СУ-122 (У-35) - Самоходная артиллерийская установка (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Самоходная установка СУ-122 (У-35)
Самоходная установка поддержки пехоты. Создана на базе среднего танка Т-34 с использованием 122-мм гаубицы М-30. Принята на вооружение постановлением ГКО от 2 декабря 1942 года. Серийно производилась на УЗТМ (г. Свердловск). С декабря 1942 по август 1943 года изготовлено 638 единиц.
Серийная модификация:
- шасси и корпус базового танка. 122-мм дивизионная гаубица установлена в передней части корпуса на тумбе в низкопрофильной полностью закрытой броневой рубке. Угол горизонтального обстрела - 20°, вертикального - от -3° до +25°. Все члены экипажа, включая механика-водителя, располагались в рубке.
Первые САУ СУ-122 поступили вместе с СУ-76 на вооружение 1433-го и 1434-го самоходно-артиллерийских полков. Боевое крещение состоялось 14 февраля 1943 года в ходе операции 54-й армии Волховского фронта в районе Смердыни.
С апреля 1943 года началось формирование самоходно-артиллерийских полков однородного состава. В них имелось 16 СУ-122, которые вплоть до начала 1944 года продолжали использоваться для сопровождения пехоты и танков. Однако такое применение было недостаточно эффективным из-за малой начальной скорости снаряда - 515 м/с и, следовательно, малой настильности его траектории.

СУ-122

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-122
БОЕВАЯ МАССА, т: 30,9.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6950, ширина - 3000, высота - 2235, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица М-30 обр. 1938 г. калибра 122 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорамный прицел.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса - 45, крыша и днище - 20.
ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10РК, переговорное устройство ТПУ-З-бис Ф.

Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)

 

М. Барятинский

Самоходные установки на базе танка Т-34

Список сокращений
АНИОП - Артиллерийский научно-испытательный опытный полигон
ГАУ - Главное артиллерийское управление
ГБТУ - Главное бронетанковое управление
ГКО - Государственный Комитет Обороны
иптап - истребительно-противотанковый артиллерийский полк
иптабр - истребительно-противотанковая артиллерийская бригада
НКВ - Народный комиссариат вооружения
НКТП - Народный комиссариат танковой промышленности
сабр - самоходно-артиллерийская бригада
сап - самоходно-артиллерийский полк
сд - стрелковая дивизия
ск - стрелковый корпус
тбр - танковая бригада
тк - танковый корпус
ТТТ - тактико-технические требования
ЦАКБ - Центральное артиллерийское конструкторское бюро

История создания

1-я илл.
СУ-100 на Крещатике. Военный парад в Киеве 7 ноября 1949 года.

СУ-122

Первые полтора года Великой Отечественной войны Красная Армия вела боевые действия, практически не имея в своем составе самоходной артиллерии. Немногочисленные довоенные образцы оказались быстро уничтожены, а наспех построенные в 1941 году ЗИС-30 создавались без учета и анализа реальных потребностей войск. В то же время гитлеровский вермахт располагал значительным числом разнообразных самоходно-артиллерийских установок, выпуск которых постоянно увеличивался.

Ситуация начала изменяться только в середине 1942 года. Состоявшийся 15 апреля того же года пленум Артиллерийского комитета ГАУ с участием представителей от промышленности и войск, а также Народного комиссариата вооружения признал желательным создание как самоходно-артиллерийских установок поддержки пехоты с 76-мм пушкой ЗИС-З и 122-мм гаубицей М-30, так и самоходных истребителей дотов со 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20. Для борьбы с воздушными целями предлагалось сконструировать 37-мм зенитную автоматическую самоходную пушку. В основном решение пленума сводилось к созданию такой системы артиллерийского вооружения, которая обеспечила бы поддержку и сопровождение наступающей пехоты и танков огнем орудий, способных в любых условиях боя и на всех его этапах следовать в боевых порядках войск и непрерывно вести эффективный огонь. Решение пленума было одобрено Государственным Комитетом Обороны.

Летом 1942 года в конструкторском отделе Уралмашзавода инженерами Н.В.Куриным и Г.Ф.Ксюниным был разработан инициативный проект средней самоходной артустановки У-34, с использованием в качестве базы танка Т-34 и его вооружения.

