Sd.Kfz.234 - Бронеавтомобиль (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Sd.Kfz.234

Sd.Kfz.234 / Sd.Kfz.234/4
Классификация - тяжёлый бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 11,5
Компоновочная схема - моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части, боевое отделение и отделение управления в лобовой
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - Германия Büssing-NAG
Годы производства - 1944-1945
Годы эксплуатации - 1944-1945
Количество выпущенных, шт. - 200 (478 всех модификаций от Sd.Kfz.234/1 до Sd.Kfz.234/4)
Основные операторы - Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 5860
Ширина, мм - 2330
Высота, мм - 2100, по крыше башни
База, мм - 4000
Колея, мм - 1950
Клиренс, мм - 350
Бронирование
Тип брони - стальная катаная, поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 30 / 40°
Лоб корпуса (середина), мм/град. - 15 / 70°
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 30 / 35-55°
Борт корпуса (верх), мм/град. - 8 / 35°
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8 / 35°
Корма корпуса (верх), мм/град. - 10 / 38°
Корма корпуса (низ), мм/град. - 10 / 31-46°
Днище, мм - 5
Крыша корпуса, мм - 6
Лоб башни, мм/град. - 30 / 40°
Маска орудия, мм/град. - 10 / 40°
Борт башни, мм/град. - 10 / 40°
Корма башни, мм/град. - 8 / 38°
Крыша башни, мм/град. - открытая
Вооружение
Калибр и марка пушки - 75-мм Pak 40
Тип пушки - нарезная
Длина ствола, калибров - 55
Боекомплект пушки - 36
Углы ВН, град. - -4...+70°
Углы ГН, град. - 360°
Прицелы - телескопический T.Z.F.3a
Пулемёты - 1 × 7,92-мм MG 42
Подвижность
Тип двигателя - V-образный 12-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 210
Скорость по шоссе, км/ч - 80
Запас хода по шоссе, км - 1000
Запас хода по пересечённой местности, км - 600
Удельная мощность, л. с./т - 17,9
Колёсная формула - 8 × 8
Тип подвески - полунезависимая, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. - 30
Преодолеваемая стенка, м - 0,50
Преодолеваемый ров, м - 2,00
Преодолеваемый брод, м - 1,20


