Т-34 - Легкий танк (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Во время освоения Т-26 руководство Спецмаштреста, видя, что танк Т-26 является сравнительно сложным, приняло решение о спешной разработке более дешевого и простого «танка второго эшелона» на базе автомобильных агрегатов, чтобы можно было вести его выпуск на автомобильных заводах АМО-ЗИС и ЯАЗ и чтобы выпуск этого танка мог покрыть недостачу Т-26 в РККА, которая ощущалась наиболее ярко.
Тактико-технические требования (ТТТ) на танк были выдвинуты в конце 1931 г. Согласно им предусматривалось создание танка массой 4 т, который должен был нести автомобильный двигатель АМО-ЗИС мощностью 63 л.с. (в ходе проектирования сменен на двигатель мощностью 70 л.с.), а также КПП и системы питания серийного грузового автомобиля. По броневой защите танк должен был быть аналогичным танку Т-26, но нести подвеску на спиральных пружинах, выпуск которых уже не представлял трудностей. По подвижности танк не должен был уступать Т-26 при движении вне дорог, а по дорогам предусматривалась его переброска в кузове 5-тонного грузового автомобиля.
Эскизный проект был выполнен ОКМО завода им. Ворошилова, и в марте 1932 г. проект был передан на недавно организованный опытный завод Спецмаштреста. Там проект был доработан под общим руководством С. Гинзбурга при участии конструкторов Г. Михайлова и С. Кузина.
Опытный образец танка, получившего индекс Т-34, был изготовлен в конце 1932 г. Он в целом удовлетворял требованиям ТТТ, однако масса его составила 4,7 т. Броне-корпус танка был собран на заклепках из бронелистов толщиной 4, 6 и 10 мм. Двигатель с системой охлаждения заимствован от автомобиля ЗИС-5, а трансмиссия - от танка Т-33. Бортовые редукторы были вынесены за пределы бронекорпуса. Танк оборудовался одной башней кругового [189] вращения, конструктивно подобной устанавливаемым на плавающие танки Т-37. Предполагалось вооружить танк Т-34 7,62-мм пулеметом ДУ или ДТ.
Подвеска машины - блокированная, пружинная. Состояла из двух двухкатковых тележек по каждому борту. В качестве упругого элемента использовались наклонно расположенные спиральные цилиндрические пружины. Опорные и поддерживающие катки были обрезинены.
Всего для проведения испытаний было изготовлено два танка. Между собой они отличались тем, что на первом танке в башне левее пулемета был смонтирован стробоскопический прибор наблюдения, на втором же в этом месте находилась фара боевого света (для ведения огня ночью и в сумерки), в бою закрываемая заслонкой.
На испытаниях в 1933 г. танк показал очень хорошие результаты. Его тактическая подвижность была даже выше, чем у Т-26, проходимость также великолепной, правда, запас хода вместо 200 км составил лишь 180, но главное - танк имел освоенные автомобильные агрегаты, что делало его производство привлекательным, особенно в военное время. [190]
Лишь одно было записано в число его несомненных недостатков - слабое вооружение, поэтому летом 1933 г. рассматривался вопрос возможного усиления вооружения Т-34. Предложений было несколько - от установки скорострельного пулемета ШКАС до разработки специальной пушечной башни.
Наиболее удачным были сочтены предложения П. Сячинтова, Б. Шпитального и Е. Фрайбурга. Суть их заключалась в том, чтобы перевооружить существующую башню 20-мм пушкой, разработанной Б. Шпитальным для самолета (П. Сячинтов, Б. Шпитальный) или 20-мм зенитной пушкой «Рейнметалл» (Е. Фрайбург). По мнению авторов, 20-мм автомат наиболее удачно мог сочетать возможность ведения огня как по живой силе, так и по бронированным целям.
Но казенная часть зенитной пушки была чрезмерно велика не только для установки в существующей башне, но даже и во вдвое большей. Кроме того, наличие у зенитной пушки дульного тормоза демаскировало танк, а ее питание из обойм резко снижало боевую скорострельность системы или требовало специально выделенного заряжающего для [191] обеспечения ведения непрерывного огня. Недостатком системы была признана также сравнительно большая длина выстрела.
В то же время 20-мм танковая пушка Б. Шпитального, переработанная из авиационного пулемета, имела небольшую длину патрона и ленточное питание. Она, конечно, тоже не помещалась в существующей башне, но размер ее казенника был много меньше, чем у «рейнметалла».
Поэтому полученный макет 20-мм автоматической пушки был установлен в существующей башне, в которой по месту было прорезано окно в лобовой части, закрытое грубо сваренным коробом, для уравновешивания которого башня была дополнена кормовой нишей.
В таком виде танк прошел испытания возкой, но испытания стрельбой не состоялись, поскольку Б. Шпитальный так и не подал в 1933 г. работающий образец своего 20-мм автомата. В 1934 г. работы по танку не вышли за пределы уточнения конструкции отдельных узлов и разработки маршрутно-технологических карт изготовления его на заводе АМО-ЗИС и к концу года были прекращены полностью. [192]

Тактико-технические характеристики советских танков сопровождения
ТТХ/Марка танка . Т-26 . Т-26 . ТММ-1 . ТММ-2 . Т-34 . Т-26
Год . вып. 1931 . вып. 1932 . 1932 . 1932 . 1932 . вып 1933-34
Боевой вес, кг . 8200 . 8000 . 7950 . 7600 . 4800 . 9200
Экипаж, чел. . 3 . 3 . 4 . 3 . 2 . 3
Размерения, мм .
Длина общая . 4600 . 4600 . 4610 . 4270 . 3600 . 4620
Ширина . 2440 . 2440 . 2530 . 2520 . 1980 . 2240
Высота . 2190 . 2190 . 2058 . 1990 . 1810 . 2220
Клиренс . 380 . 380 . 350 . 360 . 270 . 380
Ширина трака . 260 . 260 . 260 . 260 . 220 . 260
Вооружение .
Пушек, шт. х кал. . 1х37-мм . - . - . 1 х 37-мм . 1х20-мм . 1х45-мм
Тип орудия . Гочкиса{~1} . - . - . Гочкиса . ТШ-20{~3} . 20К
Снарядов, шт. . 196 . - . - . ? . ? . 96
Пулеметов, шт. х кал. . 1х7,62-мм . 2х7,62-мм . 1х7,62-мм . 1x7,62- мм . 1х7,62мм . 1х7,62-мм
Тип пулемета . дт{~2} . ДТ . ДТ{~2} . ДТ{~2} . ДТ{~2} . дт
Патронов, шт. . 3528 . 3528 . ? . ? . 2142 . 2898
Толщина брони, мм .
Верт. корпуса . 13-10 . 13-10 . 20-10 . 20-10 . 10 . 15-13
Гориз. корпуса . 6 . 6 . 5-6 . 5-6 . 6-4 . 6
Башня . 10 . 10 . 10 . 10 . 10 . 15
Двигатель .
Тип . 4т/4ц/к/в . 4т/4ц/к/в . 4т/6ц/к/ж . 4т/6ц/к/ж . 4т/6ц/к/ж . 4т/4ц/к/в
Марка . В-26 . Т-26 . Геркулес . Геркулес . АМО-5 . Т-26
Мощность макс., л.с . 85 . 85 . 94 . 94 . 70 . 90
При частоте об./мин . 2000 . 2000 . 2400 . 2400 . 2400 . 2100
Передач КПП . 5/1 . 5/1 . 4/1 . 4/1 . 4/1 . 5/1
Скорость макс., км/ч 31,1 . 31,1 . 25 . 18-25 . 45 . 31,1
Тип топлива . Бензин 2с . Бензин 2с . Бензин 2с . Бензин 2с . Бензин 2с . Бензин 2с
Емк. бака, л. . 182 . 182 . 350 . 320 . 130 . 196
Запас хода, км .
- шоссе . 140 . 140 . 130 . 120 . 180 . 130
- проселок . 80 . 80 . ? . ? . 110 . 80
Преодолеваемые препятствия .
Подъем, град. . 32 . 32 . 16 . 15 . 33 . 35
Спуск, град. . 32 . 32 . ? . ? . 30 . 32
Крен, град. . 35 . 35 . ? . ? . 20 . 38
Ров, мм . 2000 . 2000 . ? . ? . 1500 . 2000
Стенка, мм . 750 . 750 . ? . ? . 500 . 750
Брод, мм . 800 . 800 . ? . ? . 700 . 800
{~1} Первоначально устанавливалась пушка Гочкиса. В 1932-33 гг. предусматривалось перевооружить 37-мм орудием большой мощности ПС-2, или Б-3 (5К).
{~2} В 1932-33 г. планировалось вооружать танки 7,62-мм скорострельным пулеметом ДУ (ДС обр. 1932).
{~3} Индекс ТШ-20 официально принят не был, но звучал только в проекте Шпитального. В переписке именовалась «20-мм тяжелый пулемет».

Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.

Т-34 (малый танк)

Т-34 - советский опытный малый танк 1930-х годов. Был создан в 1931-1933 годах и предназначался на роль танка, который мог бы собираться на базе освоенных автомобильных агрегатов на автомобильных заводах.

Т-34
Классификация - малый танк
Боевая масса, т - 4,3-4,8
Компоновочная схема - классическая
Экипаж, чел. - 2
История
Годы разработки - 1931
Годы производства - 1932-1933
Количество выпущенных, шт. - 2
Основные операторы - Союз Советских Социалистических Республик
Размеры
Длина корпуса, мм - 3680
Ширина, мм - 1980
Высота, мм - 1810
Клиренс, мм - 270
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 10
Борт корпуса, мм/град. - 10
Корма корпуса, мм/град. - 10
Днище, мм - 4
Крыша корпуса, мм - 6
Лоб башни, мм/град. - 10
Борт башни, мм/град. - 10
Корма башни, мм/град. - 10
Крыша башни, мм/град. - 6
Вооружение
Калибр и марка пушки - 1 × 20-мм
Тип пушки - нарезная автоматическая
Боекомплект пушки - 330
Дальность стрельбы, км - 2 (прямой наводкой)
Пулемёты - 1 × 7,62-мм ДТ
Боекомплект пулемётов - 2600
Подвижность
Тип двигателя - рядный 6-цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с. - 73
Скорость по шоссе, км/ч - 45
Запас хода по шоссе, км - 180
Запас хода по пересечённой местности, км - 110
Удельная мощность, л. с./т - 15
Тип подвески - сблокированная попарно, пружинная
Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,57
Преодолеваемый подъём, град. - 30°
Преодолеваемая стенка, м - 0,5
Преодолеваемый ров, м - 1,5
Преодолеваемый брод, м - 0,7

Хотя в 1931 году было развёрнуто серийное производство танков Т-26, которые предназначались для непосредственной поддержки пехоты на поле боя, руководство Спецмаштреста посчитало эти машины достаточно сложными и дорогими. По сложившемуся тогда мнению, РККА был нужен аналогичный танк “второго эшелона” (его также называли “мобилизационным танком”), но более дешёвый и простой в производстве, с минимально возможным использованием стратегических материалов. Соответствующее техническое задание было выдано осенью того же 1931 года. Предусматривалось, что “мобилизационный танк” будет иметь бронирование и ходовые качества на уровне Т-26, но вместо подвески на листовых рессорах предстояло использовать спиральную. Боевая масса оценивалась в 4000 кг, поскольку предусматривалась возможность его переброски по дорогам в кузове 5-тонного грузовика.
В марте 1932 года на рассмотрение поступил проект, предложенный ОКМО завода им. Ворошилова, который сразу был передан на опытный завод Спецмаштреста. Его дальнейшей доработкой занималась конструкторская бригада под руководством С.А. Гинзбурга, при участии конструкторов Г. Михайлова и С. Кузина. В целом проект претерпел не слишком большие изменения, что позволило быстро приступить к изготовлению опытного образца, получившего обозначение Т-34. Проектировался в двух вариантах, с пулемётным вооружением и 20-мм пушкой.

Корпус Т-34 собирался из катаных броневых листов толщиной 4-10 мм, соединяемых при помощи заклёпок. Механик-водитель размещался слева в передней части корпуса, в немного выдвинутой вперёд бронированной рубке, которая была сделана для увеличения рабочего пространства внутри танка.

Боевое отделение находилось в средней части корпуса, присутствовала башня с круговым вращением, конструкция которой была во многом схожа с башней плавающего танка Т-37А. В башне был установлен 7,62-мм пулемёт ДТ.

Двигатель с системой охлаждения заимствован от автомобиля ЗИС-5, его мощность составляла 73 л. с. при 2300 об/мин, а рабочий объём составлял 5550 см3. Трансмиссия также заимствована от плавающего танка Т-33. Бортовые редукторы были вынесены за пределы бронекорпуса. Для охлаждения двигателя на крыше моторно-трансмиссионного отсека был установлен воздухозаборник, защищённый бронекоробом, через который воздух всасывался вентилятором. Выхлопная труба была выведена на правый борт. Таким образом, осуществлялась определённая унификация с агрегатами других машин.

Ходовая часть Т-34 была спроектирована заново. Она состояла из четырех опорных катков на борт, сблокированных в две тележки с амортизацией из наклонно расположенных спиральных цилиндрических пружин, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки и поддерживающие ролики оснащались резиновыми бандажами.

Для проведения испытаний было изготовлено два лёгких танка Т-34. Один танк имел в башне стробоскопический прибор наблюдения, другой - фару боевого света для ведения огня ночью.
На испытаниях, проведённых в 1933 году, “мобилизационные” танки Т-34 показали хорошие характеристики. Несмотря на вес 4300 кг, несколько превышающий указанные пределы, скоростные качества и проходимость оказались на уровне серийного Т-26, правда запас хода оказался всего 180 км. Из наиболее существенных недостатков отметили только слабое вооружение.
В качестве альтернативных вариантов рассматривались предложения перевооружить танк пулемётом ШКАС или мелкокалиберными пушками. Первый способ был хорош тем, что не надо было вносить изменения в существующую конструкцию, в то время как установка пушки потребовала бы создания новой башни. Тем не менее, был выбран второй вариант, поскольку огневая эффективность пушки была намного выше.
Из поступивших проектов наиболее оптимальными оказались 20-мм орудия конструкции П.Н. Сячинтова, Б.Г. Шпитального и Е. Фрайбурга. Последняя разработка была отвергнута ввиду большой казённой части пушки, дульного тормоза (что по мнению военных демаскировало танк), питанием из обойм и большой длины выстрела.
Единственно верным вариантом тогда казалась пушка Шпитального, переделанная из крупнокалиберного авиационного пулемета (ШВАК), обладавшей небольшой длиной патрона и ленточным питанием. Однако данная артсистема находилась только в стадии разработки. Чтобы не тратить времени зря макет 20-мм орудия был установлен в стандартной башне Т-34 с импровизированным коробом, имитировавшем маску пушки и кормовой нишей. Проведенные испытания возкой прошли успешно, но Б.Г. Шпитальный так и не смог своевременно предоставить хотя бы опытный образец 20-мм танкового орудия (которым в будущем окажется пушка ТНШ-20).

Поскольку в предъявленном виде “мобилизационный” танк на вооружение РККА рекомендовать не могли, работы над Т-34 свернули уже к концу 1934 года, так как к тому времени удалось наладить массовый выпуск Т-26.

Википедия / Русский язык