Sd.Kfz.231 (6-Rad) - Бронеавтомобиль (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Sd.Kfz.231 (6-Rad)

Sd.Kfz.231
Классификация - тяжёлый бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 6,00
Компоновочная схема - мотор впереди, отделение управления и боевое сзади
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - Германия: Daimler-Benz, Büssing-NAG, Magirus
Годы производства - 1932-1937
Годы эксплуатации - 1932-1944
Количество выпущенных, шт. - Около 230
Основные операторы - Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 5570
Ширина, мм - 1820
Высота, мм - 2250, по крыше башни
База, мм - 3400
Колея, мм - 1690 / 1840
Клиренс, мм - 240
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 8 / 25°
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 8 / 25-35°
Борт корпуса (верх), мм/град. - 8 / 37°
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8 / 35°
Корма корпуса (верх), мм/град. - 8 / 30°
Корма корпуса (низ), мм/град. - 8 / 25-42°
Крыша корпуса, мм - 5 / 80-90°
Лоб башни, мм/град. - 8 / 0°
Маска орудия, мм/град. - 8 / 0°
Борт башни, мм/град. - 8 / 35°
Корма башни, мм/град. - 8 / 35°
Крыша башни, мм/град. - 5 / 75-90°
Вооружение
Калибр и марка пушки - 20-мм KwK 30
Тип пушки - нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров - 55
Боекомплект пушки - 200
Углы ВН, град. - -12...+20°
Прицелы - телескопический T.Z.F.3
Пулемёты - 1 × 7,92-мм MG-34
Подвижность
Тип двигателя - рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 70
Скорость по шоссе, км/ч - 62
Запас хода по шоссе, км - 250
Удельная мощность, л. с./т - 11,7
Колёсная формула - 6 × 4
Тип подвески - на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. - 20°
Преодолеваемый брод, м - 0,60

Schwerer Panzerspähwagen (6-Rad) - германский тяжёлый бронеавтомобиль 1930-х годов. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.231 (6-Rad). Был создан в 1930-1932 годах по заданию рейхсвера на разработку тяжёлого бронеавтомобиля с использованием шасси коммерческого грузового автомобиля. Серийно выпускался с 1932 по 1937 год фирмами Daimler-Benz, Büssing-NAG и Magirus, каждая из которых использовала шасси собственной разработки (G 3а, G 31p, M 206a соответственно) в сочетании с унифицированным броневым корпусом. Выпускались как в линейном варианте Sd.Kfz.231, так и в радийном, под обозначением Sd.Kfz.232. Сколько всего было выпущено бронеавтомобилей данной серии, точно не известно. На 1 сентября 1939 года числилось 307 Sd Kfz 231/232. Из них только 92 были в варианте (8-Rad). Так же были построены 12 бронеавтомобилей в варианте машины связи Sd.Kfz.263. До мая 1937 года именовались Kfz.67, 67a, 67b соответственно. Sd.Kfz.231/232 (6-Rad) являлись основными тяжёлыми бронеавтомобилями вермахта в середине 1930-х годов, но к началу Второй мировой войны они начали постепенно заменяться в войсках более совершенными бронеавтомобилями Sd.Kfz.231 (8-Rad). Sd.Kfz.231 (6-Rad) использовались в ряде операций начального периода Второй мировой войны, но уже к 1942 году, в связи с устарелостью шасси, оставшиеся машины были сняты с вооружения фронтовых частей, хотя продолжали использоваться в учебных и полицейских частях.

Википедия / Русский язык

 

Тяжелые бронеавтомобили

Sd.Kfz.231 (6-Rad)

Скромный бюджет Рейхсвера в начале 1930-х годов не позволил немецкой армии обзавестись перспективными четырехосными бронеавтомобилями. Предпочтение отдавалось более простым и дешевым образцам, созданным на базе стандартных трехосных грузовых шасси (6x4), оборудованных дополнительными задними постами управления.

На совещании, состоявшемся в Министерстве вооружений 14 февраля 1930 года, было принято решение продолжить начатые в 1929 году эксперименты с 1,5-тонными шасси коммерческих грузовиков, дабы определить пригодность этих машин для создания на их базе бронеавтомобилей. Объектом внимания стали следующие трехосные шасси: G-3 фирмы Daimler-Benz AG, G-31 фирмы Bussing-NAG и М-206 фирмы Magirus.

Первым испытали G-3, которое представляло собой модификацию серийного коммерческого шасси и имело большую базу (3200+950 мм) при массе 2,2 т. В кормовой его части смонтировали дополнительный механизм управления, использовавшийся при езде задним ходом. Возле обеих рулевых колонок находились конические передачи, соединенные карданным валом. С помощью этого устройства действия рулей синхронизировались.

Передняя рулевая колонка располагалась под большим углом наклона, позволявшим ей вписаться в конфигурацию кузова.

Опытный образец бронекорпуса, изготовленного фирмой Deutsche Werke в Киле

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (б-Rad) и Sd.Kfz.232 (6-Rad) во время тактических занятий. Германия, 1936 год

На шасси G-3 установили бронекорпус массой 2,3 т, сконструированный фирмой Deutsche Werke AG в Киле. Так появился первый прототип бронеавтомобиля с колесной формулой 6x4. Машина была вооружена одним 7,92-мм пулеметом MG 13, установленным во вращающейся башне.

Испытания показали, что передняя ось перегружена, а слишком большая база отрицательно сказывается на проходимости машины. Система охлаждения двигателя получилась неэффективной, требовалось увеличить поверхность и объем радиаторов минимум на 20%.

В марте 1931 года фирма Daimler-Benz представила модификацию G-3, первоначально имевшую обозначение G-4, а с мая 1931 года - G-За. Новое шасси уже было избавлено от недостатков предыдущего. Кроме того, оно отличалось усиленной подвеской, а коробка передач имела реверс, позволявший двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при езде вперед.

Sd.Kfz.231 (6-Rad)

Цена серийного коммерческого шасси фирмы Daimler-Benz составляла 19 тыс. рейхсмарок, цена же армейского варианта G-За достигала 24 340 рейхсмарок.

Одновременно шли испытания шасси G-31p Bussing-NAG. Фирма Magirus с опозданием подключилась к конкурсу, представив собственную конструкцию - М-206р.

Оба этих шасси также оснащались дополнительным постом управления, позволявшим двигаться задним ходом, не разворачивая машины. Шасси фирм Bussing-NAG и Magirus имели две приборные доски, в то время как у Daimler-Benz приборная доска устанавливалась только впереди.

Шасси М-206р выгодно отличалось от конкурентов тем, что позволяло двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад, а установленный перед задней осью специальный каток облегчал преодоление препятствий.

Sd.Kfz.232 (6-Rad)

Тяжелые бронеавтомобили: восьмиколесный Sd.Kfz.263 (слева) и шестиколесный Sd.Kfz.232 (справа) на параде в Германии. 1938 год

В ноябре 1932 года Министерство вооружений заказало 37 экземпляров шасси G-За и 16 экземпляров G-31p. Позднее было заказано и несколько М-206р.

Трехосные бронеавтомобили выпускались в трех вариантах, различавшихся вооружением и оборудованием. Бронекорпуса для машин спроектировали и выпускали на фирме Deutsche Werke AG в Киле. Машины на базе шасси Magirus отличались конфигурацией передней части капота и крыльями передних колес.

Первый вариант трехосного бронеавтомобиля сначала имел название Kfz.67, которое вскоре сменили на schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.231. После того, как в 1937 году на вооружение были приняты четырехосные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), старым трехосным машинам присвоили обозначение Sd.Kfz.231 (6-Rad).

Корпус бронеавтомобиля, рассчитанный на защиту от пуль со стальным сердечником, а также от осколков, собирался из катаных листов брони толщиной 8-14,5 мм. Листы крепились к каркасу из стального профиля и располагались под большим углом наклона, что увеличивало пулестойкость.

В передней части корпуса находилось моторное отделение, а в центральной и задней частях - боевое. Экипаж состоял из четырех человек: командира, стрелка и двух механиков-водителей.

На крыше боевого отделения на шариковой опоре устанавливалась башня, сваренная из таких же броневых листов, что и корпус. Вращалась она вручную. В правой части лобового листа башни в подвижной бронировке монтировались 20-мм пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG 13. Угол вертикального наведения составлял от -2 до +12°, горизонтального - 360°. Боекомплект включал 200 выстрелов и 1300 патронов к пулемету.