У-34 сохранила от танка ходовую часть, основные корпусные элементы и вооружение, но отличалась отсутствием вращающейся башни, несколько увеличенной толщиной брони (в отдельных местах до 60 мм) и отсутствием курсового пулемета. Вместо башни на корпус танка устанавливалась неподвижная броневая рубка, в амбразуре которой орудие могло иметь горизонтальное наведение в секторе 20°, а вертикальное - как у танка.

Масса машины была примерно на 2 т меньше, чем у танка, кроме того, САУ стала на 700 мм ниже. Ее конструкция значительно упростилась из-за отсутствия трудоемких в изготовлении узлов: башни, погона и т.д.

Проект У-34 был одобрен руководством НКТП как основной вариант боевой машины - истребителя танков и огневой поддержки для массового серийного производства. Два первых опытных образца предполагалось изготовить и отправить на испытания к 1 октября 1942 года. Однако уже к концу августа работы над У-34 были остановлены - «Уралмаш» начал спешно готовить выпуск танков Т-34.

Но процесс создания отечественных САУ на этом не прекратился. Уже 19 октября ГКО принял решение № 2429сс об изготовлении артиллерийских самоходов - легких с 37-мм и 76-мм орудиями и средних с 122-мм орудием. Создание опытных образцов средних самоходов возлагалось на два завода: «Уралмаш» и завод № 592 Наркомата вооружения.

Незадолго до этого в июне-августе артиллерийским заводом № 9 в Свердловске (ныне Екатеринбург) был разработан эскизный проект самоходной установки 122-мм гаубицы М-30 на шасси танка Т-34. Полученный при этом опыт позволил составить очень подробные тактико-технические требования на средний артсамоход со 122-мм орудием. Они и были приложены к постановлению ГКО и обязывали при проектировании оставить без изменений большую часть агрегатов орудия: всей ствольной группы противооткатных устройств, верхнего станка, механизмов наведения и прицельных приспособлений. Чтобы выполнить эти условия, установку орудия нужно было произвести на тумбе, прикрепленной к днищу машины, а длину отката орудия сохранить неизменной, равной 1100 мм (при этом цилиндры противооткатных устройств выступали впереди лобового листа корпуса на значительную длину).

2-я илл.
3-я илл.
4-я илл.
СУ-122 во дворе Уралмашзавода. Вверху - гаубица на максимальном угле возвышения, в центре - на минимальном.

Тактико-технические требования обязывали также полностью сохранить все моторно-трансмиссионные агрегаты «тридцатьчетверки», а масса САУ не должна была превышать массу танка.

Для выполнения решения ГКО приказом Наркома танковой промышленности № 721 от 22 октября 1942 года на Уралмашзаводе организовали Особую конструкторскую группу (ОКГ) в составе Н.В.Курина, Г.Ф.Ксюнина, А.Д.Нехлюдова, К.Н.Ильина, И.И.Эммануилова, И.С. Сазонова и др. Руководили работами Л.И.Горлицкий и заместитель Наркома танковой промышленности Ж.Я.Котин.

Установке присвоили заводской индекс У-35, но впоследствии по указанию ГБТУ Красной Армии его изменили на СУ-122. На создание машины отводился очень короткий срок: уже 25 ноября должны были начаться государственные испытания опытного образца.

После того как конструкторский отдел «Уралмаша» закончил рабочий проект САУ, межведомственная комиссия представителей ГАУ и НКТП подробно его изучила. Одновременно рассматривался и проект, ранее выполненный заводом № 9, поскольку на изготовление САУ по собственным проектам претендовали оба завода. Комиссия предпочла проект уралмашевцев, поскольку он имел лучшие технические характеристики.

Для сокращения времени изготовления опытного образца разработка чертежей происходила в тесном контакте конструкторов и технологов. Чертежи на все крупные и трудоемкие детали передавались в цеха раньше, чем заканчивалась вся конструкторская проработка. За сроками и качеством изготовления наиболее ответственных деталей велось особое наблюдение.

В отведенное на выполнение задания время не было возможности изготовить все необходимые приспособления и оснастку. Поэтому опытный образец собирался с большим количеством пригоночных работ. Технологическая оснастка в полном комплекте проектировалась параллельно и предназначалась для последующего серийного производства.

Сборку опытного образца закончили 30 ноября 1942 года. В тот же день были проведены заводские испытания: пробег на 50 км и стрельба 20-ю выстрелами на заводском полигоне в Красном.

