AEC Armoured Car - Бронеавтомобиль (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

АЕС Armoured Car
Создан фирмой АЕС в 1940-1941 годах с использованием шасси артиллерийского тягача Matador и элементов танкового вооружения. Предназначался для ведения дальней разведки, поддержки более легких бронеавтомобилей, борьбы с легкими танками противника. В 1942-1943 годах было изготовлено 629 единиц.
Серийные модификации:
АЕС Mk.I - клепаный корпус, двухместная башня от танка Valentine со штатным вооружением. Изготовлено 122 единицы.
АЕС Mk.II - изменена конструкция носовой части корпуса, новая сварная башня с 6-фунтовой (57-мм) пушкой. Боевая масса - 12,7 т. Двигатель: дизель АЕС А197, мощностью 158 л.с. Экипаж - 4 человека.
АЕС Mk.III - Mk.II с 75-мм пушкой.
Бронеавтомобили АЕС впервые появились на фронте в Северной Африке в конце 1942 года. Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод бронемашин Humber. Силами армейских мастерских несколько АЕС Mk.I были оборудованы башнями танка Crusader с 57-мм пушкой.
Модификации Mk.II и Mk.III участвовали в боевых действиях в Европе в составе английских и индийских частей. Один АЕС, как правило, входил в состав взвода броневиков Staghound.
Несмотря на большие размеры и приличный вес, в войсках любили эту боевую машину за мощное вооружение и хорошую броневую защиту.
Несколько броневиков этого типа в 1944-1945 годах англичане передали Народно-освободительной армии Югославии. В 1976 году бронеавтомобили АЕС еще состояли на вооружении ливанской армии.

АЕС Mk.I

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ АЕС Mk.I
БОЕВАЯ МАССА, т: 11,1.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5180, ширина - 2740, высота - 2550, дорожный просвет - 321, база - 3480.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mk.IX калибра 2 фунта, 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Bren калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 58 артвыстрелов, 2925 патронов калибра 7,92 мм, 600 патронов калибра 7,7 мм, 18 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 24x1,9 Mk.V.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 57, борт - 16, крыша - 32; башня - 60-65.
ДВИГАТЕЛЬ: АЕС А195, 6-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения; мощность - 105 л.с. при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, главные передачи, пневматические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула - 4x4, размер шин - 13,5-20, подвеска - на полуэллиптических листовых рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 400.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.

Бронеколлекция, №2, 1999, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 2