Т-17 Лилипут - Танкетка (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Одним из главных пунктов трехлетней программы танкостроения (в рамках «плана-минимум») прсдусматривалось [84] создание до декабря 1930 г. батальона «пулеметок сопровождения» («пулеметов сопровождения»), как именовали в этом документе танкетки. Поэтому в 1926 г. КБ ОАТ начинает работы по проекту легкого одноместного разведывательного танка «Лилипут».
Проект был неплохо сбалансирован, но требовал создания специальной ходовой части и двигателя. И потому дальше его обсуждения на разных уровнях дело не двигалось. 3 марта 1928 г. под руководством зав. моторной лаборатории А. Кушка при участии Л. Пальмен, а также инженеров С. Гинзбурга и Э. Гроте состоялась защита проекта новой танкетки. В качестве базы для нее использовали узлы ходовой части и трансмиссии опытного танка сопровождения Т-16. Бронекорпус был заимствован от отклоненного танка «Лилипут». В качестве силового агрегата использовался двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения конструкции А. Микулина, являвшийся как бы «половинкой» двигателя Т-16. Гусеничная цепь была резинометаллической тросового типа, на манер ходовой части БА А. Кегресса. [85]
Корпус танкетки, получившей индекс Т-17 (часто именовавшейся, как и предшественник, - «Лилипут»), был клепаный на каркасе. В рубке располагался водитель, являвшийся одновременно и стрелком из пулемета, который монтировался немного правее продольной оси (был разработан также пушечный вариант танкетки).
Изготовление первого образца Т-17 затянулось, и он был готов лишь к осени 1929 г. Второй вариант Т-17 имел уже либо резиновую гусеницу типа «Кегресс», либо облегченную стальную гусеничную цепь. Несмотря на неполадки, танкетка была испытана пробегом в январе 1930 г., а затем - в июне того же года и показала лучшую подвижность, чем Т-18, однако одним из наиболее крупных недостатков танкетки стал одноместный кузов. Поэтому серийное производство Т-17, имевшей те же недостатки, что и танкетка Максимова 1919 г., сочли нецелесообразным и вскоре было принято решение о продолжении работ над двухместной танкеткой с использованием стандартных узлов танка Т-18. [86]
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.

Т-17

Т-17 «Лилипут» - советская танкетка межвоенного периода, разрабатываемая в 1926-1929 годах. Серийно не производилась, было изготовлено 5 экземпляров.

Т-17
Боевая масса, т - 3,0
Компоновочная схема - классическая
Экипаж, чел. - 2
История
Разработчик - Гинзбург, Семён Александрович
Количество выпущенных, шт. - 5
Размеры
Длина корпуса, мм - 4100, 4960 с «хвостом»
Ширина, мм - 1740
Высота, мм - 2140
Клиренс, мм - 410
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 14 мм
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 14 мм
Борт корпуса, мм/град. - 7 мм
Корма корпуса (верх), мм/град. - 7 мм
Корма корпуса (низ), мм/град. - 7 мм
Днище, мм - 7 мм
Крыша корпуса, мм - 7 мм
Вооружение
Пулемёты - 1 х 7,62 мм
Подвижность
Тип двигателя - рядный, 2-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Модель двигателя - ГоМВ Pz-12
Мощность двигателя, л. с. - 20
Скорость по шоссе, км/ч - 20
Запас хода по шоссе, км - 60
Тип подвески - блокированная, на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,60
Преодолеваемый подъём, град. - 45
Преодолеваемая стенка, м - 0,6
Преодолеваемый ров, м - 1,3
Преодолеваемый брод, м - 1,8 с «хвостом»

Создание
С самого начала создания, танкетку Т-17 задумывали использовать в качестве машины разведки, сопровождения, охранения и связи. Проектирование официально началось в 1926 году: ГКБ ОАТ под руководством С. П. Шукалова, при участии В. И. Заславского начало работу над проектом лёгкого одноместного разведывательного танка «Лилипут». Однако проектирование шло очень медленно. Итоговый вариант требовал полной переработки двигателя и ходовой части. 3 марта 1928 года под командованием зав. моторной лаборатории А. П. Кушки и при содействии Л. Э. Пальмен, инженеров С. А. Гинзбурга и Э. Гроте состоялась защита плана новой танкетки. Опытный образец был изготовлен на заводе «Большевик» в Ленинграде лишь осенью 1929 года.
Конструкция
За основу ходовой ходовой и трансмиссионной части был взят танк сопровождения Т-16. Корпус, взятый у несостоявшегося проекта танка «Лилипут», был исключительно клепаный на каркасе. Броневая защита была противопульной, броневые листы толщиной 7 и 14 мм. Двигатель конструкции А. А. Микулина, являвшийся модернизацией мотоциклетного двигателя ГоМВ Pz-12, был карбюраторным двухцилиндровым, с воздушным охлаждением и горизонтальным расположением цилиндров. Мощность двигателя составляла 20 л. с. Двигатель и трансмиссия составляли единый силовой блок. Ёмкость топливного бака составляла 47 литров. Гусеничная цепь была поставлена резинометаллическая. Экипаж машины - 1 чел. Этот человек должен был быть и водителем танкетки и стрелком из пулемёта. Первые испытания пробегом прошла в январе 1930 года, а в июне 1930 танкетка Т-17 показала лучшую подвижность даже чем танк Т-18. Однако ещё на предварительных испытаниях Т-17 сразу было видно, что одноместный кузов, не дававший возможность совмещать вождение машины и стрельбу из пулемёта, станет главной проблемой этой танкетки. В связи с этим, по решению испытательной комиссии, танкетка была отправлена на доработку.
Представленный ГКБ в январе 1931 года переработанный проект Т-17 был очень похож на своего предшественника. Только с той разницей, что новый Т-17 стал двухместным и имел вместо резинометаллической гусеничной цепи, резиновую, типа «Кегресс». Серийное производство танкетки Т-17 сочли ненужным, но проект оставили на доработку. Также комиссия выдвинула требования, чтобы в улучшенном Т-17 было место для двух человек и чтобы для проектирования бралась конструкция и стандарты танка Т-18. Тем не менее, было заказано ещё три опытных экземпляра Т-17, один из которых предполагалось модифицировать, установив два рабочих места для водителя и стрелка. Вскоре, однако, от этих прототипов отказались в пользу других более перспективных проектов. Впоследствии единственный экземпляр машины был переоборудован в танкетку Т-21.
Позже на основе Т-17 ГКБ ОАТ под руководством С. П. Шукалова и В. И. Заславского были разработаны проекты самоходной батальонной пушки и танкетки Т-21 (Л-IV) с экипажем из двух человек. В том же 1930 году с учётом опыта работ над танкеткой Т-17, были разработаны двухместные танкетки Т-22 и Т-23. Модернизированные танкетки классифицировались как «большие танкетки сопровождения».

Википедия / Русский язык