Schwerer Panzerspähwagen - германский тяжёлый бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.234.
История
Был создан в 1940-1943 годах на замену бронеавтомобилю Sd.Kfz.231 (8-Rad), проектировался прежде всего для условий Североафриканского театра военных действий и советско-германского фронта. Лобовая броня была усилена до 30 мм, вместо рамного корпуса введён несущий, бензиновый двигатель заменён на более мощный дизель воздушного охлаждения с грузовика «Татра-111».
Sd.Kfz.234 являлся одним из наиболее технически совершенных бронеавтомобилей Второй мировой войны, однако его создание, прежде всего доводка являвшегося новшеством в германском танкостроении дизельного двигателя, затянулась на три года. В результате, бронеавтомобиль, производство базового варианта которого началось только в 1944 году и продолжалось вплоть до конца войны, был выпущен сравнительно малой серией из 478 единиц.
Разработка
Приказ о создании нового бронеавтомобиля, призванного заменить машины на базе шасси GS, поступил из Министерства вооружений 5 августа 1941 года. Тактико-технические требования предусматривали способность машины действовать в экстремальных условиях Сахары: именно для североафриканского театра в первую очередь и создавался новый броневик. Чтобы увеличить запас хода, машину планировали оснастить дизелем воздушного охлаждения мощностью более 200 л. с. Особое внимание планировалось уделить вентиляции боевого отделения.
Создание нового бронеавтомобиля поручили фирме Bussing-NAG. Башню для бронеавтомобиля создавали сразу две фирмы: Daimler-Benz AG и Friendrich Schichau. Чешская фирма Tatra получила заказ спроектировать 12-цилиндровый дизель объёмом 14800 см³ и мощностью 210 л. с. при 2200 об/мин. Масса двигателя не должна была превышать 700 кг. Первые два прототипа представили Министерству вооружений в конце 1941 года. На фирме Bussing-NAG прототипу присвоили заводское обозначение - ARK (Achtradkraftwagen - восьмиколёсный автомобиль). После коротких испытаний представители армии потребовали доработать дизель Tatra 103. Замечания военных касались, прежде всего, системы охлаждения и питания двигателя. Кроме того, по мнению военных дизель при работе создавал слишком сильный шум, что быстро утомляло экипаж. Чтобы снизить уровень шума, потребовалось кардинальным образом переработать систему выхлопа.
Организационно-штатная структура
Sd.Kfz.234 использовались германскими войсками, преимущественно в разведывательных батальонах танковых и моторизованных дивизий с июня 1944 года и вплоть до конца войны - по штатам 1162d от 1.3.1944 (рота с 19 234/1) и 11162 (fG) от 1.4.1945 (рота с 9 234/1 и 8 234/4) в роте бронеавтомобилей разведывательного батальона от 19 до 17 бронеавтомобилей, в том числе по последнему штату 8 бронеавтомобилей огневой поддержки 234/4 с 75-мм пушками.
Боевое применение
Бронеавтомобили воевали на советско-германском и западном фронтах - из 39 танковых и моторизованных дивизий и бригад, получивших бронеавтомобили Sd.Kfz.234 разных модификаций в 1944-1945 годах, многие воевали на восточном, но многие и на западном фронтах.
Например, Pz.Ler.Divizion (учебная танковая дивизия) 6 июня - 17 августа 1944 в Нормандии, с ноября 1944 по апрель 1945 в Арденнах, Нидерландах и Руре. 1. LSSAH (1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер») 6 июня - 22 августа 1944 в Нормандии, 16 декабря 1944 - 25 января 1945 в Арденнах, 6 - 16 марта 1945 в наступлении в Венгрии. 2. Pz.Div. (2-я танковая дивизия) 6 июня 1944 - 7 мая 1945 в Нормандии, Арденнах и Западной Германии. 20. Pz.Div. (20-я танковая дивизия) в марте - июне 1944 в сражениях под Невелем, Бобруйском и Холмом. В июне 1944 года дивизия окружена в результате советского наступления, и ей пришлось пробиваться, несмотря на сокрушительные потери. После перевода в состав группы армий «Южная Украина» (на участок, считавшийся спокойным) 20-я танковая дивизия вновь понесла огромные потери в результате советского наступления и того, что Румыния перешла на сторону противника и линия фронта рухнула. В ноябре 1944 года остатки дивизии находились в Восточной Пруссии, а в декабре её направили в Венгрию. После отхода в Австрию дивизия направлена в Силезию, где участвовала в боях под Бреслау, Швайдницем и Нейссе. В апреле 1945 дивизия разгромлена Красной Армией под Герлицем и отброшена в Богемию, где закончила войну в котле восточнее Праги в мае 1945. 7. Pz.Div. (7-я танковая дивизия) в районе Тарнополя (Тернополя) до марта 1944, когда была разбита и с 1-й танковой армией попала в окружение. Остатки дивизии вырвались, но ни один из её «тигров» не пережил этого. 21 апреля 1944 года некогда могучая 7-я тд насчитывала 1 872 боеспособных солдата и офицера, 9 орудий, 11 противотанковых пушек и 9 танков (из которых 1 трофейный Т-34). 150. SS-Panzer-Brigade (150-я танковая бригада СС) 16 декабря 1944 - 25 января 1945 в наступлении в Арденнах с использованием 3 единиц Sd.Kfz.234/2 Пума, 3 штук 234/3 и значительного количества трофейной техники и формы.
То есть, из шести дивизий и бригад три воевали только на западе, две только на востоке и одна - и там и там.
Модификации
Schwerer Panzerspähwagen (2 cm), Sd.Kfz.234/1 - базовый вариант, с 20-мм пушкой KwK 30 в открытой сверху башне. Выпущено 200 единиц с июня 1944 по январь 1945 года (1944-163, 1945 - 37).
Schwerer Panzerspähwagen (5 cm), Sd.Kfz.234/2 - вариант с 50-мм пушкой KwK 39 в закрытой башне. Был запущен в производство первым, в связи с требованиями армии по усилению вооружения разведывательных бронеавтомобилей, но в 1943 году было принято решение сократить его выпуск в пользу производства базового варианта. Выпущена 101 единица с сентября 1943 по сентябрь 1944 года (1943 - 7, 1944 - 94).
Schwerer Panzerspähwagen (7,5 cm), Sd.Kfz.234/3 - вариант огневой поддержки, с 75-мм короткоствольной пушкой K51 в неподвижной открытой сверху рубке. Выпущено 88 единиц с июня по декабрь 1944 года.
Schwerer Panzerspähwagen (7,5 cm), Sd.Kfz.234/4 - противотанковый вариант, с 75-мм противотанковой пушкой PaK.40, размещённой в открытом сверху боевом отделении и защищённой лишь лобовым щитком. Выпущено 89 единиц с декабря 1944 по март 1945 года (1944 - 25, 1945 - 64).

