Daimler-Benz Sd.Kfz.231 (6-Rad) - Бронеавтомобиль (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Тяжёлый бронеавтомобиль Daimler-Benz Sd.Kfz.231 (6-Rad)

27-е фото
Бронеавтомобиль фирмы Daimler-Benz колёсной формулы 6x4 (6-Rad). На фото - радиотехническая машина квалификации Kfz 232 с рамочной антенной

Фирмы Daimler-Benz AG, Bussing-NAG и C.D.Magirus с 1929 г. по заданию верховного командования Рейхсвера вели разработку тяжёлого бронеавтомобиля, предназначавшегося для поддержки пехоты на поле боя и ведения разведки. В 1932 г. все они представили очень похожие проекты. В результате им было предложено создать единый образец на шасси грузовика Daimler-Benz G3a.

Серийный бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 представлял собой трёхосную машину с классической схемой компоновки - с передним расположением двигателя. Боевое отделение занимало средний и задний отсеки машины. Корпус, разработанный фирмой Deutsche Werke AG в Киле, собирали из бронеплит толщиной 8-14,5 мм на каркасе из стального профиля под большими углами наклона. Это было всего лишь противопульное бронирование, защищавшее от обстрела из лёгкого пехотного оружия и осколков снарядов. Двигательное отделение также прикрывалось бронёй. В верхней и боковых его стенках имелись люки, обеспечивающие доступ к двигателю. Экипаж занимал свои места через бронированные двери в бортах кузова.

На крыше боевого отделения на шариковой опоре устанавливалась башня, вращавшаяся вручную. В правой части её лобового листа в подвижной бронировке монтировалась 20-мм автоматическая пушка KWK L30 и спаренный с ней 7,92-мм пулемёт MG 34. Угол вертикального наведения пушки составлял -2° - +12°. Пушка снабжалась телескопическим прицелом TZF За, пулемёт - Kgz 1. Некоторые броневики имели дополнительный пулемёт, размещённый в шаровой установке рядом с местом механика-водителя.

Машина оборудовалась двумя постами управления - рулевыми колонками, установленными в передней части и в корме, что позволяло ей двигаться как вперед, так и назад без разворота. Водитель лишь переходил со своего переднего водительского места на заднее и наоборот. Однако обзор в корме был весьма затруднён - там имелись всего три смотровые щели, тогда как впереди стояли четыре пуленепробиваемых стекла. Кроме того, сзади отсутствовала приборная доска: стояли лишь руль и педали.

Двигатель мощностью 70 л.с., позволял развивать на шоссе скорость до 65 км/ч, преодолевать подъёмы крутизной до 20°. Трансмиссия включала двухдисковое сухое сцепление, пятиступенчатую коробку передач Maybach. Ходовая часть состояла из шести колёс, установленных на маятниковой подвеске. Амортизаторами служили плоские рессоры. Передняя ось - поворотная, две задние - ведущие, они несли сдвоенные колеса. Шины - типа Continental, резиновые, низкого давления, пневматические. Ступицы колёс штамповались из металлического листа и защищались треугольными броневыми щитками толщиной 4 мм.

В экипаж машины входили четыре человека.

Существовало три модификации трёхосного бронеавтомобиля Daimler-Benz. Одна из них - Sd.Kfz.231 - не имела радиостанции. На Sd.Kfz.232 стояла коротковолновая радиостанция Fu Spr Ger «А». Её рамочная антенна крепилась к башне. Высота машины с антенной равнялась 2870 мм.

Sd.Kfz.263 называлась радиотехнической. На этих автомобилях устанавливались радиостанции большой мощности, предназначенные для поддержания дальней связи между штабами частей и соединений. Форма рамочной антенны была иной, чем у типа 232. В задней части невращающейся башни размещалась дополнительная телескопическая антенна.

Броневики вооружались лишь одним пулемётом.

С 1932 по 1937 г. выпустили 151 автомобиль Daimler-Benz (6-Rad), из них фирма Bussing-NAG - 12. Машин Sd.Kfz.231/232 изготовили 123 единицы, Sd.Kfz.263 - 28.

Тяжёлые шестиколёсные бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (Rad-6) состояли на вооружении разведывательных подразделений танковых, моторизованных дивизий. Две машины были приспособлены к железнодорожной колее и в качестве дрезин находились в составе бронепоезда № 3.

Еще в 1938-1939 гг. эти броневики принимали участие в довоенных вооружённых акциях Вермахта: оккупации Рейнской области, аншлюсе Австрии, захвате Судетской области Чехословакии, аннексии Чехии и Моравии. В начале Второй мировой войны, при нападении на Польшу в боях было уничтожено до 15 машин. Использовались броневики при вторжении в Голландию и Францию, а позже и на Восточном фронте. К 1942 г. в подразделениях Вермахта их уже почти не осталось. Последние автомобили были выведены из состава линейных частей и использовались в качестве учебных либо поступали на службу в полицейские части.

Технические характеристики бронеавтомобиля DAIMLER-BENZ Sd.Kfz.231/232 (6-Rad)
МАССА, кг: 5000.
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 700.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5570, ширина - 1820, высота - 2250, клиренс - 260, с антенной - 2870.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: борт, корма, крыша - 8, лобовая броня башни - 14,5, борт башни - 8.
ВООРУЖЕНИЕ: 20-мм автоматическая пушка KWK L30, два 7,92-мм пулемёта Dreyse MG 13.
БОЕКОМПЛЕКТ: 200 выстрелов, 7,92-мм патронов - 1500.
РАДИОСТАНЦИЯ: FuG Spr Ger «А». КОЛЕЯ, мм: передняя и задняя - 1600. БАЗА, мм: 3000+950.
РАМА: из закрытых профилей, несущий бронированный кузов.
ДВИГАТЕЛЬ: Daimler-Benz М09, карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 65 л.с., рабочий объём 3,663 л; диаметр цилиндра и ход поршня - 82,5x115 мм, степень сжатия 5,45:1, карбюратор Zenith.
ТРАНСМИССИЯ: сцепление двухдисковое сухое, пятиступенчатая коробка передач Maybach MSD 40, двойной дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: привод на два задних моста, колёсная формула 6x4, передняя подвеска - жёсткий мост, полуэллиптические рессоры, задняя - жёсткий мост, с двух сторон по две полуэллиптические рессоры друг над другом, рулевой механизм: винт-гайка-кривошип, дополнительное рулевое колесо в задней части.
ТОРМОЗА: ножной - с гидравлическим приводом на все колёса, стояночный - на средний мост.
ДИАМЕТР ПОВОРОТА, м: 15.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 65, задним ходом - 32.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе - 330, по просёлку - 200 при ёмкости бака 105 л.

Бронеколлекция, №2, 2009, Л. ?. Кащеев - Полуторатонные грузовики Германии 1939-1945 гг.