M4A2 Sherman - Средний танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

М4А2

Проектирование дизельного варианта М4 началось в 1941 году. Двигатель и трансмиссию позаимствовали у средних танков М3А3 и М3А5. В декабре 1941 года модификация получила свой индекс - М4А2. В апреле следующего года первый прототип был отправлен на Абердинский полигон для испытаний, а вскоре вслед за этим в сборочных цехах фирм Fisher Tank Arsenal и Pullman Standard Car Company развернулось производство M4A2.

Дизельный «Шерман» стал, кроме всего прочего, первым запущенным в серию танком этой марки, имевшим сварной корпус. Вследствие этого на нем апробировались многочисленные конструктивные усовершенствования.

Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса, затем их закрыли сварными броневыми кожухами и ввели перископы. Наконец, в начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса. При этом угол наклона лобовой брони пришлось уменьшить с 56° до 47° к вертикали. Следует подчеркнуть, что все этапы модернизации корпуса М4А2 в равной степени были характерны и для других модификаций «Шермана», за исключением, пожалуй, М4А4.

Силовой блок, состоявший из двух автомобильных дизелей General Motors 6046, был серьезным конкурентом звездообразным авиационным моторам М4 и М4А1. Низкооборотный дизель обеспечивал М4А2 неплохую проходимость на местности и значительно больший, чем у своих карбюраторных собратьев, запас хода.

К производству М4А2 вскоре подключились еще три фирмы: с сентября 1942 года American Locomotive Company, с октября - Baldwin Locomotive Works и с декабря - Federal Machine and Welder Company. Выпуск M4A2 c 75-мм пушкой и сухой боеукладкой продолжался до мая 1944 года. В том же месяце заводские цехи Fisher Tank Arsenal начали покидать боевые машины M4A2(76)W с 76-мм пушками и мокрой боеукладкой. Небольшое количество таких танков выпустила в 1945 году и фирма Pressed Steel Car Company. Как и «шерманы» других модификаций, последние машины серии М4А2 оснащались горизонтальной подвеской.

Бронеколлекция, №1, 1999, М. Б. Барятинский - Средний танк «Шерман»

 

Производство среднего танка «Генерал Шерман»
Марка танка / Время выпуска / Количество выпущенных машин
М4 / с 7.1942 по 1.1944 / 6748
М4А1 / с 2.1942 по 12.1943 / 6281
М4А2 / с 4.1942 по 5.1944 / 8053
М4А3 / с 6.1942 по 9.1943 / 1690
М4А4 / с 7.1942 по 9.1943 / 7499
М4А6 / с 10.1943 по 2.1944 / 75
М4(105) / с 2.1944 по 3.1945 / 1641
M4A1(76)W / с 1.1944 по 7.1945 / 3426
M4A2(76)W / с 5.1944 по 5.1945 / 2915
M4A3(75)W / с 2.1944 по 3.1945 / 3071
M4A3(76)W / с 3.1944 по 4.1945 / 4542
M4A3(105) / с 5.1944 по 6.1945 / 3039
M4A3E2 / с 6.1944 по 7.1944 / 254
Итого: / с 2.1942 по 7.1945 / 49 234

Описание конструкции

Поскольку танки «Шерман» различных модификаций имели близкие тактико-технические характеристики и во многом были аналогичны по конструкции, то давать описание каждого не имеет смысла. Ниже приводится описание модификации М4А2, поставлявшейся в СССР по ленд-лизу и широко применявшейся на советско-германском фронте.

Компоновка среднего танка М4А2 классическая, с передним расположением трансмиссии.

Внутренняя часть корпуса разделена на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное.

Отделение управления находилось в передней части танка. В нем располагались сиденья механика-водителя и его помощника, рычаги управления, агрегаты трансмиссии, щиток контрольных приборов, курсовой пулемет и его боекомплект.

Боевое отделение размещалось в средней части танка. Здесь располагались сиденья командира танка, наводчика и заряжающего, боекомплект, зарядный агрегат, аккумуляторы и огнетушители. Над боевым отделением на шариковой опоре устанавливалась башня с пушкой и спаренным пулеметом, прицелом и приборами наблюдения, частью боекомплекта, механизмом поворота башни, подъемным механизмом пушки, гиростабилизатором и радиостанцией.