В результате у машины были выявлены следующие недостатки:

1) непрочность крепления досылателя снарядов, конструкция которого к тому же не содействовала ускорению заряжания;

2) углы наведения орудия не соответствовали ТТТ;

3) скопление большого количества пороховых газов во время стрельбы;

4) устройство крепления орудия по-походному не обеспечивало надежности его работы во время движения по пересеченной местности;

5) при поворотах орудия по горизонтали в крайние углы, между бронировкой маски и корпусом образовывались большие щели;

6) пользоваться наблюдательной башенкой и наводить орудие по вертикали оказалось практически невозможно.

5-я илл.
СУ-122 во время стрельб на заводском полигоне, 1943 год.

После заводских испытаний в конструкцию артсамохода внесли только те изменения, которые требовались для успешного проведения госиспытаний: установили сиденья, боеукладку, смотровые приборы, вытяжной башенный вентилятор и прочее оборудование; обеспечили углы наведения, требуемые по ТТТ.

Остальные пожелания по улучшению конструкции САУ были учтены при отработке чертежей опытной серии.

Государственные испытания двух образцов самоходных установок, изготовленных «Уралмашем» и заводом № 592, проводились с 5 по 9 декабря 1942 года на Гороховецком полигоне. Причем завод № 592 согласно заданию разработал проект и изготовил опытный образец 122-мм САУ СГ-122 на трофейном шасси.

У-35 (СУ-122) была испытана 281-м выстрелом (из них 161 - с усиленным зарядом) и пробегом на 430 км.

Государственная комиссия сделала следующие выводы:

1) кучность боя, устойчивость и сбиваемость наводки при стрельбе из орудия самохода У-35 находятся в пределах нормы.

2) скорострельность орудия не превышает 5 выстр./мин, что в два раза меньше скорострельности, заданной ТТТ, и меньше полученной при стрельбе из орудия самохода СГ-122 (7-8 выстрелов). Причины этого - тесное боевое отделение У-35, неудобное и нерациональное размещение в нем экипажа, а также неудовлетворительная укладка боекомплекта.

3) динамические характеристики самохода У-35 не отличаются от танка Т-34.

Несмотря на отмеченные недостатки комиссия рекомендовала принять на вооружение Уралмашевскую СУ-122.

Тут следует сделать небольшое отступление. Еще за три дня до начала испытаний - 2 декабря 1942 года - ГКО, не дожидаясь их результатов, вынес постановление № 4559 о немедленной организации серийного производства САУ СУ-122 на Уралмашзаводе.

По приказу Наркома танкопрома № 792 от 5 декабря 1942 года необходимо было выпустить в декабре 1942 года - 25, январе 1943-го - 100, феврале - 100, марте - 100 самоходных установок.

Уралмашзаводу разрешили изготовить первые 125 машин по чертежам опытного образца и только с февраля 1943 года выпускать самоходки, в которых были бы устранены все недостатки, отмеченные Государственной комиссией. Однако завод уже в декабре выпустил чертежи, устранявшие большинство дефектов и по ним начал изготавливать артсамоходы с самого начала серийного производства. К этим изменениям относились: установка выпрямленного лобового листа рубки, что увеличивало объем боевого отделения и улучшало условия работы экипажа; устранение щелей в бронезащите; улучшение расположения в боевом отделении боеукладки, рабочих мест экипажа, прицельных и смотровых приборов, приборов освещения, люков и др.; замена командирской башенки на прибор ПТК;увеличение емкости топливных баков; уменьшение усилий при работе маховиками механизмов наведения; упрощение конструкции механизма натяжения гусеницы и др.

28 декабря 1942 года на заводском полигоне провели испытания одной из машин установочной декабрьской программы, которые заключались в пробеге на 50 км и стрельбе в 40 выстрелов. Никаких поломок и недостатков во время испытаний отмечено не было. В результате вся установочная партия самоходок в количестве 25 штук была признана годной для приема в Красную Армию и отправлена в Учебный центр самоходной артиллерии. Туда же выехала и группа работников завода - конструкторов, водителей, слесарей. В эту группу входили заместитель главного конструктора Л.И.Горлицкий, водитель Болдырев, старший мастер сборочного цеха Рыжкин и другие.

6-я илл.
Эшелон с СУ-122 перед отправкой на фронт. Свердловск, июнь 1943 года.

7-я илл.
СГ-122.

8-я илл.
СУ-122 одного из первых самоходно-артиллерийских полков. Волховский фронт, 1943 год.

