Т-34 - Средний танк (СССР) 1940
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Средний танк Т-34
Самый массовый и наиболее популярный советский танк Второй Мировой войны. Разработан в КБ завода № 183 (г. Харьков). Принят на вооружение Красной Армии постановлением КО при СНК СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года. Серийно выпускался заводами № 183 ХПЗ (г. Харьков), № 183 УВЗ* (г. Нижний Тагил), СТЗ (г. Сталинград), № 112 (г. Горький), УЗТМ (г. Свердловск), ЧКЗ (г. Челябинск) и № 174 (г. Омск). С 1940 по 1944 год изготовлено 33 805 единиц.
*В октябре 1941 года завод № 183 ХПЗ эвакуирован в Нижний Тагил с сохранением прежнего номера.
Серийные модификации:
Т-34 обр. 1940 г. - первый серийный вариант. Корпус и башня - сварные, с большими углами наклона броневых листов. На части танков устанавливались литые башни. Боевая масса - 26,8 т. Габариты: 5920 мм x 3000 мм x 2400 мм. Вооружение: пушка Л-11 калибра 76 мм, два пулемета ДТ. Боекомплект - 77 выстрелов и 2898 патронов. Экипаж - 4 чел. На части танков выпуска 1941 года устанавливались 76-мм пушки Ф-34.
Т-34 обр. 1941 г. - новые люки механика-водителя и башенный, броневая маска курсового пулемета, гусеница шириной 500 мм, ряд других более мелких изменений. Опорные катки на части танков не имели резиновых бандажей. Некоторое количество машин выпущено с карбюраторным двигателем М-17. На нескольких десятках танков установлена 57-мм пушка ЗИС-4. Боевая масса - 28,5 т.
Т-34 обр. 1942 г. - башня большего размера с двумя круглыми люками, пятискоростная коробка передач. Внесены изменения в системы двигателя. На части танков устанавливалась штампованная башня. Танки выпуска 1943 года оборудовались командирской башенкой.
На 22 июня 1941 года было выпущено 1225 танков Т-34. В танковой дивизии по штату полагалось иметь 210 боевых машин этого типа. Однако реально в Киевском Особом военном округе находилось 694, в Западном - 268 и в Прибалтийском - 108 единиц. По своим главным тактико-техническим характеристикам Т-34 превосходили все типы танков вермахта. Однако отсутствие необходимого количества подготовленных экипажей, конструктивные недостатки (малый моторесурс двигателя, низкая надежность коробки передач, плохие приборы наблюдения, теснота боевого отделения, неудачное размещение боекомплекта и прочее), а также ряд объективных причин, связанных с развитием событий на советско-германском фронте летом 1941 года, привели к тому, что практически все эти танки были потеряны в первые два месяца войны.
В дальнейшем Т-34 с 76-мм пушкой использовались на всех фронтах и участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны вплоть до штурма Берлина. При этом число их в танковых бригадах постоянно возрастало. В 1941 году в смешанной танковой бригаде насчитывалось 16 танков Т-34, в 1942 году их число возросло до 32. С ноября 1943 года бригады стали однородными - теперь в них имелось 65 Т-34, а танки других марок были изъяты.
Помимо усовершенствований, постоянно вносившихся заводами-изготовителями, некоторые меры по улучшению боевых машин предпринимались и в войсках. Наиболее известная - усиление бронирования корпуса и башни наваркой дополнительных бронелистов. Подобные мероприятия обычно проводились на фронтовых ремонтных заводах, в частности на заводе № 27 в Ленинграде.
Танки Т-34 состояли на вооружении Советской Армии вплоть до конца 40-х годов.
Т-34 получили Войско Польское (118 шт.), Чехословацкий корпус и НОАЮ.
На базе Т-34 выпускались самоходно-артиллерийские установки, командирские танки, мостоукладчики, танки-тральщики, огнеметные танки, БРЭМ и другие машины специального назначения.

Т-34 обр. 1942 г.

Т-34 обр. 1940 г.

Т-34 обр. 1941 г.