Википедия / Русский язык

 

Sd.Kfz.234

Приказ о создании нового бронеавтомобиля, призванного заменить машины на базе шасси GS, поступил из Министерства вооружений 5 августа 1940 года. Тактико-технические требования предусматривали способность машины действовать в экстремальных условиях Сахары: именно для североафриканского театра в первую очередь и создавался новый броневик. Чтобы увеличить запас хода, машину планировалось оснастить дизелем воздушного охлаждения мощностью более 200 л.с. Особое внимание планировалось уделить вентиляции боевого отделения.

Создание нового бронеавтомобиля поручили фирме Bussing-NAG. Башню для бронеавтомобиля создавали сразу две фирмы: Daimler-Benz AG и Friedrich Schichau. Чешская фирма Tatra получила заказ спроектировать 12-цилиндровый дизель объемом 14 800 см³ и мощностью 210 л.с. при 2200 об/мин. Масса двигателя не должна была превышать 700 кг.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/1

Первые два прототипа представили Министерству вооружений в конце 1941 года. На фирме Bussing-NAG прототипу присвоили заводское обозначение - ARK (Achtradkraftwagen - восьмиколесный автомобиль). После коротких испытаний представители армии потребовали доработать дизель Tatra 103. Замечания военных касались, прежде всего, систем охлаждения и питания двигателя. Кроме того, по мнению военных, дизель при работе издавал слишком громкий шум, что быстро утомляло экипаж. Чтобы снизить уровень шума, требовалось кардинальным образом переработать систему выхлопа.

Всеобъемлющие испытания начались 8 июня 1942 года, а уже в июле машину признали завершенной. Тем не менее, вопрос о производстве бронеавтомобиля пока не ставился, так как всю вторую половину 1942 года фирма Tatra доводила до ума свой дизель, стараясь приспособить его для эксплуатации в условиях пустыни. Однако обстоятельства сложились так, что работы эти завершить не удалось. А сами машины ARK, создававшиеся, прежде всего, для Германского африканского корпуса, так никогда в Северную Африку и не попали. Остатки немецкой армии в Тунисе капитулировали в мае 1943 года, еще до начала серийного выпуска нового бронеавтомобиля.

Сравнительные размеры немецких тяжелых бронеавтомобилей: Sd.Kfz.231 / Sd.Kfz.234/1

Доводка ARK затянулась. В это время приоритетом пользовались танки и самоходные орудия, а для работы над бронеавтомобилями не оставалось ни времени, ни средств. В результате до 1943 года немцы продолжали выпускать устаревшие Sd.Kfz.231 (8-Rad), поскольку заменить их было нечем.

