Phaenomen Granit-1500S - Военный грузовой автомобиль (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Автомобиль Phaenomen Granit-25 и Granit-1500S

43-е фото
1,5-тонный грузовой автомобиль Granit-1500 с деревометаллическим кузовом. На металлических дугах устанавливался брезентовый верх

Фирма Phaenomen-Werke Gustav Hiller A.-G. за годы своего существования выпускала самую различную продукцию: станки, велосипеды, мотоциклы. В 1927 г. её инженерам удалось создать удачный грузовик 4 RL грузоподъёмностью 650 кг с 16-сильным карбюраторным двигателем - первым немецким воздушного охлаждения. Модель завоевала популярность в качестве почтового фургона, и с этого момента дела фирмы пошли в гору. Успех автомобиля 4 RL позволил фирме в 1931 г. начать разработку нового 1,7-тонного грузовика Granit-25 с двигателем мощностью 37 л.с. Его специфической особенностью был передний мост, вынесенный далеко вперёд. Сразу за облицовкой радиатора находился вентилятор воздушного охлаждения.

В 1935 г. началось производство уже другого автомобиля - Granit-30 2,5-тонной серии с трёхлитровым вариантом двигателя мощностью 55-58 л.с., четырёхступенчатой коробкой передач и тормозами на все колеса. В 1939 г. появился вариант Granit-30D с 60-сильным дизелем воздушного охлаждения собственной конструкции.

К 1937 г. было произведено 10 000 грузовиков.

Фирма Phaenomen-Werke стала первой поставлять для Вермахта армейские санитарные машины Granit с закрытым деревянным кузовом, но открытым с двух сторон сиденьем водителя. Машины использовались в Испании легионом «Кондор».

Выпускался также 1,5-тонный грузовик Granit-1500S, для которого были разработаны новые двигатель Granit-27 мощностью 50 л.с. и четырёхступенчатая коробка передач. Затем появился вариант Granit-1500А с колёсной формулой 4x4 - с обеими ведущими осями. Обе эти машины оставались в производстве до весны 1945 г., когда советские войска заняли город Циттау (по другим данным, их производство прекратилось в 1944 г., когда советские войска подошли к германской границе).

44-е фото
Чертежи грузовика и армейской санитарной машины на базе Granit-1500

30 апреля 1946 г. завод Phaenomen-Werke был национализирован, и его цеха на долгое время превратились в мастерские по ремонту армейских автомобилей. Производство машин возобновилось здесь лишь в январе 1950 г. Стали выпускать 1,8-тонный грузовик IFA Phaenomen Granit-27 - переименованную таким образом армейскую модель «1500S».

45-е фото
Коммерческий разъездной фургон Granit-25

46-е фото
Легковая открытая пожарная машина на шасси Granit-25

47-е фото
Армейская санитарная машина Granit-25 с закрытым двухоконным кузовом

Технические характеристики автомобиля PHAENOMEN GRANIT-1500S
МАССА, кг: 2215.
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 1400.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5490, ширина - 1890, высота - 2085, клиренс - 230.
КОЛЕЯ, мм: передняя - 1350, задняя - 1450.
БАЗА, мм: 3270.
РАМА: центральная, с U-образными лонжеронами.
ДВИГАТЕЛЬ: Phaenomen Granit 27, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, воздушного охлаждения, мощность 50 л.с., рабочий объём 2,678 л; диаметр цилиндра и ход поршня - 85x118 мм, степень сжатия - 5,3:1, карбюратор: Solex 32 FJII.
ТРАНСМИССИЯ: сцепление однодисковое сухое, четырёхступенчатая коробка передач, главная передача - 5,17, рулевой механизм - червячного типа.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: привод на задние колёса, колёсная формула 4x2, подвеска - жёсткие мосты, полуэллиптические рессоры, шины - 6.00x20", задние - двойные.
ТОРМОЗА: ножной - гидравлический, стояночный - механический на задние колёса.
ДИАМЕТР ПОВОРОТА, м: 13,5.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 85.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе - 430 при ёмкости бака 52 л; расход топлива, л/100 км - 17 л.

Бронеколлекция, №2, 2009, Л. ?. Кащеев - Полуторатонные грузовики Германии 1939-1945 гг.