Laffly 15TCC - Противотанковая САУ (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Самоходные артиллерийские установки

Laffly 15TCC
Chasseur de Chars
В октябре 1939 года инспектор танковых войск Франции генерал Келлер предложил установить на бронированном грузовике 47-мм пушку и создать таким образом мобильную противотанковую самоходку. В декабре фирма Laffly начала разработку этой машины, и уже 26 февраля 1940 года она вышла на испытания. Однако несмотря на их успешное завершение, заказа на изготовление этих самоходок не последовало. О них «вспомнили» только после прорыва немецких войск в Бельгии. 17 мая фирма Laffly получила заказ на производство САУ, и с 24 мая по 17 июня 1940 года было изготовлено 70 единиц.
Серийная модификация:
- самоходка представляла собой 47-мм противотанковую пушку, смонтированную на трехосном полноприводном грузовике Laffly W15. В отличие от полностью бронированного прототипа, серийные машины имели лишь частичную бронезащиту орудия и кабины.
САУ пошли на укомплектование 14 пятиорудийных батарей и использовались в боях на территории Франции весной-летом 1940 года. Эти машины поступали в танковые соединения французской армии, в частности, 4 DCR генерала де Голля получила одну батарею САУ Laffly 15ТСС.

Laffly 15ТСС

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Laffly 15ТСС
БОЕВАЯ МАССА т: 6,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 4-5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ (без орудия), мм: длина - 4500, ширина - 1850, высота - 2450, база - 1845+1000, колея передних колес -1530, колея задних колес - 1540.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка SA 35 калибра 47 мм, 1 пулемет FM24/29 калибра 7,5 мм.
ДВИГАТЕЛЬ: Hotchkiss, 4-цилиндровый, карбюраторный; мощность - 52 л.с.; рабочий объем - 2312 см³.
ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная коробка передач, демультипликатор.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула - 6x6.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.