Лишь весной ситуация изменилась. В марте месяце генерал-инспектор Панцерваффе Гейнц Гудериан вручил Гитлеру донесение, в котором среди прочего было сказано: «Если, я надеюсь, мы в 1944 году снова сможем проводить широкомасштабные операции, нам потребуется наладить эффективную разведку. Для этой цели нам нужен разведывательный бронеавтомобиль с большой скоростью (60-70 км/ч), имеющий толстую броню и хорошее вооружение. В настоящее время мы не выпускаем подобную технику. Прошу обсудить эту проблему с министром Шпеером и как-либо ее решить».

Вскоре началась подготовка к серийному производству нового бронеавтомобиля. Окончательная сборка осуществлялась заводом фирмы Bussing-NAG в Лейпциге. Корпуса поставляла фирма Deusche Edelstahlwerke, изготовившая первые три корпуса в мае 1943 года. Новый бронеавтомобиль получил длинное название - schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.234 mit ARK Fahrgestell. Первоначально планировалось выпускать ежемесячно 30 машин. Но очень скоро планы пересмотрели в сторону увеличения - до 80 единиц. Существенно возрос и общий план выпуска: с 500 до 1500 бронеавтомобилей Sd.Kfz.234.

Новые восьмиколесные бронеавтомобили по своему устройству, компоновке и внешнему виду напоминали Sd.Kfz.231 (8-Rad), но имели одно принципиальное отличие - несущий сварной корпус. В отличие от предшественника у Sd.Kfz.234 толщина лобовой брони с самого начала равнялась 30 мм, что защищало машину не только от огня противотанковых ружей и крупнокалиберных пулеметов, но даже от 20-мм пушек. Но борта и корма по-прежнему выполнялись из 10-мм бронелистов.

Двигатель Tatra 103

Передний пост управления. Обращает на себя внимание обратный наклон рулевого колеса

В передней части корпуса машины размещалось отделение управления, в котором по центру располагалось рабочее место водителя. Справа от его сиденья в металлическом шкафу хранились аккумуляторные батареи, слева - большой закрывающийся ящик для инструментов и запчастей. Между шкафом для аккумуляторных батарей и сиденьем водителя находились рычаг переключения передач и рычаг демультипликатора. Приборная доска с основными приборами управления и датчиками была слева от руля, справа от него имелся аварийный люк в верхнем лобовом бронелисте корпуса. Обзор водителю обеспечивали три оптических блока, которые в боевом положении закрывались бронекрышками. Один такой блок находился прямо перед водителем, два других - по бортам справа и слева. Как правило, немецкие оптические блоки изготавливались из 7-9 слоев стекла, без пустот между ними. Стеклопакет заключался в бакелитовую обойму, и его можно было легко заменить в случае повреждения или просачивания воды.

Дизельный 12-цилиндровый V-образный двигатель Tatra 103 мощностью 210 л.с. располагался в задней части машины. Дополнительное место в МТО потребовалось для двух вентиляторов воздушной системы охлаждения. Использование последней позволило избавиться от радиаторов, в чем заключалось основное отличие дизеля Tatra 103 от прежней модели двигателя, которым оснащались восьмиколесные бронемашины предыдущей серии. Это существенно улучшило работу двигателя как в условиях пустыни, так и холодных зим на Восточном фронте. На крыше моторного отсека находились вентиляционные жалюзи, открывавшиеся с места водителя, причем количество задействованных секций зависело от конкретных погодных условий. По обе стороны большой секции жалюзи имелись два длинных люка, они обеспечивали доступ к головкам блоков с каждой стороны двигателя. При необходимости могла быть снята вся верхняя бронеплита моторного отделения, которая крепилась к корпусу болтами. Дополнительный люк в корме машины позволял обслуживать вентиляторы и другое оборудование моторного отсека. Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади крыльев.

