M3A1 Scout Car - Бронеавтомобиль (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

M3А1 Scout Car
Бронированный автомобиль-разведчик - легкий бронетранспортер, созданный на шасси полноприводного коммерческого грузового автомобиля. Завершающая модель целого семейства боевых машин, начатого со М1 Scout Car в 1934 году и представленного прототипами и опытными партиями. В 1941 году фирма White Motor Company развернула производство первого, по-настоящему серийного варианта - M3А1, изготовив до конца 1944 года 20 918 единиц.
Серийная модификация:
Сварной открытый корпус установлен на раме шасси. В передней части корпуса по бортам имеются двери для посадки и высадки водителя и командира. По периметру корпуса смонтирован рельс, к которому крепятся и могут свободно перемещаться вдоль него пулеметы. Для ведения зенитной стрельбы предусмотрена стойка в центре кузова. Перед бампером машины установлен специальный подрессоренный барабан, облегчающий преодоление вертикальных препятствий.
В 1938 году несколько машин-разведчиков М3, или «скаутов» (именно такое название стало наиболее популярным), поступило в 13-й кавалерийский полк 7-й механизированной кавбригады. Их эксплуатация носила опытовый характер. От последующего крупносерийного варианта М3 отличались меньшей мощностью двигателя и отсутствием барабана впереди корпуса.
С 1941 года «скауты» M3А1 были стандартным вооружением разведывательных батальонов и кавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий. Кроме того, они использовались в качестве тягачей противотанковых орудий, санитарных и штабных машин. Наиболее известным пассажиром штабного варианта M3А1, предпочитавшим его «Виллису», был генерал Дж. Паттон.
M3А1 поставлялись союзникам США - Великобритании, СССР, Франции, находились в строю польских и чехословацких войск.
В США и Великобритании «скауты» сняли с вооружения почти сразу после войны, передав его функции отчасти джипам, а отчасти легким танкам. В СССР M3А1 использовались до 1947 года и послужили непосредственным прототипом при разработке легкого бронетранспортера БТР-40. Французы использовали «скауты» в Алжире и Индокитае а 50-е годы, причем часть машин была переоборудована в дрезины.
Во многих других государствах, в основном Азии, Африки и Латинской Америки, «скауты», подчас модернизированные до неузнаваемости, состояли на вооружении до конца 70-х годов.

M3А1

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ M3А1
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,624.
ЭКИПАЖ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5619, ширина - 1962, высота - 2111, дорожный просвет - 301, база - 3327.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Browning М2НВ калибра 12,7 мм, 1 пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 600 патронов калибра 12,7 мм, 8000 патронов калибра 7,62 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 12,7, борт и корма - 6,35.
ДВИГАТЕЛЬ: Hercules JXD, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 110 л.с. (81 кВт) при 3000 об/мин, рабочий объем 5236 см³.
ТРАНСМИССИЯ: 4-скоростная коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, двойной дифференциал, тормоза гидравлические колодочные с вакуумным усилителем.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4x4, размер шин 8,25-20", подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 88.
ЗАПАС ХОДА, км: 360.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, высота стенки, м - 0,36, глубина брода, м - 0,7.

Бронеколлекция, №3, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)

 

Разведывательный бронетранспортёр M3А1 Scout Саг

13-е фото
M3А1

Одновременно с созданием полугусеничных транспортёров в США занимались разработкой бронеавтомобилей, в функции которых входили не только перевозки личного состава подразделений, но и возможность ведения разведывательных действий. Первый прототип такого автомобиля под индексом М1 был представлен в 1934 г. фирмой White Motor Company на шасси 1,5-тонного полноприводного грузовика. Корпус его снабдили бронёй, вооружили четырьмя пулемётами. Двигатель имел мощность 75 л.с.

Продолжая работу по усовершенствованию проекта, фирма в 1938 г. предложила новый вариант машины с двигателем Hercules мощностью 110 л.с. и также с приводом на четыре колеса. Корпус был открытый, сварной из броневых листов. Лобовой лист капота расположили под наклоном. В бортах спереди установили двери для ускорения высадки экипажа. В кузове могли размещаться шесть пехотинцев, боеприпасы, радиостанция.

По бортам корпуса укрепили рельс, по которому можно было перемещать 12,7-мм пулемёты М2 и 7,62-мм - М1919А4. Кроме того, в центре кузова поставили тумбу с турелью для ведения зенитной стрельбы.

Подрессоренный барабан перед радиатором помогал преодолевать встречные преграды.

В армии США бронетранспортёр получил индекс M3А1 Scout Саг (автомобиль-разведчик «Скаут Кар»). Серийный выпуск продолжался с 1941 по 1944 г. Эти машины были одними из самых распространенных в годы войны. Их изготовили более 20 918. В 1942-1945 гг. «скауты» состояли также на вооружении английской, австралийской, французской, новозеландской, китайской армий. Впервые они стали участвовать в боях в декабре 1941 г. на Филиппинах.

В СССР по ленд-лизу с 1942 г. поставили 3034 бронетранспортёра. Их включали, в основном в состав разведывательных рот танковых, механизированных и мотострелковых бригад - по 3-4 машины в роте, в разведбатальоны корпусов - по 6-8. В мотоциклетном полку армий находилось 13-16 машин, в первом эскадроне кавалерийских полков - 15. Кроме того, «скауты » получали артиллерийские части.

Легкие бронетранспортёры M3А1 «Скаут Кар» состояли на вооружении РККА все 1940-е гг.

14-е фото
Бронетранспортёр M3А1 Scout Car на Абердинском полигоне. США, 1941 г.

15-е фото
Кабина M3А1. Впереди на рельсе корпуса установлен пулемёт Browning, за сиденьями - стойка радиоантенны

16-е фото
Разведподразделение на M3А1 выдвигается на позицию. 2-й Украинский фронт, июль 1944 г.

Тактико-технические характеристики бронетранспортёра M3А1
Масса, кг: 5624.
Экипаж, чел.: 8.
Габаритные размеры, мм: длина - 5619, ширина - 1962, высота - 2111, клиренс - 301.
Вооружение: один пулемёт калибра 12,7 мм Browning М2НВ, один пулемёт калибра 7,62 мм Browning М1919А4.
Боекомплект, патронов: 600 - калибра 12,7 мм, 8000 - калибра 7,62 мм.
Бронирование, мм: лобовая броня - 12,7, бортовая - 7,62 мм, кормовая - 6,35.
Двигатель: 6-цилиндровый Hercules, карбюраторный жидкостного охлаждения, мощность 110 л.с.
Трансмиссия: четырёхскоростная коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, двойной дифференциал.
Ходовая часть: колёсная формула 4x4, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами.
Скорость, км/ч: 88.
Запас хода, км: 360.
Преодолеваемые препятствия, м: высота стенки - 0,36, глубина брода - 0,7, угол подъёма, град. - 30.

Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза