Sd.Kfz.250 - Бронетранспортер (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Sd.Kfz.250 - Leichter Schützenpanzerwagen
Легкий полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки половины пехотного отделения, главным образом в разведывательных подразделениях. Создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10 фирмами Büssing-NAG (бронекорпус) и Demag (шасси). Серийное производство осуществлялось на заводах Bussing-NAG, Weserhütte, Wumag, Wegmann, Ritscher и Deutsche Werke с июня 1941 по 1945 год в двух вариантах, так называемом старом (alt) и новом (neu). Изготовлено 7326 единиц.
Серийные модификации:
Sd.Kfz.250/1 - базовая модификация. Корпус сварен из прямых катаных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. У варианта neu корпус имел упрощенную конструкцию (9 частей вместо 19) и по внешнему виду был близок к корпусу бронетранспортера Sd.Kfz.251. Вооружение: два пулемета MG 34, один за щитом в передней части кузова, другой - в корме, на вертлюжной установке, допускавшей стрельбу по воздушным целям.
Sd.Kfz.250/2 - leichter Fernsprechpanzerwagen - бронированный кабелеукладчик. Предназначался для прокладки полевых линий связи. Катушка с телефонным кабелем располагалась внутри кузова. Боевая масса - 5,44 т. Экипаж - 4 человека. Вооружение - 1 пулемет MG 34.
Sd.Kfz.250/3 - leichter Funkpanzerwagen - машина связи. В зависимости от назначения (существовало четыре варианта) оснащалась радиостанциями FuG 7, FuG 8 или FuG 12 со штыревыми или рамочными антеннами.
Sd.Kfz.250/4 - leichter Beobachtungspanzerwagen - машина наблюдения и управления огнем в частях самоходной артиллерии. Радиостанции - FuG 15 и FuG 16. Экипаж - 4-5 человек. Вооружение - 1 пулемет MG 34.
Sd.Kfz.250/5 - аналог предыдущей модели. Одна радиостанция FuG 12. Боевая масса - 5,36 т. Экипаж - 4 человека. Вооружение - 1 пулемет MG 34. В 1944 году название изменено на leichter Aufklärungspanzerwagen - легкая разведывательная бронемашина.
Sd.Kfz.250/6 - leichter Munitionspanzerwagen - машина для перевозки боеприпасов к штурмовым орудиям. Вмещала 70 выстрелов к 75-мм пушке StuK 37 (Ausf.A) или 60 выстрелов к 75-мм пушке StuK 40 (Ausf.B). Боевая масса - 5,96 т (А) или 6,1 т (В). Экипаж - 2 человека. Радиостанция - FuG 16. Вооружение - 1 пулемет MG 34.
Sd.Kfz.250/7 - leichter Schützenpanzerwagen schwerer Granatwerfer - самоходный миномет. 80-мм миномет sGrWr (возимый боекомплект - 12 выстрелов) устанавливался в середине кузова. Дополнительное вооружение: пулемет MG 34. Боевая масса - 5,61 т. Экипаж - 5 человек. Под тем же индексом существовал бронетранспортер для перевозки боеприпасов к 80-мм миномету, вмещавший 66 выстрелов.
Sd.Kfz.250/8 - leichter Schützenpanzerwagen 7,5 cm - легкий бронетранспортер, вооруженный короткоствольной пушкой KwK 37 или К 51 калибра 75 мм. Боекомплект - 20 выстрелов. Боевая масса - 6,3 т.
Sd.Kfz.250/9 - leichter Schützenpanzerwagen 2 cm - разведывательная бронемашина. Установлена башня от бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 (позднее заменена на башню Hangelafette 38) с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и пулеметом MG 34. Боекомплект - 100 выстрелов и 500 патронов. Углы вертикального наведения - от -10° до ±85°. Телескопический прицел - TZF За. Радиостанция - FuG 12. Боевая масса - 6,09 т. Экипаж - 3 человека. Габариты - 4560x1945x2174 мм.
Sd.Kfz.250/10 - leichter Schützenpanzerwagen 3,7 cm Pak - бронетранспортер, вооруженный 37-мм пушкой Pak 35/36, установленной за штатным щитом (на части машин - без него) в передней части кузова, и пулеметом MG 34. Боекомплект - 216 выстрелов и 2110 патронов. Угол горизонтального наведения пушки - ±30° (прицел - ZF 2). Боевая масса - 5,68 т. Экипаж - 4 человека. Высота машины - 1976 мм.
Sd.Kfz.250/11 - leichter Schützenpanzerwagen (schwere Panzerbüchse 41) - бронетранспортер, вооруженный тяжелым противотанковым ружьем sPzB 41 калибра 20-28 мм с коническим стволом и пулеметом MG 34 (боекомплект - 168 выстрелов и 1100 патронов).
Sd.Kfz.250/12 - leichter Messtruppanzerwagen - машина артиллерийской инструментальной разведки. Радиостанция - FuG 8, позднее FuG 12. Пулемет - MG 34.
Sd.Kfz.252 - leichter Munitionspanzerwagen - бронетранспортер для перевозки боеприпасов для штурмовых орудий. Полностью закрытый бронекорпус с сильно скошенным кормовым листом. Боевая масса - 5,73 т. Экипаж - 2 человека. Габариты - 4560x1945x1660 мм. Изготовлено - 413 единиц.
Sd.Kfz.253 - leichter gepanzerter Beobachtungskraftwagen - машина командиров взводов и батарей штурмовых орудий. Полностью закрытый корпус. Радиостанции - F.Sp.H и FuG 7. Боевая масса - 5,73 т. Экипаж - 3 человека. Габариты - 4700x1950x1800 мм. Изготовлено - 285 единиц.


Sd.Kfz.250/1 (alt)

Sd.Kfz.250/1 (neu)

Sd.Kfz.250/3

Sd.Kfz.250/8

Sd.Kfz.250/9

Sd.Kfz.252

Первыми в войска поступили не линейные бронетранспортеры, а перевозчики боеприпасов Sd.Kfz.252 и командирские машины Sd.Kfz.253. На 1 сентября 1939 года в штат батареи штурмовых орудий входили четыре Sd.Kfz.253 и три Sd.Kfz.252. Их боевое применение ограничилось балканской кампанией и началом войны с СССР. Выпуск этих модификаций был прекращен в 1941 году, и они быстро сошли со сцены.
Первые серийные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 начали поступать в войска в июле-августе 1941 года. Они состояли на вооружении моторизованных частей, в подразделениях войск связи и штурмовой артиллерии. В 1944 году в штате танковой дивизии, например, имелось 55 легких бронетранспортеров. Машины Sd.Kfz.250/8 использовались в мотопехотных частях для огневой поддержки, а Sd.Kfz.250/10 и Sd.Kfz.250/11 в качестве командирских.
Помимо модификаций заводского изготовления существовали варианты, построенные непосредственно в войсковых частях. Наиболее известные из них - это машины, вооруженные французской противотанковой пушкой Hotchkiss калибра 25 мм, противотанковой пушкой Рак 38 калибра 50 мм, зенитными 20-мм пушками Flak 30 и Flak 38. Некоторое количество Sd.Kfz.250 было переоборудовано в санитарные.
Легкие бронетранспортеры Sd.Kfz.250 всех модификаций участвовали в боевых действиях в ходе всей второй мировой войны. 1 марта 1945 года в вооруженных силах Германии имелось 2765 этих бронетранспортеров.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА Sd.Kfz.250/1 (alt)
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 2+4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4560, ширина - 1945, высота - 1660, клиренс - 285, колея - 2500.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 2010 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 14,5, борт и корма - 8.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 42 TKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин, рабочий объем 4171 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, планетарная коробка передач (7+3), демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передний управляемый автомобильный мост, размер шин 6.00-20, подвеска - поперечная полуэллиптическая листовая рессора; гусеничный движитель каждого борта состоит из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, расположенных в шахматном порядке, - со взаимным перекрытием дисков катков, ведущего колеса переднего расположения с 12 роликами, направляющего колеса; подвеска торсионная; в каждой гусенице 38 траков шириной 240 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА, км: 320.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: ширина рва, м - 1,9, глубина брода, м - 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr. Ger. «F».

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2

 

Бронетранспортеры вермахта

1-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.C. Восточный фронт, 1941 год

«Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника» - это положение, выдвинутое германским танковым теоретиком генералом Г. Гудерианом еще в 1936 году, показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками. Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имевших прикрытия пехоты, будут слишком большими. Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты были невозможны.

Технический вопрос сопровождения танков пехотой в разных армиях решался по-разному. В Красной Армии, например, с начала 1930-х годов и вплоть до конца Второй мировой войны для этой цели использовался так называемый танковый десант-группа пехотинцев (обычно стрелковое отделение), которая располагалась непосредственно на броне танка. В Германии же, имевшей значительно более мощную автомобильную и тракторную промышленность, пошли иным путем-создавали бронетранспортеры.

