Somua-Coder - Мостоукладчик / БРЭМ (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Somua-Coder

Somua-Coder
Классификация - мостоукладчик
Компоновочная схема - МТО спереди, отделение управления в центре
Экипаж, чел. - 2-4
История
Производитель - Франция Somua, Coder
Годы разработки - 1937-1938
Годы производства - 1938
Годы эксплуатации - 1939-1940
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Франция
Размеры
Длина корпуса, мм - ≈5500 со снятым мостовым оборудованием / ≈7000 с мостовым оборудованием / 8200 с мостом
Ширина, мм - ≈2440
База, мм - 3090
Колея, мм - 1700 (колёса) / 1592 (гусеницы)
Бронирование
Тип брони - стальная, противопульная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 5-10
Лоб корпуса (середина), мм/град. - 5-10
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 5-10
Борт корпуса, мм/град. - 5-10
Крыша корпуса, мм - 5-10
Двигатель
Общие данные
Тип - бензиновый
Производительность
Максимальная мощность - 78,3 кВт (105 л. с.), при 2000 об/мин
Камера сгорания
Цилиндров - 6
Тактность (число тактов) - четырёхтактный
Питание
Охлаждение - жидкостное
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. - 105
Скорость по шоссе, км/ч - 32
Колёсная формула - полугусеничная ходовая часть
Тип подвески - передний мост - на полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель - сложная балансирная, сблокированная попарно

Somua-Coder - опытный французский полугусеничный мостоукладчик межвоенного периода, разработанный фирмами Somua и Coder на базе артиллерийского тягача Somua MCL-5. Единственный построенный экземпляр показал успешные результаты испытаний, но в серийное производство машина запущена не была в связи с началом Второй мировой войны и поражением Франции в ней.
История создания
Мостоукладчик Somua-Coder был разработан фирмами Société Coder de Marseille и Somua (первая создала мостовое оборудование, вторая - саму машину) в 1937-1938 годах на базе артиллерийского тягача MSCL-5 (модификация Somua MCL-5, оснащённая 6-цилиндровым двигателем более высокой мощности взамен базового четырёхцилиндрового). Машина предназначалась в первую очередь для роли высокомобильного и защищённого средства, которое могло бы обеспечить быстрое возведение в условиях боя переправы для среднего танка S 35 - наиболее современной и боеспособной французской боевой машины на тот момент. В 1938 году был построен опытный экземпляр машины, прошедший заводские испытания в период с сентября по декабрь того же года. В августе 1939 года опытная машина поступила в войска для дальнейших испытаний, которые проводились до начала 1940 года. Испытания показали удачность конструкции и эффективность мостоукладчика, было запланировано начало серийного производства машины - однако разгром французской армии и оккупация страны нацистской Германией прервали дальнейшие работы.
Дальнейшая судьба единственного построенного экземпляра машины неизвестна.
Описание конструкции
Мостоукладчик Somua-Coder имел переднемоторную, заднеприводную капотную автомобильную компоновку; моторно-трансмиссионное отделение располагалось в носовой части корпуса, отделение управления - в средней. Экипаж машины составляли 2-4 человека, его посадка и высадка осуществлялись через две двери, расположенные по бортам отделения управления. Длина машины составляла 8,2 м с мостом (без него - около 7 м, со снятым мостовым оборудованием - 5,5 м), ширина - около 2,44 м.
Мостовое оборудование располагалось в кормовой части машины. Наведение и снятие моста производилось с помощью системы гидравлических приводов, управление процессом осуществлялось дистанционно из отделения управления. Односекционная двухколейная мостовая конструкция длиной 8,2 м и шириной 2,2 м (ширина одной колеи составляла 0,6 м) имела номинальную грузоподъёмность 20 т, однако армейские испытания показали, что фактически она успешно выдерживала средний пехотный танк Char B1, масса которого составляла 32 т.
Броневой корпус
Броневой корпус коробчатой формы, собиравшийся из стальных броневых листов толщиной 5 и 10 мм, полностью защищал моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления машины, тогда как мостовое оборудование находилось за его пределами. Носовая часть бронекорпуса имела ступенчатую форму и состояла из верхнего листа, образовывавшего лоб отделения управления, среднего листа, установленного под близким к горизонтали углом и образовывавшего крышу моторно-трансмиссионного отделения, а также установленного под небольшим углом и образовывавшего лоб моторно-трансмиссионного отделения нижнего листа.
Вооружение
Штатное вооружение на машине отсутствовало.
Средства наблюдения и связи
Для осуществления предназначались шесть смотровых люков - два в вернем лобовом броневом листе и по одному в каждой двери и в бортах отделения управления. Средства связи отсутствовали.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель машины - бензиновый шестицилиндровый водяного охлаждения, максимальная мощность которого достигала 105 л. с. при 2000 об/мин. Максимальная скорость мостоукладчика составляла 32 км/ч.
Ходовая часть
Ходовая часть Somua-Coder - полугусеничная, состоявшая из переднего управляемого автомобильного моста и заднего гусеничного движителя.
Подвеска переднего моста - на полуэллиптических листовых рессорах.
Гусеничный движитель, применительно к одному борту, состоял из переднего ведущего колеса цевочного зацепления и заднего направляющего колеса (выполнявшего также опорную функцию) большого диаметра, а также четырёх опорных и двух поддерживающих катков, сблокированных попарно и балансирно подвешенных на общей тележке.

wikipedia.org (ru)