Kfz.13 - Бронеавтомобиль (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Бронетанковая техника Германии 1939-1945
Легкобронированные боевые машины - бронеавтомобили и бронетранспортеры - в течение всей второй мировой войны являлись весьма важной составляющей вооружения танковых и моторизованных частей и соединений вермахта и войск СС, Они, как нельзя лучше, соответствовали доктрине развертывания высокомобильной механизированной армии, которая начала осуществляться сразу после прихода к власти нацистов.
К постройке же броневых машин в Германии приступили еще задолго до первой мировой войны. В 1906 году был изготовлен и успешно прошел испытания бронеавтомобиль Ehrhardt ВАК, вооруженный 50-мм противоаэростатной пушкой. За ним последовало еще несколько образцов броневиков различного типа. Наиболее удачным из них стал тяжелый полноприводной Ehrhardt E-V/4, выпущенный серией из 32 единиц в 1917-1916 годах.
По Версальскому мирному договору Германии не разрешалось иметь танки и бронеавтомобили. Однако Булонский протокол, подписанный 23 июля 1920 года, позволял Веймарской республике иметь 105 бронированных машин (по 15 на каждую дивизию рейхсвера) для перевозки солдат и 150 броневиков для полиции. Последняя получила 24 бронеавтомобиля фирмы Benz, 30 Ehrhardt и 31 Daimler. В рейхсвер поступили 105 броневиков Daimler DZVR (Sd.Kfz.3), близких по конструкции к полицейским. Эти боевые машины вместе с деревянными макетами танков, установленными на легковых автомашинах, можно было увидеть на маневрах рейхсвера в 20-е годы. (Один из последних полицейских броневиков Daimler был уничтожен в Берлине при штурме рейхсканцелярии в апреле 1945 года.)
Только в 1934 году немцы возобновили серийное производство броневых автомобилей, которые, наряду с другими видами небронированного автотранспорта, поступали в основном в кавалерийские части, постепенно вытесняя из них лошадей. С 1936 года броневики стали стандартным вооружением моторизованных разведывательных подразделений. Развитие их конструкции шло по двум основным направлениям: легкие машины (leichter Panzerspahwagen) с колесной формулой 4x4 и тяжелые (schwerer Panzerspahwagen) с формулой 8x8. Причем в создании последних немцы особенно преуспели, завершив в 1944 году их семейство созданием тяжелого бронеавтомобиля Puma - наиболее мощного броневика второй мировой войны.
Идея создания боевых и транспортных полугусеничных машин зародилась в Германии также в период первой мировой войны. Тогда и позднее в 20-х годах были построены несколько образцов полугусеничных боевых машин, но серийное производство артиллерийских тягачей, транспортных машин и бронетранспортеров подобного типа развернулось только в середине 30-х.
Бронетранспортеры (Schiitzenpanzerwagen) нашли в вермахте самое широкое применение: для перевозки личного состава и раненых, снаряжения и боеприпасов, они оборудовались в качестве машин специального назначения, связи и штабных.
Поступление этой техники в моторизованные части и соединения резко повышало их боевые возможности.
Первые моторизованные дивизии - Infanteriedivision (mot) - появились в вермахте в 1937 году, и основным средством доставки личного состава в них были грузовые автомобили. Бронетранспортеры и полугусеничные тягачи начали поступать в войска только в 1938-м, а год спустя Германия располагала четырьмя моторизованными дивизиями. 22 июня 1941 года против Советского Союза вермахт выставил уже 16 таких соединений. В 1941-1945 годах немцы сформировали еще 17 моторизованных дивизий, которые с 1943 года стали именоваться «панцергренадерскими» (Panzergrenadierdivision). Впрочем, полностью решить проблему оснащения моторизованных дивизий бронетранспортерами так и не удалось - ими был укомплектован только один мотопехотный батальон, в других транспортным средством так и остались грузовики. Несколько лучше обстояло дело в моторизованных частях, входивших в состав танковых дивизий. В целом по количеству выпущенных и использовавшихся в войсках бронетранспортеров Германия превосходила всех своих противников, исключая, пожалуй, только США.
Вместе с тем производство легких бронированных машин существенно отставало от потребностей войск и утвержденных планов. Так, например, с 1 апреля no 1 сентября 1939 года было выпущено 86 легких и 18 тяжелых бронеавтомобилей при плане в 676 и 179 машин соответственно. Потери же вермахта в этих машинах в период польской кампании составили 101 единицу. Не смогло существенно покрыть потери и производство 1940 года - только во Франции немцы потеряли 178 бронеавтомобилей, и лишь захват большого количества трофеев позволил им пополнить парк боевых машин. В дальнейшем германская промышленность смогла частично справиться с задачей восполнения потерь, при этом бронетранспортеров выпускалось все больше, а бронеавтомобилей все меньше. В 1944 году вермахт потерял 7198 бронетранспортеров, 477 легких и 343 тяжелых бронеавтомобиля. Из этого количества после ремонта в войска вернулись 180, 145 и 45 машин соответственно. Аналогично обстояло дело и с производством тягачей - их хронически не хватало. В 1944 году немцы потеряли 9399 полугусеничных тягачей всех типов, а произвели только 7840.
К сожалению, привести абсолютно точные данные выпуска легких бронированных машин в Германии не представляется возможным. В различных источниках, в том числе и немецких, они расходятся, и порой существенно. Одна из причин этого заключается в том, что в ходе войны, помимо производства новых, боевые машины одной модификации переоборудовали в другую.
Бронетранспортеры и полугусеничные тягачи (Zugkraftwagen) широко использовались в качестве базы для монтажа различного тяжелого вооружения: зенитных и противотанковых пушек, реактивных минометов.

Производство легких бронеавтомобилей
1932-1937 / 1938 / 1939 / 1940 / 1941 / 1942 / 1943 / 1944 / Итого
519 / 118 / 249 / 155 / 436 / 654 / 472 / 21 / 2624
Производство тяжелых бронеавтомобилей
До 1.9.1939 / После 1.9.1939 / 1940 / 1941 / 1942 / 1943 / 1944 / 1945 / Итого
307 / 37 / 26 / 102 / 300 / 347 / 426 / 110 / 1655
Производство бронетранспортеров
1939 / 1940 / 1941 / 1942 / 1943 / 1944 / 1945 / Итого
232 / 476 / 1372 / 2574 / 7153 / 9486 / 1285 / 22 578
Производство полугусеничных тягачей
До 1.9.1939 / После 1.9.1939 / 1940 / 1941 / 1942 / 1943 / 1944 / 1945 / Итого
4959 / 844 / 6360 / 8183 / 7632 / 9832 / 7840 / 924 / 41 615

Бронеавтомобили

Kfz.13 / Kfz.14 - Maschinengewehrkraftwagen
Первый немецкий бронеавтомобиль, построенный в 30-е годы. Разработан по заказу верховного командования рейхсвера в 1932 году на шасси легкового автомобиля Adler 3Gd (Kfz.12). Эта примитивная боевая машина предназначалась для сопровождения кавалерии и разведки. Серийный выпуск осуществлялся на заводе Daimler-Benz в Берлин-Мариенфельде. В 1932-1934 годах изготовлено 187 единиц,
Серийные модификации:
Kfz.13 - базовая модель. Корпус сварной, открытый сверху. Вооружение: пулемет MG 13, установленный в середине кузова за щитом. Сектор обстрела из пулемета был ограничен. Изготовлено - 147 единиц.
Kfz.14 - радиомашина (Funkkraftwagen), оснащенная радиостанцией со складывающейся антенной рамочного типа. Экипаж - 3 человека. Вооружение - отсутствовало. Изготовлено - 40 единиц.