Один из прототипов фирмы Daimler-Benz был оснащен дополнительным пулеметом MG 13, смонтированным в шаровой установке справа от механика-водителя. Однако серийные машины такого пулемета не имели.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.232 (6-Rad) в Праге. 15 марта 1939 года

Sd.Kfz.263 (Fu)

Экипаж Sd.Kfz.231 поддерживал связь с другими машинами лишь с помощью флажков, радиооборудование на машине отсутствовало.

Второй вариант бронеавтомобиля был аналогичен первой модели, но дополнительно комплектовался коротковолновой радиостанцией Fu Spr Ger «a» и рамочной антенной, крепление которой к башне и корме корпуса не затрудняло вращения башни. Первоначально этот вариант назывался Kraftwagen (Fu) Kfz.67a, позднее машине присвоили обозначение schwerer Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232, а в 1937 году - Sd.Kfz.232 (Fu) (6-Rad).

Высота машины вместе с антенной составляла 2870 мм.

Последней модификацией трехосной бронемашины стал автомобиль радиосвязи schwerer Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263. В 1937 году к этому обозначению добавили б-Rad. Этот вариант не имел вращавшейся башни и оснащался только одним пулеметом MG 13. Форма рамочной антенны была иной, чем у Sd.Kfz.232. В задней части неподвижной надстройки располагалась дополнительная телескопическая антенна. Fla Sd.Kfz.232 устанавливали радиостанции большего радиуса действия. Экипаж машины - пять человек. Высота Sd.Kfz.263 равнялась 2930 мм.

Первые трехосные бронеавтомобили изготавливались заводами фирмы Daimler-Benz AG в Унтертюркхайме и Мариенфельде. В 1933 году Рейхсвер начал получать машины, собранные заводом фирмы Bussing-NAG в Брауншвейге. Годом позже к выпуску подключился завод фирмы Magirus AG (Киль), ограниченное производство было организовано и на фирме Deutsche Edelstahlwerke (Ганновер).

Производство трехосных бронеавтомобилей завершили в 1937 году, выпустив 123 машины Sd.Kfz.231 и 232 (6-Rad), а также 28 экземпляров Sd.Kfz.263 (6-Rad).

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad). 2-я танковая дивизия, Франция, 1940 год

Первые Sd.Kfz.231 и 232 (6-Rad) поступили в части Рейхсвера уже в 1932 году. Машины участвовали в маневрах немецкой армии, проводившихся в тот год. Перед гостями, среди которых был и президент Германии фельдмаршал фон Гинденбург, впервые после заключения Версальского договора предстали тяжелые бронеавтомобили.

Финансовые возможности Рейхсвера в 1 932 году не позволяли заказать крупную серию бронеавтомобилей, поэтому фирма Daimler-Benz попыталась заинтересовать своей машиной и немецкую полицию, однако безрезультатно. Ситуация кардинальным образом изменилась в 1933 году - после прихода к власти Адольфа Гитлера. Для него на полигоне был организован показ различных родов войск. В числе прочих перед фюрером прошли моторизованные части, в том числе и взвод тяжелых бронеавтомобилей, произведших на фюрера сильное впечатление. Вспоминают, что он постоянно повторял: «Это именно то, что нам нужно!» Заказ на бронеавтомобили увеличили, но предназначались они только для подготовки личного состава и рассматривались лишь в качестве временного варианта.

Тяжелые шестиколесные бронеавтомобили Sd.Kfz.231, 232, 263 с 1935 года поступали на вооружение разведывательных частей формируемых танковых, легких и моторизованных дивизий Вермахта.

До начала Второй мировой войны трехосные бронеавтомобили участвовали в аншлюсе Австрии в марте 1938 года, в оккупации Судетской области осенью 1938 года, а также в оккупации Чехии и Моравии в марте 1939-го.

Несмотря на то, что в 1937 году в части Вермахта стали поступать новые четырехосные бронеавтомобили, трехосные машины успели поучаствовать в сентябрьской кампании 1939 года (в составе 1-й легкой дивизии, а также 1-, 2-, 3- и 4-й танковых дивизий). В ходе боев было потеряно около дюжины таких бронеавтомобилей - тонкая броня не защищала даже от пуль польских противотанковых ружей.

Два бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (б-Rad) были приспособлены для езды по железнодорожной колее и действовали как дрезины в составе немецкого бронепоезда № 3.

