Charron-Накашидзе - Бронеавтомобиль, пулеметный (Франция/РИ) 1905
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Княжеский броневик. Один из первых бронеавтомобилей

Бронеавтомобиль «Шаррон» во время испытаний в окрестностях Санкт-Петербурга, 1906 год.

Первые автомобили появились в русской армии в 1902 году, когда в Курских маневрах приняли участие десять автомашин. Дебют оказался удачным, поэтому было решено продолжить опыты с «самодвижущимися экипажами» при штабах Петербургского, Московского и Киевского военных округов. Во время Русско-японской войны на театре военных действий в Маньчжурии также использовалось несколько автомобилей.
Контекст. Автоэнтузиаст
Отставной кавалерийский офицер Михаил Александрович Накашидзе был горячим энтузиастом автомобильной техники. В 1902 году увидела свет его книга «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России», в которой автор убедительно доказывал экономическую выгоду применения автомобилей, а также затрагивал вопрос о различных сторонах их военного использования. Рассуждения эти носили не чисто теоретический характер. Годом раньше Накашидзе открыл в Варшаве первые в России шоферские курсы и стал соучредителем Варшавского товарищества эксплуатации автомобилей, которое располагало трехместными таксомоторами и десятиместными автобусами.

Бронеавтомобиль во время испытаний на бездорожье.

В 1905 году начальник команды разведчиков при 7-м Сибирском казачьем полку подъесаул князь М. А. Накашидзе представил главнокомандующему русскими войсками на Дальнем Востоке генерал-адъютанту П. П. Линевичу доклад с предложением выписать из ПариЖа через его посредничество один боевой блиндированный (покрытый броней) автомобиль, вооруженный пулеметами. После согласования условий князь Накашидзе отбыл в Варшаву, где должен был встретить заказанный броневик. В марте 1906 года машина прибыла в Петербург.
Конструкция
Бронеавтомобиль представлял собой полностью бронированную боевую машину, вооруженную 8-мм пулеметом «Гочкис», установленным в поворачивающейся на 360° башне (запасной пулемет помещался внутри корпуса). Хромоникелевая броня надежно защищала экипаж от пуль, осколков и шрапнели. Броневые листы корпуса крепились к каркасу заклепками. Спицы колес, имевших сплошные резиновые шины, закрывались бронированными колпаками. Три члена экипажа могли наблюдать за полем боя через смотровые щели и перископ. Для улучшения обзора с места водителя вне боя крышку лобового люка можно было поднимать в горизонтальное положение. Точно так же поднималась и крышка башенного люка. Садились в машину через боковую дверь. Внутри корпуса кроме экипажа могли дополнительно разместиться от двух до пяти человек (рекогносцировочная группа, офицеры связи и т. п.). Бронеавтомобиль имел большой клиренс, что положительно сказывалось на его проходимости. По сухому грунту машина преодолевала подъемы до 25°. Переносные мостки, закрепленные в походном положении на бортах корпуса, обеспечивали преодоление траншей и рвов шириной до 3 м. Весьма интересно был решен механизм поворота башни, не имевшей обычной в наши дни шариковой опоры. Башня опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения и состоявшую из двух частей, которые имели «нарезку в разные стороны, входящую в особую матку с кругом для поворачивания». Вручную, при помощи «круга», то есть колеса с муфтой, можно было приподнять башню и повернуть ее. Только в таком положении был возможен круговой обстрел из пулемета.

Бронеавтомобиль «Шаррон» преодолевает подъем. 1906 год.