Эта работа облегчалась тем, что уже в первой половине 1930-х годов несколько немецких фирм приступили к проектированию целого семейства полугусеничных артиллерийских тягачей с тяговым усилием на крюке от 1 до 18 т. На их базе и планировалось создать бронированные машины для транспортировки пехоты и не только. Так, например, уже в 1934 году фирма Rheinmetall получила заказ на разработку в содружестве с фирмой Bussing-NAG бронированной полугусеничной штурмовой машины. Этот броневик, именовавшийся 7,5 с Selbstfahrlafette L/40,8 (Modell 1), был предложен в трех вариантах, различавшихся габаритами и компоновкой. На двух машинах использовалось шасси BN ЮН с кормовым расположением двигателя, на одной - BN 11V с передним. Все варианты были созданы на базе 5-тонного полугусеничного тягача, разрабатывавшегося фирмой Bussing-NAG, и оснащались открытой сверху вращающейся башней.

В 1936 году создается еще одна модель полугусеничной бронированной боевой машины, опять-таки при сотрудничестве двух вышеупомянутых фирм. Машина получила официальное и, как обычно в Германии, длинное обозначение - Pz.Sfl.lll auf Fahrgestell mZgw 5t (HKp 902). Всего изготовили четыре машины, у которых 75-мм пушки были установлены не во вращающейся башне, а в неподвижной открытой сверху и сзади рубке. При массе 11 т толщина броневых листов сварного корпуса колебалась в пределах от 6 до 20 мм. Располагавшийся сзади двигатель Maybach HL45 мощностью 150 л.с. позволял этой полугусеничной самоходке развивать скорость 50 км/ч. Экипаж машины состоял из четырех человек. На вооружение этот броневик не принимался. Две из четырех изготовленных машин во время Второй мировой войны использовались войсками генерала Роммеля в Северной Африке. Еще одна, без вооружения и с переделанной полностью закрытой рубкой, служила в качестве машины управления при запуске ракет «Фау-2». Судьба еще одной машины неизвестна.

2-е фото
Броневая машина 7,5 cm Selbstfahrlafette L/40,8

3-е фото
Sd.Kfz.10

4-е фото
Полугусеничный тягач Sd.Kfz.11 со 105-мм полевой гаубицей le FH18. Северная Африка, 1941 год

Тем временем у командования Вермахта уже окончательно сложилось мнение, что бронированный вариант полугусеничного тягача должен представлять собой не штурмовую машину, а многоцелевой бронетранспортер. На последний можно было возложить широкий спектр задач по транспортировке и огневой поддержке пехоты, использовать в инженерных войсках и в качестве санитарной машины. При размещении дополнительных средств связи и соответствующего оборудования бронетранспортер превращался в машину связи или штабную, а также в передвижной артиллерийский наблюдательный пост. Интенсивно развертывавшиеся в тот период танковые и моторизованные дивизии Вермахта крайне нуждались в таких машинах.

Практически одновременно на базе полугусеничных артиллерийских тягачей - 1-тонного Sd.Kfz.10 и 3-тонного Sd.Kfz.11 - началось проектирование легкого и среднего бронетранспортеров. Созданы они были практически одновременно, но в серийное производство чуть раньше был запущен средний бронетранспортер. Однако далее эти машины рассматриваются по традиционной схеме любого танкового справочника, то есть начиная с легкого БТР.

Легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250

Во второй половине 1930-х годов управление материально-технического снабжения Вермахта разработало тактико-технические требования к легкому полугусеничному бронетранспортеру, предназначенному для транспортировки половины пехотного отделения.

Для новой машины использовались узлы и агрегаты полугусеничного тягача D7p (Sd.Kfz.10), который производился фирмой Demag. Бронированный корпус спроектировала фирма Bussing-NAG. Конструкторские работы велись довольно медленно: в результате первый прототип D 113 был изготовлен только в конце 1939 года. Машину оснастили шестицилиндровым бензиновым двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL38, развивавшим мощность 100 л.с., но из-за выявленных дефектов на серийных бронетранспортерах пришлось устанавливать другой двигатель такой же мощности - Maybach HL42 TKRM.

Следует отметить, что планами командования предусматривалось создание четырех типов полугусеничных бронированных машин: легкого и среднего бронетранспортеров, перевозчика боеприпасов и машины управления артиллерией.

