Астраханец - Полугусеничный бронетрактор (РИ) 1919
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Астраханец (бронетрактор)

«Астраханец» - белогвардейский полугусеничный бронированный трактор периода Гражданской войны в России на неустановленном шасси. Был построен в единственном экземпляре Ревельским заводом в начале 1919 года и передан в состав 3-й Донской армии, однако оказался непригоден для боевого применения.

«Астраханец»
Классификация - бронированный трактор
Компоновочная схема - Переднемоторная
История
Производитель - Ревельский судоремонтный завод
Годы производства - 1919
Годы эксплуатации - 1919-1920
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Белое движение . ВСЮР / Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Бронирование
Тип брони - противопульная
Вооружение
Углы ГН, град. - 360°
Пулемёты - 2 × 7,62-мм Максим обр. 1910 г.
Подвижность
Тип двигателя - водяного охлаждения
Колёсная формула - полугусеничная ходовая часть

История
Бронетрактор «Астраханец» был построен силами Ревельского завода в Новороссийске в начале 1919 года на точно не установленном шасси (по косвенным документальным свидетельствам, это должно было быть шасси трактора «Буллок-Ломбард»). Он сразу же, без предварительных испытаний был передан в состав 3-й Донской армии ВСЮР, прибыв в Новочеркасск 1 апреля 1919 года, однако там практически сразу был сделан вывод о непригодности машины для боевого использования из-за многочисленных дефектов конструкции. По распоряжению командования армии бронетрактор был возвращён на завод, где и оставался на ремонте до конца апреля 1919 года. Дальнейшая судьба машины неизвестна, однако есть косвенное свидетельство о её захвате силами РККА: в 1919-1920 годах им досталось три трофейных бронетрактора на базе машин «Буллок-Ломбард», два из которых оказались боеспособными, а третий, проходивший в 1920 году испытания близ Таганрога, был признан непригодным для боевого применения. Однако бронированных тракторов «Буллок-Ломбард» заводом «Судосталь» было создано всего два, а единственной машиной, подходящей под описание третьей, является аналогичный по компоновке «Астраханец».
Конструкция
Подробности описания конструкции «Астраханца» не сохранились до наших дней. Известно, что это была полугусеничная машина с передним расположением силовой установки водяного охлаждения, оснащённая двумя башнями с круговым вращением, расположенными диагонально, подобно бронеавтомобилю «Остин-Путиловец». Её вооружение состояло из двух 7,62-мм пулемётов «Максим» обр. 1910 г. либо их аналогов в башнях и нескольких дополнительных пулемётов в бортовых амбразурах.
Оценка
2 апреля, уже на следующий день после прибытия машины в расположение 3-й Донской армии, начальник штаба Говоров отправил в Екатеринодар телеграмму следующего содержания, наглядно демонстрирующую её оценку военными:
Присланный в армию броневик «Астраханец» оказался непригодным для действий. Проведенное испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две имеющиеся башни не вращаются. По заявлению командира броневика испытания ему перед отправлением сделано не было, а сдан уже погруженным на платформу с приказанием отправляться как можно быстрее, в результате бесцельный проезд туда и обратно и потеря времени на исправление. В общем отличная идея использования тракторов и никуда не годное выполнение и преступная небрежность лиц, непосредственно отправляющих сюда броневик. Трактор приказано снова погрузить и отправить обратно.

Википедия / Русский язык