. Конструкторы Б. Свеннес и Л. Шелтон разработали крепление сборки двигатель-коробка передач, позволявшее при необходимости ремонта отсоединить сборку и выдвинуть внутрь грузового отделения. Радиатор устанавливался перед двигателем и обдувался вентилятором. Автоматическая трансмиссия обеспечивала 4 скорости вперед и 1 назад, плавно изменяла крутящий момент на гусенице при выходе машины из воды, не требуя выбора передачи вручную - одна из наиболее трудных задач, встающих перед механиком-водителем машины-амфибии. При повороте автоматически ускорение движения гусеницы одного борта сопровождалось подтормаживанием гусеницы другого борта, что делало управление машиной проще и требовало меньше усилий. Механик-водитель имел единые органы управления для обоих силовых блоков. Топливные баки размещались в кормовой части спонсонов. Решетки-жалюзи воздухозаборников и выхлопной системы выполнили в коробчатых надгусеничных полках.

Схема откидной кормовой аппарели плавающего транспортера «Борг-Уорнер». Из патента Б. Свеннеса 1947 г.

Схема компоновки плавающего транспортера LVT-3: 1 - отделение управления (рубка), 2 - десантное отделение, 3 - ведущее колесо, 4 - гусеница, 5 - карданный вал, 6 - коробка передач, 7 - сцепление, 8 - двигатель, 9 - откидная аппарель.

Одинарные опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску на качающихся рычагах - балансирах. Гусеница цевочного зацепления была уже, чем у LVT-2, съемные лопатки-грунтозацепы также были W-образные. Подвеска и ведущее колесо незначительно отличались от LVT-2. Гусеница удерживалась от поперечного смещения двумя продольными гребнями, достаточно высокими, чтобы гусеница не спадала из-за провисания на плаву. Резиновые втулки шарниров гусеничной цепи уменьшали ее износ.

Выбранная компоновка позволила, во-первых, увеличить длину десантного отделения, не увеличивая длину машины, во-вторых, установить откидную кормовую аппарель, дававшую те же преимущества, что и на LVT-4. Аппарель управлялась ручной лебедкой, установленной в отделении управления, имела внутреннюю ребристую дорожку. Кроме того расположение агрегатов силовой установки ближе к корме смещало назад центр масс и обеспечивало машине на плаву дифферент на корму в нагруженном и негруженом состоянии. Машина оказалась даже чуть короче, чем LVT-2, при этом допустимая длина груза увеличилась примерно на 1,25 м. Полезная площадь грузового отделения LVT-3 составила 11,6 м2 - сравним с 6,05 м2 у LVT-1 и 7,75 м2 у «Модели А». LVT-3 имел несколько меньшую скорость хода, чем LVT-4, но запас хода был тот же при меньшем расходе топлива. В целом LVT-3 оказался более удобен в эксплуатации, чем LVT с двигателем «Континенталь».

Вооружение транспортера обычно включало один 12,7-мм пулемет М2НВ и два 7,62-мм М1919А4 на трех шкворневых установках - одна за отделением управления и две у бортовых спонсонов. Установки могли снабжаться бронещитами. В марте 1945 года на Абердинском полигоне испытывался бронированный вариант LVT-3 со спаренной установкой 12,7-мм пулеметов М2НВ за отделением управления с возможностью стрельбы по наземным и воздушным целям, но о боевом применении транспортеров с такой установкой неизвестно.

Патент, полученный Б. Свеннесом в 1948 г. (заявка подана в 1943 г.), соответствует опытной «Модели А», предлагавшейся компанией «Борг-Уорнер». Видно устройство узла подвески опорного катка с резиновым упругим элементом.

Вид сверху раннего варианта плавающего транспортера LVT-3 позволяет увидеть значительно большее, чем у предшественников, десантное отделение, а также компоновку отделения управления.

Патент Б. Свеннеса («Борг-Уорнер») на размещение топливных баков плавающего транспортера.

Первые машины имели скобы над понтонами, но со временем их устранили. Кроме обычных передних фар LVT-3 мог оснащаться поворотным прожектором над рубкой. Для откачки попавшей в корпус воды имелись две помпы - по одной в каждом спонсоне. На корпус LVT-3, как и на LVT-4, могли крепиться бронелисты, хотя при этом его грузоподъемность уменьшалась с 3,6 всего до 1,3 т - почти втрое. В отделении управления LVT-3 в специальном деревянном ящике держали пропитанную ветошь, деревянные пробки и другой материал, чтобы быстро заткнуть пробоину на плаву. Также на борту имелись ящик с ЗИП, сигнальные лампы, бачок с питьевой водой.

Схема размещения двигателей и основных агрегатов трансмиссии LVT-3.

Плавающий бронетранспортер LVT-3(C) в роли машины снабжения островов в районе Уэйлс Филд, Аляска. Обратим внимание на надувную спасательную лодку на крыше.

Ранний вариант плавающего транспортера LVT-3. Это был первый из плавающих транспортеров серии LVT, снабженный подобием волноотбойного щита.

Заказ, выданный компании «Борг-Уорнер», предполагал начало серийного производства с весны 1944 года и поставку за этот год 1 800 LVT-3 вместе с комплектами ЗИП для их обслуживания и ремонта. Но организация серийного производства вместе с необходимостью подготовки экипажей (управление LVT-3 отличалось от LVT-2 и -4) и обслуживающего персонала задержали поставки. К производству привлекли заводы компаний «Грэхэм-Пэйдж» и «Ингерсолл».

Загрузка джипа «Виллис» в десантное (грузовое) отделение плавающего транспортера LVT-3. Хорошо видны тросы откидной аппарели и ее ребристый настил.

Плавающий транспортер LVT-3 с комплектом частичного (локального) бронирования на Абердинском полигоне. США, 1945 г.

Схема управления плавающим транспортером типа LVT-3 с помощью одного рычага, предложенная Милтоном Андерсоном в 1944 г. (патент США 1948 г.).

Первые LVT-3 поступили в войска к весне 1945 года - позже транспортеров LVT-4 компании FMC - и впервые были использованы при высадке на Окинаву в апреле 1945 года. Всего в течение 1944 и 1945 годов было построено 2964 (по другим данным - 2962) машины LVT-3 «Бушмастер», все они переданы Морской пехоте. В отличие от LVT-1 и LVT-2, признанных устаревшими по окончании Второй мировой войны, LVT-3 продолжили службу и после войны.

В частности, в 1947 г. Опытная инженерная станция ВМФ переоборудовала два LVT-3 для использования в арктических условиях. Машины получили полностью закрытое обитаемое отделение, усиленную ходовую часть. Уширенная гусеница уменьшила удельное давление на грунт с 0,6 кг/см2 (как у штатного LVT-3) до 0,43 кг/см2.

Тактико-технические характеристики плавающего транспортера LVT-3