Light Tank M3/М5 General Stuart - Легкий танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Light Tank M3/М5 General Stuart

Самый массовый и наиболее известный легкий танк периода Второй мировой войны. Представлял собой прямое развитие легкого танка М2А4. Разрабатывался и производился фирмами American Car and Foundry и Cadillac Car Division (филиал фирмы General Motors). С 1941 по 1944 г. изготовлено 22 743 единицы.

М3 - первый вариант с клепаными корпусом и башней. В процессе производства башня стала сварной, форму ее изменили - многогранную на подковообразную. Машины поздних выпусков имели частично сварной корпус. Боевая масса - 12,43 т. Габариты - 4531x2235x2515 мм. Часть машин оснащалась стабилизатором наведения пушки в вертикальной плоскости и дизелем Guiberson T-1020-4 мощностью 210 л.с. Изготовлено 5811 единиц.

M3А1 - ликвидированы командирская башенка и пулеметы в бортовых спонсонах. Корпус, ходовая часть и двигатель - без изменений. Изготовлена 4621 единица, из них 211 - с дизелем Guiberson T-1020-4.

М3А3 - полностью сварной корпус новой формы со скошенными скулами.

Башня с развитой кормовой нишей, в которой размещена радиостанция. Вооружение, двигатель и ходовая часть - такие же, как у M3А1. Изготовлено 3427 единиц.

М5 - силовая установка из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac Series 42 V8 суммарной мощностью 220 л.с. и автоматическая коробка передач Cadillac Hydra-Matic. Новый полностью сварной корпус с лобовой 63-мм броней. Башня и ходовая часть - как у М3А1. Изготовлено 2074 единицы.

М5А1 - М5 с башней от М3А3. Введено броневое прикрытие установки зенитного пулемета, ящик для снаряжения на корме башни и штампованные опорные катки. Изготовлено 6810 единиц.

Первые 84 танка М3, полученные англичанами, прибыли в Северную Африку весной 1941 г. Ими укомплектовали 8-й гусарский полк (Kings Royal Irish Hussars) 4-й танковой бригады, входившей в состав 7-й танковой дивизии. Американскими танками заменили устаревшие английские крейсерские машины А9, А10 и А13. Причем «Стюарт» не уступал последним по подвижности, вооружению и броневой защите и значительно превосходил их по надежности и простоте эксплуатации.

Обозначения модификаций танков серии M3/М5 в английской армии:

Stuart I - М3.
Stuart II - М3 с дизелем. Поставлено 1829 единиц обеих модификаций.
Stuart III - M3A1.
Stuart IV - М3А1 с дизелем. Поставлено 1594 единицы обеих модификаций.
Stuart V - М3А3. Поставлено 2045 единиц.
Stuart VI - М5 и М5А1. Поставлена 1421 единица.

Боевое крещение «стюарты» получили в ноябре 1941 г. в бою у Габр-Салеха. К этому моменту новыми танками укомплектовали все три полка 4-й танковой бригады. Эти полюбившиеся английским экипажам танки участвовали в боевых действиях до конца Африканской кампании, причем первоначально они использовались как крейсерские. С учетом специфики театра «стюарты» оборудовали дополнительными наружными топливными баками, большими ящиками для амуниции и снаряжения.

Вплоть до конца 1944 г. они были единственными легкими танками в составе разведывательных полков английских танковых дивизий, воевавших на Европейском континенте. Широко и успешно эти машины использовались англичанами в Бирме против японцев.

Для целей разведки большая высота «Стюарта» была явно не подходящей, поэтому англичане часто снимали с танков башни и вместо них устанавливали пулеметы. Эти машины назывались Stuart Recce. В безбашенном варианте «стюарты» часто применялись и в качестве командирских машин, бронетранспортеров и артиллерийских тягачей. Последние прослужили в английской армии до середины 1950-х гг.

Что касается «стюартов» армии США, то они впервые вступили в бой в декабре 1941 г., когда боевые машины из 192-го танкового батальона атаковали японцев, высадившихся на Филиппинах.

В составе 1-й и 2-й танковых дивизий армии США М3, M3А1 и М5 использовались в Северной Африке в 1942-1943 гг. М5А1 в период боев в Тунисе поступали на вооружение в батальоны легких танков и в противотанковые части, где применялись в качестве командирских. При этом из боевых частей постепенно вытеснялись «стюарты» ранних модификаций. Ко времени высадки в Сицилии, в конце 1943 г. М5А1 стал стандартным легким танком армии США.