В ходе серийного производства в конструкцию САУ вносились многочисленные изменения. Поэтому машины разных производственных серий отличались друг от друга. Так, например, первые восемь СУ-122, поступившие в Учебный центр, не только не имели вытяжных вентиляторов боевого отделения, но и мест для их крепления. Боевые машины ранних выпусков, не получившие специальных танковых радиостанций, силами центра приспосабливались под установку радиостанций самолетного типа, переданных из Наркомата авиапромышленности.

В целом же Учебный центр самоходной артиллерии характеризовал новые САУ как чрезмерно тяжелые (масса - 31,5 т), не слишком надежные (частые поломки ходовой части) и сложные в освоении. Впрочем, со временем отношение к СУ-122 изменилось к лучшему.

Машины второй серии (февраль-март 1943 года) получили упрощенную маску орудия и ряд изменений в интерьере. Кроме того, были введены цилиндрические топливные и масляные баки, однако до лета 1943 года их не унифицировали с баками Т-34. В целом же общее число деталей, заимствованных от танка Т-34, доходило до 75%.

9-я илл.
СУ-122.

Весной-летом 1943 года для увеличения места под боекомплект из экипажей некоторых машин вывели второго заряжающего. Экипаж уменьшился с 6 до 5 человек, что отрицательно сказалось на скорострельности. Часть СУ-122 получила дополнительный вентилятор боевого отделения, устанавливавшийся на кормовом листе рубки.

Производство самоходок продолжалось на Уралмашзаводе с декабря 1942 года по август 1943 года. В этот период завод выпустил 637 САУ. За работу по созданию установки заместитель главного конструктора Уралмаша Л.И.Горлицкий и ведущий инженер Н.В.Курин были награждены орденами «Красной Звезды» и удостоены Сталинской премии 2-й степени.

Боевая эксплуатация нового самоходного орудия выявила как его достоинства, так и недостатки.

Широкое использование в качестве базы агрегатов танка Т-34 и гаубицы М-30 позволило изготовить самоход быстро и сравнительно легко. Серийные агрегаты танка и орудия были достаточно надежны, поэтому с отладкой машины и ее эксплуатацией особых трудностей не возникало. Однако в целом конструкция СУ-122 имела ряд недостатков:

1) размеры боевого отделения, не обеспечивающие удовлетворительных условий для работы экипажа;

2) верхний станок и постамент, на котором было установлено орудие, занимали очень большой объем в боевом отделении;

3) длинный откат орудия также сильно уменьшал полезный объем боевого отделения. Расположение противооткатных устройств впереди корпуса САУ ухудшало обзор механику-водителю машины;

4) сложность формы бронезащиты орудия из-за несовпадения центров вращения бронировки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, недостаточная надежность крепления бронировки к люльке орудия, имеющей толщину всего 4 мм;

5) люк водителя предназначался только для обзора; поэтому занять свое рабочее место ему было очень непросто - через люки в крыше боевого отделения. Это становилось опасным при необходимости аварийно покинуть машину;

6) применение верхнего станка от гаубицы М-30 вызывало значительные его переделки, сопоставимые по трудоемкости с изготовлением нового станка;

10-я илл.
11-я илл.
Опытная САУ СУ-122М со 122-мм гаубицей Д-11 в заводском цеху. Апрель 1943 года.

12-я илл.
Установка 122-мм гаубицы в рамке.

7) большие технологические затруднения при монтаже орудия, особенно его бронировки, что вызывало ряд пригоночных работ при сборке и в целом требовало больших трудозатрат.

Учитывая все это, КБ Уралмашзавода параллельно с разработкой чертежей серийной самоходной установки еще в январе 1943 года приступил к ее кардинальному улучшению. В результате было установлено, что лучшим решением является установка гаубицы в рубке САУ не на тумбе, а в рамке. Крепление орудия к лобовому листу корпуса значительно увеличивало полезный объем боевого отделения. Для получения большей компактности установки вооружения длину отката орудия надо было уменьшить с 1100 до 600 мм. Короче, требовалось новое орудие, специально приспособленное для размещения на артсамоходе, и оно быстро нашлось. Дело в том, что артиллерийское производство Уралмашзавода еще в конце 1941 года осуществило разработку и изготовление опытного образца 122-мм танковой гаубицы У-11. Ее применение в боевом отделении танка (или САУ) имело определенные преимущества. Так, наведением гаубицы У-11 занимался один номер расчета; клиновой затвор давал значительный выигрыш в скорострельности, а уменьшенная длина отката облегчала компоновку боевого отделения.

