Т-25 - Танкетка (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Несмотря на то что согласно «Системе...» в РККА не было места гусеничной танкетке, работы по развитию Т-17 все-таки продолжались.
В 1929-1930 гг. появляется проект танкетки Т-21, классифицировавшейся как «малая разведывательная танкетка». Она имела экипаж из 2 человек, усиленную броню (толщиной 13 мм) и катки от Т-18. Двигатель мощностью 20 л.с. и трансмиссия заимствовались от Т-17. Но уже на этапе рассмотрения проектных данных скорость ее движения и характеристики преодоления препятствий показались недостаточными, поэтому проект принят не был.
В 1929-30 гг. по заданию штаба РККА и с учетом опыта работ над Т-17 появляются проекты двухместных танкеток [102] Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как «большая танкетка сопровождения». Их отличия состояли в двигательной установке (Т-22 проектировалась под оригинальный четырехцилиндровый двигатель, а Т-23 под двигатель танка Т-20), а также в размещении членов экипажа (на Т-22 они размешались «в затылок», а на Т-23 - в ряд). Каждый проект обладал своими достоинствами и недостатками, но для изготовления выбрали Т-23 как наиболее дешевый и реальный в постройке. Первый образец Т-23 имел корпус из простого железа и двигатель от Т-18 (40 л.с), но для второго передали двигатель от недостроенного Т-20 и заказали еще четыре. Изготовлялись все танкетки на 2-м автозаводе ВАТО (директор - С. Иванов), причем работы по Т-23 были проведены там в сжатые сроки и с хорошим качеством. Однако при изготовлении танкетка подверглась многочисленным доработкам, что изменило ее почти неузнаваемо. Длина корпуса была увеличена почти на 300 мм. Вместо опорных и поддерживающих катков Т-18 применили таковые от Т-19. Ввели новую облегченную гусеницу с новым ведущим колесом, поскольку старые не обеспечивали достижение скорости движения 40 км/ч. Однако даже такой улучшенный вариант танкетки [103] оказался неудовлетворительным, поскольку по цене был сравним с танком Т-18, а версия, оснащенная башней, даже превысила ее (около 59 тыс. руб. без вооружения), что не позволяло развернуть их массовое производство.
9 августа 1929 г. У ММ выдвинуло требования по разработке колесно-гусеничной танкетки Т-25 весом не более 3000-3500 кг, оснащенной двигателем мощностью 40-60 л.с., вооруженной либо пулеметом во вращающейся башне, либо 37-мм пушкой в корпусе и обладающей скоростью движения не менее 40 км/ч на гусеницах и не менее 60 км/ч на колесах. Ни одна из находившихся в то время в разной степени готовности танкеток (Т-17, Т-23), а также планируемая к приобретению танкетка «ВКЛ» (Виккерс-Карден-Ллойд) на первый взгляд не способна была удовлетворить поставленным ТТТ. Поэтому для создания такой машины в сжатые сроки среди предприятий ГУВП был объявлен конкурс.
Практически сразу в работу включился коллектив НАМИ. Здесь начали создавать эскизный проект колесно-гусеничного шасси с поднимаемыми и опускаемыми автомобильными колесами, расположенными вне гусеничных лент по типу танка Фольмера. [104]
Некоторое время намишники работали в этом направлении в полном одиночестве. Но работа что-то «не ладилась», и потому в ноябре 1929 г. они вызвали на соцсоревнование своих коллег из КБ завода «Большевик». Завод и КБ лихорадило с производством и модернизацией танков Т-18, а также разработкой новых образцов (Т-19 и Т-20) и потому для работы над эскизным проектом был выделен всего один человек - инженер-конструктор В. Симский. Общее руководство проектированием, а также оказание инженеру В. Симскому необходимой консультационной помощи было поручено С. Гинзбургу.
В отличие от своих соперников здесь выбрали иную схему перехода с колес на гусеницы - «переобуванием», что позволяло отказаться от сложных приводов поднимания/опускания корпуса и колес. При разработке эскизного проекта Т-25 В. Симский добросовестно изучил ту убогую документацию (а скорее - материалы рекламного характера), которые нач. У ММ И. Халепский привез из своей ознакомительной поездки в Америку. В октябре-ноябре было проведено сравнение двух проектов, которое окончилось в пользу второго: ибо инженеры НАМИ не смогли уложиться в ТЗ (вес - более 4,5 т, скорость - 30-33 км/ч на гусеницах и не более 50 км/ч на колесах).
Колесно-гусеничная танкетка Т-25 по проекту представляла собой уменьшенный вид танка «Кристи», но при этом имела с ним большие различия. Так, привод в Т-25 предполагалось осуществить синхронно на все колеса, а для улучшения маневренности предполагалось сделать управляемыми две передние оси и т.д. Проектом предусматривалось достижение скорости движения 45 км/ч на гусеницах и 65 км/ч на колесах при применении 60 л.с. двигателя от танка Т-20, или 52 км/ч и 75 км/ч соответственно с двигателем в 70 л.с. Изготовление первого опытного экземпляра предполагалось к декабрю 1931 г.
Из особенностей Т-25 следует отметить также, во-первых, [105] плавательное приспособление - съемный пустотелый фанерно-дюралевый «поплавок», набитый пробкой или сушеной морской травой. Планировалось использовать эту же танкетку для проведения экспериментов по созданию «летающего» и «буксируемого» «танка-планера». Из переписки С. Гинзбурга понятно, что эту танкетку предполагалось использовать также в качестве зенитного танка, вооруженного спаркой пулеметов типа ДТ, ДА или ДУ. Для этого планировалось разработать новую, открытую сверху, башню.
Однако при проработке проекта Т-25 КБ «Большевика» столкнулось с большими трудностями, тем более что опытный участок был занят танком Т-19. Доработку проекта и изготовление опытной машины планировалось передать КБ ХПЗ, который стоял без финансирования программы производства Т-24.
Но Харьковский паровозостроительный завод попытался «спихнуть с себя» этот малоперспективный проект, ожидая продолжения работ по танку Т-24.
Таким образом, проект колесно-гусеничной танкетки Т-25 конструкции Гинзбурга - Симского был отложен исполнением на один год, а в 1932 г. совершенно закрыт ввиду высокой стоимости боевой машины. [106]
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.