После Африканской кампании американские танковые дивизии реорганизовали. В результате число легких танков в них сократилось со 126 до 51. Однако в Африке и Италии при наличии у противника большого количества легких боевых машин еще можно было найти применение для М5А1. Но во Франции и Германии немецкие танки 1944 г. - Pz.IV с длинноствольной пушкой, «Пантера» и «Тигр» - не оставили «стюартам» никаких шансов уцелеть на поле боя. Поэтому американские командиры стремились не использовать М5А1 в танковых атаках. Уделом «стюартов» стали огневая поддержка моторизованной пехоты, разведка, охрана штабов и другие вспомогательные функции.

11-е фото
M3А1

12-е фото
Постановка боевой задачи экипажу танка М3А1 (М3л). Западный фронт. 1942 г.

На Тихоокеанском театре военных действий «стюарты» всех модификаций воевали в составе танковых батальонов Корпуса морской пехоты вплоть до 1945 г. Для уничтожения японских бункеров на островах использовался огнеметный вариант «Стюарта» М3А1 и М5А1 - Satan («Сатана»).

После принятия в 1944 г. на вооружение легкого танка М24 большую часть М5А1 переделали в разведывательные машины Stuart Recce. С них сняли башни и установили 12,7-мм пулемет Browning М2НВ. Аналогичным образом оборудовались машины управления для командиров частей и подразделений.

13-е фото
M3АЗ

14-е фото
М5

15-е фото
Легкий танк M3АЗ. Абердинский полигон. 1942 г.

16-е фото
«Стюарт» М3 в Бирме. Весна 1942 г. (ошибка первоисточника - на снимке средний M3)

Наибольшее количество танков «Стюарт» (модификаций М3 и M3А1) после американской и английской армий получила Красная Армия. Первые 46 «Стюартов» прибыли в СССР в январе 1942 г., а последние 16 - в апреле 1943-го.

Танки M3л ( М3 «легкий» - так в советских документах именовался «Стюарт») поступали на вооружение батальонов легких танков в составе танковых бригад и отдельных танковых батальонов. Последние могли иметь как смешанный состав - из средних M3с и легких M3л, так и однородный. Например, 6 сентября 1942 г. в распоряжение командования Северной группы войск Закавказского фронта прибыл 75-й отдельный танковый батальон в составе 30 танков M3л. С 7 по 22 сентября 1942 г., ведя бои в районе Кизляра, батальон уничтожил 18 танков противника.

В 1942 г. большинство танков M3л было сосредоточено в частях и соединениях Северо-Кавказского и Закавказского фронтов. Вместе с тем имелись эти танки и в составе Западного, Северо-Западного и Воронежского фронтов. В начале 1943 г. M3л принимали участие в Новороссийской десантной операции, причем, в первом эшелоне.

С мая 1943 г. по советской инициативе поставки танков «Стюарт» прекратились. Тем не менее в ряде танковых частей их продолжали использовать на советско-германском фронте в 1943-м, 1944-м и даже 1945 гг. Так, например, по состоянию на 25 марта 1945 г. в составе 1-й конномеханизированной группы 2-го Украинского фронта имелось 20 танков M3л.

Во время Второй мировой войны «стюарты» разных модификаций состояли на вооружении в Китае, войсках «Свободной Франции», польских и чехословацких войсках, в Народно-освободительной армии Югославии. Значительное количество боевых машин (683 единицы) было передано латиноамериканским государствам, где они состояли на вооружении вплоть до 1970-х гг.

Тактико-технические характеристики легкого танка М3А1
БОЕВАЯ МАССА, т: 12,94.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4531, ширина - 2235, высота - 2151, клиренс - 420.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М6 клб. 37 мм и 3 пулемета Browning M1919A4 клб. 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 116 артвыстрелов и 6400 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М5А1, стабилизатор наведения в вертикальной плоскости.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 45, корма - 25, крыша и днище - 10, башня - 13...38.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental W670-9A, 7-цилиндровый звездообразный карбюраторный воздушного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2400 об/мин, рабочий объем - 9832 см3.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач с синхронизатором, дифференциал, бортовые передачи, ленточные тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); каждая тележка подвешена на двух вертикальных буферных пружинах; в каждой гусенице 66 траков шириной 294 мм, шаг трака - 140 мм.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 113.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, высота стенки, м - 0,61, ширина рва, м - 1,83, глубина брода, м - 0,91.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-508.

Бронеколлекция, №1, 2009, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)