Бронеавтомобиль Pierce-Arrow - Бронеавтомобиль, пушечно-пулемётный (РИ) 1916
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Пирс-Арроу (бронеавтомобиль)

«Пирс-Арроу» - пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи на шасси 5-тонного грузовика Pierce-Arrow. Построен в 1916 году на Ижорском заводе в 2 экземплярах, которые, однако, русской армией в боевых действиях Первой мировой войны не применялись и использовались в качестве учебных машин. После Октябрьской революции бронемашины достались в качестве трофеев армиям Германии и Латвии, в которых использовались до 1920-х годов.

«Пирс-Арроу»
Классификация - пушечно-пулемётный бронеавтомобиль
Экипаж, чел. - 6
История
Производитель - Ижорский завод, Российская Империя
Годы производства - 1916
Годы эксплуатации - 1916-1920-е
Количество выпущенных, шт. - 2
Основные операторы - Германия (1871-1918, 1933-1935) . Латвия
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 4,5
Борт корпуса, мм/град. - 4,5
Корма корпуса, мм/град. - 4,5
Крыша корпуса, мм - 4,5
Лоб башни, мм/град. - 4,5
Борт башни, мм/град. - 4,5
Корма башни, мм/град. - 4,5
Крыша башни, мм/град. - 4,5
Вооружение
Калибр и марка пушки - 76,2-мм горная пушка образца 1904 года
Тип пушки - нарезная
Пулемёты - 2 × 7,62-мм «Максим»
Подвижность
Тип двигателя - бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, на листовых рессорах

История создания и конструкция
Летом 1916 года Ижорский завод получил распоряжение разработать и построить несколько бронемашин для Морского ведомства, которому бронеавтомобили требовались для охраны береговых укреплений. Для этой цели Ижорскому заводу были переданы два 5-тонных грузовика американской фирмы Pierce-Arrow. На шасси автомобилей были смонтированы достаточно простые по форме бронекорпуса, склёпанные из 4,5-мм листов катаной хромоникелевой брони. Бронеавтомобиль имел полностью бронированную кабину. В прикрытом бронещитами грузовом отсеке машины устанавливалась полностью закрытая башня с 76,2-мм горной пушкой образца 1904 года, являвшейся основным вооружением бронемашины. Вспомогательным вооружением являлись два 7,62-мм пулемета «Максим» образца 1910 года, размещённые в спонсонах.
Служба и боевое применение
Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» были готовы к концу осени 1916 года и переданы Морскому ведомству. Однако в боевых действиях они не участвовали - вместо них на фронт были отправлены 18 бронеавтомобилей «Гарфорд-Путилов» морской модификации, вооруженные более мощной 76,2-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года и тремя пулемётами «Максим». Вплоть до осени 1917 года «Пирс-Арроу» использовались только в качестве учебных в составе Морского запасного бронедивизиона.
Впоследствии, с приходом Октябрьской революции и развалом русской армии, бывшие укрепрайоны на балтийском побережье перешли к местным правительствам Латвии и Эстонии. Вместе с укреплениями, латышам досталось множество различного военного имущества. В числе прочего, латышам достались два пушечных броневика - один «Гарфорд» и учебный «Пирс-Арроу». Последний некоторое время под именем «Viesturs» использовался латышскими войсками и принимал участие в боевых действиях. Служба этой машины в Латвии продолжалась до середины 1920-х годов.
Второй «Пирс-Арроу» Морского ведомства в начале 1918 года был захвачен немцами. Поскольку для применения в бою машина по причине своего технического состояния не годилась, её отправили в ремонт, а после его завершения передислоцировали в тыл. Позднее бронеавтомобиль, получивший достаточно парадоксальное имя «Титаник» («Titanic»), использовался для подавления коммунистических восстаний 1918-1919 годах в Берлине и других городах Германии.

Википедия / Русский язык