БА-10 - Бронеавтомобиль (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Средний бронеавтомобиль БА-10
Лучший и самый массовый отечественный средний бронеавтомобиль 30-х годов. Представлял собой дальнейшее развитие машин типа БА-И, БА-3 и БА-6. Разработан в 1937 году в КБ Ижорского завода, на котором затем и производился. С 1938 по август 1941 года изготовлено 3311 единиц.
Серийные модификации:
БА-10 - по конструкции и компоновке подобен БА-6. Шасси ГАЗ-ААА укорочено на 600 мм. Башня конической формы. Усиленная передняя ось с гидроамортизаторами. Центральный тормоз в трансмиссии. Улучшенная система вентиляции и охлаждения двигательного отсека. Часть машин оснащалась радиостанцией со штыревой антенной. Для повышения проходимости на задние скаты могли надеваться легкие металлические гусеницы «Оверолл».
БА-10М - усилена бронезащита передней пулеметной установки, наружное расположение бензобаков, радиостанция 71-ТК-З. Боевая масса - 5,36 т.
Боевое крещение БА-10 состоялось в 1939 году во время вооруженного конфликта у р. Халхин-Гол. Они составляли основную часть парка броневиков 7-, 8- и 9-й мотобронебригад. Успешному их применению способствовал степной рельеф местности.
БА-10 принимали участие в «освободительном походе» и советско-финской войне. Во время Великой Отечественной использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях вплоть до конца войны. Они хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.
В небольших количествах для бронепоездных частей выпускались железнодорожные бронеавтомобили БА-10(жд). Они имели съемные бандажи и гидравлический подъемник в днище для перехода с железнодорожного на обычный ход и обратно.

БА-10

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ БА-10
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,12.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4655, ширина - 2017, высота - 2190, база - 2845, колея - 1405/1420, дорожный просвет - 225.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр. 1934 г. калибра 45 мм, 2 пулемета ДТ обр. 1929 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 49 выстрелов, 2079 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОП обр. 1930 г., перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 г.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса - 10, корма - 6...10, крыша - 6, днище - 4, башня - 10.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ М-1, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин; рабочий объем - 3280 см³.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, карданная передача, механические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула - 6x4, размер шин - 6,50x20 (снабжены губчатой камерой ГК), подвеска на полуэллиптических рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 53.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 20, ширина рва, м - 0,6, высота стенки, м - 0,3, глубина брода, м - 0,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-3.

Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)