До 1937 года эти бронеавтомобили, получившие в войсках презрительную кличку «корыто» (Badewanne), состояли на вооружении пулеметных рот кавалерийских полков, а также разведывательных подразделений. Несмотря на то, что к началу второй мировой войны бронеавтомобили Kfz.13 безнадежно устарели, они, тем не менее, ограниченно использовались в ходе польской кампании при вторжении в Нидерланды и Францию и даже в начале операции «Барбаросса». В последующем изъятые из боевых частей немногочисленные уцелевшие машины применялись в качестве учебных.

Kfz.13

Kfz.14

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Kfz.13
БОЕВАЯ МАССА, т: 2,1.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4191, ширина - 1702, высота - 1499, база - 3350, дорожный просвет - 181.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет MG 13 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма - 8, днище - 5.
ДВИГАТЕЛЬ: Adler 6S, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 60 л.с. (44,16 кВт) при 3200 об/мин, рабочий объем 2916 см³.
ТРАНСМИССИЯ: 4-скоростная коробка передач.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4x2, ведущие колеса задние, тормоза гидравлические, размер шин 6,75-18.
СКОРОСТЬ МАКС км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 320.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 15, глубина брода, м - 0,5.

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2

 

М. Б. Барятинский

Бронеавтомобили вермахта

Бронеавтомобиль Kfz.13. Польша, сентябрь 1939 г.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222. 33-й разведывательный батальон 15-й танковой дивизии германского Африканского корпуса, Ливия, 1942 г.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 с тяжелым противотанковым ружьем sPzB 41

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222. Балканы, 1942 г.

Бронеавтомобили вермахта

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (8-Rad). Балканы, 1941 год

Бронеавтомобили в течение всей Второй мировой войны являлись весьма важной составляющей вооружения танковых и моторизованных частей и соединений Вермахта и войск СС. Они как нельзя лучше соответствовали доктрине развертывания высокомобильной механизированной армии, которая начала осуществляться сразу после прихода Гитлера к власти.

К постройке броневых машин в Германии приступили еще задолго до Первой мировой войны. В 1906 году был изготовлен и успешно прошел испытания бронеавтомобиль Ehrhardt ВАК, вооруженный 50-мм противоаэростатной пушкой. За ним последовало еще несколько образцов броневиков различного типа. Наиболее удачным из них стал тяжелый полноприводной Ehrhardt E-V/4, выпущенный серией из 32 единиц в 1917-1918 годах.

По Версальскому мирному договору Германии не разрешалось иметь танки и бронеавтомобили. Однако Булонский протокол, подписанный 23 июля 1920 года, позволял Веймарской республике иметь 105 бронированных машин без вооружения (по 15 на каждую дивизию Рейхсвера), предназначенных для перевозки солдат. Еще 150 броневиков уже с вооружением разрешалось изготовить для полиции. Последняя получила 24 бронеавтомобиля фирмы Benz, 30 Ehrhardt и 31 Daimler. В Рейхсвер поступили броневики Daimler DZVR, близкие по конструкции к полицейским. Эти боевые машины вместе с деревянными макетами танков, установленными на легковых автомашинах, участвовали в маневрах Рейхсвера в 1920-е годы. К сведению, один из последних полицейских броневиков Daimler, получивших в Вермахте обозначение Sd.Kfz.3, был уничтожен в Берлине при штурме рейхсканцелярии в апреле 1945 года.

Со второй половины 1920-х годов в Германии началась разработка многоколесных шасси, так как, по мнению военных, именно такие машины полностью отвечали тактико-техническим требованиям, предъявляемым к разведывательным бронеавтомобилям. До весны 1928 года планировалось построить шесть прототипов, а в течение следующего года провести их испытания. Заказ разместили на трех фирмах: Magirus, Bussing-NAG и Daimler-Benz. Каждая из них должна была изготовить по два прототипа. Daimler-Benz и Magirus создали довольно похожие друг на друга машины, получившие название ARW (Achtradwagen - восьмиколесный автомобиль). Следует отметить, что машина Daimler-Benz, спроектированная в штутгартском КБ фирмы, создавалась при участии Ф. Порше. Фирма Bussing-NAG, в свою очередь, спроектировала прототип ZRW (Zehnradwagen - десятиколесный автомобиль).