Т-34 обр. 1942 г., выпуска 1943 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-34 образца 1942 г.
БОЕВАЯ МАССА, т: 30,9.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6620, ширина - 3000, высота - 2520, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Ф-34 обр. 1940 г. калибра 76 мм, 2 пулемета ДТ обр. 1929 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 100 выстрелов, 3150 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТМФД-7, перископический панорамный прицел ПТ-4-7.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса - 45, крыша и днище - 15...20, башня - 45 (катаная), 52 (литая).
ДВИГАТЕЛЬ: В-2, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность - 400 л.с. (294,5 кВт) при 1700 об/мин; рабочий объем - 38 880 см³.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление - гребневое), направляющее колесо; подвеска - индивидуальная пружинная; в каждой гусенице 72 трака шириной 500 мм, шаг трака - 172 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р, переговорное устройство ТПУ-3.

Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)

Средний танк Т-34 (оружие победы)
ГрузовикПресс - С. Уколов, А. Ефимов / 04-2005
Взревел мотор, и многотонная машина рванулась вперед. Члены экипажа едва удерживались на своих местах, изо всех сил пытаясь уберечь головы от холодного металла «тридцатьчетверки». Никто даже не пытался сдерживать свои эмоции, и только механик-водитель - старший прапорщик Колян - был абсолютно спокоен. Впрочем, это неудивительно, поскольку из всех «танкистов» настоящим был только он и в отличие от остальных - сотрудников нашего журнала, не видел в езде на танке Т-34 ничего необычного.

