Kaelble Z6 - Военный автомобиль-тягач (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Kaelble
Фирма Carl Kaelble Motor относится к категории малосерийных производителей и известна своими машинами специального назначения, выпускавшимися по заказам. Ещё до Первой мировой войны здесь стали изготавливать дорожные тягачи.
Первыми военными машинами Kaelble, изготовленными в 1936 г., были обычные 36-сильные колёсные тракторы, переоборудованные в аэродромные тягачи Z2S для Люфтваффе. Так, военно-воздушные силы Германии на короткое время стали основным заказчиком тягачей, выполненных на стандартном шасси.
В 1936-1937 гг. фирма выпустила 30 короткобазных аэродромных тягачей Z6WA (6x6) со 100-сильным дизелем, пятиступенчатой коробкой передач, лебёдкой с тяговым усилием 4,5 т и двумя задними местами для сцепщиков.
За два последующих года было построено ещё 120 балластных машин Z8V2A co 130-сильным двигателем и шестиступенчатой КПП. Машина понравилась военным специалистам, и в аэродромные службы поступила практически вся партия этих тягачей, оснащённых дизельным двигателем Kaelble 130 л.с.
В это же время в Люфтваффе приняли на вооружение 30 автомобилей Kaelble Z6WA с дизельным 100-сильным двигателем Kaelble. В задней части её находилась лебедка с усилием на тросе до 4,5 т.
В 1938 г. фирма построила тяжёлый бескапотный тягач Z6R3A (6x4 и 6x6) с 6-цилиндровым 200-сильным дизелем центрального расположения. С помощью таких машин по дорогам рейха перевозились сверхтяжёлые грузы, в том числе экспериментальные образцы оружия и бронетехники.
В 1945 г. фирма Kaelble оказалась в американской зоне оккупации. Здесь её сотрудникам было предложено разработать дальнейшую программу производства тяжёлых грузовиков.

Короткобазный тягач Kaelble Z6WA со 100-сильным дизельным двигателем. Находился на вооружении сухопутных войск, но нашёл применение и в Люфтваффе в качестве аэродромного тягача. 1937 г.

На редкой открытке конца 1930-х гг. представлен тягач Kaelble Z6V2A, транспортирующий железнодорожный вагон на многоколёсном прицепе. На тягаче стоял 130-сильный двигатель

1940 г. Танковый прицеп Sd.Anh.116 с французским танком Somua S35. К 1942 г. рядовой армейский эвакуационный взвод был оснащён шестью машинами Sd.Kfz.9 и одним 6-тонным тягачом Sd.Kfz.9/1, а также четырьмя прицепами Sd.Anh.116 (Sonder Anhanger - специальный прицеп). Они имели грузоподъёмность 8 000 кг и 22 000 кг соответственно. Буксировались полугусеничными 18-тонными Sd.Kfz.9 фирмы Famo или тяжёлыми колёсными тягачами Hanomag SS 100.

Немецкий тягач Kaelble Z6V2A

Немецкий тягач Kaelble Z6R3A

Тяжёлый бескапотный тягач Z6R3A: двигатель - 200 л.с., колёсная формула - 6x6. Транспортировал бронетехнику и сверхтяжёлые грузы

Бронеколлекция, №4, 2010, Л. ?. Кащеев - Транспортёры танков 1930-1940 гг.