Junovich Panzerwagen P.A.1 - Бронеавтомобиль (Австро-Венгрия) 1916
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Броня двуединой монархии. Часть 2. Junovicz P.A.1 - 1916 г. (Австрийский шкаф)
9 августа 2020 г.
Junovicz P.A.1./Junovich Panzerautomobil 1/Бронеавтомобиль Юновича

Страна - Австро-Венгерская Империя
Год выпуска - 1916-1917 гг.
Производитель - ?
Кол-во выпущенных - 5
Шасси - Fiat Type 3 (Fiat 40PS)
Боевая масса - 5-6 тонн
Размеры - 5700 мм х 1900 мм х 3500 мм
Бронирование - 5-7 мм
Вооружение - 2-3 x Maschinengewehr Patent Schwarzlose M.07/12
Экипаж - 5-6

Построив очень дорогой и качественный бронеавтомобиль Ромфель австрийские военные быстро разобрались, что даже с учетом того, что Ромфель был хорош, построить его в сколько-нибуть заметных количествах было невозможно. Нужно было более простое решение и им стал еще один "офицерский" броневик - гауптмана Юновича (Junovicz). И он был построен огромной для империи серией то ли 5, то ли 6 машин, которые впрочем по нормальному и не использовались, да по правде ими и не знали как пользоваться.
Броневик типа Юновича больше подошел бы какой-нибуть армии "новой" республики типа Польши или Эстонии, уважающая себя империя, особенно имею уже броневики броневики типа Даймлер или Ромфель просто не могла строить броневик по типу "бронированный шкаф" или "шалаш". Но что случилось, то случилось. Первоначально базой для броневиков стал трехтонный грузовик Fiat 40PS, на котором было построено три броневика, потом использовались шасси похожей грузоподъемности от Bussig и Saurer со схожими габаритами и параметрами ходовой части.
В итоге изобретательской деятельности гауптмана Юновича родился скорее подвижный форт, чем бронеавтомобиль. В отличие от многих машин того же времени, броневик был полностью бронирован, наклонная лобовая броня толщиной 7 мм и наклонные борта толщиной 5 мм обеспечивали достаточную защиту от винтовочных пуль. Очень высокая крыша позволяла свободно работать боевому расчету, перемещаясь по боевому отделению практически стоя. Крыша имела люки для вентиляции и заднюю единственную дверь для экипажа. Радиатор закрывался листом брони, который в небоевых условиях подниматься. Двигатель броневика был прикрыт капотом с характерной полукруглой крышкой. Амбразуры для пулеметов были по два в бортах и по одному в лобовом и кормовом бронелистах машины. Так как фактически бронирование шло индивидуально, бронирование разных машин отличается в основном лобовым бронированием, первые машины имели сложную гранёную форму, поздние варианты - один цельный лобовой лист. Передние колеса были защищены от пуль противника крупными бронированными дисками-щитками, а задние вместе с шасси прикрыли бортовыми листами корпуса.
Интересным вопросом является вооружение машины. Хотя везде описывается, что броневик вооружен пулемётами Шварцлозе, но на всех фотографиях хорошо видны оребренные кожуха ствола пулеметов. В 1916-1917 годах только пулеметы Виккерс имели оребренные кожуха стволов, их не было ни у Шварцлозе, ни у Шпандау, ни у российских Максимов. Так же хорошо видны крышечки для закрытия ствола на цепочках, которые так же характерны именно для Виккерсов. Каким образом и почему Виккерсы оказались или могли оказаться на броневиках в Австро-Венгрии история умалчивает. Так же есть вопросы по количеству пулеметов. Подобное расположение амбразур подразумевает наличие как минимум трех пулеметов, большой объем боевого отделения дает возможность применения и 5-ти пулеметов одновременно. Но с другой стороны переставлять массивные станковые пулеметы между станками не самое простое дело. Можно предположить, что пулеметов было всё таки только три, но постоянно установленных по одному на бортах и в лобовой броне.
Броневики Junovicz P.A.1, несмотря на то, что получились достаточно крупными и тяжелыми, были достаточно резвыми на твердых дорогах и могли перемещаться со скоростью до 55 км/час. После предварительных испытаний "доты на колесах" получили добро на маленькую серию, и до конца 1916 года было собрано 3 машины, а в 1917 ещё 2, которые отправили на Балканы для ведения войны малой интенсивности. Единичное использование броневиков для затыкания фронта во время Брусиловского прорыва показала неэффективность этих машин в условиях мобильного фронта и при применении в бою отдельных машин.
Из Галиции по крайней мере 2 машины перебросили в Италию, где они вошли в состав первого регулярного боевого броневого подразделения австрийской армии K.u.K №1 Panzerautozug, вместе с одним Ромфелем и двумя трофейными броневиками - российским Остином и итальянской Лянчей. Австрийцы планировали, как впрочем и все остальные страны, участвовавшие в войне наступление летом 1918 года, которое должно было войну окончить в их пользу. Но в итоге K.u.K №1 Panzerautozug в реальных боях не участвовал. Известная история машин заканчивается в 1919 году, когда Народная Венгрия потерпела сокрушительное поражение от румынской армии и большая часть техники была или уничтожена или попала в руки румын.
Несмотря на архаичность идеи Бронеавтомобиль Юновича был изготовлен в заводских условиях, из качественной стали и на хорошем шасси. При серийном выпуске эти машины могли оказать помощь имперской армии, но к сожалению для неё Австро-Венгерская империя была не способна сделать шаг в сторону от магистрального пути, на котором бронеавтомобилям места не было.