Модификация танка Т-34-85 закончила Великую Отечественную войну

Танк Т-34 в анфас

Место стрелка-радиста с пулеметом

Место наводчика

Прицел танка Т-34

Переднее свободное колесо

Комбинация приборов Т-34

Рация командира танка Т-34

Механизм поворота башни и наводки орудия

Включатель переговорного устройства механика-водителя экипажа

Рабочее место механика-водителя танка Т-34

Удостоверение механика-водителя танка

Так началось наше знакомство с легендарным «воином-освободителем» - танком Т-34, профиль которого с детства знаком каждому по сотням кинофильмов и книг о войне, ну и конечно, по бесчисленному числу постаментов. Мы поймали себя на мысли, что относимся к этой машине как к живому ветерану: с уважением и благодарностью...
Но тем не менее воюют все же не машины, а их экипажи. Чтобы получить хотя бы приблизительное представление о том, как чувствовали себя люди, управлявшие танком Т-34, надо, по крайней мере, один раз залезть в него. Поговорка «глухо, как в танке» довольно точно передает возникающие ощущения. И хотя такое высказывание справедливо для всех боевых машин, Т-34 дает прочувствовать значение этих слов в полной мере. Несмотря на то что танк являлся «конструкцией мирного времени», он стал средоточием множества компромиссов, обусловленных непростой историей его создания, принятия на вооружение и серийного производства в тяжелейших условиях эвакуации...
Танк Т-34 - «стальной кулак» Красной Армии
История создания "тридцатьчетверки", казалось бы, общеизвестна. Принято считать, что началась она 13 октября 1939 года, когда Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна были выданы тактико-технические требования на новый колесно-гусеничный танк БТ-20, а завершилась созданием двух прототипов танка Т-34 (в январе и феврале 1940 г.) и принятием машины на вооружение. На самом же деле всё было гораздо сложнее.
По сути, Т-34 - это наследник семейства танков конструкции Дж. У. Кристи. Являясь прямым потомком «кавалерийского» танка Т3 (М1931) по линии БТ-2 - БТ-5 - БТ-7 - БТ-7М через А-20 и А-32 к А-34, он унаследовал не только их бесспорные достоинства, но и недостатки. Если не забывать, что А-20 - это фактически и есть БТ-20, который в свою очередь продолжил линию развития так и не «родившегося» БТ-9, то становится очевидным, что танк Т-34 - это «бывший» легкий танк с увеличенным с 45 до 76 мм калибром орудия и толщиной брони 45 мм вместо 25-ти. В разряд средних танков прототип А-32 перешел, набрав 6830 «лишних» килограммов (за счет дополнительной брони), однако он сохранил характерные особенности компоновки легких машин семейства Кристи. Речь идет о свечной подвеске, опорных катках, сильно смещенной вперед двухместной башне с малым диаметром погона, а также таком крайне неприятном недостатке, как топливные баки, расположенные по бортам вдоль боевого отделения.
Эти минусы, терпимые на 15-тонном легком танке, созданном для лихих кавалерийских рейдов по тылам противника, оказались чреваты очень неприятными последствиями для машины, потяжелевшей сразу на 10 т, которой выпала доля стать основным танком Красной Армии. Танкам Т-34 приходилось и прорывать противотанковую оборону врага, и бороться с его бронетехникой, и сопровождать, поддерживая огнем, пехоту в атаке и обороне - словом, стать настоящей «рабочей лошадью» РККА, а затем Советской Армии.
Все это было ясно с самого начала не только создателям Т-34 (напомним, что машину разработали в инициативном порядке, на свой страх и риск), но и военным. И тем и другим танк Т-34 мыслился как некое переходное звено к новому, сконструированному на совершенно ином качественном уровне танку, лишенному тех органических недостатков, которые «тридцатьчетверка» унаследовала от своих «кавалерийских» предков.
Проект танка А-43, утвержденный в апреле 1941 г., сохранял все достоинства Т-34, но предусматривал 75-миллиметровую лобовую броню, трехместную башню с командирской башенкой и торсионную подвеску. Переходить к А-43 («полной модернизации») планировалось через промежуточный А-41 («частичной модернизации»), который при бронекорпусе от Т-34 имел бы 5-ступенчатую КПП и новую башню с широким погоном и улучшенной обзорностью. Ну, а производство собственно танков Т-34 планировалось полностью свернуть до конца года. Однако начавшаяся война помешала этим планам.
Многие задавались вопросом: почему на протяжении почти всей войны танк Т-34 так мало менялся? Во-первых, это не вполне справедливо - в конструкцию было внесено несколько тысяч изменений, но направлены они были в основном на улучшение технологичности производства и общей надежности танка. Так, введение 5-скоростной КПП позволило повысить среднюю скорость и маневренность танка, моторесурс увеличился до 300 моточасов с первоначальных 50-ти, а введение новой шестигранной башни (прозванной «гайкой») уменьшило тесноту боевого отделения. Однако до появления в феврале 1944 г. танка Т-34-85 боевые характеристики танка оставались неизменными.
Дело в том, что в 1941-1942 гг. танк Т-34 полностью соответствовал требованиям военных по уровню защищенности и огневой мощи; проблемы же тесноты и плохой обзорности (слово «эргономика» тогда было не в ходу) было не решить полумерами, поэтому работы над Т-34М не прекращались. Однако тут сказались реалии военного производства: дефицит броневого проката даже 45-миллиметровой толщины вплоть до марта 1943 г. (пуска 2-й очереди завода № 200) порой не позволял производить даже полноценные бронекорпуса (допускалось использование несортовой брони на борта и корму).
Уже к концу 1942 г. немцам удалось ликвидировать отставание в качественном уровне своей техники, но в 1943-м был принят на вооружение Т-43. Унифицированный с танком Т-34 на 75%, он имел увеличенную толщину брони и нес 76-миллиметровое орудие в новой башне; однако броневой прокат шел на производство тяжелых танков, а начинать выпуск нового среднего танка без усиления его вооружения сочли нецелесообразным.
Так как подходящей пушки более крупного калибра тогда еще не было, продолжили выпускать всё тот же Т-34, получивший, правда, командирскую башенку. История повторилась и в 1944 г., но уже с танком Т-44, который хотя и был выпущен небольшой серией, но на фронт не поступал. Так и получилось, что улучшение боевых характеристик танка Т-34 постоянно откладывалось в ожидании начала производства более совершенного образца, которое по разным причинам не осуществлялось.
Смена поколений
Однако к 1944 г. стало совершенно ясно, что продолжать выпуск танка Т-34 в первоначальном виде не имеет смысла. Главной же проблемой было то, что жизнь практически не оставила конструкторам выбора: повысить боевую живучесть Т-34 в этот период войны можно было только за счет увеличения эффективности вооружения. Решено было снять с командира обязанности наводчика, освободив его для наблюдения за полем боя. Одновременно улучшили противотанковые качества машины, установив 85-миллиметровое орудие в трехместной башне с увеличенным до 90 мм бронированием.
Толщину брони корпуса танка оставили неизменной: весовые резервы модернизации машины были исчерпаны, а 60-миллиметровый лобовой лист пробивался основным немецким ПТ орудием того периода Pak 40 с такой же легкостью, что и 45-миллиметровым. Решено было заканчивать войну с имеющимся танком, ведь к марту 1945-го должен был закончить войсковые испытания Т-54, который был уже машиной следующего поколения...
В таком виде танк Т-34 и закончил Великую Отечественную войну, в таком виде он выпускался по лицензии в Польше и ЧССР, состоял на вооружении полусотни стран и участвовал в бессчетном множестве конфликтов по всему земному шару вплоть до нашего времени.
Кроме того, полторы тысячи танков Т-34 было выпущено в огнеметном варианте. Превосходя по боевым качествам все немецкие танки начального периода войны, он тем не менее вначале показал себя далеко не блестяще. Танк Т-34 на равных соперничал с немецкими машинами в середине войны (за исключением, может быть, второй половины 1943 г.) и, наконец, нанес бронетанковым войскам вермахта сокрушительное поражение в 1945 г.
Несмотря на то что основная машина бронетанковых войск СССР задумывалась другой, Т-34 с честью справился с возложенной на него труднейшей задачей, войдя в историю как танк-освободитель.
С 1940 по 1946 г. было выпущено 61 151 танков Т-34, что сделало его самым массовым танком в мире (на втором месте - американский «Шерман», выпущенный в количестве 48 071 шт.), однако это далеко не все выпущенные "тридцатьчетверки". Танк участвовал практически во всех послевоенных вооруженных конфликтах. Одно из последних свидетельств успешного боевого применения танка Т-34 - уничтожение сербского танка Т-55 во время гражданской войны в Югославии.
До осени 1942 г. танк Т-34 превосходил немецкие танки по защищенности и огневой мощи, однако его реальная боевая ценность снижалась из-за плохой обзорности, малого ресурса дизеля и неудачного функционального распределения обязанностей экипажа (командир был одновременно и наводчиком орудия). Положение постепенно исправляли, но полностью преодолеть эти недостатки удалось лишь к 1944 г. на модификации Т-34-85.
Принято различать только две модификации серийного танка Т-34: с пушками калибра 76 мм и 85 мм, но на самом деле конструкция танка существенно изменялась не только от года к году, но и от завода к заводу. В 1941 и 1943 годах серией около 150 шт. выпускался Т-34И (истребитель) с 57-миллиметровой пушкой ЗИС-4. Существовали огнеметные танки ОТ-34. В ходе производства в конструкции Т-34 появлялись тысячи изменений, и одно время заводам даже было разрешено вносить их без согласования с ОКБ. Насчитывалось по крайней мере семь типов башен - литых, сварных и даже штампованных из 45-миллиметрового листа (производства ЧКЗ), четыре типа катков, три типа траков. Менялось расположение и форма наружных топливных баков, лючков, антенн.

