Type 69 (WZ-121) - Основной боевой танк (КНР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Все китайские танки. «Бронированные драконы» Поднебесной / Андрей Чаплыгин : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

С 1963 года в компании NORINCO приступили к работам по улучшению танка Туре 59 и его адаптации к местным производственным условиям. Предусматривалось использование только китайских узлов и агрегатов, так как помогавший в освоении производства Туре 59 СССР к тому времени из-за ухудшения отношений отозвал своих специалистов из Китая и прекратил поставку комплектующих. Для молодой китайской промышленности это оказалось очень сложной задачей. Работы над новой машиной продвигались крайне медленно.
По утверждению китайских источников, в немалой степени дополнительно затормозила проектирование развернувшаяся в то время в стране «культурная революция», вылившаяся в хаос и настоящую «войну всех против всех». Это фактически парализовало деятельность конструкторов и производственников.
Первый прототип изготовили в 1966 году, а второй - в 1968-м.

Туре 69-I, вооруженный 100-мм гладкоствольным орудием.

В 1969 году, в ходе боев за остров Даманский, китайцам удалось подбить новейший по тем временам советский танк Т-62. Обездвиженная машина осталась на льду Уссури между островом и китайским берегом. В первую же ночь в ней побывали китайские разведчики, которые сняли прицел TШ-2Б-41 и вынесли бронебойно-подкалиберный снаряд. Чтобы не допустить эвакуации Т-62 противником, советская сторона вела постоянный артиллерийский огонь. В результате лед лопнул, и танк затонул. Однако в мае китайцы смогли вытащить машину на свой берег, после чего подвергли её самому детальному изучению, а в соответствии с полученными сведениями доработали свой перспективный танк, внеся в конструкцию 11 новых существенных изменений.
Проведенные в феврале 1970 года испытания показали, что новая машина все ещё не удовлетворяет требованиям военных. К началу 1970-х годов, после выпуска установочной партии, завод смог приступить к ограниченному серийному производству. 26 марта 1974 года новому танку присвоили официальное наименование Туре 69 (заводское обозначение WZ-121). Однако доводка затянулась. Вплоть до 1980-х годов машина продолжала оставаться достаточно «сырой», но потребность в модернизации китайского танкового парка была столь велика, что многие узлы и агрегаты разрешили испытывать по упрощенной программе.
Наибольшие проблемы создавала новая 100-мм гладкоствольная пушка. Точность её стрельбы сильно уступала нарезному варианту. В итоге, изготовив около 150 экземпляров модификаций Туре 69 и Type 69-I, китайцы бросили все силы на усовершенствование вооружения, что привело к созданию модификации Type 69-II, которую с 1982 года запустили в серийное производство. В том же году новый танк впервые показали публике на военном параде.
Корпус, башня, двигатель, трансмиссия, пулеметное вооружение, люки членов экипажа, а также многие другие узлы и агрегаты, в сравнении с Туре 59 не претерпели практически никаких изменений. Наибольшее число усовершенствований внесли в систему управления огнем и вооружение.
Первые образцы в качестве основного вооружения получили новую 100-мм гладкоствольную пушку Туре 69, разработанную не без влияния советской 115-мм У-5ТС. Это орудие, в отличие от нарезного варианта, имело более длинный ствол (5450 мм) и эжектор оригинальной конструкции с двумя уступами. Боекомплект состоял из 44 выстрелов. Номенклатура унитарных оперенных боеприпасов включала осколочно-фугасные, кумулятивные, бронебойно-подкалиберные снаряды, а также выстрелы с готовыми поражающими элементами. Обычно стандартная укладка включала 18 осколочно-фугасных снарядов и по 13 подкалиберных и кумулятивных. Эффективная дальность стрельбы - 1000 метров. Боевая скорострельность - 6-7 выстрелов в минуту. Но в дальнейшем китайцы оказались вынуждены вернуться к проверенному 100-мм нарезному орудию.
Уже первые серии Туре 69 оснастили двухплоскостным стабилизатором орудия, который позволял вести прицельную стрельбу на ходу. Диапазон скоростей вертикальной наводки составлял 0,07-4,5 градусов в секунду, горизонтальной - 0,07-15 градусов в секунду. Также в систему управления огнем входил установленный над маской пушки в коробчатом бронекорпусе лазерный дальномер Туре 82 производства китайской фирмы CEIEC. Он позволял с точностью до 10 м измерять дальность на дистанциях от 300 до 3000 м. Кроме этого параметра, аналоговый баллистический вычислитель автоматически учитывал угол наклона цапф пушки, а данные о температуре воздуха и заряда вводились вручную.
Приборы ночного видения активного типа скопировали с советских образцов. Один инфракрасный прожектор располагался над перископическим прибором командира (на командирской башенке), второй - на башне справа от пушки и, посредством специального привода, наводился в вертикальной плоскости совместно с орудием. Перископический прицел наводчика получил дневной и ночной каналы. Прибор ночного видения имелся и у механика-водителя. Он устанавливался вместо левого перископа.
Уже в процессе серийного производства на Туре 69 стали устанавливать более совершенную модель инфракрасного прожектора, скопированную с советского образца «Луна» и автоматическую коллективную систему защиты от оружия массового поражения с новой фильтровентиляционной установкой.
Экипаж танка Туре 69 состоит из четырех человек: механика-водителя (располагается в отделении управления справа), заряжающего (в башне справа от орудия), наводчика (слева от орудия) и командира (располагается позади наводчика).
Вспомогательное вооружение из двух 7,62-мм и одного 12,7-мм пулеметов унаследовано от Туре 59. Бронирование также не претерпело принципиальных изменений.
Туре 69 оснащался созданными на базе советских образцов радиостанцией «889» (позднее заменена на «892») с дальностью связи до 25 км и танковым переговорным устройством «883». На командирских машинах устанавливали по две радиостанции. Также имелась встроенная термодымовая аппаратура и управляемая из боевого отделения полуавтоматическая противопожарная система.
Силовая установка представлена четырехтактным 12-цилиндровым дизельным двигателем «12150L7» мощностью 580 л.с. (при 2000 оборотах в минуту), который фактически оказался форсированным вариантом советского В-54. Для размещения охлаждающего вентилятора увеличенного диаметра потребовалось сделать в нижней части кормового бронелиста специальный выступ полукруглой формы. Трансмиссия - механическая, планетарная, аналогичная установленной на Туре 59.
Ходовая часть применительно к одному борту состоит из пяти опорных катков, ведущего колеса заднего расположения и ленивца. Мелкозвенчатая гусеница шириной 580 мм состоит из 90 траков с металлическим шарниром. Шаг трака - 137 мм.

