Maultier - Военный грузовой автомобиль (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Maultier - Sd.Kfz.3a / Sd.Kfz.3b / Sd.Kfz.3c / Sd.Kfz.4 - Gleisk. LKW Maultier / Gleisketten Lastkraftwagen Maultier
Разрабатывались в 1942 году в рамках программы модернизации грузовых автомобилей с целью повышения проходимости в условиях Восточного фронта. Выпускались фирмами Ford, KHD (Klockner-Humboldt-Deutz), Opel и Daimler-Benz с 1942 по 1944 год. Изготовлено - около 21 960 единиц.
Серийные модификации:
Sd.Kfz.3a - m. Gleisketten LKW 2t Maultier (Opel) - полугусеничный грузовой автомобиль Opel 3,6-36S(SSM). Создан путем замены заднего ведущего моста 3-тонного грузовика Opel Blitz 3,6-36S на гусеничный движитель типа «Карден-Ллойд». Снаряженная масса - 3,95 т. Грузоподъемность - 2 т. Габариты: 6000x2280x2050 мм. Макс. скорость - 38 км/ч. Запас хода - 160 км. Изготовлено - около 4000 единиц.
Sd.Kfz.3b - m. Gleisketten LKW 2t Maultier (Ford) - полугусеничный грузовой автомобиль Ford V3000S(SSM). Создан на базе 3-тонного грузовика Ford G398TS/V3000S с использованием движителя «Карден-Ллойд». Изготовлено - около 14 000 единиц.
Sd.Kfz.3c - m. Gleisketten LKW 2t Maultier (Klockner-Humboldt-Deutz) - полугусеничный грузовой автомобиль KHD S3000(SSM) (3-тонный грузовик с гусеничным движителем «Карден-Ллойд» вместо заднего моста). Создан на базе автомобиля KHD S3000. Снаряженная масса - 4,65 т. Грузоподъемность - 2 т. Габариты: 6120x2220x2800 мм. Макс. скорость - 38 км/ч. Запас хода - 170 км. Изготовлено - 1740 единиц.
Sd.Kfz.4 - s. Gleisketten LKW 4 1/2t Maultier (Daimler-Benz) - тяжелый полугусеничный грузовой автомобиль Mercedes-Benz L4500R. Создан путем замены заднего ведущего моста 4,5-тонного грузовика Mercedes-Benz L4500S на гусеничный движитель легкого танка Pz.ll. Снаряженная масса - 7,75 т. Грузоподъемность - 4,5 т. Габариты: 7860x2360x3000 мм. Макс. скорость - 36 км/ч. Запас хода - 200 км.


Sd.Kfz.3b

К началу операции «Барбаросса» большую часть транспортных средств вермахта составляли 3-тонные коммерческие неполноприводные (4x2) грузовые автомобили (LKW), выпускавшиеся по «программе срочного производства грузовых автомобилей» - Schnell Programm. Их характеристики были вполне удовлетворительными для эксплуатации в условиях западноевропейского театра военных действий с его мягким климатом и разветвленной сетью дорог. На огромных пространствах России, в суровых климатических условиях и при практически полном отсутствии дорог с твердым покрытием транспортные части вермахта испытали острейший кризис, поскольку тысячи автомобилей застряли в грязи и снегу и оказались брошены. Появление грузовиков типа Maultier («Мул») должно было хоть как-то выправить эту ситуацию.
Наиболее массовой машиной стал «Мул» немецкого отделения фирмы Ford, пользовавшийся, кстати, наименьшей популярностью в войсках. Более надежных грузовиков фирм KHD и Daimler-Benz, оснащенных дизельными двигателями, выпустили по каким-то причинам меньше всего.
В боевые машины «мулы» практически не переделывались. Силами воинских частей на незначительном количестве грузовиков Ford и Mercedes-Benz были установлены соответственно 20 и 37-мм автоматические зенитные пушки. Единственной боевой машиной стала бронированная самоходная 150-мм реактивная пусковая установка на базе Opel.

Sd.Kfz.3b mit 2 cm Flak 36

Sd.Kfz.4 mit 3.7 cm Flak 36

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУГУСЕНИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ Sd.Kfz.3b
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, т: 3.86.
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6325, ширина - 2245, высота - 2780.
ДВИГАТЕЛЬ: Ford V8, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 95 л.с. (69,9 кВт) при 3500 об/мин; рабочий объем 3924 см³.
ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач, гидравлические и механические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передние управляемые, колеса, размер шин 190-20, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель каждого борта состоит из четырех опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на спиральных пружинах, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 180.

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2