M4A2 Sherman III - Средний танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

39-е фото
Средний танк М4А2 Sherman III

40-е фото
На фронтовой дороге - М4 Sherman с пехотой на броне

Танк М4А2 являлся модификацией танка М4, серийное производство которого было начато в феврале 1941 г. Первые образцы этой машины известны под обозначением М1А1.

М4 имел обычную компоновку с размещением моторного отсека в кормовой части и башней по центру танка. Корпус - сварной из листов катаной броневой стали, но с начала 1944 г. литая лобовая часть стала крепиться болтами к его верхнему и боковым листам, днищу.

В литой цилиндрической башне первоначально стояла 75-мм пушка М3 с длиной ствола 37,5 калибра. С 1944 г. танк вооружили 76-мм пушкой М1А1, а затем М1А1С или М1А2 с длиной ствола 52 калибра. Обозначение таких«шерманов» поменялось теперь на М4А2(76).

На М4 стояли также два 7,62-мм пулемёта М1919А4 (спаренный с пушкой и курсовой), а также зенитный крупнокалиберный 12,7-мм М2НВ на башне. Дополнял вооружение 50,8-мм дымовой гранатомёт М3.

41-е фото
Танки Sherman 1-го батальона 46-й танковой бригады прорвались в Альпы. Весна 1945 г.

42-е фото
На улицах Вены танки Sherman 9-й гв. мехкорпус. 9 апреля 1945 г.

43-е фото
Sherman в Берлине. 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, апрель 1945 г.

Танки оборудовались радиостанциями SCR-508, -528, -538. На командирских машинах стояла SCR-506.

Силовая установка М4А2 состояла из двух 6-цилиндровых двухтактных двигателей фирмы GMC общей мощностью 375 л.с., размещенных в кормовой части машины параллельно оси корпуса. Двигатели были объединены в единый агрегат.

М4А2 выпускались с апреля 1942 по май 1944 г., М4А2(76) - с мая 1944 по май 1945-го. Всего произведено 8053 и 2915 машин соответственно. Советский Союз получил по ленд-лизу 1990 танков М4А2 и 2073 - M4A2(76)W.

Поставки «шерманов» в СССР начались в ноябре 1942 г. Более десятка М4А2 сразу направили в 5-ю гвардейскую танковую бригаду Северо-Кавказского фронта. В 299-м отдельном танковом полку Центрального фронта к лету 1943 г. насчитывалось 38 таких машин. Но основное пополнение пришлось на весну 1944 г. Тогда танки вливались в отп, тп и мк смешанного типа общевойсковых армий - обычно по 11 «шерманов» и 10 «валентайнов», а также поступали в составе мк и тк в танковые армии. Так, 3-й Сталинградский гв. мк в составе 3-го Белорусского фронта к 22 июня 1944 г. имел 110 М4А2. В 3-м гв. тк 1-го Прибалтийского фронта в августе того же года находилось около 100 «шерманов». В 1-й мк 1-го Белорусского фронта в мае 1944 г. входило 136 таких танков. 5-й гвардейский кавалерийский корпус имел на 5 августа 1944 г. 41 машину, а 9-й гв. мк 2-го Украинского фронта на тот же месяц располагал 100 танками.

Танки М4А2 участвовали в сражениях до самого конца войны. Так, 8-й гв. мк 2-го Белорусского фронта в январе 1945 г. имел 185 таких машин.

Применялись М4А2 и во время войны с Японией. В составе Забайкальского фронта тогда находилось более 250 машин. В 9-м гв. мк 6-й гв. ТА было, например, 137 танков, в 201-й тбр - 65.

«Шерманы» удостоились особенно хорошей оценки наших танкистов. Они оказались «легко управляемы, по сравнению даже с Т-34, благодаря высокой скорости имели большую маневренность, были выносливы на длительных маршах, вооружение в бою работало безотказно». Это был самый удачный американский средний танк.

Тактико-технические характеристики среднего танка М4А2 SHERMAN III
Экипаж, чел.: 5.
Масса, кг: 31 900.
Габаритные размеры, мм: длина - 5918, ширина - 2616, высота - 2743, клиренс - 432.
Вооружение: 75-мм пушка М3, два 7,62-мм пулемёта Browning М1919А4, 12,7-мм пулемет Browning М2НВ, 50,8-мм гранатомет М3.
Боекомплект: 85 снарядов, 3600 патронов калибра 7,62 мм, 300 патронов 12,7 мм, 12 дымовых гранат.
Бронирование, мм: лобовая броня - 51-108, борта и корма - 38, крыша - 19, днище - 12,7-25,4, башня - 25,4-76.
Двигатель: два дизельных двигателя GMC 6-71, 6-цилйндровых двухтактных общей мощностью 375 л.с.
Трансмиссия: два однодисковых главных фрикциона сухого трения, поперечная соединительная передача, пятиступенчатая коробка передач, двойной дифференциал, бортовые передачи.
Ходовая часть: шесть опорных катков на борт, сблокированных в три тележки, ведущее колесо - переднее, подвеска - буферные пружины, ширина гусеницы - 307 мм.
Скорость, км/ч: 40.
Запас хода, км: 241.
Преодолеваемые препятствия, м: высота стенки - 0,61, ширина рва - 2,28, глубина брода - 1,0, угол подъёма, град. - 31.
Средства связи: радиостанция SCR-508.

Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза