Berliet GPE 4 - Военный автомобиль-тягач (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Автомобили Франции
Франция стала первой использовать в 1930-х гг. специальные плечевые прицепы для перевозки своих танков Renault FT.
Эти прицепы оставались на вооружении и к началу Второй мировой войны. Однако танки к этому времени значительно изменили свои габариты, стали намного тяжелее.
Когда в сентябре 1939 г. Франция в ответ на агрессию против Польши объявила войну Германии, выяснилось, что подвижность французских соединений существенно сдерживается отсутствием автотранспорта для переброски бронетехники.
Berliet GPE 4
В 1932 г. французское военное командование приняло на вооружение для перевозки пехотных танков D1 тяжёлый трёхосный грузовой автомобиль Berliet GPE, оборудованный грузовой платформой и въездной эстакадой. На нём стоял 6-цилиндровый дизельный двигатель объёмом 10,8 л.
В 1935 г. компания Berliet предложила ещё один вариант специализированного грузовика - Berliet GPE 2. У новой модели перепроектировали задние оси, сдвинув их назад, поставили лебёдку для втягивания танков, не способных двигаться своим ходом, повысили мощность дизельного двигателя до 115 л.с.
В 1937 г. стали выпускать транспортёр GPE 3, а с 1939 г. его модифицированный вариант GPE 4. Кузов машины оснастили двумя направляющими для погрузки танков с разной шириной гусениц. Бортовая лебёдка могла втянуть на платформу обездвиженный повреждённый танк.
В тот же год автомобиль приняли на вооружение, после чего последовал заказ на 36 единиц со сроком поставки в первом квартале 1940 г. и ещё 70 машин - до конца года. Однако за первые три месяца ни одного грузовика построить не успели. Только в период между 20 мая и 2 июня в армию передали 12 единиц GPE 4. Ещё 17 машин успели сдать военным до капитуляции.

Французский трёхосный грузовой специализированный автомобиль Berliet GPE. Погрузка танка на кузовную платформу с помощью собственного арочного подъёмного крана. 1935 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ BERLIET GPE 4
ПОЛНАЯ МАССА, кг: 22 000.
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 15 000.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 10 200, ширина - 3000, длина платформы - 6320.
КОЛЕЯ, мм: 2190.
ДВИГАТЕЛЬ: 4-цилиндровый, дизельный; мощность - 135 л.с.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 44.

Бронеколлекция, №4, 2010, Л. ?. Кащеев - Транспортёры танков 1930-1940 гг.