СУ-76И - Самоходная артиллерийская установка (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Трофейная бронетанковая техника в красной армии
Использование трофейных немецких танков началось с первых дней Великой Отечественной. Так, например, уже 27 июня 1941 года в самом начале танкового сражения в районе Ровно - Луцк - Броды подвижной группой 8-го механизированного корпуса было захвачено 13 исправных немецких танков, в основном Pz.III. Тогда и в последующем трофейная техника активно и не без успеха использовалась для диверсионных рейдов в глубь территории, занятой противником.
Никаких постоянных подразделений, имевших на вооружении трофейную бронетехнику, как правило, не формировалось. Создавались временные отряды, роты и батальоны, в которых трофейные танки эксплуатировались до тех пор, пока хватало боеприпасов и запасных частей. В 1941-1942 годах ряд предприятий был сориентирован на ремонт и восстановление трофейных боевых машин. Только в Москве их имелось как минимум два: завод «Подъемник» и Всесоюзный институт механизации. На последнем эта работа продолжалась вплоть до 1943 года. В мастерских института ремонтировались немецкие, чехословацкие и даже французские танки. На некоторых машинах взамен вышедших из строя штатных устанавливались автомобильные или тракторные двигатели советского производства. Пулеметы иностранных марок менялись на ДТ, а на французских танках они устанавливались и вместо 37-мм пушек.
В конце 1942 года были изданы «Руководства службы» по наиболее часто встречавшимся в Красной Армии трофейным танкам: Pz.III и 38(t), а в 1944 году - по танку «Пантера». Надо сказать, трофейные «пантеры» ценились на вес золота, комплектовались лучшими экипажами и использовались как противотанковое средство. Pz.III был излюбленным танком советских танковых командиров, его отличали высокая скорость, комфорт, прекрасная оптика, отличная радиостанция. Охотно применяли наши войска и трофейные штурмовые орудия, особенно до 1943 года, когда собственных САУ в Красной Армии еще не было. Именно по этой причине в апреле-мае 1942 года в инициативном порядке в КБ завода № 592 (г. Мытищи) создали самоходную гаубицу СГ-122А на базе трофейной САУ StuG III с использованием качающейся части отечественной 122-мм гаубицы М-30. Всего было переделано 8 машин, причем часть из них вооружалась 76-мм пушкой Ф-34. Осенью 1942 года ГКО принял решение о разработке подобных САУ, но уже на шасси танков Pz.III и Pz.IV. Эти машины (СУ-122Д-3 и СУ-122/Т-4) были построены, и в декабре 1942 года их приняли на вооружение. Позднее к ним добавилась 76-мм САУ СУ-С-1 или СУ-76И.
Самоходная установка СУ-76И
Создана в конце 1942 года с использованием базы трофейного танка Pz.III и отечественной 76-мм танковой пушки Ф-34. В 1943 году заводом № 40 (г. Мытищи) изготовлено 210 единиц.
Серийная модификация:
- шасси танка Pz.III почти не претерпело изменений. Снята башня и верхний лист подбашенной коробки. Установлена четырехгранная рубка, крепящаяся к корпусу болтами. В рубке размещено вооружение и экипаж. Для переделки в САУ использовались шасси танков Pz.III разных модификаций, поэтому самоходные установки отличались друг от друга как внешне, так и по внутреннему устройству - существовало три варианта трансмиссии.
Самоходные установки СУ-76И в силу своего незначительного количества не оставили заметного следа в операциях Великой Отечественной войны. Они принимали участие в боевых действиях 1943 года, в том числе в составе 177-го танкового полка 64-й механизированной бригады.

СУ-76И

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-76И
БОЕВАЯ МАССА, т: 22,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6300, ширина - 2910, высота - 2375, клиренс - 350.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Ф-34 обр. 1940 г. калибра 76 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 98 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТМФД-7, панорама Герца.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 50...60, борт - 30, корма - 25, крыша и днище - 10...20.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120 TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность - 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об/мин; рабочий объем - 11 867 см³.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростная синхронизированная коробка передач (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных сдвоенных обрезиненных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположениях с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление - цевочное); подвеска - индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 94 трака шириной 380 мм, шаг трака - 130 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 180.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, ширина рва, м - 2,2, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р, переговорное устройство ТПУ-3.

ЛЕГКИЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-20М. Маньчжурия, август 1945 г.

СРЕДНИЙ ТАНК Т-34. 2-й батальон 63-й гвардейской танковой бригады 4-й гвардейской танковой армии, Львов, 23 июля 1944 г.

ОГНЕМЕТНЫЙ ТАНК ОТ-34. 38-й отдельный танковый полк, 53-я армия, март 1944 г. Танковая колонна «Димитрий Донской» была построена на средства Русской Православной церкви.

САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА ЗИС-30. Западный фронт, осень 1941 г.

ЛЕГКИЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-64Б. Берлин, 20 мая 1945 г., парад прощания со Знаменем Победы у рейхстага.

САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-76М. Забайкальский фронт, август 1945 г.

СРЕДНИЙ ТАНК Т-34-85. Танк Героя Советского Союза младшего лейтенанта Д.Г.Фроликова, командира взвода 4-й гвардейской Минской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса. Этот танк первым ворвался на центральную площадь Минска 3 июля 1944 г.

САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-85. 3-й Украинский фронт, Румыния, август 1944 г.

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ-1с. 6-й гвардейский танковый полк прорыва, май 1943 г.

Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)