TAM - Основной боевой танк / Средний танк (Аргентина)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

М. Барятинский

Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 1

Список сокращений: БРЭМ - бронированная ремонтно-эвакуационная машина; ЗИП - запасные части и приспособления; НОАК - Народно-освободительная армия Китая; ОМШ - открытый металлический шарнир; ОМП - оружие массового поражения; ПАЗ - противоатомная защита; ППО - противопожарное оборудование; РМШ - резино-металлический шарнир; СУО - система управления огнем; ТДА - термодымовая аппаратура; ФВУ - фильтровентиляционная установка.

Аргентина

Средний танк ТАМ (Tanque Argentino Mediano)

Разработан в 1974-1976 годах западногерманской фирмой Thyssen-Henshel по заказу Аргентины на базе боевой машины пехоты "Мардер". Серийное производство по лицензии ФРГ начато в 1979 году аргентинской фирмой TAMSE на государственном заводе в г.Кордова. С 1979 по 1985 год изготовлено 256 единиц.

Серийная модификация:

- особенностью танка является переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес при размещении системы охлаждения двигателя в кормовой части корпуса. В передней части корпуса слева находится место механика-водителя. В средней части, ближе к корме, установлена трехместная сварная башня. Корпус и башня выполнены из стальных броневых листов. В кормовой части корпуса имеется люк для выхода экипажа и загрузки боекомплекта. Первые образцы танка вооружались пушкой фирмы Rheinmetall (вариант английской пушки L7) и оснащались оптическим дальномером, нестабилизированным панорамным прицелом командира, ночными подсветочными приборами. В ходе модернизации на танк начали устанавливать пушки с термозащитным чехлом и усовершенствованные СУО (стабилизированные прицелы наводчика и командира, лазерный дальномер, низкоуровневые телевизионные ночные приборы). Для стрельбы из орудия могут использоваться боеприпасы НАТО калибра 105 мм.

1-я илл.
Средний танк ТАМ

2-я илл.
ТАМ

Производство танка ТАМ было свернуто в середине 80-х годов из-за финансовых затруднений; по этой же причине 30% выпущенных машин сразу отправили в резерв аргентинской армии. Еще в ходе производства велись переговоры о поставках танков за рубеж, в частности в Панаму. Однако возможности экспорта были ограничены в связи с необходимостью получения разрешения от держателя лицензии - ФРГ.

На базе танка ТАМ серийно выпускалась боевая машина пехоты VCTP; разработаны БРЭМ VCRT, 155-мм самоходная гаубица VCA-155, реактивные системы залпового огня VCLC-CAM и VCLC-CAL, 120-мм самоходный миномет VCTM, машина управления VCPC и инженерная машина VCRT.

Танк ТАМ, конструкция которого базируется на шасси БМП "Мардер", только по боевой массе может быть отнесен к классу средних танков и условно - к основным. Он имеет весьма низкий уровень защищенности (лишь от снарядов автоматических пушек) и не отвечает по этому показателю даже требованиям 60-70-х годов. Из-за малой грузоподъемности шасси существенно усилить защиту не представляется возможным.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ТАМ
БОЕВАЯ МАССА, т: 30,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8230, ширина - 3120, высота (по крыше башни) - 2420, клиренс - 440.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L7A3 калибра 105 мм, 1 спаренный пулемет MAG FN-60-40 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет MAG FN-60-20 калибра 7,62 мм, 8 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов, 6000 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: электрогидравлический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорамный прицел командира TRP-2A, прицел наводчика Zeiss TZF, оптический дальномер.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: обеспечивает защиту от огня автоматических пушек калибра не более 40 мм.
ДВИГАТЕЛЬ: MTU МВ822 Ка-500, 6-цилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель жидкостного охлаждения; мощность - 720 л.с. (530 кВт) при 2400 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: гидромеханическая Renk HSWL-204, четырехскоростная планетарная коробка передач (4+4), дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска - индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-, 2-, 5- и 6-го опорных катков; гусеницы с РМШ и съемными резиновыми башмаками шириной 450 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 75.
ЗАПАС ХОДА, км: 550.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,9; высота стенки, м - 0,9; глубина брода, м - 1,4 (с ОПВТ - 4 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.

Бронеколлекция, №3, 2001, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 1