Трехосные бронеавтомобили участвовали в боях во Франции (май-июнь 1940 года). В 1941 году несколько таких машин оставалось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий Вермахта. Последние исправные Sd.Kfz.231 и 232 (6-Rad) были выведены из состава линейных частей лишь в 1942-м. Позднее их использовали для подготовки новобранцев, а также направляли в полицейские части, дислоцированные на оккупированных территориях. В Польше, на территории так называемого генерал-губернаторства, немецкие полицейские части продолжали использовать Sd.Kfz.231 еще летом 1944 года.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231 - типичные для своего времени машины. В первой половине 1930-х годов похожие броневики появлялись и в других странах: Англии, США, Советском Союзе. Основными их недостатками являлись отсутствие привода на передний мост, слишком слабый двигатель и перегруженное шасси. Все это серьезно ограничивало возможности машины. Попытки установить сдвоенные передние колеса или надеть на задние колеса гусеничную ленту успехом не увенчались. А вот шасси фирмы Magirus, оснащенные дополнительным роликом, отличались лучшей проходимостью. Экипажи бронеавтомобилей хорошо знали, что их машины не приспособлены для езды по пересеченной местности. Только в исключительных ситуациях бронемашинам разрешалось съезжать с твердого покрытия.О езде по слабому грунту не могло быть и речи.

Несмотря на все недостатки, трехосные бронемашины оправдали возлагаемые на них надежды. Прежде чем в войска начали поступать их четырехосные собратья, с их помощью удалось подготовить кадры для разведывательных частей танковых дивизий.

Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта

 

Sd.Kfz.231 (6-Rad) / Sd.Kfz.232 (6-Rad) / Sd.Kfz.263 - Schwerer Panzerspähwagen (6-Rad)
Первый тяжелый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение вермахта. Производился фирмами Daimler-Benz, Büssing-NAG и Magirus. С 1932 по 1937 год изготовлен 151 броневик.
Серийные модификации:
Sd.Kfz.231 (6-Rad) - базовая модификация. Сварные корпус и башня со скошенными броневыми листами. Базовое шасси с передним расположением двигателя и двумя постами управления. Машины разных фирм-изготовителей внешне отличались лишь деталями.
Sd.Kfz.232 (6-Rad) - schwerer Panzerspähwagen (Fu). Радиостанция - FuG Spr. «А» с антенной рамочного типа. Изготовлено - 123 машины (Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232).
Sd.Kfz.263 - Panzerfunkwagen - бронемашина связи с радиостанцией большого радиуса действия. Башня - невращающаяся. Вооружение - один пулемет MG 34. Боекомплект - 600 патронов. Изготовлено - 28 единиц.
Тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231/Sd.Kfz.232/Sd.Kfz.263 (6-Rad), в 1935-1941 годах состояли на вооружении разведывательных подразделений танковых, легких и моторизованных дивизий вермахта. Они принимали участие в оккупации Рейнской области, аншлюссе Австрии в марте 1938 года, захвате Судетской области Чехословакии осенью 1938 года и аннексии Чехии и Моравии в марте 1939-го. Все это были бескровные операции вермахта. Боевое же крещение тяжелые шестиколесные бронеавтомобили получили в ходе польской кампании, при этом 10-15 машин оказались потеряны. Применяли их и в боях во Франции, и в операции «Барбаросса». К началу 1942 года в боевых частях панцерваффе практически не осталось броневиков этого типа.

Sd.Kfz.231 (6-Rad)

Sd.Kfz.232 (6-Rad)

Sd.Kfz.263

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Sd.Kfz.231 (6-Rad)
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,7.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5570, ширина - 1820, высота - 2250, дорожный просвет - 260, база - 3000+950, колея передних колес - 1600, задних внутренних - 1380, наружных - 1820.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 30 калибра 20 мм, 1 пулемет MG 13 (позже MG 34) калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 200 выстрелов, 1500 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF За.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 14,5, борт и корма - 8, башня - 8...14,5.
ДВИГАТЕЛЬ: Daimler-Benz М09, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 65 л.с. (48 кВт) при 2900 об/мин, рабочий объем 3663 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, коробка передач Maybach DSG-4 (5+1), двойной дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 6x4, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах, гидравлические тормоза, размер шин 6.00-20.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 20, глубина брода, м - 0,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr. Ger. «A».

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2