Pz. Kpfw. T-34 747 (r)

Принято считать, что танк Т-34 был оснащен дизельным двигателем для снижения опасности возгорания в бою, но это не совсем так. Пожаробезопасность танковых дизелей несколько преувеличивают. Дизельный двигатель безопаснее бензинового в повседневной эксплуатации, так как не вспыхнет от случайно оброненного окурка или попадания дизтоплива на раскаленные части мотора. Однако в случае поражения в бою всё решает общая защищенность танка и расположение топливных баков.
* * *
Немецкие солдаты называли Т-34 «Микки-Маус», так как люки башни образца 1942-1943 гг. в открытом положении напоминали уши известного диснеевского персонажа. На вооружении частей вермахта официально состояло около сотни трофейных танков Т-34 под обозначением Pz. Kpfw. T-34 747 (r), отличавшихся установкой немецкой командирской башенки. Некоторые переделывались в ЗСУ.
* * *
Существовало несколько вариантов дополнительного бронирования танка Т-34. Башня и верхняя лобовая деталь корпуса усиливались броневыми листами довольно сложной конфигурации с толщиной от 20 до 45 мм, однако такая технология оказалась слишком дорогой для массового производства при относительно низкой боевой эффективности.
В боевых условиях танкисты использовали в качестве дополнительной защиты ящики ЗИП, бревна, тросы, гусеничные траки, укрепленные за поручнями на корпусе и башне. Эта практика появилась в конце 1942 г., когда немцы стали использовать кумулятивный 75-миллиметровый снаряд. Впрочем, единой точки зрения по этому вопросу не существовало: другие танкисты, наоборот, старались перед боем максимально облегчить танк.