Крутящий момент передавался через многодисковое сухое сцепление Fichtel&Sachs LA 2/50 MG на трехскоростную коробку передач Bussing-NAG GS Umkehr. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, при этом демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки передач до 24. Все восемь колес были ведущими и управляемыми. При повороте машины поворачивались все восемь колес: четыре передних - в сторону поворота, четыре задних - в противоположную сторону. Передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Рычаги и рессоры подвески крепились не к раме, как у Sd.Kfz.231, а непосредственно к несущему корпусу бронеавтомобиля. На Sd.Kfz.234 устанавливали пневматические тормоза, действовавшие на все восемь колес, которые оснащались шинами размером 270-20 с самогерметизирующимися камерами низкого давления. Как и все немецкие бронеавтомобили, Sd.Kfz.234 был оборудован кормовым постом управления.

Первоначально бронеавтомобиль имел один 240-литровый топливный бак, благодаря чему запас хода по шоссе у машины достигал 600 км. Позднее появились экземпляры с баком емкостью 360 л, что увеличило запас хода по шоссе до 1000 км! Для сравнения стоит вспомнить, что у Sd.Kfz.231 запас хода едва достигал 300 км.

Масса Sd.Kfz.234 превышала 11 т! Это был самый тяжелый немецкий бронеавтомобиль, выпускавшийся в годы Второй мировой войны. Несмотря на возросшую массу, Sd.Kfz.234 обладал гораздо лучшей проходимостью, чем Sd.Kfz.231, благодаря более мощному двигателю, увеличенному клиренсу и колесам большего размера.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 «Пума», захваченный английскими войсками

Верхняя часть башни бронеавтомобиля «Пума». Хорошо видны дымовые гранатометы и командирский перископический прицел

Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 выпускались в нескольких вариантах, отличавшихся между собой вооружением и дополнительным оборудованием.

Базовым серийным вариантом стал Sd.Kfz.234/1. Эта машина оснащалась открытой сверху многогранной башней, где была установлена 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG 42. Спаренная установка Hangelafette 38 позволяла вести огонь по воздушным целям (угол возвышения колебался в пределах от -4° до +70°). Боекомплект состоял из 480 артвыстрелов и 2400 патронов. Для стрельбы по наземнымцелям использовался телескопический прицел TZF За, а для стрельбы по самолетам - прицел Fliegervisier 38. Для защиты от ручных гранат башня сверху прикрывалась откидным двухстворчатым экраном из стальной сетки. Башня с вооружением комплектно поставлялась фирмой Appelt.

Sd.Kfz.234/2 Puma

Бронеавтомобили Sd.Kfz.234/1 оборудовались радиостанциями Fu 12 SE80 и Fu Spr Ger «f». Штыревая антенна длиной 2 м крепилась на корме.

За период с июня 1944 по январь 1945 года было выпущено 200 экземпляров Sd.Kfz.234/1. В 1945 году планировалось вооружение части машин 20-мм автоматическими зенитными пушками MG 151/20 и был изготовлен прототип такого броневика. Один бронеавтомобиль в порядке эксперимента вооружили 20-мм зенитной пушкой Flak 38.

Основным вариантом нового бронеавтомобиля являлся Sd.Kfz.234/1, но наибольший успех выпал на долю модификации Sd.Kfz.234/2 Puma. В конструкции этой машины мощное вооружение танка удачно сочеталось со скоростью и маневренностью бронеавтомобиля. Эффективность 20-мм пушки KwK 38, устанавливаемой на Sd.Kfz.234/1, была невелика. В разведывательных батальонах давно говорили о том, что бронеавтомобили должны иметь более солидное вооружение. Только пушки с достаточно большим калибром могли позволить бронеавтомобилям бороться с танками противника. Поэтому Министерство вооружений приказало наладить выпуск бронеавтомобиля Sd.Kfz.234, оснащенного 50-мм длинноствольной пушкой. Такие пушки с декабря 1941 года устанавливали на танки Pz.III. Практика показала, что они позволяли успешно бороться с советскими легкими танками Т-70 и даже со средними Т-34.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 на марше. 1944 год

Бронеавтомобили Sd.Lfz.234/2 (на переднем плане) и Sd.Kfz.234/3 на боевой позиции. 1944 год

Было решено смонтировать на бронеавтомобиле башню, разработанную фирмой Daimler-Benz для танка VK 1602 Leopard. Сварная башня имела обтекаемую форму, в ней устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости колебались в пределах от -10° до +20°. Пушка оснащалась телескопическим прицелом TZF 4b. Боекомплект состоял из 55 выстрелов (27 бронебойных и 18 осколочно-фугасных) и 2850 патронов к пулемету. На левом и правом бортах башни находились строенные дымовые гранатометы. В крышках люков были размещены вращающиеся перископы.

Характерной внешней чертой башни стала литая маска пушки типа Saukopf - «свиное рыло». Толщина лобовой брони составляла 30 мм, а бортов и кормы -14,5 мм. Толщина маски пушки достигала 100 мм! В отличие от «Леопарда» башня на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234/2 не имела командирской башенки.

На Sd.Kfz.234/2 устанавливались радиостанции Fu Ger 12 SE80 и Fu Spr Ger «а». «Пумы» оборудовали двумя штыревыми антеннами: обычной, расположенной в кормовой части башни, и с «метелкой» - за башней на левом борту.

Две машины Sd.Kfz.234/2 в опытном порядке оснастили ИК-прожекторами типа Uhu и прицелами ночного видения FG 1250. Благодаря этому оборудованию машины получили возможность вести бой в темноте.

С сентября 1943 по сентябрь 1944 года в Германии выпустили 101 машину Sd.Kfz.234/2 «Пума».

В сентябре 1943 года Министерство вооружений приняло решение вооружать примерно половину выпускавшихся бронеавтомобилей Sd.Kfz.234 короткоствольной 75-мм пушкой, то есть создать аналог машины Sd.Kfz.233. Но серийный выпуск модификации Sd.Kfz.234/3 начался лишь летом 1944 года.

Корпус Sd.Kfz.234/3 в целом не претерпел серьезных изменений. Вращающаяся башня отсутствовала, а ее место заняла неподвижная низкопрофильная рубка без крыши. В центре лобового листа рубки устанавливали пушку 7,5 cm К51 L/24. Наведение по горизонту могло осуществляться до 12° влево и вправо, по вертикали - от -10° до +12°. Для стрельбы из пушки использовался прицел Sfl ZF lb. Дополнительно машину вооружали пулеметом MG 42. Боекомплект включал 50 выстрелов к пушке и 1950 патронов к пулемету. Sd.Kfz.234/3 оснащали радиостанцией Fu Spr Ger «f» со штыревой антенной.

С июня по декабрь 1944 года было выпущено 88 машин модификации Sd.Kfz.234/3.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3

Sd.Kfz.234/4

Последняя модификация Sd.Kfz.234 появилась в конце 1944 года, когда боевые действия вплотную приблизились к границам Рейха. В этой ситуации было уже не до разведки, войскам требовались высокомобильные машины, способные к активной обороне. Противотанковыми пушками вооружалось все, что могло ездить. 27 ноября 1944 года Гитлер приказал начать выпуск бронеавтомобилей Sd.Kfz.234, вооруженных 75-мм противотанковой пушкой Рак 40. Так появился бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4. В открытое сверху боевое отделение втиснули серийную пушку Рак 40 со штатным щитом, но без колесного хода. Благодаря такому решению удалось получить хотя и «сырую», но мощно вооруженную машину. Пушка имела горизонтальный сектор обстрела по 12° влево и вправо, но шасси машины было достаточно маневренным, чтобы быстро поворачиваться в нужную сторону. Угол склонения составлял - 3°, возвышения +22°. Для наведения орудия в цель использовался прицел ZF 3x8. Дополнительно в машине перевозился пулемет MG 42. Боекомплект включал всего 12 выстрелов к пушке и 1950 патронов к пулемету. Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4 получил прозвище «Pak-Wagen». Машина выпускалась до марта 1945 года, всего было выпущено 89 экземпляров.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 состояли на вооружении рот броневиков в разведывательных батальонах танковых и моторизованных дивизий. В конце марта 1945 года в Вермахте и войсках СС насчитывалась еще 71 бронемашина всех модификаций.

