Sd.Kfz.9 / F 3 / schwerer Zg.Kw. 8t / Schwerer Zugkraftwagen 18t / Typ F 3
Артиллерийский тягач (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Sd.Kfz.9 / F 3 / schwerer Zg.Kw. 8t / Schwerer Zugkraftwagen 18t / Typ F 3
Самый тяжелый немецкий полугусеничный тягач периода второй мировой войны. Разрабатывался и серийно выпускался фирмой FAMO. С 1938 по 1945 год изготовлено 2727 единиц.
Серийные модификации:
Sd.Kfz.9 - полугусеничный тягач, подобный по конструкции всем предыдущим. Две основные производственные модели отличались друг от друга маркой и мощностью двигателя, а также другими незначительными деталями.
8.8 cm Flak 37 auf Zgkw. 18t (8.8 cm Flak 37 auf Zugkraftwagen 18t) - 88-мм зенитная пушка на шасси тягача Sd.Kfz.9 с полностью бронированной кабиной и двигателем. Толщина брони - 8-14,5 мм. Боевая масса - 25 т. Экипаж - 9 человек. Изготовлено - 15 единиц.

18-тонный тягач
Sd.Kfz.9 (или FAMO, как его чаще называли) в основном использовался в качестве машины для эвакуации с поля боя поврежденных танков. Для этой цели тягач, помимо лебедки, часто оснащался специальным оборудованием - сошниками, краном и т.д. В начальный период войны его возможностей вполне хватало. Задача осложнилась после появления у панцерваффе новых тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Так, для буксировки одного поврежденного «Тигра» приходилось «запрягать» три 18-тонных тягача! Кроме того, тягач использовался для буксировки трейлера грузоподъемностью 35 т и реже артсистем крупного калибра.
На 1 марта 1945 года в вермахте и войсках СС оставалось 1276 тягачей.

Sd.Kfz.9

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА
Sd.Kfz.9
БОЕВАЯ МАССА, т: 15,13.
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 2,87.
ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 18.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8250, ширина - 2800, высота - 2850, клиренс - 440.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 108 TUKRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2600 об/мин; рабочий объем 10 838 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: управляемые передние колеса, размер шин 12.75-20, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель каждого борта состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, расположенных в шахматном порядке, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое), направляющего колеса с натяжным механизмом; подвеска индивидуальная торсионная; ширина гусеницы 440 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 260.

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2