Моторное отделение находилось в кормовой части танка. В нем располагались силовая установка с обслуживающими ее системами. Между моторным отделением и боевым имелась перегородка.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Его лобовая часть состояла из массивной литой детали (на танках первой серии - сварной, разъемной из трех частей), служащей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота, и верхнего листа, располагавшегося под углом 56° к вертикали. Литая лобовая деталь крепилась к верхнему листу, бортовым листам и днищу болтами. С наружной стороны к ней с боков крепились картеры бортовых передач.

28-е фото
Средний танк М4А2 во время испытаний на НИБТПолигоне в Кубинке. Лето 1942 года.

29-е фото
Размещение приборов, люков и лючков на крыше корпуса и башни: 1 - гнездо крепления основания антенны; 2 - люк механика-водителя; 3 - люк помощника механика-водителя; 4 - колпаки вентилятора отделения управления; 5 - надмоторный люк; 6 - лючки для доступа к заливным горловинам системы охлаждения; 7 - лючки для доступа к заливным горловинам масляных баков; 8 - лючки для доступа к заливным горловинам топливных баков; 9 - лючок для доступа к заливной горловине топливного бачка вспомогательного зарядного агрегата; 10 - лючки отсека для хранения шпор; 11 - прицел; 12 - колпак вентилятора боевого отделения; 13 - колпак вентилятора башни; 14 - приборы наблюдения; 15 - башенный люк.

Верхний лобовой лист приваривался к бортам и крыше корпуса. В нижней его части справа монтировалась шаровая установка пулемета, правее и выше которой находилось цилиндрическое гнездо антенного ввода (на случай, если танк оснащался двумя радиостанциями). В верхней части лобового листа имелись два выступа, в которых располагались смотровые щели с триплексами, открывавшиеся изнутри танка. Со второй половины 1942 года к выступам приваривались броневые накладки, а затем литые колпаки; вместо же смотровых щелей устанавливались перископические приборы наблюдения М6. В конце 1943 года был введен цельный верхний лобовой лист без смотровых щелей, располагавшийся под углом 47° к вертикали.

Борта корпуса вертикальные. На танках выпуска 1943-1944 годов, до переноса боеукладки на пол боевого отделения, к верхнему правому бортовому листу приваривались две броневые накладки и одна - к верхнему левому бортовому листу.

Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных (10...12°) листов - верхнего и нижнего. Верхний был смещен по отношению к нижнему так, что между ними образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов.

В передней части крыши корпуса над отделением управления находились овальные посадочные люки механика-водителя и его помощника, располагавшиеся вдоль корпуса и имевшие встроенные в крышки приборы наблюдения М6. По обе стороны от люков устанавливались два вентилятора поперек корпуса, была изменена конструкция крышек, сохранен один вентилятор, размещенный между люками.

В средней части крыши корпуса крепился неподвижный погон башни, вокруг которого был приварен защитный броневой козырек. В кормовой части крыши имелся большой надмоторный люк, закрытый двустворчатой решетчатой крышкой.

Башня - литая, цилиндрической формы с небольшой кормовой нишей. В передней части башни крепилась маск-установка М34А1. На крыше башни имелись посадочный люк, вентиляционный люк боевого отделения, закрытый броневым колпаком, два лючка приборов наблюдения и антенный ввод. Посадочный люк закрывался двустворчатой крышкой, закрепленной на петлях во вращающейся турели зенитного пулемета. С декабря 1943 года на крыше башни появился овальный люк заряжающего.

В левом борту башни был лючок для стрельбы из личного оружия, закрываемый откидной крышкой. В период с февраля по декабрь 1943 года башни танков М4А2 выпускались без таких лючков.

Пол башни крепился к вращающемуся погону башни с помощью стоек. В полу имелся люк, закрытый крышкой и служащий для доступа к аккумуляторам, реле-регуляторам и тягам привода главных фрикционов.

31-е фото
Башня образца 1942 года. Слева от пушки амбразура прицела. В правой створке башенного люка - прибор наблюдения командира танка. Хорошо виден защитный броневой козырек вокруг погона башни.

32-е фото
Башня - Т23. В маске пушки слева амбразура телескопического прицела, справа - спаренного пулемета. Впереди справа на крыше башни - мортирка для стрельбы дымовыми гранатами.

