ADGZ (немецкая модификация) - Бронеавтомобиль (Австрия/Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

ADGZ

ADGZ
Классификация - тяжёлый бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 12
Экипаж, чел. - 6
История
Производитель - Steyr
Годы производства - 1935-1937, 1942
Количество выпущенных, шт. - 52
Основные операторы - Австрия
Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 6260
Ширина, мм - 2160
Высота, мм - 2560
Клиренс, мм - 275
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. - 11
Борт корпуса, мм/град. - 11
Корма корпуса, мм/град. - 11
Вооружение
Тип пушки - 2 cm KwK 30; в модификации с башней Т-26 - 45-мм танковая пушка образца 1932/38 годов (20К)
Длина ствола, калибров - 45
Боекомплект пушки - 100
Пулемёты - 2 или 3 × 7,92 мм MG 34; в модификации с башней Т-26 - 2 x 7.92 мм MG 34 и один ДТ
Боекомплект пулемётов - 1500
Подвижность
Тип двигателя - 6 цил., 12 л
Модель двигателя - Austro-Daimler M612
Мощность двигателя, л. с. - 150
Скорость по шоссе, км/ч - 70
Запас хода по шоссе, км - 450
Запас хода по пересечённой местности, км - 225
Колёсная формула - 8 × 8

ADGZ (АДГЦ, нем. Polizei-Panzerkampfwagen ADGZ) - полноприводной тяжёлый бронеавтомобиль времён Второй мировой войны.
Был разработан для австрийской армии в 1933-1934 гг. компанией Austro-Daimler-Puch, которая вскоре была поглощена Steyr. По австрийской классификации назывался M35 Mittlere Panzerwagen. Поступал в войска в 1935-37 гг.
Во время аншлюса 12 машин ADGZ использовались в австрийской армии и 15 в полиции. Немцы стали использовать этот бронеавтомобиль для полицейских нужд. Некоторые ADGZ использовались частями СС на восточном фронте и на Балканах. СС заказали 25 дополнительных машин ADGZ, которые были поставлены в 1942 году.
Интересной особенностью этого бронеавтомобиля было отсутствие кормы - оба конца автомобиля были оборудованы водительским местом и могли служить передом.
3-й батальон 4-го полка СС «Остмарк», усиленный местными добровольцами и переименованный в «SS Heimwehr Danzig» («отряд самообороны „Данциг“»), получил 14 бронеавтомобилей ADGZ, часть из которых использовалась в ходе боёв за почтовое отделение в Вольном городе Данциге (Гданьске) 1 сентября 1939 года.
Позже, после вторжения в СССР, несколько ADGZ были оборудованы башнями трофейных советских лёгких танков Т-26.

Википедия / Русский язык

 

ADGZ

В результате аншлюса Австрии в марте 1938 года все вооружение австрийской армии досталось Вермахту. В числе различных образцов бронетанковой техники немцы заполучили прототип тяжелого бронеавтомобиля ADKZ. Он был создан в 1937 году фирмой Steyr-Daimler-Puch. Это была полноприводная трехосная машина массой 8 т. Несмотря на это, двигатель мощностью 120 л.с. позволял развивать скорость до 75 км/ч. Броня толщиной 8-14,5 мм защищала только от пуль и осколков. Во вращающейся башне были установлены два пулемета (вероятно, один из них на серийных экземплярах предполагалось заменить противотанковым ружьем). Экипаж состоял из 3-4 человек. Несмотря на положительную оценку, машину не приняли на вооружение Вермахта, поскольку она не превосходила по характеристикам уже выпускавшиеся в Германии восьмиколесные броневики.

Помимо ADKZ, немцам достались прототип и пять серийных экземпляров легкого бронеавтомобиля ADSK, выпущенные в 1937-1938 годах фирмой Steyr-Daimler-Puch. Это были двухосные машины, оснащенные 60-сильным двигателем. При массе 3,2 т бронеавтомобиль ADSK развивал скорость 60 км/ч. Броня толщиной всего 4-7 мм. Экипаж - 4 человека. Башни у броневика не было, а единственный пулемет располагался внутри боевого отделения. После испытаний ADSK был отвергнут немецкими военными.