В апреле 1942 года завод № 9 НКВ изготовил серию из 10 танковых гаубиц У-11. В опытном порядке их устанавливали на танки КВ-9, ИС-2 (пятикатковый) и др. Весной 1943 года для этой гаубицы разработали установку в рамке с креплением к лобовой броне, и она получила индекс Д-11.

Спустя год, в апреле 1943-го опытная САУ под обозначением СУ-122М была изготовлена. Ее конструкция имела ряд преимуществ по сравнению с СУ-122. Боевое отделение увеличилось за счет расширения стенок до габаритов гусеницы и увеличения высоты корпуса на 50 мм. Гаубица Д-11 устанавливалась вместе с люлькой в рамке, вращающейся в цапфах и прикрепленной только к лобовому листу без связи с днищем и бортами. Орудие было самоуравновешено в цапфах и устанавливалось со смещением назад, что улучшало условия работы передних опорных катков ходовой части. По рекомендации ГАУ для более эффективной стрельбы прямой наводкой предусматривался телескопический прицел. Уменьшение длины противооткатных устройств и рамочная конструкция установки орудия в трубообразной люльке позволяли изготовить упрощенную шаровую маску; к тому же она более надежно защищала орудие, а ее монтаж вместо 17-18 часов занимал всего 1-2. Количество литых деталей при этом уменьшалось в три раза.

Государственные испытания СУ-122М стрельбой (329 выстрелов) проводились с 18 по 23 июня 1943 года на полигоне около Нижнего Тагила. Ходовые испытания - на трассах Свердловск - Нижний Тагил и Свердловск - Челябинск, всего - 858 км. Государственная комиссия под председательством генерал-майора танковых войск Огурцова признала необходимым внести в конструкцию ряд изменений для ее дальнейшего улучшения, но в общей оценке вынесла заключение, что «самоход может быть принят на вооружение самоходных артиллерийских частей Красной Армии».

Все замечания комиссии были реализованы на новом опытном образце САУ СУ-122-III, вооруженном 122-мм гаубицей Д-6 завода № 9. В конце июля - начале августа 1943 года эта САУ вместе с тремя опытными образцами самоходок, вооруженных 85-мм пушками, проходила испытания на Гороховецком полигоне, в ходе которых у гаубицы Д-6 выявились существенные недостатки (отказ накатника), и она была снята с испытаний.

13-я илл.
14-я илл.
15-я илл.
Опытная САУ СУ-122-III со 122-мм гаубицей Д-6 перед испытаниями. Июль 1943 года.

Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34

 

Описание конструкции

Все три самоходно-артиллерийских установки имели одинаковую компоновку и в целом были идентичны по конструкции. Друг от друга они отличались, главным образом, типом и калибром артсистемы, формой маск-установки, размещением боекомплекта, рабочих мест членов экипажа, приборов прицеливания и наблюдения и т.д. Поэтому наиболее подробно приводится описание самой совершенной и массовой установки - СУ-100. Описание СУ-122 и СУ-85 дается в основном в части отличий их от СУ-100 и друг от друга.

28-я илл.
Единственная сохранившаяся до наших дней СУ-122 в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

СУ-122

В окончательно отработанной конструкции серийной САУ СУ-122 вся моторнотрансмиссионная группа и ходовая часть танка Т-34 сохранились без изменений; отделения управления и боевое располагались в передней части машины и были полностью бронированы; масса САУ - 29,6 т - была меньше массы танка Т-34, скорость движения, проходимость и маневренность остались прежними.

В качестве вооружения САУ использовались качающаяся и вращающаяся части 122-мм полевой гаубицы обр. 1938 года М-30. Длина ствола - 22,7 калибра. Верхний штыревой станок гаубицы устанавливался в гнездо специальной тумбы, смонтированной в передней части днища корпуса. На цапфах станка крепилась качающаяся часть со штатными стволом, люлькой, противооткатными устройствами, прицелом и механизмами наведения. Необходимость бронирования качающейся части потребовала усиления пружинного уравновешивающего механизма, что было сделано без изменения его габаритов.