Прототипы передали Рейхсверу в начале 1931 года. Испытания проводились на полигонах в Куммерсдорфе, Вюнсдорфе и Путлосе и протекали вполне успешно. В тот период бронеавтомобили ARW и FRW представляли собой совершенно новое слово в области бронетехники. Машины имели привод на все колеса и могли преодолевать водные преграды вплавь, что позволяло им действовать в самых сложных условиях. Но при всех своих достоинствах машины обладали одним серьезным недостатком - они были дорогие. Восьмиколесный ARW фирмы Daimler-Benz обошелся Рейхсверу в 120 тыс. марок! От планов их серийного производства пришлось отказаться.

Только в 1934 году немцы возобновили серийный выпуск броневых автомобилей, которые, наряду с другими видами небронированного автотранспорта, поступали в основном в кавалерийские части, постепенно вытесняя из них лошадей. С 1936 года броневики стали стандартным вооружением моторизованных разведывательных подразделений. Развитие их конструкции шло по двум основным направлениям: легкие машины с колесной формулой 4x4 и тяжелые - с формулой 8x8. Причем в создании последних немцы особенно преуспели, завершив в 1944 году их семейство созданием тяжелого бронеавтомобиля Puma - наиболее мощного броневика Второй мировой войны.

Шасси Daimler-Benz ARW во время испытаний. 1929-1930 годы

Проект Bussing-NAG ZRW

Бронеавтомобиль Kfz.3 во дворе рейхсканцелярии. Берлин, май 1945 года. На заднем плане - прототип бронеавтомобиля Krupp L2H43

Легкие бронеавтомобили

Kfz.13

Первый немецкий бронеавтомобиль, созданный в 1930-е годы, был разработан по заказу верховного командования Рейхсвера на шасси легкого автомобиля Adler 3Gd. Эта довольно примитивная боевая машина предназначалась для сопровождения кавалерии и разведки. Она имела сварной открытый сверху бронекорпус из 8-мм броневых листов, располагавшихся под рациональными углами наклона. Вооружение состояло из 7,92-мм пулемета MG 13, установленного в середине кузова за щитом и имевшего ограниченный сектор обстрела. Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Adler 6S мощностью 60 л.с. при 3200 об/мин разгонял 2,1-тонную боевую машину до скорости 50 км/ч. Броневик имел задние ведущие и передние управляемые колеса, подвеску на полуэллиптических листовых рессорах и гидравлические тормоза. Экипаж бронеавтомобиля включал двух человек: командира и водителя. Радиостанция на машине отсутствовала, и экипажи поддерживали связь с помощью сигнальных флажков. В таком виде броневик приняли на вооружение Рейхсвера под обозначением Kfz.13.

Kfz.13

Kfz.14

Бронеавтомобили Kfz.13 и Kfz.14 (второй в колонне) на маневрах Вермахта. 1936 год

Наряду с линейным был разработан вариант, оснащенный радиостанцией - Funkkraftwagen (радиомашина). Этот броневик получил обозначение Kfz.14 и внешне отличался наличием складной антенны рамочного типа и отсутствием вооружения. Экипаж Kfz.14 состоял из трех человек: командира, водителя и радиста.

Серийный выпуск бронеавтомобилей осуществлялся на заводе Daimler-Benz в Берлине. В 1932-1934 годах было изготовлено 147 Kfz.13 и 40 Kfz.14.

До 1937 года эти бронеавтомобили, получившие в войсках презрительную кличку «корыто» (Badewanne), состояли на вооружении пулеметных рот кавалерийских полков, а также разведывательных подразделений. Несмотря на то, что к началу Второй мировой войны бронеавтомобили Kfz.13 безнадежно устарели, они тем не менее ограниченно использовались в ходе Польской кампании, при вторжении в Нидерланды и Францию и даже в начале операции «Барбаросса». В последующем изъятые из боевых частей немногочисленные уцелевшие машины применялись в качестве учебных.

Бронеавтомобиль Kfz.13. Польша, сентябрь 1939 года

Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта