wz.29 - Бронеавтомобиль (Польша)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Бронеавтомобиль (samochod pancerny) wz.29
Первый бронеавтомобиль полностью польской конструкции. Выпускался заводом Ursus (шасси) и Центральными автомобильными мастерскими (бронекорпус) в Варшаве. В 1931 году изготовлено 13 единиц.
Серийная модификация:
- шасси двухтонного грузового автомобиля Ursus А, оборудованное кормовым постом управления. Корпус и восьмигранная башня склепаны из катаных броневых листов. В башне в шаровых установках размещались пушка и два пулемета, третий пулемет располагался в кормовом листе корпуса. К 1939 году пулемет, установленный в крыше башни и предназначенный для ведения огня по самолетам и верхним этажам зданий, был снят.
В 1931 году «урсусы» поступили в эскадрон бронеавтомобилей 4-й кавалерийской дивизии, дислоцировавшийся во Львове. Они пришли на смену броневикам Peugeot периода Первой мировой войны. В 1936 году все машины wz.29 передали в Учебный центр танковых войск в Модлине, где их использовали для подготовки личного состава.
На 1 сентября 1939 года в строю Войска Польского насчитывалось 8 бронемашин этого типа. Все они находились в составе 11-го бронедивизиона Мазовецкой кавалерийской бригады (армия «Модлин»), развернутой на границе с Восточной Пруссией. Несмотря на свою устарелость, «урсусы» довольно активно использовались в боях. Благодаря мощному вооружению в ряде случаев они смогли противостоять даже легким немецким танкам. 4 сентября 1939 года, например, 1-й взвод эскадрона, поддерживая атаку 7-го уланского полка, столкнулся с легкими немецкими танками Pz.l. Огнем своих пушек польские броневики подбили два немецких танка.
Через две недели боев почти все машины были потеряны, причем большая часть из них вышла из строя по техническим причинам. Оставшиеся «урсусы» 16 сентября 1939 года были сожжены своими экипажами.

wz.29

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ wz.29
БОЕВАЯ МАССА, т: 4,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5490, ширина - 1850, высота - 2475, база - 3500, колея - 1510, дорожный просвет - 350.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux wz.18 SA калибра 37 мм, 2 пулемета Hotchkiss wz.? калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 96 выстрелов, 4032 патрона.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел wz.29.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса - 6...9, крыша и днище - 4, башня - 10.
ДВИГАТЕЛЬ: Ursus 2A, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 35 л.с. (25,7 кВт) при 2600 об/мин; рабочий объем - 2873 см³.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач, карданная и главная передачи, механические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула - 4x2, размер шин - 32x6, подвеска - на полуэллиптических рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 35.
ЗАПАС ХОДА, км: 380.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 10, глубина брода, м - 0,35.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)