Характеристики снарядов
Марка / М61 / М72 / М48 / М62 / М93 / М79 / М42А1
Калибр, мм / 75 / 75 / 75 / 76 / 76 / 76 / 76
Тип / ББиБН / БТ / ОФ / ББиБН / БП / БТ / ОФ
Масса снаряда, кг / 6,79 / 6,32 / 6,67 / 7 / 4,27 / 6,81 / 5,84
Начальная скорость, м/с / 619 / 619 / 464 / 793 / 1037 / 793 / 854
ББ и БН - бронебойный с бронебойным и баллистическим наконечником; БТ - бронебойно-трассирующий; БП - бронебойно-подкалиберный; ОФ - осколочно-фугасный

Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или вручную. С помощью гидроэлектрического механизма башню можно было повернуть на 360° за время от 16 до 840 с в зависимости от угла поворота рукоятки управления. Механизм имел дополнительный привод к командиру танка, при включении которого отключался привод наводчика.

С мая 1944 года на танк устанавливалась новая литая башня увеличенного размера, но с тем же диаметром башенного погона в свету. Вооружение монтировалось в маск-установке М62. На крыше башни имелись командирская башенка с шестью стеклоблоками триплекс и перископическим прибором наблюдения М6, овальный люк заряжающего, лючок прибора наблюдения, кронштейн зенитного пулемета и антенный ввод. В левом борту башни находился лючок для стрельбы из личного оружия, на корме монтировался вентилятор боевого отделения.

ВООРУЖЕНИЕ

На М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3 с длиной ствола 37,5 калибра. Масса пушки - 405,4 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -10° до +25°. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. С 1944 года на танк M4A2(76)W устанавливалась 76-мм пушка М1А1, а затем М1А1С или М1А2 с длиной ствола 52 калибра. Масса пушки М1А1 - 518 кг (М1А2 - 587 кг). Вертикальная наводка - от -10° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа.

В танке устанавливались два 7,62-мм пулемета Browning М1919А4, один спаренный с пушкой, другой - курсовой. На крыше башни был смонтирован зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Browning М2НВ.

Для ведения стрельбы из пушки М3 использовались телескопический прицел М55 и перископический прибор М4 со встроенным телескопическим прицелом М38; из пушки М1А1 (М1А2) - телескопический прицел M71D и перископический прибор М4А1 со встроенным телескопическим прицелом М47А2. Пушки были стабилизированы в вертикальной плоскости наведения. Стабилизатор "Вестингауз" относился к типу гироскопических стабилизаторов с индикаторными маятниковыми гироскопами и силовой гидравлической следящей системой.

В башне танков М4А2 и M4A2(76)W устанавливался 50,8-мм дымовой гранатомет М3.

Боекомплект танка М4А2 состоял из 97 артвыстрелов, 300 12,7-мм и 4750 7,62-мм патронов, 12 дымовых гранат; танка M4A2(76)W - 71 артвыстрел, 600 12,7-мм и 6250 7,62-мм патронов, 14 дымовых гранат.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

На танке М4А2 устанавливалась силовая установка GMC 6046 модели 71, состоявшая из двух 6-цилиндровых двухтактных бескомпрессорных рядных дизелей, расположенных параллельно и соединенных в один агрегат мощностью 375 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объем одного двигателя 6980 см³. Диаметр цилиндра 108 мм. Ход поршня 127 мм. Степень сжатия 16. Масса силовой установки (с главными фрикционами и шестеренчатой передачей) 1960 кг.

Топливо - дизельное. Емкость топливных баков 580-590 л. Подача топлива принудительная, топливный насос GMC, комбинированный в одном агрегате с форсункой, топливоподкачивающий насос коловратного типа.

Система смазки - циркуляционная, под давлением, с "мокрым" картером, на двигателях первых выпусков - с "сухим" картером. На каждом двигателе имелся свой трехсекционный (одна секция нагнетающая, две откачивающие) шестеренчатый масляный насос.

Система охлаждения - жидкостная, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, трубчато-пластинчатых.

Вентиляторов - два, пятилопастных.

Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, служили три воздухоочистителя инерционно-масляного типа.

Пуск двигателей осуществлялся электростартерами. Для облегчения зимнего пуска использовались две факельные форсунки с запальными свечами на каждый двигатель.

33-е фото
M4A2(76)W.