Раскритикованный парижанин
В 1906 году бронеавтомобиль прошел довольно широкий круг испытаний. Он совершил испытательный пробег по маршруту Петербург - Ораниенбаум - Венки, во время которого двигался по шоссейным и проселочным дорогам, а также по пашне. На полигоне стрелковой офицерской школы в Ораниенбауме проводились опытные стрельбы. Затем машина была передана в распоряжение штаба Красносельского лагерного сбора и подверглась новым испытаниям. Специалисты, принимавшие новую машину, признали бронеавтомобиль вполне пригодным для разведки, связи, для срыва атак кавалерии и преследования противника. Хотя комиссии и было поручено рассмотреть лишь тактическую сторону дела, она не смогла обойти молчанием технические вопросы. Она отметила громоздкость и малую маневренность броневика, его большую массу и низкую проходимость.
Контекст. Князь на «Шарроне»
Фирма «Шаррон, Жирардо и Вуа» была основана в 1901 году. В 1902 году во время автомобильной выставки в Париже она продемонстрировала созданный совместно с фирмой «Гочкис» первый в Европе частично бронированный автомобиль, вооруженный пулеметом. В июле 1903 года эта машина - Automitrailleuse (автопулемет) - проходила испытания в Шалонском лагере французской армии. По-видимому, именно в тот период и пересеклись пути фирмы «Шаррон» и князя Накашидзе, ставшего на ней директором отдела броневых автомобилей.

Бронеавтомобиль «Шаррон» во время испытаний в окрестностях Санкт-Петербурга. 1906 год.

Роковая случайность
Встретив со стороны военных довольно прохладное отношение к своему детищу, князь записался на прием к тогдашнему министру внутренних дел Российской империи П. А. Столыпину на 12 августа 1906 года и приехал к нему на дачу, расположенную на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Роковое совпадение: именно в этот день на министра было совершено покушение - его дача взлетела на воздух! Впрочем, в тот раз великому русскому реформатору повезло - он еще не приехал на дачу. А вот штаб-ротмистр Накашидзе погиб при взрыве «и вместе с ним погибли все чертежи, планы, договоры с французской автомобильной компанией и прочие документы, относящиеся к его изобретению». Так значится в докладной записке товарища министра внутренних дел, но вот тут-то следует дать некоторые разъяснения. Дело в том, что Накашидзе не был ни изобретателем, ни автором проекта этого бронеавтомобиля.
Мог быть пригоден...
Конструкцию машины разработал отставной французский полковник-артиллерист Гюйе, сотрудничавший с фирмой «Шаррон». Из двух построенных машин одна ушла в Россию, вторую летом того же года продемонстрировали военному министру Франции, а осенью броневик испытали во время маневров. После этого предложили вооружить его 37-мм пушкой, но в конце концов в марте 1907 года французское командование решило, что для разведывательных целей достаточно небронированного автомобиля, вооруженного пулеметом. По некоторым данным, бронемашину тогда же отправили в Марокко.
А что же в России? «По мнению Главного управления Генерального штаба, бронеавтомобиль князя Накашидзе, хотя и оказался не удовлетворяющим некоторым из предъявленных условий, тем не менее по результатам испытаний на Красносельских маневрах мог бы быть пригоден для выполнения известных боевых задач, а потому таковой желательно приобрести в военное ведомство для развития дальнейших испытаний с ним и с целью усовершенствования его технических данных».
На основании этого решения 9 января 1907 года бронеавтомобиль был, как тогда говорили, выкуплен в казну, то есть стал собственностью государства. На Путиловском заводе его отремонтировали и модернизировали: установили новую броню, доставленную из Франции, исправили щиты колес, все приспособления для пулеметов сделали съемными, в броневых ставнях окон прорезали смотровые щели, а в задней стенке - бойницу, восстановили наружную окраску. В таком виде бронеавтомобиль вновь прошел испытания на полигоне Офицерской стрелковой школы, в ходе которых прошел 600 верст. Выводы были неутешительными: бронеавтомобиль мог идти только по шоссе хорошего качества, по разбитым дорогам движение было крайне затруднительным. Маневренные качества машины также оставляли желать лучшего.
Почти год машина находилась на хранении в Петропавловской крепости, а затем была разобрана, причем снятая броня была передана Офицерской стрелковой школе «для испытания пробиваемости новыми пулями». На этом история бронеавтомобиля фирмы «Шаррон» в России завершилась.
Фирма «Шаррон» по заказу Накашидзе построила еще шесть таких броневиков и отправила их в Россию, но из-за гибели князя продвигать проект было некому, и через границу их не пропустили. Этим воспользовались немцы, фактически похитившие две машины, остальные вернулись во Францию. В начале Первой мировой войны одна из них геройски участвовала в боях. В ноябре 1914 года французское правительство приобрело у фирмы «Шаррон» последних три автомобиля, изготовленных ранее для России.

Бронеавтомобиль «Шаррон» в походном положении. Рядом с машиной механик, француз Ле-Секвер. Россия, 1906 г.

Бронеавтомобиль «Шаррон» на проселочной дороге в окрестностях Петербурга, 1906 г.

Недооцененный проект
Необходимо отметить, что современники, которым просто не с чем было сравнивать, вряд ли могли оценить эту машину по достоинству. Безусловно, ее технический уровень не мог превышать уровня автомобилестроения тех лет, а отсюда и целый ряд недостатков: невысокая надежность узлов и агрегатов, низкая проходимость на местности и т. д. Все это к тому же усугублялось большой массой бронекорпуса, увеличивавшего нагрузку на шасси. Компоновка же бронеавтомобиля была явно новаторской и вполне совершенной даже с точки зрения сегодняшнего дня.

///

Боевые бронированные машины - детище XX века. В эту эпоху они были созданы и достигли технического и конструктивного совершенства.
Как известно, Вторая мировая война была войной моторов: автомобильных, танковых, авиационных - каких угодно. Однако по степени влияния родов оружия на ход боевых действий это была, без сомнения, танковая война. Бронированные боевые машины разных классов - от танков до бронеавтомобилей - использовали все армии на всех театрах военных действий: от советско-германского фронта до островов Тихого океана.
После окончания Второй мировой войны танкостроение получило новый импульс. В условиях холодной войны оба противостоявших лагеря интенсивно готовились к войне горячей, в том числе постепенно наращивая бронированные группировки, а также разрабатывая все новые и новые боевые машины. Вся эта техника прошла проверку боем в многочисленных локальных конфликтах прошлого века.

Основные даты

1943 год - танковое сражение под Прохоровкой

1944 год - боевой дебют «Королевского тигра», самого тяжелого танка Второй мировой войны

1951 год - создание АМХ13, первого в мире танка с автоматом заряжания

1958 год - создание Т-55, первого в мире танка с системой защиты от ОМП

1966 год - создание первой в мире боевой машины пехоты БМП-1

1972 год - создание Т-62, первого в мире танка с гладкоствольной пушкой

1973 год - Арабо-израильская война, танковые сражения на Синае и Голанских высотах

1976 год - начало серийного производства Т-80, первого в мире танка с газотурбинным двигателем

1991 год - Война в Персидском заливе, боевое крещение танка «Абрамс»

История боевых машин с начала XX века до наших дней

1900-1939
Первые образцы бронетанковой техники - бронеавтомобили - появились в самом начале XX века, но только с 1916 года началась великая гонка танковых вооружений.

1904 БA «АУСТРО-ДАЙМЛЕР»
Первый по-настоящему боеспособный броневой автомобиль, имеющий все современные признаки боевой машины этого класса.

1916 ТАНК МК I «МАТЬ»
Первый в мире танк, несмотря на свой грозный вид, страдал множеством «детских болезней», которые нескоро удалось преодолеть.

1917 ЛЕГКИЙ TAНK FT17
Первый танк, имевший компоновку, названную впоследствии классической. Впервые на танке появилась вращающаяся башня.

1929 ТАНК КРИСТИ М.1931
Выдающаяся конструкция, ставшая прародителем таких знаменитых танков, как советский Т-34 и британский «Кромвель».

1932 БА SD.KFZ.231 (8-RAD)
Первый в мире бронеавтомобиль с колесной формулой 8x8. Вслед за ним появилась «Пума» с несущим корпусом.

1935 СРЕДНИЙ TAIIK PZ.III
Танк, во многом определивший будущее мирового танкостроения, благодаря современной компоновке и экипажу из пяти человек.

1939-1945
Вторую мировую войну принято называть «войной моторов». Однако по той роли, какую сыграли в ее сражениях танковые войска, это была Великая танковая война.