Sd.Kfz.234 - лучший тяжелый бронеавтомобиль периода Второй мировой войны, во многом определивший направление развития четырехосных бронированных машин в послевоенное время.

Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта

 

Sd.Kfz.234 - Schwerer Panzerspähwagen
Лучший тяжелый бронеавтомобиль периода второй мировой войны, во многом определивший направление развития четырехосных бронированных машин в послевоенное время. Разрабатывался и серийно выпускался фирмой Bussing-NAG. С сентября 1943 по март 1945 года изготовлено 478 машин.
Серийные модификации:
Sd.Kfz.234/1 - базовый вариант. Сварной несущий корпус и открытая сверху шестигранная башня. Боевая масса - 11,5 т. Вооружение: 20-мм пушка KwK 38 и один 7,92-мм пулемет MG 34. Дизельный двигатель Tatra 103 мощностью 210 л.с. Экипаж - 4 человека. Изготовлено - 200 единиц.
Sd.Kfz.234/2 - 50-мм пушка в башне, заимствованной у опытного легкого танка «Леопард». Изготовлено - 101 единица.
Sd.Kfz.234/3 - 75-мм пушка KwK 51 в неподвижной открытой сверху низкопрофильной надстройке. Угол горизонтального наведения орудия - ±12°. Боекомплект - 50 выстрелов. Экипаж - 4 человека. Изготовлено - 88 единиц.
Sd.Kfz.234/4 - 75-мм противотанковая пушка Рак 40 за штатным щитом в открытом сверху боевом отделении. Боекомплект - 12 выстрелов. Экипаж - 4 человека. Изготовлено - 89 единиц.

Новые тяжелые бронеавтомобили предназначались в первую очередь для применения в африканской пустыне. Именно поэтому они имели большой запас хода и усовершенствованную систему охлаждения двигателя. Однако в то время, когда машины серии 234 начали поступать в войска, германский Африканский корпус давно уже капитулировал и основным театром военных действий для них стал Восточный фронт.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 состояли на вооружении рот броневиков в разведывательных батальонах танковых и моторизованных дивизий. Наибольшую популярность приобрел вариант 234/2, получивший название «Пума» (Рита). В конце марта 1945 года в вермахте и войсках СС насчитывалось еще 71 бронемашина всех модификаций.

Sd.Kfz.234/2

Sd.Kfz.234/3

Sd.Kfz.234/4

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Sd.Kfz.234/2 Puma
БОЕВАЯ МАССА, т: 11,74.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6800, ширина - 2330, высота - 2380, дорожный просвет - 350, база - 1300+1400+1300, колея - 1945.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 39/1 калибра 50 мм, 1 пулемет MG 42 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 55 выстрелов, 1050 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF 4b.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 30, борт - 8, корма - 10, крыша и днище - 6, башня - 10...30.
ДВИГАТЕЛЬ: Tatra 103, 12-цилиндровый, дизельный, V-образный, воздушного охлаждения; мощность 210 л.с. (154,6 кВт) при 2250 об/мин, рабочий объем 14 825 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, коробка передач (3+3), демультипликатор.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8x8, все колеса управляемые, подвеска независимая на полуэллиптических листовых рессорах, пневматические тормоза, размер шин 270-20.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 80.
ЗАПАС ХОДА, км: 900.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, ширина рва, м - 1,35, высота стенки, м - 0,5, глубина брода, м - 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанции FüG Spr. Ger. «A» и FuG 12.

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2