34-е фото
Схема размещения боекомплекта: 1 - укладка 75-мм выстрелов на бортах башни; 2 - укладка 11,43-мм патронов к пистолету-пулемету Tompson; 3 - укладка 75-мм выстрелов на полике башни; 4 - укладки 12,7-мм патронов на полике башни; 5 - коробка с 7,62-мм патронами у спаренного пулемета; 6 - укладка 75-мм выстрелов в левом спонсоне; 7 - укладка 7,62-мм патронов на полике башни; 8 - укладка 7,62-мм патронов на полу корпуса; 9 - коробка с 7,62-мм патронами у курсового пулемета; 10 - укладки 12,7-мм патронов в правом спонсоне; 11 - передняя укладка 75-мм выстрелов в правом спонсоне; 12 - укладка 75-мм выстрелов на полу корпуса; 13 - задняя укладка 75-мм выстрелов в правом спонсоне.

Трансмиссия состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения (по одному на двигатель), поперечной соединительной передачи, карданного вала, коробки передач, механизма поворота и бортовых передач.

Поперечная соединительная передача шестеренчатая, три шестерни с косым зубом постоянного зацепления.

Коробка передач - механическая, пятискоростная (5+1), с синхронизаторами на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода.

Механизм поворота - двойной дифференциал типа "Клетрак".

Бортовые передачи - одноступенчатые.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Ходовая часть танков М4А2 и M4A2(76)W применительно к одному борту состояла из шести одинарных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах каждая; трех поддерживающих катков, направляющего колеса, ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). В каждой гусенице 79 двухгребневых траков шириной 420,6 мм, шаг трака 152 мм. Траки металлические или резинометаллические с сайлент-блоком.

Ходовая часть танка M4A2(76)W HVSS применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на двух горизонтальных буферных пружинах каждая; трех одинарных и двух сдвоенных поддерживающих катков, обрезиненного направляющего колеса, ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). В каждой гусенице 79 одногребневых траков шириной

584.2 мм, шаг трака 152 мм. Траки металлические или резинометаллические с сайлентблоком. В каждой тележке подвески устанавливался гидравлический амортизатор.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 В. Источники: два генератора мощностью

1.2 кВт, две аккумуляторные батареи. Вспомогательный зарядный агрегат, представлявший собой одноцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель, спаренный с генератором мощностью 1,5 кВт. Потребители: два электростартера, электромотор механизма поворота башни, радиостанция и переговорное устройство, электромоторы вентиляторов, контрольные приборы и т.д.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

На всех танках устанавливались радиостанции SCR-508, -528 и -538. Радиостанция SCR-506 имелась только на командирских танках.

Схемы подвесок

35-е фото
VVSS.

36-е фото
HVSS.

37-е фото
Танк M4, оборудованный реактивной системой залпового огня Т34 "Голиаф" (Calliope), 6-я танковая дивизия. Германия, апрель 1945 года.

Тактико-технические характеристики танков М4А2 и M4A2(76)W
_ / М4А2 / M4A2(76)W
Боевая масса, т / 31,87 / 33,32
Экипаж, чел / 5 / 5
Габаритные размеры, мм:
длина / 5918 / 7569
ширина / 2616 / 2667
высота / 2743 / 2972
клиренс / 432 / 432
Высота линии огня, мм / 2235 / 2286
Толщина брони, мм:
лоб корпуса / 108-51 - М4А2 / M4A2(76)W
борт / 38 - М4А2 / M4A2(76)W
корма / 38 - М4А2 / M4A2(76)W
крыша / 19 - М4А2 / M4A2(76)W
днище / 25,4-12,7 - М4А2 / M4A2(76)W
маска пушки / 89 - М4А2 / M4A2(76)W
лоб башни / 76 / 63,5
борт и корма / 51 / 63,5
крыша / 25,4 - М4А2 / M4A2(76)W
Макс. скорость движения, км/ч / 48 - М4А2 / M4A2(76)W
Средняя скорость движения, км/ч / 40 - М4А2 / M4A2(76)W
Запас хода по шоссе, км / 241 / 161
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град / 31 - М4А2 / M4A2(76)W
ширина рва, м / 2,28 - М4А2 / M4A2(76)W
высота стенки, м / 0,61 - М4А2 / M4A2(76)W
глубина брода, м / 1 - М4А2 / M4A2(76)W
Длина опорной поверхности, мм / 37 / 34
Удельное давление, кг/см² / 1,01 / 1,06
Удельная мощность, л.с./т / 11,7 / 11,2

Бронеколлекция, №1, 1999, М. Б. Барятинский - Средний танк «Шерман»