БронеПром Российской Империи В 1917-1918 гг. (Последние дни Российской империи)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

В январе 1917 г., после обобщения первых сообщений о применении танков союзниками, а также собственного опыта применения бронеавтомобилей, был принят перспективный план формирования броневых частей Русской армии. Этот план предусматривал создание новых броне-дивизионов, оснащенных новой материальной частью вездеходного типа, среди которых особо выделялись боевые машины следующих типов:
«1) бронеавтомобили по проекту Поплавка на полноприводных шасси типа «Джеффери», «Рено», «Панар-Левассер» и ФВД;
2) бронированных автомобилей «Паккард», «Остин» [и других] ...на вездеходных приспособлениях Кегресса;
3) заказом у французов танков «малого типа».
Революционные события февраля - марта 1917 г. затормозили реализацию этого плана до лета. На состоявшейся в мае 1917 г. союзнической конференции в Петрограде была установлена точная потребность русской армии в танках нового типа в количестве 6 машин на каждое из 50 отделений бронедивизионов и трети машин резерва, что составляло в сумме 390 танков типа «Шнейдер С.А.1.» [31]
Но уже в сентябре русскому военному атташе была отправлена телеграмма следующего содержания:
«Просим приостановить приобретение тракторов Шнейдера среднего типа, которые по указанию Ставки оказались непригодными для службы на нашем фронте. Благоволите сообщить результаты испытаний танков легкого типа «Рено» с одним пулеметом».
В том же 1917 г. французы предлагали начать выпуск оригинальных танков на заводе «Русский Рено» в Рыбинске. Предполагалось, что это будут боевые машины массой около 12 т на шасси гусеничного трактора с вооружением из 75-мм пушки и 8-мм пулемета Гочкис. Но рабочих чертежей танка кроме разрезов общего вида заранее прислано в Россию не было. Ожидалось, что осенью из Франции прибудут специалисты для организации производства, а также документация на танк, выпуск которого начнется в 1918 г.
Временная техническая комиссия при Главном военно-техническом управлении, направленная в Великобританию [32] для закупки легковых, грузовых и бронированных машин, сообщила летом 1917 г., что «новый тип тяжелых полевых крейсеров английской армии номер 2 (видимо, речь идет о танках Mk. IV, или даже Mk. V) значительно усовершенствован, как в отношении скорости движения, так и в отношении внутреннего устройства».
Комиссия также отметила превосходство английских танков над французскими в плане их проходимости, чем также внесла сумятицу в умы отечественных танковых теоретиков.
Но как бы то ни было, работы А. Кегресса по переводу части серийных бронеавтомобилей на полугусеничный ход постепенно реализовывались, прошел испытания второй бронированный трактор Гулькевича, на базе конструкции которого планировалось развернуть постройку серии подобных машин, для чего из Великобритании в мае - июне 1917 г. прибыла «комиссия по постройке в России бронированных тракторов». Во Франции продолжались переговоры по закупке малых танков «Рено». В сентябре 1917 г. [33] перспективы оснащения русской армии бронетракторами и танками виделись в весьма радужном свете. Но...
25 октября (7 ноября) 1917 г. Временное правительство пало и ... «все планы по перевооружению Русской армии к кампании 1918 г. полетели в пропасть».
Но несмотря на смуту и Гражданскую войну, захлестнувшие страну, работы Путиловского завода по переводу бронеавтомобилей на полугусеничный ход потихоньку продолжались. В 1919 г. была выпущена первая партия из пяти бронеавтомобилей «Остин» на полугусеничном шасси Кегресса, которые обладали неплохой проходимостью на местности. Будучи приданными 2-й стрелковой дивизии, эти бронеавтомобили поддержали пулеметным огнем наступление пехотинцев и способствовали успешной контратаке при освобождении села Б. Карлино. Но это была уже их служба в рядах Красной армии.

Главнейшие тактико-технические характеристики российских вездеходных бронированных боевых машин Первой мировой войны
Название . Танк В. Менделеева . «Царь-танк» Н. Лебеденко . «Самодвигатель» Н. Гулькевича . БА «Остин-Кегресс»
Боевой вес, т . 173,2{~1} . 44 . 12 . 5,8
Экипаж, чел. . 8{~1} . 6 . 7 . 5
Пушек, шт. . 1x120{~1} . 2x37 . 1x76,2 . -
Снарядов, шт. . 51{~1} . 9 . ? . -
Пулеметов, шт. х кал. . 1x7,62{~1} . 2x7,62 . 2x7,62 . 2x7,62
Патронов, шт. . 900{~1} . 9 . 9 . 7200
Мощность двиг, л.с. . 250{~1} . 2x250 . 68 . 50
Скорость макс, км/ч . 24,8{~1} . 17{~1} . 12-15 . 25
Броня, мм . 76-150{~1} . 7,5-15 . 6,5-7 . 4-7,5

Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.