Все эти машины получили по сквозной системе обозначения транспортных средств Вермахта порядковые номера 250, 251, 252 и 253 соответственно. При этом две последние создавались на том же шасси, что и легкий бронетранспортер, то есть фактически на его базе. Поскольку обе эти машины предназначались для укомплектования создававшихся частей самоходной артиллерии, то им был отдан приоритет и в серийное производство их запустили раньше.

5-е фото
Легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250/1 Alt

Бронетранспортер для перевозки боеприпасов для штурмовых орудий - leichter Munitionspanzerwagen Sd.Kfz.252 - имел полностью закрытый бронекорпус с сильно скошенным кормовым листом, в котором имелся широкий люк, закрывавшийся двухстворчатой крышкой. Через него и осуществлялись загрузка и выгрузка боеприпасов. В горизонтальном листе крыши корпуса имелись два посадочных люка для экипажа машины, состоявшего из двух человек. Боевая масса перевозчика достигала 5,73 т, габаритные размеры - 4560x1945x1660 мм. Шасси для Sd.Kfz.252 производились на заводах Demag в Веттере и берлинском Bussing-NAG, окончательная сборка велась фирмой Wegmann в Касселе. Здесь же изготавливались и бронекорпуса. Осенью 1940 года сборку передали на завод фирмы Gebr. Bohler & Со. AG в Австрии, а в январе 1941 года к этому процессу подключилась кильская верфь Deutsche Werke. За время серийного производства, продолжавшегося до сентября того же года, заводские цехи покинули 413 перевозчиков боеприпасов Sd.Kfz.252. Специально для этих машин фирма Wegmann выпускала одноосные прицепы Sd.Anh.32/A. В таком прицепе можно было перевозить 36 выстрелов калибра 75 мм.

На этих же предприятиях строилась и машина командиров взводов и батарей штурмовых орудий - leichter gepanzerter Beobachtungskraftwagen Sd.Kfz.253. Она также имела полностью закрытый корпус, правда, несколько другой формы. В кормовом листе была предусмотрена посадочная дверь, а в горизонтальной крыше корпуса - люк. Кроме того, в передней части крыши располагался круглый люк для наблюдения за местностью, в крышке которого имелся лючок для размещения стереотрубы. На машине устанавливались радиостанции F.Sp.H и Fu 7. Боевая масса составляла 5,73 т. Экипаж - 3 человека. Габариты: 4700 мм x 1950 мм x 1800 мм. С июня 1940 по сентябрь 1941 года было изготовлено 285 машин этого типа.

6-е фото
Бронетранспортер для перевозки боеприпасов Sd.Kfz.252

7-е фото
Sd.Kfz.252 (вид сверху)

8-е фото
Sd.Kfz.253 (вид сверху)

9-е фото
Машина командиров взводов и батарей штурмовой артиллерии Sd.Kfz.253

Производство легких бронетранспортеров
Год / Sd.Kfz.252 / Sd. Kfz.253 / Sd. Kfz.250
1940 / 54 / 85 / -
1941 / 359 / 200 / 389
1942 / - / - / 1374
1943 / - / - / 2895
1944 / - / - / 1761
1945 / - / - / 269
Всего / 413 / 285 / 6628

Так как производство Sd.Kfz.252 и Sd.Kfz.253 началось раньше Sd.Kfz.250, то и в войска они поступили первыми. На 1 сентября 1939 года в штат батареи штурмовых орудий входили четыре Sd.Kfz.253 и три Sd.Kfz.252. Их боевое применение ограничилось Балканской кампанией и начальным периодом войны с СССР. К тому времени в качестве командирских машин стали использовать штурмовые орудия StuG III, а перевозчики боеприпасов изготавливать на танковых шасси. Кроме того, производство двух специальных машин на том же шасси, что и Sd.Kfz.250, но с другими корпусами посчитали нецелесообразным.

Серийное производство бронетранспортера, получившего обозначение Sd.Kfz.250, началось в июне 1941 года, когда была выпущена первая партия из 39 машин. С октября 1943 года приступили к выпуску модернизированной модели, так называемой neue Ausfuhrung, отличавшейся упрощенной конструкцией корпуса. Серийное производство Sd.Kfz.250 осуществлялось на заводах Bussing-NAG, Weserhutte, Wumag, Wegmann, Ritscher и Deutsche Werke с июня 1941 no 1945 год в двух вариантах: так называемом старом (Alt) и новом (Neu).

10-е фото
Sd.Kfz.250/1 Alt

11-е фото
Вид спереди

12-е фото
Вид сзади

Базовая серийная модификация бронетранспортера получила обозначение Sd.Kfz.250/1. С точки зрения компоновки бронетранспортер состоял из моторного отделения и находившегося за ним отделения управления, совмещенного с боевым. В последних размещался экипаж в составе водителя и командира машины, перевозимые пехотинцы или вооружение.

Корпус был сварен из прямых катаных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. В качестве элементов жесткости использовались уголки и балки таврового профиля. Толщина бортовых, лобовых и кормовых листов не превышала 14,5 мм. Крыша и днище корпуса имели толщину 8 мм. Корпус устанавливался на раму шасси, которая выполнялась из стальных коробчатых балок, сваренных из стальных уголков и усиленных поперечинами. У варианта пей корпус отличался упрощенной конструкцией (9 частей вместо 19) и по внешнему виду был близок к корпусу бронетранспортера Sd.Kfz.251.

В передней части корпуса размещалось моторное отделение, где были смонтированы двигатель и топливный бак. За противопожарной перегородкой находились места водителя и командира бронетранспортера. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования. Управлялась машина с помощью автомобильного руля и педалей сцепления, тормоза и акселератора. Справа от сиденья водителя находился рычаг переключения скоростей КП и рычаг ручного тормоза.

13-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.253 из 5-й батареи 73-го моторизованного артиллерийского полка 1-й танковой дивизии. Восточный фронт, 1941 год

14-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.250/1 ведет бой на окраине русской деревни. Восточный фронт, 1943 год

По обе стороны боевого отделения устанавливались скамьи пехотинцев-десантников. Первоначально они были обтянуты дерматином, позже его заменили простым брезентом, закрепленным на каркасе из стальных трубок. Устанавливались также и деревянные скамейки. На бортах имелись держатели для крепления внутри машины вооружения десанта, состоявшего из четырех человек, - 7,92-мм карабинов 98К и 9-мм пистолетов-пулеметов MP 38 и MP 40.

В передней части боевого отделения находились две наблюдательные щели со вставками из пуленепробиваемого стекла, такие же щели предусмотрели и в бортах машины. Наблюдение за обстановкой и полем боя велось и с помощью различных типов артиллерийских прицелов, биноклей, стереотруб.

На передних крыльях имелись усики, обозначавшие максимальные габариты машины по ширине. Там же были установлены одна или две фары. На левом крыле размещалась светомаскировочная фара типа Notek. На корме машины крепились два габаритных фонаря и ввод радиоантенны. В кормовом листе корпуса была предусмотрена дверь для входа и спешивания десанта. Она открывалась наружу, в сторону левого борта машины.

15-е фото
Sd.Kfz.250/2 Alt

16-е фото
Машина связи Sd.Kfz.250/3 IVAlt

17-е фото
Боевое отделение машины связи Sd.Kfz.250/3 с радиостанцией Fu 8. Пулемет MG 34 - на своем штатном месте за щитом. На стенке боевого отделения в положении по-походному уложены два карабина 98К

Бронетранспортер Sd.Kfz.250 оснащался карбюраторным рядным шестицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL42TKRM, развивавшим мощность 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин. Рабочий объем 4171 см³. Для технического обслуживания и ремонта двигателя в капоте имелся большой двустворчатый люк, а два люка поменьше - в бортах моторного отделения. Трансмиссия состояла из двухдискового сухого сцепления Fichtel & Sachs Mecano PF 220K с гидравлическим управлением, планетарной коробки передач Maybach Variorex VG 102 128Н, обеспечивавшей движение вперед на семи скоростях и назад - на трех, двойного дифференциала и пневматических тормозов.

Силовая установка позволяла бронетранспортеру двигаться по шоссе с максимальной скоростью 65 км/ч. Бензобак емкостью 140 л размещался в передней части корпуса между двигателем и противопожарной перегородкой. При движении по дороге с твердым покрытием расход топлива составлял 40 л на 100 км, а на бездорожье увеличивался вдвое. С полным баком запас хода по шоссе равнялся 320 км, а по проселку - 200 км.

В качестве основного вооружения на бронетранспортере Sd.Kfz.250 использовался 7,92-мм пулемет Rheinmetall-Borsig MG 34 или MG 42, который монтировался на станке в передней части боевого отделения на верхней кромке корпуса. Пулемет оборудовался броневым щитком толщиной 6 мм. На верхней кромке кормового листа боевого отделения имелся шкворень для установки второго пулемета MG 34 или MG 42, предназначавшегося для стрельбы по воздушным целям. Боекомплект включал чаще всего 2010 патронов.

