Туре 59 (WZ-120) - Основной боевой танк (КНР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Все китайские танки. «Бронированные драконы» Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

Своим началом танкостроение Китайской Народной Республики (КНР), во многом, обязано технической помощи со стороны СССР 14 февраля 1950 года в Москве подписали Договор о дружбе и взаимной помощи между СССР и КНР, который положил начало политическому, экономическому и военному сотрудничеству двух стран. Своего апогея оно достигло в середине 1950-х годов.
В 1956 году НОАК получила для ознакомления несколько образцов советских танков Т-54А и необходимую для развертывания лицензионного производства этих машин техническую документацию. В апреле прибыла многочисленная группа советских технических специалистов, среди которых находились представители завода в Нижнем Тагиле. В её задачу входила всесторонняя помощь китайским коллегам как в освоении танка, так и в строительстве завода № 617 по его производству в городе Баотоу (Внутренняя Монголия). Следует отметить, что технологию советские специалисты передали китайским партнерам не в полном объеме. Ограничения коснулись, в частности, конвейерной сборки. Темпы работ оказались весьма высокими, и уже в 1957 году первый собранный ещё из советских комплектующих серийный танк покинул сборочный цех. В настоящее время это построенное с советской помощью предприятие именуется «Первой машиностроительной корпорацией Внутренней Монголии» и входит в состав государственной промышленной группы NORINCO, оставаясь единственным производителем танков в КНР. Также для проектных разработок в области бронетанковой техники в Пекине создали НИИ-201.

Первые изготовленные в Баотоу танки Туре 59 на военном параде в Пекине, посвященном 10-летней годовщине образования КНР. 1 октября 1959 года.

Туре 59 в экспозиции Военного музея Китайской революции в Пекине.

Китайский основной боевой танк Туре 59.

1 октября 1959 года на параде в Пекине, посвященном 10-летней годовщине образования КНР, прошли уже 32 танка. Машины первых серий практически полностью повторяли конструкцию Т-54А, но постепенно китайские инженеры начали вносить изменения для лучшего приспособления машины к климатическим условиям Юго-Восточной Азии.
Первоначально на заводе планировали изготавливать до 1000 машин в год. Но темпы освоения производства сильно замедлились, после того как, вследствие ухудшения отношений между двумя странами, советские технические специалисты были отозваны с китайских народнохозяйственных строек. К тому же завод № 617 столкнулся с нехваткой комплектующих, многие из которых в то время ещё поставлялись из СССР.
В 1961 году китайские руководители решили присвоить машине «национальное» наименование Туре 59, но употреблялся также заводской индекс WZ-120. К 1967 году объём производства танков составлял 600 машин в год. Несколько позднее построили ещё два предприятия в Шанхае и Внутренней Монголии. В начале 1970-х годов годовой объём производства танков колебался в пределах от 500 до 700 единиц, в 1979 году удалось преодолеть планку в 1000 машин в год, затем это количество снизилось до 500 в 1980 году и 600 - в 1981-м. В 1982 году количество изготовленных машин возросло до 1200 единиц и, начиная с 1983 года до прекращения выпуска в 1987 году, составляло 1500-1700 танков в год.
Постепенно, к 1983 году в частях НОАК накопилось уже порядка 1500-1700 танков Туре 59. К середине 1990-х годов их число возросло до 6000 машин разных модификаций. Несмотря на поступление более современных танков, по состоянию на 2014 год в НОАК продолжает находиться 2200 единиц Type 59-I, 550 - Type 59-II и 650 - Type 59D.
Туре 59 во многом повторяет конструкцию Т-54 и имеет классическую компоновку с передним расположением отделения управления и задним - моторно-трансмиссионного. Корпус сварной. Верхний лобовой броневой лист толщиной до 100 мм выполнен монолитным и установлен под углом 60° к вертикали. С целью увеличения прочности днищу придали корытообразную форму. Борта расположены вертикально.
Башня - литая, полусферической формы с дифференцированными по толщине стенками. Привод разворота - электрический. Экипаж 4 человека: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий.
Рабочее место механика-водителя оборудовали сдвижным люком. В положении «по-боевому» для обзора использовались два призматических наблюдательных прибора. В ночное время вместо одного из них мог устанавливаться инфракрасный активный прибор. Имевшийся в распоряжении механика-водителя курсоуказатель-гирополукомпас позволял в течение короткого времени выдерживать направление движения танка в условиях ограниченной видимости и отсутствия ориентиров. Справа от механика-водителя располагались аккумуляторные батареи, передние топливные баки и часть боекомплекта.

Type 59 в композиции необычного монумента на территории одной из пекинских воинских частей.

Танки первых серий вооружались стабилизированной в вертикальной плоскости 100-мм нарезной пушкой Туре 59 .лицензионной копией советского орудия Д-10ТГ. Пушка оснащалась эжектором для продувки канала ствола после выстрела, что существенно снижало загазованность боевого отделения. Затвор имел предохранительное устройство, препятствующее самопроизвольному спуску при ударах на ходу. Углы вертикальной наводки находились в диапазоне от -4° до +17°. Орудие снабжалось телескопическим шарнирным прицелом китайского производства (копия советского ТШ-2А-22) с переменным 3,5 и 7-кратным увеличением. Эффективная дальность стрельбы по стандартной цели - до 1200 метров.
Одноплоскостной стабилизатор вооружения являлся копией советского СТП-1 «Горизонт». Он позволял вести прицельный огонь на ходу. Его главным недостатком было отсутствие возможности для наводчика наблюдать за целью, когда пушка блокировалась на определенных углах возвышения. После разрыва советско-китайских отношений установку стабилизаторов вооружения и приборов ночного видения пришлось прекратить.
Справа от орудия монтировался спаренный 7,62-мм пулемет Туре 59-Т (лицензионная копия советского СГМТ). Ещё один жестко крепился в лобовом листе корпуса по правому борту. Эффективная дальность стрельбы составляла до 1000 метров.

Узлы и детали 12,7-мм пулемета Туре 54 (Vladimir Yakubov, US Army Museum - Fort Dr. Russy, Honolulu, HI, USA).

Над люком заряжающего на турели установили 12,7-мм зенитный пулемет Туре 54 (копия ДШКМ) с углами вертикального наведения от 4,5° до +82°. Для снижения отдачи станок оснащался пружинными противооткатными устройствами.
Боекомплект состоял из 34 унитарных выстрелов к орудию, 3500 7,62-мм и 200 12,7-мм патронов.
Силовая установка представлена 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем жидкостного охлаждения «12150L» (копия советского В-54) мощностью 520 л.с. при 2000 об./мин. Конструкция трансмиссии также повторяла таковую Т-54А и состояла из входного редуктора (гитары) с принудительной смазкой и стальным картером, многодискового главного фрикциона сухого трения, механической пятиступенчатой коробки передач, механизма поворота и простых однорядных бортовых редукторов.
Запас топлива в 532 литра находился в трех наружных и трех внутренних баках. Дополнительно на корме могли устанавливаться ещё две бочки, что увеличивало запас хода с 440 до 600 км.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра с резиновыми бандажами, ведущего колеса заднего расположения и ленивца. Подвеска индивидуальная, торсионная. Опорные катки позаимствовали от Т-55, как более легкие и технологичные. Каждая гусеница состояла из 90 траков шириной 580 мм. Удельное давление на грунт - 0,81 кг/см2. Максимальная скорость по шоссе - 50 км/ч.
Танк Туре 59 преодолевал подъём в 30°, вертикальную стену высотой 0,8 м и ров шириной 2,7 м. Позднее все машины оборудовали средствами для подводного вождения по образцу советских, что позволяло преодолевать по дну водоёмы глубиной до 5,5 м.
Установленное на танке углекислотное противопожарное оборудование обеспечивало тушение трёх различных пожаров или двух, одновременно возникших в разных отделениях.
В кормовой части корпуса снаружи устанавливались две дымовые шашки с дистанционным зажиганием от электрозапалов. Управлять постановкой дымовых завес могли командир и наводчик. Позднее вместо шашек установили термодымовую аппаратуру по образцу советской.
В качестве средства связи использовались китайские копии советских радиостанций Р-113 и танкового переговорного устройства ТПУ Р-120.

Проекции танка Type 59.

Тактико-технические характеристики танка Type 59
Компоновочная схема . классическая.
Годы производства . 1958-1987.
Годы эксплуатации . с 1959.
Боевая масса, т . 36.
Экипаж, чел . 4.
Основные размеры, мм:
. длина с пушкой вперед . 9000.
. длина по корпусу . 6040.
. ширина . 3270.
. высота полная . 2590.
. высота по крыше башни . 2400.
. клиренс . 425.
Удельное давление на грунт, кг/см2 . 0,81.
Бронирование, мм:
. лоб корпуса . 97.
. борт корпуса . 20...79.
. лоб башни . 203.
. борт башни . 150.
. крыша . 20.
Вооружение (боезапас, выстр.):
. 100-мм нарезная пушка Туре 59 . 1 (34).
. 7,62-мм пулемет Туре 59-Т . 2 (3500).
. 12,7-мм зенитный пулемет Туре 54 . 1 (200).
Углы вертикальной наводки орудия, град. . -4...+17.
Стабилизация вооружения . в вертикальной плоскости.
Механизм заряжания . ручной.
Прицельные приспособления . ТШ-2А-22.
Средства постановки дымовой завесы . 2хБДШ-5.
Радиостанция . А-33 (Р-113).
Переговорное устройство . А-221 (Р-120).
Подвижность:
. тип и марка двигателя . дизельный «12150L».
. количество цилиндров (их расположение) . 12 (V-образное).
. максимальная мощность, л.с. . 520.
. удельная мощность, л.с./т . 14,44.
. максимальная скорость, км/ч . 50.
. емкость топливных баков (+в дополнительных баках), л . 532 (+400).
. запас хода (с дополнительными баками), км . 440 (600).
Преодолеваемые препятствия:
. подъем, град . 30.
. крен, град . 30.
. ров, м . 2,7.
. стенка, м . 0,8.
. брод, м . 1,4.

Type 59 в экспозиции Центрального музея броне танкового вооружения и техники в Кубинке.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

3-я индо-пакистанская война

Боевое крещение танков Туре 59 состоялось в ходе Третьей индо-пакистанской войны 1971 года. Ранее две страны воевали друг с другом в 1947-1948 и в 1965-м годах, причем причиной обоих конфликтов являлись территориальные споры вокруг штата Кашмир. В ходе последнего произошел разгром пакистанской, вооруженной танками М48 американского производства, 1-й бронетанковой дивизии под Ассал Уттаром, когда было подбито около 100 машин, а поле боя получило название «Паттон Нэгер» (кладбище «паттонов»).
Этот эпизод порядком подорвал доверие пакистанских военных к американской технике и стимулировал налаживание тесного сотрудничества с Китаем, который быстро восполнил потери. К 1971 году в рядах пакистанской армии насчитывалось около 700 танков Туре 59. Чтобы отличить их от состоящих на вооружении индийской армии советских Т-55, пакистанцы нанесли на свои машины знаки быстрого опознавания - горизонтальную полосу вокруг башни шириной около 25 см с разрывами для номера на левой и правой сторонах, а также на эжектор орудия.
25 марта 1971 года пакистанская армия начала операцию «Прожектор» против движения мукти-бахини, выступавших за отделение Восточного Пакистана и создания независимого государства Бангладеш. Их силы, пополняемые за счет местного населения и армейских дезертиров, быстро росли. В поддержку повстанцев выступила премьер-министр Индии Индира Ганди, начав оказывать им военную помощь. Пакистанское руководство пришло к выводу о невозможности подавления мукти-бахини, пока движение получает зарубежную поддержку. 3 декабря, во второй половине дня, пакистанские ВВС подвергли внезапной бомбардировке ряд индийских авиабаз. Уже 4 декабря в Индии объявили чрезвычайное положение и приступили к мобилизации. Индийская авиация начала наносить ответные удары по территории Пакистана.

Паттон Нэгер - разбитые пакистанские танки М48.

Выдвижение колонны пакистанских Туре 59.

В тот же день поздно вечером пакистанские 38-й кавалерийский полк и 206-я пехотная бригада начали наступление через Лонгевалу на Джайсалмер. Всего в рядах наступающих насчитывалось 65 танков, 138 БМП и бронеавтомобилей и около 2800 военнослужащих. Однако под Лонгевалой их встретила рота 23-го батальона Пенджабского полка, которая огнем из противотанковых гранатометов подбила 12 танков. Столь высокие потери, во многом, оказались обусловлены установкой на пакистанские машины дополнительных топливных баков в целях увеличения запаса хода. Кроме того, что они повышали уязвимость техники, стелющийся над полем боя густой дым от горящего топлива мешал пакистанским командирам адекватно оценивать ситуацию и управлять войсками.
Высокая плотность индийского огня ввела пакистанских командиров в заблуждение. Они решили, что имеют дело, как минимум, с батальоном. В результате, в течение двух часов предпринимали попытки окружить обороняющихся, но пакистанская техника застревала в дюнах. При этом мелкий песок забивал воздушные фильтры танков Туре 59, что приводило к перегреву двигателей. Тем временем индийские солдаты успели подбить еще два танка.
С рассветом прибыла индийская авиация, которая начала методично уничтожать лишенную воздушной поддержки бронетехнику противника, вынудив их оставить поле боя. Пакистанцы потеряли в этом бою более 200 солдат, около 100 танков, БМП и бронеавтомобилей. Потери индийцев составили: двое солдат, один джип и шесть верблюдов.

Подбитые по Лонгевалой пакистанские Туре 69. Хорошо видны дополнительные бочки с горючим.

Индийцы позируют на подбитом пакистанском Туре 59.

Одновременно на восточном фронте индийские войска совместно с подразделениями мукти-бакини, обходя опорные пункты противника, развили стремительное наступление и к концу второй недели вышли к Дакке, а 16 декабря командующий пакистанскими войсками в Бангладеш генерал Ниязи капитулировал.
Общие потери пакистанских вооруженных сил в Третьей индо-пакистанской войне составили 226 танков. Итогом этой войны стало появление на карте мира нового государства Бангладеш, в вооруженных силах которого постоянное эксплуатируется китайская бронетехника. По состоянию на 2014 год в них имеется 174 танка Туре 59, 58 - Туре 69 и 13 - МВТ-2000.

1989 г. - площадь Тяньаньмэнь...
Повествуя о боевом применении китайских танков, нельзя обойти вниманием их участие в силовой акции по разгону в 1989 году протестных выступлений в Пекине на площади Тяньаньмэнь. Ситуация, в которой государственное руководство оказывается вынужденным использовать армейские подразделения для подавления внутренних беспорядков - печальное событие в истории любой страны, но «из песни слова не выкинешь». К тому же это оказало косвенное влияние и на китайское танкостроение.
Как всегда бывает в таких случаях, истоки и причины событий на площади Тяньаньмэнь представляют собой сложный и противоречивый конгломерат. С 1978 года, по инициативе Дэн Сяопина, Китай приступил к проведению масштабных реформ, приведших к внедрению в жизнь страны элементов рыночной экономики по принципу «не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».
В обществе стали нарастать противоречия: крестьяне ринулись в города на заработки, усугубились безработица и расслоение по имущественному признаку. Часть студентов и интеллигенции полагала, что вслед за экономическими преобразованиями должен наступить черед либерального реформирования политической системы.
«Спусковым крючком» стала случившаяся 15 апреля 1989 года внезапная смерть от сердечного приступа лидера «либерального крыла» Коммунистической партии Китая Ху Яобана. Это дало студентам повод собраться на площади Тяньаньмэнь не только для того, чтобы оплакать усопшего, но и заявить свои требования к власти. Основные выступления проходили с 27 апреля по 4 июня. Представители интеллигенции полагали, что существующее правительство погрязло в коррупции и управляет страной откровенно тоталитарными методами, представители рабочих считали, что рыночные реформы зашли слишком далеко, породив высокую инфляцию и безработицу. Часть политиков, в том числе генеральный секретарь Чжао Цзыян, стремились использовать протестное движение для укрепления своих позиций в партии. Кроме Пекина, выступления прошли также в Шанхае, Чунцине и Ухане.
На первых порах Дэн Сяопин предпочитал оставаться «над схваткой», но постепенно на Западе происходящие события стали воспринимать как преддверие падения власти коммунистов в Китае, а среди протестующих стало увеличиваться число радикальных, а то и вовсе уголовных элементов. Появились самодельное оружие и бутылки с зажигательной смесью, все чаще стали раздаваться призывы к вооруженному восстанию. Китайский «майдан» стал создавать реальную угрозу безопасности государства.
20 мая власти ввели в Пекине военное положение и потребовали очистить площадь Тяньаньмэнь, но призыв к благоразумию не был услышан. Более того, на окраинах Пекина радикальные элементы начали нападать на безоружных солдат, которым запрещалось даже защищаться кулаками.
Это вынудило китайское руководство во главе с Дэн Сяопином принять решение о вводе в город уже вооруженных подразделений 27-й и 28-й армий. В ночь на 4 июня танки Туре 59 в сопровождении бронетранспортеров и пехоты подошли непосредственно к площади Тяньаньмэнь, а муниципалитет Пекина приказал протестующим разойтись. Не желая кровопролития, большинство из них свернули свои транспаранты и отправились по домам. Несколько сотен человек отказались это сделать, и военные вывели их силой.
Тем временем радикалы возвели на улицах Пекина баррикады, с которых атаковали армейские подразделения. Солдат забрасывали камнями, бронетехнику поджигали с помощью бутылок с горючей смесью, применяли и огнестрельное оружие. Громили даже пытавшиеся увозить раненых машины «скорой помощи». В результате военным пришлось с боем прорываться через баррикады, что привело к жертвам с обеих сторон. Официальные источники КНР сообщили о 200 погибших, среди которых было 10 солдат и 13 представителей других силовых структур. Позднее бывший министр торговли Китая Ху Пин вспоминал о виденных им 15 сожженных танках и бронетранспортерах.
В конечном итоге, бунт был подавлен, что дало повод странам Запада ввести против Китая различные санкции. В области танкостроения это выразилось в прекращении совместной с США разработки танка «Jaguar». С другой стороны, наложенное эмбарго на военные поставки серьезно простимулировало китайско-пакистанское военное сотрудничество, позволившее «обкатать» различные технические решения, использованные впоследствии на ZTZ-98 и ZTZ-99.

Танки Туре 59 на улицах Пекина. 3-4 июня 1989 года.

Ближний Восток
После революции 1979 года и изгнания из страны шаха, Иран потерял возможность закупать военную технику в Европе и США. Это заставило в 1980-х годах приобрести в Китае около 300 танков Туре 59. Купленные машины приняли участие в Ирано-иракской войне 1980-1988 гг., где им предстояло встретиться на поле боя с такими же Туре 59, закупленными Ираком. Дело в том, что после проведенных против членов Коммунистической партии репрессий Ирак больше не мог приобретать советскую технику, и в 1980 году Саддам Хуссейн заключил с Китаем контракт на поставку танков Туре 59, которых поступило, по разным оценкам, от 250 до 1300 единиц.
Две соседние страны активно поддерживали антиправительственные движения на территории друг друга. Иран помогал действующим в Ираке отрядам курдских боевиков, Ирак - сепаратистам в Хузестане. Резко обострило отношения совершенное шиитскими боевиками в апреле 1980 года покушение на заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза. Наряду с этим значительно увеличилось число приграничных столкновений.

Туре 59 армии Ирана.

22 сентября 1980 года иракская армия форсировала Шатт-эль-Араб и вторглась в Хузестан - началась ирано-иракская война. На первых порах успех сопутствовал армии Саддама Хусейна, но в январе 1981 года иранские войска перешли в контрнаступление, добившись через несколько месяцев вполне ощутимых результатов. Именно в это время и состоялось боевое крещение закупленных Ираком китайских танков. Их срочно перебросили к Басре, чтобы сорвать атаки иранской пехоты, практически лишенной поддержки бронетехники. Туре 59 вели огонь с дистанции 1,5-2 км преимущественно осколочно-фугасными снарядами, что заставило силы противника вернуться на исходные позиции.
Позднее обе стороны неоднократно перехватывали инициативу другу друга. Потери иракской армии в бронетехнике оказались настолько большими, что не могли быть полностью компенсированы поставками из СССР и стран Варшавского договора. Поэтому до 1988 года, при содействии Саудовской Аравии, Ирак приобрел у Китая, в общей сложности, около 600 танков Туре 69, причем одновременно китайцы продавали свои танки и Ирану.

Горящий иракский Туре 69. 2 апреля 2003 года.

Американские солдаты осматривают захваченный иракский Туре 59. 17 марта 1991 года.

Большинство иракских танков китайского производства были уничтожены союзниками входе проведения в 1991 году операции «Буря в пустыне», а также вторжения в Ирак в 2003 году. Хотя их экипажи и пытались оказывать сопротивление, силы были катастрофически неравны. Лишенные прикрытия с воздуха, иракские танки методично выбивались союзниками. Например, 29 января 1991 года иракские танкисты попытались предпринять наступление на Рас-Хавджи (Саудовская Аравия), однако успеха не достигли и потеряли в течение суток 24 танка. По похожему сценарию развивалась ситуация и в 2003 году.
Небольшое количество Туре 69 продолжает оставаться на вооружении и использоваться в боевых действиях против террористов ДАИШ (запрещенная в России организация). По некоторым данным в настоящее время, несколько машин этого типа воюют в рядах курдских военизированных отрядов Пешмерга.

Вьетнам
В конце 1971 года Китай начал поставлять танки Туре 59 правительству Северного Вьетнама. Следует отметить, что к тому времени вьетнамцы успели уже познакомиться с советскими Т-54, которые СССР им поставлял еще с 1963 года.
К началу 1972 года партизанское движение в Южном Вьетнаме оказалось серьезно ослаблено тяжелыми потерями. Тем временем набирающее силу в США антивоенное движение заставило президента Ричарда Никсона накануне выборов ускорить вывод из Вьетнама американских войск. Чтобы получить козырь на проходящих в Париже переговорах, руководство Северного Вьетнама решило провести наступательную операцию «Нгуен Хюэ», названную в честь вьетнамского императора, разгромившего в 1789 году китайские войска, целью которой являлось занятие важных населенных пунктов Южного Вьетнама. В течение нескольких месяцев по «тропе Хо Ши Мина» удалось перебросить три батальона, вооруженных танками Туре 59, Т-54 и ПТ-76, причем это сосредоточение осталось совершенно незамеченным разведкой США.
Наступление начали 30 марта, в католическую Страстную пятницу, из-за чего в странах Запада его называют Пасхальным. В отличие от предыдущих боевых действий ставка делалась на классический способ ведения войны, а не партизанские действия. Пехоту поддерживали 201-й, 202-й и 203-й танковые полки, на вооружении которых находились Туре 59. Нанеся значительные потери противнику в личном составе и вооружении, войска Северного Вьетнама на северном фланге смогли взять город Куангчи, после чего их дальнейшее продвижение захлебнулось. С помощью американской авиационной поддержки вооруженные силы Южного Вьетнама смогли даже перейти в контрнаступление. Войска Северного Вьетнама потеряли около 100 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, но смогли удержать часть территории Южного Вьетнама.

Захваченные армией Южного Вьетнама в период Пасхального наступления северовьетнамские Туре 59.

После сокращения в 1973-1974 гг. американской военной помощи Южному Вьетнаму боеспособность его армии значительно снизилась. Весной 1975 года северовьетнамская армия перешла в новое наступление и 30 апреля заняла Сайгон.
После этого политика Китая по отношению к Вьетнаму начала постепенно меняться, так как его руководство не устраивало наличие у своих границ сильного просоветски ориентированного государства. Одновременно сформировался союз Китая с пришедшими к власти в Камбодже «красными кхмерами» во главе с Пол Потом. От их действий страдала не только вьетнамская община Камбоджи, но и население приграничных вьетнамских областей. В частности, 22 декабря 1978 года верные Пол Поту войска атаковали вьетнамский город Беншой. В ответ на это, 25 декабря вьетнамская армия вторглась в Камбоджу и свергла режим Пол Пота, заменив его Хенг Самрином.
К 8 января 1979 года завершилось оперативное развертывание войск Гуанчжоуского военного округа, дополнительные силы сосредоточили в провинции Юньнань. Всего у границы с Вьетнамом китайцы сосредоточили 44 дивизии (около 600 тыс. человек личного состава), но в непосредственном вторжении принимали участие 200 тыс. человек.
17 февраля 1979 года НОАК перешла границу, заняв многие опорные пункты на вьетнамской территории. В рядах китайских войск находились танки Туре 59, Туре 62 и Туре 63. С вьетнамской стороны им противостояли около 100 тыс. военнослужащих. Так как большая часть вьетнамских танковых подразделений была сконцентрирована в Лаосе, то в отражении агрессии принимали участие, в основном, более старые Т-34-85. Несмотря на подавляющее численное превосходство, НОАК за две недели боёв смогла продвинуться не более чем на 50 км вглубь территории Вьетнама. Имея значительное количество танков, по причине слабой насыщенности войск автомобильной техникой, китайцы не смогли организовать их обеспечение боеприпасами и горючим. Каждый раз после небольшого продвижения китайские танки останавливались в ожидании машин снабжения. Вьетнамцы же наносили свои контрудары как раз в такие моменты. Например, когда колонна китайских легких танков Туре 62 наткнулась на замаскированную позицию 100-мм орудий КС-19, вьетнамские артиллеристы расстреляли противника практически как на полигоне.
В итоге, непосредственно в боях китайцы потеряли лишь 67 машин, в то время как 213 были захвачены и поставлены на вооружение вьетнамской армии.
Видя, что разгромить противника не удается, 1 марта китайцы предложили переговоры, но Вьетнам их отверг и 5 марта объявил всеобщую мобилизацию. К 17 марта, потеряв около 22 тыс. человек убитыми, Китай вывел свои войска с вьетнамской территории. О своей победе заявили обе стороны.
Однако боевые действия на территории Камбоджи продолжались. Переданные Вьетнамом китайские Туре 59 правительственные войска интенсивно использовали против отрядов оппозиции. Состояли машины этого типа и на вооружении подразделений «красных кхмеров», причем их экипажи даже проходили обучение в КНР.

Китайские танки изготовились наступать на Вьетнам, 1979 год.

Уничтоженный вьетнамцами китайский Туре 62.