Sd.Kfz.4/1 (15 cm Panzerwerfer 42 auf Sf) - Реактивная система залпового огня (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Sd.Kfz.4/1 (15 cm Panzerwerfer 42 auf Sf)
Разработан в 1942 году на базе полугусеничного грузового автомобиля Maultier фирмы Opel. Выпускался с апреля 1943 по март 1944 года в вариантах пусковой установки и машины для подвоза боеприпасов - Munitionskraftwagen. Изготовлено 296 и 251 единица соответственно.
Серийная модификация:
- полностью бронированная полугусеничная боевая машина. 10-ствольная реактивная пусковая установка Nebelwerfer 41 размещена в задней части машины на поворотном бронекуполе, обеспечивавшем угол горизонтального наведения 360° и угол вертикального наведения +45°. Дальность стрельбы осколочно-фугасной миной массой 34-36 кг достигала 7 км.
Самоходная пусковая установка, созданная для повышения мобильности и скорострельности «шестиствольного миномета» - 150-мм установки Nebelwerfer 41 (на самом деле ее калибр равнялся 158,5 мм). На части машин, главным образом в войсках СС, устанавливались трофейные советские пакеты направляющих для пуска 24 реактивных снарядов калибра 82 мм.
Машина для подвоза боеприпасов отличалась от боевой отсутствием пусковой установки.

Sd.Kfz.4/1

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВОЙ МАШИНЫ Sd.Kfz.4/1
БОЕВАЯ МАССА, т: 7,1.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6000, ширина - 2200, высота - 2500.
ВООРУЖЕНИЕ: 1x10 пусковая установка Nebelwerfer 41 калибра 150 мм, 1 пулемет MG 34 или MG 42.
БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов, 2000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борта и корма корпуса - 8, крыша и днище - 6, бронеколпак пусковой установки - 10.
ДВИГАТЕЛЬ: Opel, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 75 л.с. (55,2 кВт) при 3000 об/мин; рабочий объем 3626 см³.
ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач, гидравлические и механические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передние управляемые колеса, размер шин 190-20, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель каждого борта состоит из четырех опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на спиральных пружинах, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 130.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr. G «F».

Боевые машины на базе автомобилей

Оснащение транспортных машин вермахта различным вооружением, в основном зенитным, началось в середине 30-х годов. Одним из первых стал легкий автомобиль ПВО - leichter Truppenluftschütz Kraftwagen (Kfz.4), - вооруженный спаренной установкой Zwillingslafette 36 с двумя пулеметами MG 34, созданный на базе четырехместного армейского полноприводного автомобиля Stoewer R200. За ним последовал более крупный Kfz.70, представлявший собой тяжелый армейский легковой автомобиль Auto Union/Horch 108 с переделанным кузовом, в кормовой части которого была установлена 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 30. Более современную пушку Flak 36 разместили уже в стандартном кузове - без изменений. 20-мм пушки ставились и в кузовах полноприводных грузовиков Opel Blitz, при этом часть машин имела бронированную кабину.
Наиболее же распространенными автомобилями - носителями вооружения были тяжелые полноприводные (4x4) грузовики Mercedes-Benz L450QA и Büssing-NAG 4500А. Эти, в целом похожие друг на друга как внешне, так и по техническим характеристикам машины имели полностью бронированные кабины и частичную бронезащиту двигателя. В кузове с откидными стальными бортами устанавливалась 20-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка Flak 38 или 37- мм зенитная пушка Flak 36. И та, и другая имели штатное щитовое прикрытие. Боеприпасы перевозились на специальных прицепах.
Помимо этих машин силами воинских частей легкие зенитные, а иногда и противотанковые пушки устанавливались на легковых и грузовых автомобилях других марок, зачастую с частичной бронировкой последних.

Kfz.4

Kfz.70

Opel Blitz mit 2 cm Flak 36

Büssing-NAG 4500А mit 3.7 cm Flak 36

Mercedes-Benz 4500A mit 2 cm Flak 38

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2