Бронетранспортер Sd.Kfz.250 имел полугусеничное шасси. Передний управляемый автомобильный мост с подвеской на поперечной полуэллиптической листовой рессоре оснащался односкатными колесами (6,00-20) с пневматическими шинами низкого давления. Гусеничный движитель каждого борта состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, расположенных в шахматном порядке - со взаимным перекрытием дисков катков; ведущего колеса переднего расположения с 12-ю роликами и направляющего колеса. Подвеска - торсионная. В каждой гусенице, имевшей амортизирующие резиновые вкладыши типа Zpw 51/240/160, насчитывалось 38 траков шириной 240 мм.

18-е фото
Sd.Kfz. 250/3 I Neu

19-е фото
Машина связи Sd.Kfz.250/3 Greif - штабной бронетранспортер командующего германским Африканским корпусом генерала Э. Роммеля

Электрооборудование бронетранспортера было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch RKCN 300/12-1300 мощностью 300 Вт и аккумулятор Bosch емкостью 94 А ч. Аккумулятор размещался в контейнере под сиденьем командира машины. Эти источники энергии обеспечивали подсветку приборов управления, работу клаксона, фар, радиостанции, ходовых и габаритных огней, а на машинах, вооруженных пушкой, - подсветку прицела и функционирование электроспуска.

В качестве стандартного оборудования легкие бронетранспортеры Sd.Kfz.250 оснащались радиостанцией Fu Spr Ger (f) со штыревой антенной длиной 2 м. Радиостанция обеспечивала связь на дальности до 3 км. Она находилась справа от сиденья командира машины. В состав средств связи входили также комплект сигнальных флажков и ракетница калибра 27 мм с набором сигнальных ракет.

Дополнительное снаряжение состояло из инструментов, крепившихся к бортам корпуса машины и размещавшихся в бортовых инструментальных ящиках. С правой стороны корпуса между передним колесом и гусеницей располагался контейнер с тремя выдвижными ящиками, в которых хранились мелкие запасные части. В транспортерах Sd.Kfz.250 Neu ящики для снаряжения составляли единое целое с корпусом машины. К бортам корпуса крепился шанцевый инструмент: лом, топор и лопата (слева). С правой стороны корпуса находились два запиравшихся ящика. Внутри боевого отделения хранились огнетушитель (крепился к двери боевого отделения) и аптечка первой помощи. Бронетранспортеры укомплектовывались маскировочным брезентовым тентом (в случае дождя он мог разворачиваться над боевым отделением машины), стандартным набором запасных частей, топливным насосом и домкратом, а также канистрами с топливом или водой (крепились на корме корпуса), ведром, чехлом и т.д.

20-е фото
Машина наблюдения и управления огнем Sd.Kfz.250/4 Alt с антенной типа «метелка»

21-е фото
Sd.Kfz.250/5

22-е фото
Подвозчик боеприпасов Sd.Kfz.250/6 Ausf.B. В боевом отделении в специальных пеналах было уложено 60 75-мм выстрелов

23-е фото
Sd.Kfz.250/6

24-е фото
Боевое отделение 80-мм самоходного миномета Sd.Kfz.250/7 Alt

25-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.250/8 Neu, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37

Второй серийной модификацией легкого бронетранспортера стал бронированный кабелеукладчик - leichter Fernsprechpanzerwagen Sd.Kfz.250/2. Эта машина предназначалась для прокладки полевых линий связи. Катушка с телефонным кабелем помещалась внутри кузова. Боевая масса машины составляла 5,44 т. Экипаж - 4 человека. Вооружение - пулемет MG 34 с боекомплектом 1100 патронов.

Еще одна машина связи - leichter Funkpanzerwagen Sd.Kfz.250/3 - выпускалась в четырех вариантах. Вариант Sd.Kfz.250/3 I предназначался для танковых и моторизованных частей и оснащался радиостанцией Fu 12 со штыревой антенной длиной 2 м. Позже ее заменили на антенну с «метелкой». Sd.Kfz.250/3 II поступал в подразделения, обеспечивавшие связь между сухопутными войсками и авиацией. Эта машина оснащалась радиостанцией Fu 7 с телескопической антенной длиной 8 м и радиостанцией Fu 8 с рамочной антенной. В части Люфтваффе поступал бронетранспортер Sd.Kfz.250/3 III с радиостанцией Fu 7 и 2-метровой штыревой антенной. Наконец, в штабах различного уровня эксплуатировалась машина связи Sd.Kfz.250/3 IV, радиооборудование которой от этого самого уровня и зависело.