Т-25 (танкетка)

Т-25 - советская опытная лёгкая танкетка.

Т-25
Классификация - танкетка
Боевая масса, т - 3,9
Компоновочная схема - танкетная
Экипаж, чел. - 2
История
Производитель - "Большевик"
Годы производства - 1930
Годы эксплуатации - 1930-?
Количество выпущенных, шт. - 1 (?)
Основные операторы - СССР
Размеры
Длина корпуса, мм - 3300
Длина с пушкой вперёд, мм - 3600
Ширина, мм - 1620
Высота, мм - 1850
Клиренс, мм - 240
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. - 7
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 7
Лоб корпуса (середина), мм/град. - 7
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 4
Борт корпуса, мм/град. - 5
Борт корпуса (верх), мм/град. - 2
Борт корпуса (низ), мм/град. - 4
Корма корпуса, мм/град. - 4
Днище, мм - 3
Крыша корпуса, мм - 4
Лоб башни, мм/град. - 10
Крыша башни, мм/град. - 2
Вооружение
Калибр и марка пушки - 45-мм пушка 20К
Тип пушки - танковая
Боекомплект пушки - 30
Пулемёты - 1 пулемёт 7,62-мм ДА
Подвижность
Тип двигателя - бензиновый, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения МС-2
Мощность двигателя, л. с. - 60
Скорость по шоссе, км/ч - 38
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 20
Запас хода по шоссе, км - 100
Запас хода по пересечённой местности, км - 42
Удельная мощность, л. с./т - 18,9
Тип подвески - сблокированная на вертикальных пружинах
Преодолеваемый подъём, град. - 40
Преодолеваемая стенка, м - 0,5
Преодолеваемый ров, м - 1,3
Преодолеваемый брод, м - 0,95

История
Ввиду того, что танкетки серии Т-17 - Т-23 не удовлетворяли военных, конструкторы завода «Большевик», решили сделать танкетку в развитие Т-23. Проект танкетки, которую назвали Т-25, был разработан в 1930 году. Его показали тов. Сталину, и он ему понравился. Вскоре планировалось изготовить опытный экземпляр, но к этому времени был готов проект танкетки Т-27, и все работы по Т-25 прекратились.
Вооружение
Пушка калибром 45-мм 20К обр. 1932 г. устанавливалась в башне.
Ходовая часть
Разработана как половина ходовой части от Т-35. Четыре катка среднего диаметра, три маленьких поддерживающих катка, ленивец и звёздочка. Подвеска прикрыта щитом.

Википедия / Русский язык