1939 СРЕДНИЙ ТАНК Т-34
Легендарный советский танк, вынесший на себе основную тяжесть танковых битв Великой Отечественной войны.
«Тридцатьчетверка» прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии.»
Маршал Советского Союза И. С. Конев

1941 СРЕДНИЙ ТАНК «ШЕРМАН»
Первый американский универсальный танк, ставший к 1944 году основной боевой машиной армий западных союзников.

1942 ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК «ПАНТЕРА»
Один из самых знаменитых немецких танков. По своим характеристикам в наибольшей степени соответствует современному понятию «основной».

1943 ТАНК «ЧЕРЧИЛЛЬ» МК VII
Последний английский пехотный танк, защищенный беспрецедентно толстой броней - 152 мм!

1944 ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ФЕРДИНАНД»
Самая знаменитая немецкая САУ периода Второй мировой войны.

1945 СРЕДНИЙ ТАНК Т-54
Танк, определивший путь, по которому советское танкостроение шло все последующие годы. Стал эталоном простоты и надежности.

1945-1960
Первое послевоенное поколение танков. Опыт Второй мировой войны подтвердил, что танки, при их умелом и правильном использовании, являются наиболее универсальным боевым средством.

1951 ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76
Единственный в мире по-настоящему плавающий танк, способный без подготовки преодолевать практически любые водные преграды.

1952 МАЗ-535A
Семейство артиллерийских тягачей МАЗ-535 применялось в ракетных войсках для транспортировки баллистических ракет.

1952 ЛЕГКИЙ TAНK AMX-13
Французский послевоенный танк, впервые оснащенный автоматом заряжания. Имел 75-мм пушку с баллистикой пушки «Пантеры».

1958 СРЕДНИЙ ТАНК Т-55
Первый в мире танк, оснащенный системой защиты от оружия массового поражения. Выпускался вплоть до середины 1970-х годов.

1960 БТР М113
Очень удачный и самый массовый в мире гусеничный бронетранспортер. Помимо армии США состоит на вооружении во многих странах.

1960 ЛЕГКИЙ ТАНК М551 «ШЕРИДАН»
Авиадесантный танк, впервые в мире оснащенный пусковой установкой, способной стрелять управляемыми ракетами.

1960-1980
В 1960-1980 годах танки рассматриваются как основная ударная сила сухопутных войск.

1962 СРЕДНИЙ ТАНК Т-62
Первый в мире серийный танк, вооруженный гладкоствольной пушкой. 115-мм пушка У-5ТС стала советским ответом на английскую 105-мм L7.

1966 БМП-1
Родоначальница нового класса боевых бронированных машин, первая в мире боевая машина пехоты.

1966 ОСНОВНОЙ ТАНК STRV-103
Шведский безбашенный танк. Помимо оригинальной компоновки, отличался наличием смешанной силовой установки - дизель+ГТД.

1975 OCНOВHOЙ TAНK ТИП 74
Японский средний танк. Основная изюминка этой машины - гидропневматическая подвеска, обеспечивающая переменный клиренс.

1976 ОСНОВНОЙ TAНK Т-80
Первый в мире серийный основной боевой танк, оснащенный газотурбинной силовой установкой (ГТД).

1979 ОСНОВНОЙ TAНK «МЕРКАВА»МК 1
Первый танк оригинальной израильской разработки. Отличается исключительно высокой степенью защиты экипажа.

1980-1990
Быстрее, мощнее, мобильнее - в танкостроении 1980-1990 годов широко и спользуются новейшие достижения в различных областях науки, техники и технологии.

1981 БМП М2 «БРЭДЛИ»
Американская боевая машина пехоты, неплохо проявившая себя в ходе операции «Буря в пустыне».

1982 ОСНОВНОЙ TAНK M1 «АБРАМС»
Второй в мире, помимо советского Т-80, танк, оснащенный ГТД. В отличие от советской машины имеет богатый боевой опйт.

1987 БМП-3
Самая современная российская боевая машина пехоты. По мощи вооружения не имеет себе равных.

1988 БМ «ВИЗЕЛЬ»
Немецкая легкая авиатранспортабельйая бронированная машина, созданная специально для воздушно-десантных войск.

1989 ТОС-1 «БУРАТИНО»
Единственная в мире тяжелая огнеметная система залпового огня. Использует термобарические боеприпасы.

С 1990 до наших дней
Военные конфликты последних лет в очередной раз опровергли утверждение о бесполезности бронетанковых войск в связи с развитием современных средств поражения с воздуха.

1990 КБМ В1 «КЕНТАВР»
Колесный танк. Одна из наиболее удачных в мире колесных бронированных машин с тяжелым вооружением.

1991 ОСНОВНОЙ ТАНК «ЛЕКЛЕРК»
Французский основной боевой танк. По уровню насыщенности электронными средствами относится к поколению 3+.

1993 БМП CV90
Самая мощная по вооружению БМП, созданная на Западе. В базовом варианте оснащена 40-мм автоматической пушкой.

2002 ОСНОВНОЙ ТАНК «МЕРКАВА» МК 4
Наиболее совершенная и мощная версия знаменитой «Меркавы». Входит в пятерку лучших танков мира.

2003 РСЗО 9К57 «УРАГАН»
Реактивная система залпового огня Российской армии.
«Высокая точность и большая эффективность стрельбы этой системы позволили достичь результатов там, где другие огневые средства оказались бессильны.»
Генерал-полковник Г. Н. Трошев

2003 КБМ «ПИРАНА III»
Тяжелый колесный бронетранспортер швейцарской разработки. Одна из наиболее востребованных машин этого класса.

Боевые машины мира - №1 - 2013

 

Накашидзе-Шаррон

«Накаши́дзе-Шарро́н» (также «Шарро́н-Накаши́дзе», бронеавтомобиль Накашидзе, Charron-Girardot-Voigt) - пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Первый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение русской армии. Проект бронеавтомобиля разработан в 1904 году офицером русской армии Михаилом Накашидзе с использованием базы автомобиля французской фирмы «Шаррон, Жирардо э Вуа» (фр. Charron, Girardot et Voigt). В период с 1905 по 1908 год на фирме Charron, Girardot et Voigt по заказу российского Военного ведомства по чертежам Накашидзе было построено несколько бронеавтомобилей, часть из которых была доставлена в Россию. По другой версии, князь Накашидзе не имел как такового отношения к разработке этой машины, а её автором являлся французский полковник-артиллерист Гюйе.

Charron-Girardot-Voigt
Классификация - пулемётный бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 2,95
Экипаж, чел. - 4-5
История
Производитель - Charron, Франция
Годы производства - 1905-1908
Годы эксплуатации - 1905-1914(?)
Количество выпущенных, шт. - 11
Основные операторы - Российская Империя
Размеры
Длина корпуса, мм - 4800
Ширина, мм - 1700
Высота, мм - 2400
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 4,5
Борт корпуса, мм/град. - 4,5
Корма корпуса, мм/град. - 4,5
Днище, мм - 4,5
Крыша корпуса, мм - 4,5
Лоб рубки, мм/град. - 4,5
Борт рубки, мм/град. - 4,5
Корма рубки, мм/град. - 4,5
Крыша башни, мм/град. - 4,5
Вооружение
Пулемёты - 1 × 8-мм «Гочкисс»
Подвижность
Тип двигателя - Charron, бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 37
Скорость по шоссе, км/ч - 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 30
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. - 25
Преодолеваемый ров, м - 3,0 (с переносными мостками)

В 1904 году подъесаул Сибирского казачьего полка маньчжурской армии Михаил Накашидзе, сын генерала, князя Александра Накашидзе, в инициативном порядке разработал проект пулемётного бронеавтомобиля с учетом опыта войны в Маньчжурии. Незадолго до окончания русско-японской войны Накашидзе представил свой проект в Военное ведомство, где получил поддержку командующего маньчжурской армией генерала Николая Линевича. Инициатива энергичного офицера была одобрена. Постройка машины по российским чертежам была заказана французской фирме Charron, Girardot et Voigt, представившей в 1902 году один из первых в мире бронеавтомобилей - Charron 50CV. Однако монография М. Коломиеца "Русские броневики в бою" опровергает авторство Накашидзе в создании бронеавтомобиля. Кроме того указывается что князь являлся представителем компании «Шаррон, Жирардо э Вуа» и только лоббировал ее интересы в Генеральном штабе. В частности в переписке он представлялся как директор отдела бронированных автомобилей компании и фактически был ее совладельцем. Настоящий же автор проекта французский полковник-артиллерист Гюйе.
В 1905 году броневик был изготовлен и доставлен в Россию. Правда, фирма Charron, Girardot et Voigt собрала не один, а два броневика - второй предназначался для французской армии.
По прибытии в Российскую империю бронеавтомобиль был подвергнут масштабным испытаниям. В частности, «Накашидзе-Шаррон» совершил испытательный пробег по маршруту Санкт-Петербург - Ораниенбаум - Венки, во время которого бронеавтомобиль передвигался как по шоссейным и просёлочным дорогам, так и по бездорожью и пашне. Пробег продемонстрировал достаточно высокую степень надёжности машины. Пробные стрельбы в Ораниенбаумской стрелковой школе также показали весьма обнадёживающие результаты. В этом же 1905 году машина использовалась в Красносельских маневрах. Специальная комиссия Военного ведомства признала бронеавтомобиль вполне пригодным для разведки, связи, борьбы с конницей, а также для преследования отступающего противника.
По итогам испытаний Военное министерство предполагало заказать во Франции 10 автомобильных шасси, чтобы забронировать их уже в России, на Ижорском заводе. Однако вследствие большой загруженности завода было решено выдать фирме Charron заказ на 10 готовых бронеавтомобилей. Бронемашины были готовы в 1908 году и отправлены в Россию, однако при прохождении через Германию две машины были изъяты немецкой таможней «с целью оценки их возможностей». Несколько позже они появились на манёврах ландвера.
Кроме того, по отрывочным данным, несколько бронеавтомобилей «Накашидзе-Шаррон», проект которых был слегка модернизирован морским офицером, капитаном третьего ранга Гийе, были выпущены на заводах Charron для французской армии.
Корпус и башня
Полностью закрытый корпус бронеавтомобиля изготовлялся из броневой хромоникелевой стали толщиной 4,5 мм, обеспечивавшей защиту машины от пуль, осколков снарядов и шрапнели. Броневые листы корпуса крепились к каркасу заклёпками. В передней части располагался двигатель, сразу за ним - отделение управления, далее - боевое отделение с башней кругового вращения.
Посадка и высадка экипажа производилась через дверь в левом борту, открывавшуюся в сторону кормы. В отделении управления водитель размещался слева, командир бронемашины - справа. Для наблюдения за полем боя они имели в своём распоряжении смотровые щели и перископ. Для улучшения обзора с места водителя вне боя наклонная крышка лобового люка могла подниматься в горизонтальное положение. Интересно, что в бортах корпуса имелись три крупных окна (два по правому и одно по левому борту), закрываемых в случае надобности бронещитами. Данное решение позволяло ощутимо повысить комфортность работы экипажа на марше в жаркую погоду. К обоим бортам корпуса диагонально крепились U-образные стальные мостки, которые в боевой обстановке снимались и использовались для преодоления крупных рвов, канав и окопов.
На крыше боевого отделения, находившегося позади отделения управления, располагалась средних размеров цилиндрическая башня со скошенными листами крыши. При этом передний скос являлся в то же время и люком, крышка которого могла подниматься в горизонтальное положение, так же, как и лобовой бронелист отделения управления. Весьма интересно был решён механизм поворота башни, не имевшей обычной впоследствии шариковой опоры. Башня опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения. Вручную, при помощи колеса, перемещавшегося по ходовому винту колонны, можно было приподнять башню над корпусом и повернуть её. Только в таком положении мог быть обеспечен круговой обстрел из пулемёта.
Вооружение
Вооружением бронеавтомобиля являлся 8-мм пулемёт «Гочкисс», установленный в башне на специальном кронштейне. Кроме того, ещё один пулемёт той же модификации - запасной - перевозился в корпусе броневика.
Двигатель и трансмиссия
Силовой установкой бронеавтомобиля служил бензиновый 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель Charron жидкостного охлаждения, мощностью 37 л. с., позволявший машине развивать максимальную скорость 45 км/ч при движении по шоссе и 30 км/ч - при перемещении по рокаде. Примечательно, что, помимо обычной в то время системы запуска двигателя при помощи пускового рычага, была предусмотрена возможность запуска двигателя из отделения управления, что было немаловажно в боевой обстановке. Доступ к двигателю в целях ремонта и обслуживания обеспечивался через лючки со съёмными крышками, имевшиеся во всех стенках моторного отсека.
Ходовая часть
Ходовая часть - заднеприводная (4 × 2), с подвеской на продольных полуэллиптических листовых рессорах. В ходовой части использовались деревянные спицованные колёса с пулестойкими шинами, прикрывавшиеся броневыми колпаками. Задние колёса дополнительно прикрывались полукруглыми бронекожухами.
Дополнительное оборудование
Для передвижения в ночное время бронеавтомобиль оборудовался большой съёмной фарой-прожектором, размещённой на стойке перед передним наклонным листом моторного отсека. В боевой обстановке для освещения использовалась вторая фара, которая устанавливалась в переднем бронелисте корпуса под лобовым окном и прикрывалась бронезаслонкой.