Бронеавтомобиль ADGZ на учениях австрийской армии. 1937 год

Наиболее же известным австрийским бронеавтомобилем, попавшим в руки немцев, без сомнения, был тяжелый ADGZ. Эта машина была спроектирована в 1931 году, производилась с перерывами фирмой Steyr-Daimler-Puch в 1935-1937 годах и являлась первым в мире четырехосным бронеавтомобилем. ADGZ имел весьма оригинальную конструкцию. Прежде всего, рама его имела форму параллелограмма, что облегчало работу передних и задних управляемых колес. Бронекорпус сваривался из листов брони толщиной 6-14,5 мм, установленных под рациональными углами наклона. В кормовой части корпуса располагался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Austro-Daimler М 612 мощностью 150 л.с. при 1800 об/мин. Здесь же находилась гидравлическая коробка перемены передач фирмы Voith, которая обеспечивала броневику движение вперед и назад с одинаковой скоростью. Крутящий момент передавался только на две центральные оси, имевшие двухскатные колеса. Первая и четвертая оси имели односкатные колеса и были управляемыми. Машина имела два поста управления.

В передней части бронеавтомобиля размещался радиатор водяного охлаждения, закрытый снаружи броневыми жалюзи. В боевой обстановке доступ воздуха к радиатору осуществлялся через специальный карман в днище машины.

Бронеавтомобиль ADGZ одного из подразделений СС во время боя в Данциге. Сентябрь 1939 года

Основное вооружение - 20-мм пушка Solothurn и 7,92-мм пулемет «Шварцлозе» - устанавливалось во вращающейся башне. Кроме того, имелось еще два «шварцлозе» в переднем и заднем листах корпуса. Боекомплект составляли 250 снарядов к пушке и 5000 патронов к пулеметам. Для наблюдения за полем боя служили смотровые щели с пуленепробиваемыми стеклами, а для посадки и высадки экипажа из семи человек (командир машины, заряжающий пушки, наводчик, два водителя, два пулеметчика) - четыре двери в бортах и люк в башне. При боевой массе в 12 т ADGZ обладал неплохой скоростью (70 км/ч по шоссе) и запасом хода 450 км.

В целом ADGZ был достаточно удачной машиной, имевшей за счет двух управляемых осей и двух водителей хорошую маневренность и поворотливость. К недостаткам броневика можно отнести большую длину и массу.

После аншлюса Австрии планировалось продать броневики Румынии или Болгарии, но из-за малого количества и неукомплектованности оборудованием от этой идеи отказались. После замены австрийских пулеметов «Шварцлозе» немецкими MG 34 и сокращения экипажа до шести человек ADGZ поступили на вооружение частей СС и в их составе в сентябре 1939 года использовались в захвате Данцига.

В 1941 году концерн Steyr-Daimler-Puch получил заказ от рейхсфюрера СС Гимлера на изготовление 25 машин Polizei-Panzerkampfwagen ADGZ для войск СС. Это было продиктовано желанием командования СС чем-то отличаться от Вермахта. Ведь к этому времени уже было ясно, что ADGZ не только не имеет никаких преимуществ перед серийными германскими броневиками аналогичного класса, но и по многим параметрам уступает им.

Вновь изготовленные 25 машин ADGZ были переданы в части СС в начале 1942 года. Их отличием от машин первой серии стала установка полностью германского вооружения - 20-мм пушки KwK 35 L745 и пулеметов MG 34.