Туре 69 (WZG-121)
Первоначальный вариант со 100-мм гладкоствольным орудием, инфракрасными приборами ночного видения и лазерным дальномером. Изготовленные 100 экземпляров в процессе опытной эксплуатации в войсках обнаружили большое количество «детских болезней» и были возвращены для доработки.
Туре 69-I (WZG-121)
Вариант, в который китайцы внесли ряд усовершенствований после ознакомления с советским Т-62: инфракрасный прожектор «Луна» и улучшенную систему защиты от оружия массового поражения. Также несколько усилили бронирование.

Тактико-технические характеристики танка Type 69 (Type 69-I)
Компоновочная схема - классическая.
Годы эксплуатации - с 1959.
Боевая масса, т - 36,5.
Экипаж, чел - 4.
Основные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед - 9125.
- длина по корпусу - 6243.
- ширина - 3270.
- высота полная - 2807.
- высота по крыше башни - 2400.
- клиренс - 425.
Удельное давление на грунт, кг/см2 - 0,83.
Бронирование, мм:
- лоб корпуса - 100.
- борт корпуса - 20...80.
- лоб башни - 200.
- борт башни - 150.
- крыша - 20.
Вооружение (боезапас, выстр.):
- 100-мм гладкоствольная пушка Туре 69 - 1 (44).
- 7,62-мм пулемет Туре 59-Т - 2 (3400).
- 12,7-мм зенитный пулемет Туре 54 - 1 (500).
Углы вертикальной наводки орудия, град - -4...+17.
Стабилизация вооружения - двухплоскостная.
Механизм заряжания - ручной.
Прицельные приспособления - ТШ-2А-22.
Средства постановки дымовой завесы - ТДА.
Радиостанция - «889».
Переговорное устройство - «883».
Подвижность:
- тип и марка двигателя - дизельный «12150L7BW».
- количество цилиндров (их расположение) - 12 (V-образное).
- максимальная мощность, л.с. - 580.
- удельная мощность, л.с./т - 15,9.
- максимальная скорость, км/ч - 50.
- емкость топливных баков (+в дополнительных баках), л - 532 (+400).
- запас хода (с дополнительными баками), км - 440 (600).
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град - 30.
- крен, град - 30.
- ров, м - 2,7.
- стенка, м - 0,8.
- брод, м - 1,4.