FV510 Warrior - Боевая машина пехоты (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

"Воин" британской пехоты
После второй мировой британская армия некоторое время продолжала использовать легкие открытые БТР "Юниверсал" , Т.16 и "Оксфорд", но эти машины ни по вместимости, ни по защищенности уже не соответствовали требованиям современной войны. В том же 1953 году фирма "Алвис" начала производство для вооруженных сил семейства колесных (6x6) бронемашин FV 600, куда вошли БТР FV 603 "Сарацин" с пулеметным вооружением и боевая машина FV 601 Саладин" с 76-мм пушкой во вращающейся башне. В 1963-м был принят на вооружение полностью закрытый плавающий гусеничный БТР FV 432 "Троуджен", имевший массу 15,3 т, вместимость 12 человек, толщину брони 6-12 мм, многотопливный дизель мощностью 240 л. с, максимальную скорость хода 52 км/ч (на плаву 6 км/ч), запас хода 580 км и 7,62-мм пулемет на открытой установке. "Троуджен" более соответствовал требованиям крупномасштабной войны с применением ОМП и поставлялся в части Британской Рейнской армии, дислоцированные в Германии. На 1993 году в английской армии оставалось 1000 "Троуджен" и самоходных минометов на его шасси.
В 1969-1971 годах Управление исследований и разработок боевых машин (впоследствии - Управление разработки военных машин) выработало концепцию новой машины для замены БТР "Троуджен". Предлагалась тяжелая машина весом около 30 т, с дизельным двигателем в 750 л.с., 30-мм пушкой и бронированием по схеме "чобхэм", однако из-за высокой стоимости от этой идеи отказались, хотя построили и испытали шасси машины.
В 1972 году была объявлена программа PD1 (Project Definition 1) создания БМП для британской армии. Проработка проектов продолжалась до 1979 года, когда основным подрядчиком была выбрана фирма "GKN Sankey", а сам проект получил обозначение MCV-80 (Mechanised Combat Vehicle - 80). Вслед за ходовым макетом уже в 1980 году построили три прототипа - один с 30-мм пушкой в двухместной башне, один с пулеметным вооружением и один в качестве опытного шасси. Заметим, что параллельно в 1978-1980 годах военное ведомство Великобритании изучало опытную американскую БМП ХМ2.

Прототип боевой машины пехоты MCV-80.

Одна из предсерийных БМП MCV-80 на учениях "Лайонхерт", Западная Германия, 1984 г.

