Scout Car M3A1 - Бронеавтомобиль (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Scout Car M3А1

75-е фото
Бронеавтомобиль М3А1. Генерал Дж. Паттон предпочитал ездить на такой машине, а не на знаменитом «Виллисе»

Бронированный автомобиль-разведчик - легкий бронетранспортер, созданный на шасси полноприводного коммерческого грузового автомобиля. Завершающая модель целого семейства боевых машин, начиная со Scout Car M1 в 1934 г., и представленного прототипами и опытными партиями. В 1941 г. фирма White Motor Company развернула производство первого, по-настоящему серийного варианта БТР - M3А1, изготовив до конца 1944 г. 20 918 единиц.

Сварной открытый корпус машины установлен на раме шасси. В передней части корпуса по бортам имеются двери для посадки и высадки водителя и командира. По периметру корпуса смонтирован рельс, к которому крепятся и по которому могут свободно перемещаться пулеметы. Для ведения зенитной стрельбы предусмотрена стойка в центре кузова. Перед бампером машины установлен специальный подрессоренный барабан, облегчающий преодоление вертикальных препятствий.

В 1938 г. несколько машин-разведчиков М3, или «скаутов» (именно такое название стало наиболее популярным), поступило в 13-й кавалерийский полк 7-й механизированной кавбригады. Их эксплуатация носила опытовый характер. От последующего крупносерийного варианта М3 отличались меньшей мощностью двигателя и отсутствием барабана впереди корпуса.

С 1941 г. «скауты» M3А1 были стандартным вооружением разведывательных батальонов и кавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий. Кроме того, они использовались в качестве тягачей противотанковых орудий, санитарных и штабных машин.

M3А1 поставлялись союзникам США - Великобритании, СССР, Франции, находились в строю польских и чехословацких войск.

В США и Великобритании «скауты» сняли с вооружения почти сразу после войны, передав его функции отчасти джипам, а отчасти легким танкам. В СССР М3А1 использовались до 1947 г. и послужили непосредственным прототипом при разработке лёгкого бронетранспортера БТР-40. Французы использовали «скауты» в Алжире и Индокитае в 1950-е гг., причем часть машин была переоборудована в дрезины.

Во многих других государствах, в основном Азии, Африки и Латинской Америки, «скауты», подчас модернизированные до неузнаваемости, состояли на вооружении до конца 1970-х гг.

76-е фото
M3А1

77-е фото
«Скауты» армии Камбоджи на параде. Пномпень, 1972год

Тактико-технические характеристики разведывательной машины M3А1
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,624.
ЭКИПАЖ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5619, ширина - 1962, высота - 2111, дорожный просвет - 301, база - 3327.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемёт Browning M2HB клб. 12,7 мм, 1 пулемёт Browning M1919A4 клб. 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 600 патронов клб. 12,7 мм, 8000 патронов кал. 7,62 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 12,7, борт и корма - 6,35.
ДВИГАТЕЛЬ: Hercules JXD, 6-цилиндровый карбюраторный рядный жидкостного охлаждения; мощность 110 л.с. (81 кВт) при 3000 об/мин, рабочий объём 5236 см3.
ТРАНСМИССИЯ: 4-скоростная коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, двойной дифференциал, тормоза гидравлические колодочные с вакуумным усилителем.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4x4, размер шин 8,25-20", подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 88.
ЗАПАС ХОДА, км: 360.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, высота стенки, м - 0,36, глубина брода, м - 0,7.

Бронеколлекция, №1, 2009, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)