Следующей модификацией стала Sd.Kfz.250/4 - leichter Beobachtungspanzerwagen - машина наблюдения и управления огнем в частях самоходной артиллерии. Она оборудовалась радиостанциями Fu 15 и Fu 16. Экипаж - 4-5 человек. Вооружение - один пулемет MG 34. Следует отметить, что первоначально обозначение Sd.Kfz.250/4 было зарезервировано для машины ПВО - бронетранспортера, вооруженного спаренной зенитной установкой пулеметов MG 34. Однако серийно этот вариант не производился. Еще одна машина наблюдения и управления огнем самоходной артиллерии выпускалась под индексом Sd.Kfz.250/5. В отличие от предыдущей модели она оснащалась радиостанцией Fu 12. Ее боевая масса составляла 5,36 т. Экипаж включал 4 человека. Вооружение - один пулемет MG 34. В 1944 году название было изменено на leichter Aufklarungspanzerwagen - легкая разведывательная бронемашина.

Машина для перевозки боеприпасов к штурмовым орудиям - leichter Munitionspanzerwagen Sd.Kfz.250/6 - пришла на смену перевозчику боеприпасов Sd.Kfz.252. Она вмещала 70 выстрелов к 75-мм пушке StuK 37 (Ausf.A) или 60 выстрелов к 75-мм пушке StuK 40 (Ausf.B). Ее боевая масса достигала 5,96 т(А) или 6,1 т(В). Экипаж - 2 человека. Радиостанция - Fu 16. Вооружение - один пулемет MG 34 с боекомплектом 1100 патронов. Sd.Kfz.250/6 мог буксировать одноосный прицеп Sd.Anh.32/A.

26-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.250/8 Neu

27-е фото
Sd.Kfz.250/9 Alt

28-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.250/9 Neu

29-е фото
30-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.250/10AH, вооруженный 37-мм противотанковой пушкой Рак 35/36: вверху - без щита, ниже - со щитом

31-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.250/11 Alt, вооруженный тяжелым противотанковым ружьем sPzB 41

Модификация leichter Schutzenpanzerwagen schwerer Granatwerfer Sd.Kfz.250/7 представляла собой самоходный миномет. 80-мм миномет sGrWr34 устанавливался в середине боевого отделения. В боекомплект входило 42 выстрела, размещенных в контейнерах на полу и стенках боевого отделения. Дополнительное вооружение: пулемет MG 34. Боевая масса машины составляла 5,61 т. Экипаж состоял из 5 человек. Под тем же индексом существовал бронетранспортер для перевозки боеприпасов (Munitionsfahrzeug) к 80-мм миномету, вмещавший 66 выстрелов. Вооружение этой машины включало два пулемета MG 34.

Вариант Sd.Kfz.250/8 - leichter Schutzenpanzerwagen 7,5 cm - представлял собой легкий бронетранспортер, вооруженный 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37. Он предназначался для огневой поддержки. Боекомплект состоял из 20 выстрелов. Боевая масса - 6,3 т. С октября 1944 года на эти машины стала устанавливаться 75-мм пушка К51.

Разведывательная бронемашина - leichter Schutzenpanzerwagen 2 cm Sd. Kfz.250/9 - оснащалась башней, заимствованной у легкого бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 (позднее заменена на башню Hangelafette 38) с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и пулеметом MG 34. Боекомплект насчитывал 100 выстрелов и 500 патронов. Углы вертикального наведения спаренной установки колебались в пределах от -10° до +85°. На машину устанавливался телескопический прицел TZF За. Радиостанция - Fu 12. Боевая масса составляла 6,09 т. Экипаж - 3 человека. Габариты: 4560 мм x 1940 мм x 2174 мм. Первая партия из 30 таких машин была выпущена в марте 1942 года, однако массовое производство началось лишь в мае 1943-го.

Еще одной модификацией с пушечным вооружением стал Sd.Kfz.250/10 - leichter Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Рак - бронетранспортер, вооруженный 37-мм пушкой Рак 35/36, установленной за штатным щитом (на ряде машин - без него) в передней части кузова, и пулеметом MG 34. В боекомплект входило 216 выстрелов и 2110 патронов. Угол горизонтального наведения пушки ±30°, вертикального - от -8° до +25°. На орудии был установлен штатный прицел ZF 2. Боевая масса бронетранспортера - 5,68 т. Экипаж - 4 чел. Высота машины - 1976 мм.

Бронетранспортер, вооруженный тяжелым противотанковым ружьем sPzB 41 калибра 20-28 мм с коническим стволом и пулеметом MG 34 (боекомплект 168 выстрелов и 1100 патронов), получил обозначение Sd.Kfz.250/11 - leichter Schutzenpanzerwagen (schwere Panze buchse 41). Тяжелое противотанковое ружье со своим штатным щитом устанавливалось в передней части боевого отделения и имело вертикальный угол наведения в пределах от -15° до +25°. Начальная скорость снаряда массой 121 г достигала 1400 м/с. На дистанции 500 м он пробивал броню толщиной 66 мм. Расчет ружья состоял из трех человек.

32-е фото
Расчет тяжелого противотанкового ружья sPzB 41, установленного на бронетранспортере Sd.Kfz.250/11 Alt, готовится к открытию огня. Мотоциклетный батальон моторизованной дивизии «Великая Германия»

33-е фото
Sd.Kfz.250/12

34-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.250/3 позднего выпуска, оснащенный штыревой антенной с «метелкой». Восточный фронт, 1944 год

Последней модификацией бронетранспортера Sd.Kfz.250 стала машина артиллерийской инструментальной разведки - leichter Messtruppanzerwagen Sd.Kfz.250/12. Машина оснащалась радиостанцией Fu 8, а позднее - Fu 12 или Fu 14. В комплект оборудования входили различные оптические средства наблюдения. Вооружение состояло из пулемета MG 34 с боекомплектом 1100 патронов.

Помимо модификаций заводского изготовления существовали варианты, построенные непосредственно в войсковых частях. Наиболее известные из них - машины, вооруженные французской противотанковой пушкой Hotchkiss калибра 25 мм, противотанковой пушкой Рк 38 калибра 50 мм, зенитными 20-мм пушками Flak 30 и Flak 38. Некоторое количество Sd.Kfz.250 было переоборудовано в санитарные.

Первые серийные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 начали поступать в войска в июле-августе 1941 года. Они состояли на вооружении моторизованных частей, в подразделениях войск связи и штурмовой артиллерии. В 1944 году в штате танковой дивизии, например, имелось 55 легких бронетранспортеров. Машины Sd.Kfz.250/8 использовались в мотопехотных частях для огневой поддержки, а Sd.Kfz.250/10 и Sd.Kfz.250/11 - в качестве командирских.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.250/3 применялись не только в качестве машин связи, но и как передвижные командные пункты. Один из таких бронетранспортеров был излюбленным средством передвижения командующего германским Африканским корпусом генерала Эрвина Роммеля.

Наряду с обычными колесными бронеавтомобилями в разведывательных подразделениях танковых и моторизованных дивизий использовались полугусеничные разведывательные машины Sd.Kfz.250/9. Обладая высокой проходимостью, они оказались незаменимыми в условиях восточного фронта и зарекомендовали себя лучше, чем классические колесные бронеавтомобили.

Машины Sd.Kfz.250 состояли также на вооружении артиллерийских подразделений. Первым машины нового типа получил 78-й механизированный артиллерийский полк, приданный 7-й танковой дивизии.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.250 широко применялись в боевых действиях до самого конца войны. Ряд трофейных машин эксплуатировался в частях советской, американской и польской армий. Всего с 1940 по 1945 год в Германии произвели 6628 бронетранспортеров Sd.Kfz.250. За годы войны большинство их было безвозвратно потеряно, тем не менее на 1 марта 1945 года Вермахт располагал еще 2765 машинами этого типа. В настоящее время в России сохранились только две такие машины - Sd.Kfz.250/1 Alt и Sd.Kfz.250/9 Neu. Оба бронетранспортера находятся в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

35-е фото
Бронетранспортер Sd.Kfz.250/1 Alt в Красной Армии. Северо-Кавказский фронт, 1942 год. На штатном месте пулемета MG 34 установлен пулемет ДП

36-е фото
Подбитый бронетранспортер Sd.Kfz.250/1 Neu из 11-й добровольческой моторизованной дивизии СС «Нордланд». Берлин, апрель 1945 года

Бронеколлекция, №6, 2007, М. Б. Барятинский - Бронетранспортеры вермахта