С подписанием перемирия 24 июня 1940 года и прекращением боевых действий власть на неоккупированной территории Франции перешла под контроль правительства Виши во главе с маршалом Петеном. Этому правительству подчинялись также комиссары крупнейших колониальных администраций Французской империи. Обращение генерала де Голля и появление «Свободной Франции» не было популярно ни в народе, ни в армии, поэтому о создании крупных сил освобождения не могло быть и речи.
Кроме 100-тысячной армии в метрополии, 96 тысяч французских солдат находились в Северной Африке (Марокко, Алжир, Тунис), 33 тысячи в Северной и Экваториальной Африке, 14 тысяч в Джибути и на Мадагаскаре, 35 тысяч на Ближнем Востоке (Сирия, Ливан) и 63 тысячи в Индокитае (Вьетнам, Лаос, Камбоджа). Эти войска включали в себя и небольшие подразделения танков и бронеавтомобилей.
У «Свободной Франции» не было не то что бронетехники, но даже национальных частей - безоговорочно и сразу генерала де Голля поддержала только 13-я полубригада Иностранного легиона, состоявшая из 600 испанских республиканцев! Однако перенеся свою деятельность в африканские колонии, «Свободная Франция» постепенно обзаводилась собственными бронетанковыми подразделениями. Уже в январе 1941 года вместе с англичанами против итальянских войск в Африке действовала «механизированная колонна Леклерка», в которой находились два бронеавтомобиля Laffly S15 TOE.
Постепенно под власть деголлевцев переходило все больше заморских территорий французской колониальной империи. В июле 1941 года им досталась материальная часть 68-го танкового батальона (танки R35) и бронеавтомобили AM Dodge, которые свели в «Летучую колонну генерала Кенига» (1-я танковая рота, два разведывательных батальона из полка марокканских спаги). Колонна участвовала в боевых действиях в январе 1942 года у Бир-Хошейма (в составе 13-го английского корпуса) и у Эль-Аламейна (в 7-й бронетанковой дивизии). Кроме французской бронетехники в 1-ю бригаду «Свободной», а потом «Сражающейся Франции» поступили 53 БТР Universal Carrier Mk.ll английского производства.
С высадкой англо-американских войск в Алжире 8 ноября 1942 года крупнейшая колония Франции переходит в руки союзников. Эта операция окончательно развалила вишистское государство и стимулировала переход Франции в лагерь антигитлеровской коалиции. В боях на линии Марет(март 1943 года) в составе Алжирского 19-го корпуса французской армии также создается мотомеханизированная колонна генерала Леклерка, известная как Force 4. Эта часть была укомплектована танками D1 из состава 61-го и 65-го танковых батальонов и бронеавтомобилями AMD Laffly Vincennes.
После разгрома итало-германских войск в Тунисе на базе частей колониальных войск и с помощью американской военной техники начинается формирование французской «армии освобождения». В августе 1943 года она насчитывала 8 моторизованных и пехотных дивизий, а также 4 танковые (Division Blendee). Кроме собственно танковых соединений во французской армии имелись разведывательные полки бронеавтомобилей и отдельные части истребителей танков, придаваемые пехотным и моторизованным дивизиям.
В декабре 1943 года в составе союзных сил Французский экспедиционный корпус под командованием генерала Жуэна высадился в Италии. 4 пехотные дивизии и 3 усиленные полковые группы поддерживали 2 полка истребителей танков. Эти части насчитывали по 36 самоходок М10 американского производства и были организованы по типу № 1 (усиленный вариант), то есть с большим количеством машин обеспечения. Кроме САУ, в составе полков имелось по 15 колесных БТР МЗА1 и 18 полугусеничных БТР М2 также американского производства. Эти части и соединения сражались под Кассино и у «линии Готов», пока в августе 1944 года не были отправлены во Францию.
Освобождение родины стало основной задачей для новой французской армии. С 31 июля 1944 года в Нормандии начала высаживаться 2-я французская бронетанковая дивизия (2 DB) под командованием генерала Леклерка. Оснащенная материальной частью американского производства, она насчитывала 165 танков М4А2 «Шерман», 95 танков М3А3 и М5А1 «Стюарт», 33 САУ М8, 54 САУ М7 «Прист», 11 БА М8 и М20, 80 БТР М9А1 и МЗА1. Дивизии были переданы дополнительно 12 средних и 7 легких танков из состава 3-й танковой дивизии, а также отдельный полк истребителей танков (М10), личный состав которого был укомплектован моряками, и разведывательный бронекавалерийский полк. В оперативном отношении дивизия подчинялась американскому командованию и находилась на Западном фронте в первую очередь по политическим причинам: 25 августа 1944 года именно ей выпала честь первой войти в освобожденный Париж.
Однако самая крупная французская группировка - «Армия Б» (переименованная 25 сентября 1944 года в 1-ю французскую армию) - была подготовлена для высадки в Южной Франции. Кроме двух танковых дивизий (1-й и 5-й), в составе армии имелось несколько бронекавалерийских и танкоистребительных полков.
15 августа 1944 года высадка была осуществлена. Французские части, взяв Марсель и Тулон, действуя совместно с 7-й американской армией, продвигались вдоль швейцарской границы на соединение с 3-й американской армией, в состав которой входила 2-я бронетанковая дивизия. 11 сентября эта встреча состоялась. В дальнейшем 1-я французская армия сражалась на юго-западе Германии, май 1945 года она встретила в Тироле (западная часть Австрии).
Следует отметить, что из отрядов сопротивления с использованием захваченной у немцев бронетанковой техники отечественного производства создавались новые части, в том числе и танковые, которые помогали регулярным войскам.
Так, вместе со 2-й бронетанковой дивизией сражался 13-й драгунский полк, имевший 3 эскадрона, оснащенных танками английского производства «Сентор» (14 единиц), французского производства Somua S35 (17 единиц), В1bis (19 единиц), а также несколькими танками Renault R35 и БТР Lorraine 37L.
На юго-западе Франции сражался 5-й драгунский полк, оснащенный 40 танками Н39 в основном «немецкой модификации» и несколькими танками «Сентор». Для перевозки пехоты использовались американские БТР Т16 и английские Universal Carrier.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что, несмотря на сокрушительный разгром 1940 года, «Сражающейся Франции» с помощью союзников (главным образом США) удалось возродить национальные бронетанковые силы. К концу войны на фронте сражались три французские танковые дивизии из четырех (одна находилась в Африке), а также несколько отдельных танковых и бронекавалерийских полков и полков истребителей танков.

Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)

 

Laffly 15TCC

Laffly 15TCC
Классификация - Противотанковая САУ
Боевая масса, т - 6,2
Компоновочная схема - Пушка на автомобильном шасси
Экипаж, чел. - 4-5
История
Производитель - Laffly
Годы разработки - 1939
Годы производства - 1940
Годы эксплуатации - 1940
Количество выпущенных, шт. - 70
Основные операторы - Франция
Размеры
Длина корпуса, мм - 4500
Ширина, мм - 1850
Высота, мм - 2450
Колея, мм - 1530/1540
Бронирование
Тип брони - гомогенная катаная
Вооружение
Калибр и марка пушки - 47-мм SA35
Тип пушки - Противотанковая пушка
Длина ствола, калибров - 34
Пулемёты - 1×7,5-мм FM24/29
Другое вооружение - отсутствует
Двигатель - Hotchkiss
Общие данные
Производитель - Hotchkiss
Тип - карбюраторный
Макс. скорость - 60
Производительность
Максимальная мощность - 52 л. с.
Камера сгорания
Конфигурация - рядный, 4-цилиндр.
Объём - 2312 см3
Цилиндров - 4
Питание
Рекомендованное топливо - Бензин
Охлаждение - жидкостное
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. - 52
Скорость по шоссе, км/ч - 60
Запас хода по шоссе, км - 300
Колёсная формула - 6×6
Тип подвески - индивидуальная

Laffly 15TCC (Chasseurs de chars Laffly 15TCC) - французская противотанковая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны. Разрабатывалась и производилась фирмой Laffly на базе собственного армейского полноприводного трёхосного грузовика Laffly W15. Всего было выпущено 70 машин. Стояла на вооружении французской армии. Основные особенности - единственная противотанковая САУ, с которой Франция вступила во Вторую мировую войну.
История создания
Вторжение вермахта в Польшу показало насущную необходимость иметь мобильные и дешёвые противотанковые средства борьбы с Панцерваффе, причём в больших количествах. Исходя из этого факта, главный инспектор бронетанковых войск Франции генерал Келлер в октябре 1939 года предложил смонтировать хорошо отработанную буксируемую противотанковую пушку французской армии калибра 47-мм на шасси подходящего бронированного грузового автомобиля. Таким образом, быстро и дёшево создавалась мобильная противотанковая самоходная установка.
Получив спецификацию, фирма Laffly начала разработку данного образца бронетехники уже в декабре 1939 года. 26 февраля 1940 года опытный образец был готов и сразу поступил на начавшиеся заводские и войсковые испытания. В марте прототип испытывался на полигоне в Венсене. В апреле начались войсковые испытания в 1-й DCR . Испытания закончились вполне успешно, однако заказ на изготовление партии машин от французских вооружённых сил не поступил, в основном из-за позиции генерала Гамелена, который считал, что самоходка является не вполне удачной - слабая защита, высокий силуэт, не справляющийся со своей задачей броневой щиток орудия. Основной причиной назвали загруженность фирмы Laffly выпуском другой продукции военного назначения. Однако 10 мая 1940 года, после начала наступления немецких войск и их успешного прорыва в Бельгии, о проекте срочно вспомнили и его «сняли с полки».
17 мая фирме Laffly был выдан срочный заказ на изготовление партии изделий в 100 машин и до капитуляции Франции она успела выпустить 70 экземпляров САУ. В войска успели поставить только 62 установки.
Серийное производство
В период с 24 мая по 17 июня 1940 года фирма Laffly изготовила 70 единиц Laffly 15TCC.
Модификации
Была выпущена единственная модификация, значительно отличающаяся от прототипа по степени бронезащиты. В то время как прототип, представленный на войсковые испытания 26 февраля 1940 года, бронировался полностью, машины серийного выпуска имели лишь частичную броневую защиту кабины (верх и нижняя половина борта полуоткрытой кабины) и бронещиток на орудии.
Описание конструкции
На шасси трёхосного полноприводного армейского грузового автомобиля Laffly W15 в кузове (со смещением к левому борту) устанавливалась противотанковая пушка SA35 со щитком. Кабина грузовика частично бронировалась. Изготовленный экземпляр получал обозначение Chasseur de chars Laffly W15 TCC.
Вооружение
На самоходной установке монтировалась 47-мм противотанковая пушка SA Mle 1937 для уничтожения танков противника и лёгкий ручной пулемёт MAC M1924/29 для самообороны членов экипажа. Пулемёт мог быть жёстко зафиксирован на корпусе в двух точках на специальном вертлюге.
Двигатель и трансмиссия
На самоходной установке ставился четырёхцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Hotchkiss рабочим объёмом 2312 см³ и мощностью 52 лошадиные силы.
Ходовая часть
Полноприводный трёхосный грузовой автомобиль с колёсной формулой 6×6 в качестве шасси самоходной артиллерийской установки имел базу 1845+1000 мм, колею передних колёс 1530 мм и колею задних колёс 1540 мм. Дополнительные колёса маленького диаметра, облегчавшие преодоление вертикальных препятствий, устанавливались в передней части корпуса снизу моторного отсека и под крыльевыми подножками водительской кабины.
Операторы
- Франция
Служба и боевое применение
Самоходно-артиллерийские установки этого типа после выпуска пошли на укомплектование самоходных противотанковых батарей французской армии Batteries Antichar Automotrices (BACA), в частности, BACA № 51-61, а также 10-й батареи 305-го артиллерийского полка. Всего было укомплектовано, полностью или частично, 14 пятиорудийных батарей. Также эти самоходные орудия поступали на вооружение и в бронетанковые соединения французской армии. Например, 4-я бронетанковая дивизия Division Cuirassées Rapide (дословно - «Подвижная кирасирская дивизия», сокращённо DCR) под командованием генерала де Голля имела одну батарею самоходных артиллерийских установок Laffly 15TCC.
Организационная структура
По штату, в самоходной противотанковой батарее BACA французской армии личный состав должен был состоять из трёх офицеров, двенадцати унтер-офицеров и семидесяти трёх рядовых. Он делился на три взвода, каждым из которых командует лейтенант.

Взвод противотанковых 47-мм самоходных пушек

Штабное отделение
1 полноприводный армейский двухосный грузовой автомобиль повышенной проходимости Laffly V15R
Один посыльный на мотоцикле

Огневое отделение
5 САУ Laffly 15TCC
3 пехотных трактора снабжения (типа Unic TU 1)
1 мотоцикл
Зенитный взвод

Штабное отделение
1 автомобиль
Три посыльных (2 мотоцикла, 1 велосипед)

Пушечное отделение
3 зенитные пушки (типа 25 CA modèle 1939)
3 тягача (типа Laffly W15 T)
1 транспорт для перевозки боеприпасов и устранения неисправностей (типа Laffly W15 T)

Отделение снабжения боеприпасами и управления огнём
1 грузовой автомобиль-фургон для транспортировки боеприпасов к зенитным пушкам 25 CA
2 автофургона для транспортировки пулемётных патронов и подготовки ведения огня (типа 1,5-тонный Citroën Type 23)

Взвод общего обслуживания
1 трактор обслуживания (типа Laffly S 25 T)
2 автофургона для перевозки продовольствия и обозного имущества (типа 1,5-тонный Citroën Type 23)
2 автофургона (бензовоз и кладовая) (типа 3,5-тонный Citroën type 45)
1 полевая кухня-трейлер (типа modèle 1916-1936 M. 38)

Боевое применение
Данные САУ принимали активное участие в боях непосредственно на французской территории весной и летом 1940 года. По свидетельствам современников, огонь из пушек САУ Laffly 15TCC был вполне удовлетворителен и привёл к многочисленным случаям поражений немецких танков, однако не смог остановить стремительное продвижение 7-й танковой дивизии вермахта.
Оценка машины
Из-за особенностей создания, как на этапе составления проекта, так и на этапе производственной реализации в партии артиллерийских установок, а также в ходе последовавших военных действий, были выявлены следующие существенные недостатки машины:
1) Очень высокая уязвимость из-за отсутствия броневой защиты двигателя
2) Невозможность вступать в бой с противником с фронтальной проекции машины из-за ориентации орудия в заднюю полусферу
3) Отсутствие в боекомплекте противотанковой пушки осколочно-фугасного снаряда, который в противном случае мог бы применяться против вражеской пехоты

wikipedia.org (ru)