Бронеавтомобиль ADGZ войск СС во время патрулирования побережья Франции. 1944 год

Тактико-технические характеристики немецких бронеавтомобилей

Марка машины / Sd.Kfz.222 / Sd.Kfz.231 (6-Rad) / Sd.Kfz.232 (8-Rad) / Sd.Kfz.234/2 / ADGZ
Боевая масса, т / 4,8 / 5,7 / 8,8 / 11,74 / 12
Габаритные размеры, мм:
длина / 4800 / 5570 / 5850 / 6800 / 6260
ширина / 1950 / 1820 / 2200 / 2330 / 2160
высота / 1987 / 2250 / 2900 / 2380 / 2564
Бронирование, мм:
лоб корпуса / 14,5 / 14,5 / 15 / 30 / 14,5
борт и корма / 8 / 8 / 8 / 8-10 / 6
лоб башни / 14,5 / 14,5 / 15 / 30 / 14,5
Макс, скорость, км/ч / 80 / 65 / 90 / 90 / 70
Запас хода, км / 350 / 300 / 300 / 1000 / 450

Бронеавтомобили ADGZ применялись на Восточном фронте для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с партизанами. Известно, что один такой броневик был захвачен войсками 3-й танковой армии при освобождении г. Россошь (Воронежская область) 16 января 1943 года, а другой был подбит 1-й Украинской партизанской бригадой С.А.Ковпака во время боя с частями дивизии СС «Викинг» под Седлице (Польша) в феврале 1944 года. 7-я добровольческая горнопехотная дивизия СС «Принц Ойген» использовала эти машины в боях с партизанами Тито в Югославии. Несколько бронеавтомобилей находилось на вооружении полиции Линца и Вены до конца войны.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad). 10-я танковая дивизия, Восточный фронт, 1941 г.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (8-Rad). 5-й разведывательный батальон 5-й танковой дивизии СС «Викинг», Восточный фронт, лето 1943 г.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad). 115-й танковый батальон 15-й моторизованной дивизии, Сицилия, июль 1943 г.

Бронеавтомобиль ADGZ полицейских частей СС. Данциг, 1 сентября 1939 г.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 «Пума». 2-я танковая дивизия, Франция, июль 1944 г.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4. Германия, весна 1945 г.

Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта

 

ADGZ (Polizei-Panzerkampfwagen)
Тяжелый бронеавтомобиль, поставлявшийся в австрийскую армию в 1935-1937 годах. После аншлюсса Австрии в 1938 году 12 машин передали в полицейские части СС. В 1942 году фирма Steyr-Daimler-Puch возобновила производство, изготовив 25 броневиков этого типа.
Серийная модификация:
- сварной корпус крепился к раме, имевшей форму параллелограмма. Башня - сварная, цилиндрической формы с двускатной скошенной крышей. Два поста управления. Четыре двери для посадки и высадки экипажа.
Первоначально планировалось продать броневики Румынии или Болгарии, но из-за малого количества и неукомплектованности оборудованием от этой идеи отказались. После замены австрийских пулеметов «Шварцлозе» немецкими MG 34 и сокращении экипажа до 6 человек ADGZ поступили на вооружение частей СС и в их составе в сентябре 1939 года приняли участие в захвате Данцига.
Вновь изготовленные бронеавтомобили были переданы в части СС в начале 1942 года. Они применялись на Восточном фронте для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с партизанами, в частности, в 1944 году в составе дивизии СС «Викинг». 7-я добровольческая горнопехотная дивизия СС «Принц Ойген» использовала эти машины в боях с партизанами Тито в Югославии.

ADGZ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ ADGZ
БОЕВАЯ МАССА, т: 12.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6260, ширина - 2160, высота - 2564, дорожный просвет - 275, база - 1850+1050+1850, колея - 1450 (передние и задние колеса), 1950 (колеса второй и третьей осей).
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 35 (или Solothurn) калибра 20 мм, 1 пулемет MG 34 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 250 выстрелов, 5000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6-14,5.
ДВИГАТЕЛЬ: Austro-Daimler М612, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 150 л.с. (110,4 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 11 964 см³.
ТРАНСМИССИЯ: гидравлическая муфта сцепления Wandler, шестискоростная гидравлическая коробка передач Austro-Voith JDL (3+3), демультипликатор.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8x8, передние и задние колеса управляемые, подвеска на полу- и четвертьэллиптических листовых рессорах, гидравлические тормоза, размер шин 8.24-20.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 450.

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2