Боевой экипаж бронеавтомобиля состоял из трёх человек; командир и водитель размещались в отделении управления, а стрелок - в пулемётной башне. Однако, помимо экипажа, внутри корпуса могли дополнительно разместиться от двух до пяти человек, то есть автомобиль мог использоваться и в качестве бронетранспортёра, перевозя, к примеру, рекогносцировочные (разведывательные) группы пехотинцев, офицеров связи, раненых бойцов, медиков и т. п.

Бронеавтомобили «Накашидзе-Шаррон» стали первыми серийными бронированными машинами русской армии. По прибытии в Россию броневики поступили в специальные учебные части Петербургского, Киевского, Виленского и Варшавского военных округов. Однако, как ни странно, дальнейшего применения они не получили. Во всяком случае, данные об использовании этих бронеавтомобилей в ходе Первой мировой и Гражданской войн отсутствуют.

Несомненно, для своего времени «Накашидзе-Шаррон» был весьма передовой боевой машиной. Бронеавтомобиль воплощал в себе ряд инженерно-технических решений, ставших впоследствии классическими: полную бронировку корпуса, перископ для безопасного наблюдения за полем боя, пулемётную башню кругового вращения, колёса с пулестойкими резиновыми шинами, возможность запуска двигателя из отделения управления. Военная комиссия отмечала, что бронеавтомобиль очень хорошо подходит для решения задач разведки, связи в зоне боевых действий, отражения кавалерийских атак и оперативной переброски сил на опасные направления, в том числе не прикрытые войсками. Помимо всего прочего, в отчёте комиссии содержалась следующая, весьма прозорливая фраза: бронеавтомобили «имеют широкую будущность как вспомогательное средство на поле боя».
Тем не менее идея бронеавтомобиля не получила должной поддержки со стороны военных. Крест на дальнейшей судьбе «Накашидзе-Шаррона» поставила гибель Михаила Накашидзе при взрыве на даче премьер-министра Петра Столыпина 25 (12) августа 1906 года. Без энергии своего создателя бронеавтомобили, образно говоря, «легли на полку». Дальнейших заказов на их производство не последовало, и к началу Первой мировой войны Российская империя подошла, практически не располагая бронеавтомобилями.
Однако опыт, полученный военными инженерами в процессе эксплуатации «Накашидзе-Шарронов», стал одной из причин того, что уже к концу 1914 года Россия смогла развернуть производство собственных броневиков, не уступавших западным аналогам, таких как «Гарфорд-Путилов» и «Руссо-Балт тип С», и эффективно использовать их в боях.

Википедия / Русский язык