Боекомплект - 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, в основном осколочно-фугасные. В отдельных случаях для борьбы с танками противника на дальностях до 1000 м применялись кумулятивные снаряды массой 13,4 кг, способные пробивать броню в 100-120 мм. Масса осколочно-фугасного снаряда - 21,7 кг. Для самообороны экипажа установка снабжалась двумя пистолетами-пулеметами ППШ (20 дисков - 1420 патронов) и 20 ручными гранатами Ф-1.

Для стрельбы прямой наводкой и с закрытых огневых позиций использовался один панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания. Головка панорамы выходила под бронированный козырек корпуса, имевший боковые отверстия для обзора местности, которые при необходимости могли закрываться шарнирными крышками. У командира машины имелись перископический танковый прибор наблюдения ПТК-5, позволявший производить круговое наблюдение за местностью, и радиостанция 9РМ. Командир машины, помимо своих прямых обязанностей, выполнял работу правого наводчика по углу возвышения.

Относительно большой состав экипажа - 5 человек - объясняется тем, что 122-мм гаубица имела поршневой затвор, раздельное заряжание и разнесенный по обе стороны орудия механизм наведения (слева находился маховик винтового поворотного механизма, а справа - маховик секторного подъемного механизма). Угол горизонтального наведения орудия составлял 20° (по 10° на сторону), вертикальный - от +25° до -3°.

29-я илл.
Установка 122-мм гаубицы на тумбе.

Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34

 

Оценка машин

Важнейшими боевыми качествами советских средних САУ, поступивших на вооружение войск в годы Великой Отечественной войны, были:

- мощность огня установок, вооруженных, как правило, орудиями большего калибра, чем танки того же класса, что обеспечивало эффективное огневое сопровождение последних на поле боя;

- маневренность; установки обладали той же маневренностью, что и танки, на базе которых они строились, и имели близкие к ним весовые и габаритные характеристики; высокая маневренность САУ облегчала организацию постоянного и тесного взаимодействия их с танками и пехотой;

- хорошая противоснарядная стойкость корпуса, достигнутая приданием ему соответствующей формы, а также применением наивыгоднейших углов наклона брони и увеличением ее толщины.

Вместе с тем, боевая практика выявила следующие основные недостатки САУ:

- малый угол горизонтального обстрела орудия и сложность наводки, что затрудняло ведение стрельбы по подвижным целям;

- большой вылет ствола орудия (кроме СУ-122), затруднявший маневрирование на пересеченной местности и в населенных пунктах;

- низкая боевая скорострельность - как следствие относительно небольших размеров боевого отделения и большого веса выстрела (у СУ-100); раздельного заряжания и наведения (у СУ-122);

- недостаточный возимый боекомплект и сложность пополнения боеприпасов в ходе боя.

Это, так сказать, общие достоинства и недостатки, в той или иной мере свойственные всем трем типам самоходных установок. Вместе с тем, каждая из машин имела свои особенности, связанные с ее назначением. Насколько успешно советским конструкторам удалось решить поставленные перед ними задачи при создании этих САУ, можно судить, сравнивая их с аналогичными по назначению, компоновке и конструкции машинами противника.

В отличие от гитлеровского вермахта в Красной Армии отсутствовало деление САУ по назначению. Существовало лишь деление по классу-на легкие, средние и тяжелые. Однако для сравнения имеет смысл взять за основу немецкую классификацию самоходных орудий.

В соответствии с ней СУ-122 - штурмовая гаубица или штурмовой танк. С 1939 года немцы создали несколько различных образцов, подобных САУ, отличавшихся типом и калибром артсистемы, базой и компоновкой. Наиболее близка к СУ-122 по массо-габаритным характеристикам, компоновке и времени создания САУ Sturmpanzer IV «Brummbar» («Бруммбер»).

С сожалением приходится признать, что сравнение здесь не в пользу нашей машины: при меньшей массе «Бруммбер» имел более мощные броню и вооружение. Конструкция немецкой самоходки была явно лучше отработана. Специальная танковая гаубица устанавливалась в шаровой установке в лобовом листе корпуса, в то время как СУ-122 вооружалась обычной полевой гаубицей, смонтированной на тумбе. Поэтому угол горизонтального наведения орудия у «Бруммбера» составлял 30° против 20° у СУ-122. «Бруммберы» последних серий вооружались пулеметом MG 34, которого ни на СУ-122, ни на советских САУ более поздних выпусков не было. Пожалуй, единственное, чем СУ-122 превосходила противника, - это подвижность.

51-я илл.
СУ-85 в Музее Войска Польского в Варшаве.

Столь очевидное превосходство немецкой самоходки удалось бы компенсировать запуском в серию СУ-122-III со 122-мм танковой гаубицей Д-6, установленной в рамке. Трудно понять, почему работа над этой боевой машиной, унифицированной по корпусу и маск-установке с СУ-85, не была доведена до конца - ведь штурмовая самоходная гаубица очень пригодилась бы Красной Армии на заключительном этапе войны при прорыве оборонительных полос и штурме укрепленных городов.

Что касается СУ-85, то она представляет собой классическую противотанковую САУ. Немецких аналогов у нее много, но для сравнения возьмем самую массовую бронированную машину вермахта - штурмовое орудие StuG III и истребитель танков Panzer IV/70.

Самоходки вермахта лучше бронированы и имеют больший боекомплект, что немаловажно в боевой обстановке. Несмотря на меньшую массу их подвижность хуже, чем у СУ-85, из-за меньшей мощности двигателя. По бронепробиваемости СУ-85 превосходила StuG III - 102 мм против 82 мм на дистанции 1000 м и уступала Panzer IV/70. Пушка последней на той же дистанции пробивала 110-мм броню. Результаты вполне сопоставимые, но не следует забывать, что на обеих немецких САУ устанавливались 75-мм пушки, а на нашей - 85-мм!

Такая же картина наблюдается и с СУ-100, которая, без сомнения, являлась самой удачной и наиболее мощной советской противотанковой САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 т легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «Ягдпантера», «Сотка» имела аналогичную броневую защиту и несколько лучшую подвижность. Однако у 88-мм немецкой пушки Рак 43/3 с длиной ствола 71 калибр начальная скорость бронебойного снаряда была 1000 м/с, а ее боекомплект больше, чем у Д-10С, и скорострельность выше. За счет использования немцами бронебойного снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечником пушка «Ягдпантеры» отличалась лучшей бронепробиваемостью на дальних дистанциях. Подобный снаряд БР-412Д появился у нас только после войны. В отличие от немецкой САУ в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные снаряды. Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было, естественно, выше, чем у 88-мм. В целом же эти две лучшие средние самоходки Второй мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, при этом спектр применения у СУ-100 был несколько шире.

На примере СУ-85 и СУ-100 можно проследить, что повышения бронепробиваемости наши конструкторы добивались за счет увеличения калибра орудия и возрастания дульной энергии, которые находятся в прямой зависимости. Немцы достигали аналогичного результата за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки боеприпасов при меньшем калибре, поскольку малые калибры экономически более выгодны при выполнении задач борьбы с броней.

Впрочем, рост калибра советских самоходных пушек можно объяснить еще одной причиной. Красная Армия, в отличие от вермахта, располагала весьма ограниченной номенклатурой самоходных орудий. Поэтому все наши САУ были более универсальными, чем немецкие, и помимо борьбы с танками предназначались и для ведения огня по фортификационным сооружениям, что требовало мощного фугасного действия снаряда, которое тем выше, чем больше калибр.

52-я илл.
СУ-100 и танки Т-54Б на учениях Закавказского военного округа, 1968 год.

53-я илл.
Модернизированная СУ-100, установленная в качестве памятника в Гаване. В Западном полушарии, помимо Кубы, СУ-100 можно увидеть лишь в США, в Музее Абердинского полигона.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕТСКИХ И НЕМЕЦКИХ САУ
Марка САУ / СУ-122 / «Бруммбер» / СУ-85 / StuG III / Panzer IV/70 / СУ-100 / «Ягдпаитера»
Боевая масса, т / 30,9 / 28,2 / 29,6 / 23,4 / 25,8 / 31,6 / 45,5
Экипаж, чел. / 5 / 5 / 4 / 4 / 4 / 4 / 5
Калибр орудия, мм / 122 / 150 / 85 / 75 / 75 / 100 / 88
Боекомплект, выстр. / 40 / 38 / 48 / 54 / 55 / 33 / 57
Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с / / / 800 / 770 / 925 / 897 / 1000
Толщина лобовой брони, мм / 45 / 100 / 45 / 80 / 80 / 75 / 80
Скорость движения, км/ч / 55 / 40 / 55 / 38 / 35 / 50 / 46

54-я илл.
СУ-100 по пути на Красную площадь. 9 мая 1955 года. Машина ранних выпусков, прошедшая модернизацию; ее характерные признаки: опорные катки от Т-44М, габаритные фонари на лобовой броне, ящик заправочного насоса за спонсоном командирской башенки, ввод антенны радиостанции Р-123 на крышке корпуса. Отличительные черты СУ-100 ранних выпусков: вварная передняя балка, а также командирская башенка с двухстворчатым люком, диаметр которой меньше диаметра спонсона.

