Черепаха (САУ Навроцкого) - Колесная сверхтяжелая САУ (РИ) 1916
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Черепаха (САУ Навроцкого)

Черепаха (Улучшенная черепаха) (САУ Навроцкого) - проект тяжёлой САУ, которую сам изобретатель, инженер Навроцкий, охарактеризовал как «Подвижную батарею». Наряду с САУ Дриженко один из первых проектов САУ.

Улучшенная черепаха
Классификация - сверхтяжёлая САУ
Боевая масса, т - 192
Экипаж, чел. - около 20
История
Производитель - Российская империя
Годы разработки - 1916-1917
Годы производства - не производился
Годы эксплуатации - не эксплуатировался
Количество выпущенных, шт. - не реализован в металле
Основные операторы - Российская Империя
Бронирование
Тип брони - противопульная
Вооружение
Калибр и марка пушки - 2×203-мм гаубицы, 2×152,4-мм пушки, 8×76,2-мм пушек
Прицелы - механические прицелы
Пулемёты - 10×7,62-мм пулеметов, 30000 патронов
Другое вооружение - нет
Подвижность
Скорость по шоссе, км/ч - 10-12
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 7-9

В ходе Первой мировой войны российские инженеры и конструкторы зачастую составляли различные проекты танков. Особенно оригинальным был проект инженера Навроцкого «Подвижная батарея Улучшенная Черепаха», представленный в начале 1917 года. Данный проект отличался от других схожих проектов оригинальной ходовой частью, состоявшей из одного ведущего сферического катка и двух дополнительных колес меньшего диаметра. Несмотря на схожесть с проектом Лебеденко, Навроцкий не знал о построенном колесном танке Лебеденко, и о результатах его испытаний.
Броневой корпус и башня
О предполагавшемся бронировании «Черепахи» практически неизвестно. Известно, что она не была многобашенной установкой, что сильно снижало её уязвимость.
Вооружение
Особенно отличительным от других проектов было предполагаемое вооружение «Черепахи». По замыслу создателя подвижная батарея должна была вооружаться двумя 203-мм гаубицами, двумя 152,4-мм пушками, восемью 76,2-мм пушками и десятью 7,62-мм пулеметами. Вооружение размещалось по бортам корпуса, в верхней башне и двух бортовых спонсонах, что придавало «подвижной батарее» ещё большую схожесть с танком Лебеденко.
Двигатель и трансмиссия
Масса этой боевой машины приближалась к 192 тоннам, правда о двигателях, которые должны были передвигать столь тяжёлую батарею, информации не сохранилось.
Ходовая часть
О том, какие подвижность и мобильность должны были быть у САУ, практически ничего неизвестно. Вероятно, что вследствие её огромной массы её скорость была бы очень низкой (ниже, чем у САУ Дриженко).

Весной 1917 года комиссия ГВТУ рассмотрела проект Навроцкого, но до практической реализации дело не дошло. Вполне естественно, что масса вопросов возникала при определении динамических характеристик этой САУ и её эксплуатационных возможностях. Кроме того, ходовая часть «лафетного» типа уже успела доказать свою полную несостоятельность, а её огромные размеры делали из «подвижной батареи» отличную мишень. В целом же, воплощение такой конструкции в металле, казалось неоправданно рискованным предприятием, ввиду сомнительных боевых характеристик, малой подвижности и высокой уязвимости машины.
Тем не менее, подобные проекты и их рассмотрение показывали, что у Русской императорской армии был интерес к бронетехнике и её созданию, но не всегда передовые проекты оказывались оценёнными по достоинству.

Википедия / Русский язык