Heavy Tank Mk.8 - Тяжелый танк (США) 1919
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

Англоамериканский тяжелый танк Mk VIII - вершина развития ромбов
Наука и Техника : Шумилин С. ?. / 17 декабря 2019 г.
6 апреля 1917 г. в Первую мировую войну вступили Соединенные Штаты Америки, и уже 23 сентября в американской армии был сформирован собственный танковый корпус. Первоначально на его вооружение предполагалось принять британский тяжелый танк Mk V, однако вскоре стало ясно, что удовлетворить запросы еще и американцев танковое производство Великобритании не сумеет. В результате, исходя из того, что окончание войны произойдет не ранее 1919 г., американцы запустили собственную танкостроительную программу. Так появился англоамериканский тяжелый танк Mk VIII, ставший вершиной развития ромбов.
Машину разрабатывала совместная англо-американская команда - одни знали как, а у других имелись ресурсы, чтобы это как воплотить в жизнь. Проектирование началось летом 1917 г. и до конца 1918 г. предполагалось построить 1 500 танков Mk VIII, получивших название International (Международный) или Liberty - по марке двигателя (должен был поставляться из США). Однако до заключения перемирия в Британии успели собрать всего пять машин. В боях Mk VIII поучаствовать не успел, уже после окончания войны 100 танков этого типа достроили в США. Их собирали в арсенале Рок-Айлэнд (с июля 1919 г. по июнь 1920 г.), используя комплекты узлов и деталей, доставленные из Англии.
Mk VIII отличался целым рядом серьезных усовершенствований, став логическим завершением развития английских тяжелых ромбовидных танков. Он являлся наиболее сильным в плане вооружения и наиболее рациональным в плане размещения оружия. В каждом спонсоне устанавливалась одна 57-мм пушка Гочкис, которой был обеспечен сектор обстрела в 100°. Все пять пулеметов располагались в боевой башне на крыше корпуса - два пулемета в шаровых установках в лобовых стенках башни и по одному - в бортовых и кормовых стенках. Угол горизонтального обстрела каждого пулемета составлял 30°. При необходимости часть пулеметов из башни можно было снять и установить в шаровых установках на боковых дверях (сектор обстрела 45°). Над боевой башней располагалась небольшая смотровая башенка со щелями для наблюдения. Для самообороны в бортах имелись лючки с поворотными заслонками для стрельбы из личного оружия экипажа.
Корпус Mk VIII имел клепаную конструкцию с толщиной бронирования в передней части до 16 мм и 10 мм - в бортах. В передней части корпуса располагалось отделение управления, переходящее в боевое (боевая башня и пушечные спонсоны). Двигатель был наконец перенесен в корму и отделен от обитаемого отделения перегородкой, что благоприятно сказалось на условиях работы экипажа. Кроме того, боевое отделение получило систему создания повышенного давления, которая способствовала уменьшению задымления и понижению температуры.
В состав экипажа входило восемь человек - водитель, командир, два орудийных наводчика, три пулеметчика и инженер-механик. Последний размещался в силовом отделении, за перегородкой. Доступ в танк осуществлялся через бортовые двери и люк в боевой башне.
На танке устанавливался авиационный 12-цилиндровый V-образный мотор Liberty жидкостного охлаждения, который развивал мощность в 343 л. с. при 1 400 об/мин. Правда, с системой охлаждения для такого мощного двигателя конструкторы промахнулись - она работала неудовлетворительно, и из-за перегрева двигателя танк не мог долго двигаться с большими скоростями. От мотора крутящий момент передавался на два поперечных вала через коробку скоростей конструкции У. Дж. Вильсона. Передача вращения с поперечных валов на ведущие колеса осуществлялась при помощи цепей Галля через бортовые передаточные колеса.
Последний ромбовидный танк Mk VIII Liberty благополучно прослужил в армии США до 1932 г, но его пушки так никогда и не стреляли на поле боя.
В заключение нужно отметить, что, несмотря на все многочисленные недостатки ромбов, свою задачу по обеспечению прорыва пехоты через передовые позиции противника, опутанные колючей проволокой и ощетинившиеся многочисленными пулеметами, они все же выполняли, став своеобразным пехотным тараном. Хотя ромбы и были чрезвычайно медлительными и неповоротливыми, слабо бронированными (обеспечивая защиту лишь от огня легкого стрелкового оружия) и ненадежными, именно они стали первыми танками, пошедшими в бой и выпускавшимися крупными сериями.