55-я илл.

СУ-100

56-я илл.
Компоновка СУ-100: 1 - пушка; 2 - телескопический прицел TШ-19; 3 - панорамный прицел; 4 - командирская башенка; 5 - бронеколпаки вентиляторов; 6 - заслонка отверстия для стрельбы из личного оружия; 7 - укладка автоматных магазинов; 8 ограждение пушки; 9 - 100-мм выстрелы; 10 - двигатель; 11 - главный фрикцион; 12 - воздухоочиститель "Мультициклон"; 13 - стартер; 14 - коробка передач; 15 - бортовая передача; 16 - аккумуляторы; 17 - сиденье наводчика; 18 - укладка двух выстрелов на полу боевого отделения; 19 - сиденье механика-водителя; 20 - укладка выстрелов в носовой части корпуса; 21 - педаль главного фрикциона; 22 - рычаг бортового фрикциона; 23 - баллоны со сжатым воздухом.

57-я илл.
Отделение управления: 1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 - педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 - баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 - щиток контрольных приборов; 9 - торсионы механизма открывания люка; 10 - спидометр; 11 - тахометр; 12 - аппарат № 3 ТПУ; 13 - кнопка стартера; 14 - рукоятка стопора крышки люка; 15 - кнопка сигнала; 16 - кожух передней подвески; 17 - рычаг ручной подачи топлива; 18 - рычаг кулисы; 19 - щиток электроприборов.

58-я илл.
Боевое отделение: 1 - пушки; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение; 4 - спусковой рычаг; 5 - блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 - подъемный механизм пушки; 8 - маховик подъемного механизма; 9 - маховик поворотного механизма; 10 - удлинитель панорамы Герца; 11 - радиостанция; 12 - рукоятка noвoрота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 - сиденье командира.

59-я илл.
Дизель В-2-34 (вид со стороны механизма передач, левая сторона): 1 - водяные трубопроводы; 2 - привод к генератору; 3 - генератор; 4 - выхлопной коллектор; 5 - воздухораспределитель; 6 - крышка головки блока; 7 - водяной насос; 8 - верхняя половина картера; 9 - нижняя половина картера; 10 - блок цилиндров; 11 - топливоподкачивающий насос; 12 - масляный насос; 13 - головка блока; 14 - масляный фильтр; 15 - топливный фильтр; 16 - наклонный валик.

60-я илл.
СУ-122 в зимнем камуфляже. Волховский фронт, зима 1943 г.

61-я илл.
СУ-122 в стандартной летней окраске. Брянский фронт, лето 1943 г.

62-я илл.
Самоходки с вариантами надписей, с которыми боевые машины отправлялись на фронт.

63-я илл.
64-я илл.
СУ-85 из состава танковой колонны "Советский старатель", 1944 г.

65-я илл.
СУ-85 раннего выпуска. Обращает на себя внимание дополнительная бронезащита командирской башенки, форма десантного поручня и расположение амбразуры для стрельбы из личного оружия. Уралмашзавод, осень 1943 г.

66-я илл.
СУ-85 1047-го Калиниковичского самоходно-артиллерийского полка, 1-й Прибалтийский фронт, лето 1944 г.

67-я илл.
СУ-85 1-й батареи 13-го полка самоходной артиллерии 1-й армии Войска Польского, апрель 1945 г. Белые полосы и треугольники облегчали опознование советской бронетехники авиацией союзников.

68-я илл.
СУ-100 чехословацкого производства. Египет, 1973 г. Красно-зеленый прямоугольник на корме обозначал принадлежность к бронетанковым войскам. Белая маркировка на рубке и боковинах крыльев была характерна для египетских боевых машин во время "Войны судного дня".

69-я илл.
70-я илл.
Регистрационный номер. Располагался на левом заднем и правом переднем крыльях.

71-я илл.
СУ-100, прошедшая все этапы послевоенной модернизации. Военный парад, посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, Москва, 9 мая 1985 г.

Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34