Требования к "боевой машине механизированной пехоты" сформулированы в "документе 3533" Генерального штаба: а) вместимость 10 человек, включая механика-водителя и наводчика вооружения; б) маневренность, достаточная для взаимодействия с основными танками "Челленджер"; в) защита от осколков артиллерийских снарядов и огня стрелкового оружия; г) огневая мощь, достаточная для борьбы с легкобронированными целями, общей поддержки подразделения и отчасти - решения задач ПВО.
Отметим последовательность боевых качеств - подвижность, защищенность, огневая мощность. В июне 1980 года министерство обороны признало прототип MCV-80 соответствующим требованиям, выдвинутым британской армией, однако доведение его до серийного образца затянулось. Оставался открытым и вопрос об основном подрядчике для производства машин - кроме GKN, на получение контракта претендовали фирмы "Алвис", "Ройал Орднанс" и "Виккерс Дефенс Системз". Первоначально планировалось закупить 1900 БМП, затратив на всю программу 1,2 млрд, фунтов стерлингов, но в 1981 году заказ, в целях сокращения расходов, уменьшили до 1053 машин, из них - только 602 с 30-мм пушкой в башне.
Во время испытаний 12 предсерийных БМП прошли около 200 000 км, подверглись проверке обстрелом, а экземпляр с дистанционным управлением - наездом на противотанковую мину. Доведение БМП потребовало около 9000 проработок и создания заново 250 комплектующих, узлов и агрегатов. Наконец, в 1983 году две машины прошли испытания на Ближнем Востоке, а осенью 1984-го 4 машины приняли участие в учениях "Лайонхерт" на территории Германии.
30 ноября MCV-80 была принята на вооружение армии Великобритании, и министерство обороны объявило о намерении закупить первую партию в 250 машин на сумму 150 млн. фунтов стерлингов. На следующий год БМП получила имя "Уорриор" (Warrior - "воин"). Кроме того, ей присваивался стандартный для английской бронетехники индекс FV 510.
Основным подрядчиком стала GKN. Серийное производство "Уорриор" началось в январе 1986 года на специально построенном заводе в Телфорде (Шорпшир), и уже в декабре были готовы 290 машин (170 линейных боевых и 120 специальных). По соглашению с министерством обороны GKN сама выбрала субподрядчиков. Сборку корпусов и шасси производила сама, готовые башни с вооружением поставляла "Виккерс Дефенс", силовой блок - "Перкинс Энджайн" (до 1984 года - "Роллс-Ройс"), Существенную часть заказа получила и "Алвис". Специальные машины семейства "Уорриор" полностью производились на GKN.
Заказ на 1053 машины впоследствии сократили еще на 5, всего же планировали поставить 595 линейных БМП, 146 командирских, 35 машин артиллерийских наблюдателей, 110 ремонтных и 67 ремонтно-эвакуационных (БРЭМ), 95 машин OFV. Этого количества должно было хватить для вооружения 13 мотопехотных батальонов 1, 3 и 4-й бронетанковых дивизий 1-го корпуса Британской Рейнской армии, создания технического резерва и тренировки (включая оснащение Учебного центра британских сухопутных войск Сафилд в Алберте, Канада). Общая стоимость оценивалась в 725 млн. фунтов стерлингов. Эксплуатация "Уорриор" рассчитывалась до 2010 года.
Компоновка MCV-80 "Уорриор" выполнена с расположением МТО впереди справа. Слева от МТО на регулируемом сиденье с опускающейся спинкой и подголовником располагается механик-водитель. Его люк выполнен в лобовом листе и имеет откидывающуюся вверх-назад крышку. На марше в боевой зоне она может фиксироваться в промежуточном горизонтальном положении, прикрывая механика-водителя от осколков воздушных разрывов. В центре находится двухместная башня, небольшое смещение которой влево должно было уравновесить правое расположение МТО и более равномерно распределить нагрузку на гусеницы. В башне справа от орудия находится рабочее место командира, слева - наводчика. Они имеют одинаковые сиденья с валиком-подголовником и люки в крыше башни с откидывающимися назад крышками. Башня снабжена подвесным поликом с ограждением и сдвигающейся влево сетчатой дверью для прохода в десантное отделение, занимающее кормовую часть машины. Здесь вдоль бортов на откидных сиденьях размещаются семь десантников - трое у левого борта и четверо у правого. Расположение десантников вдоль бортов лицом друг к другу связано с отсутствием бортовых амбразур и стремлением обеспечить максимально быструю высадку. Посадка и высадка производится через широкую кормовую дверь, открываемую вправо и управляемую гидроприводом. Опытный прототип имел, подобно "Троуджен", двустворчатую дверь, но по результатам испытаний ее признали менее удобной. Гидропривод двери управляется с места механика-водителя, но имеется и его ручной выключатель под правым сиденьем десанта. Кроме того, десантники могут пользоваться верхним люком с двустворчатой крышкой; предусмотрено фиксирование створок в открытом положении. Любопытно, что места экипажа и десанта снабжены упругими ремнями безопасности.

Прототип БМП МСV-80.

MCV-80 "Уорриор" на марше.

В качестве основного вооружения MCV-80 выбрана 30-мм автоматическая пушка L21A1 "Рарден", уже апробированная к тому времени на БРМ "Фокс" и "Симитэр". Пушка была разработана RARDE (Королевским заведением исследований и разработок вооружения) и "Ройал Орднанс Фэктори". Она поставлялась фирмой "Бритиш Мэньюфэкчуринг энд Рисеч Компани", а с 1992 года производство перешло в ведение "Ройал Орднанс". Пушка имеет автоматику на основе отдачи ствола с длинным ходом, может вести огонь одиночными выстрелами или очередями по шесть выстрелов (точнее - две очереди по три выстрела подряд). Питание - кассетами по три патрона, (скорострельность - 80-90 выстр./мин). Сравнительно невысокий темп стрельбы позволил повысить ее точность. Той же цели служат демпферы, установленные на конце кожуха ствола и гасящие его колебания при выстреле. Максимальная дальность стрельбы 4000 м. Углы наведения по вертикали от 0° до +45°. Стреляные гильзы удаляются через лючок за пределы башни. Пушка снабжена коническим пламегасителем и рукояткой перезаряжания, ее казенная часть внутри башни имеет длину всего 430 мм. Она не снабжена стабилизатором - по мнению англичан, боевые машины могут вести прицельный огонь только с остановок.
В боекомплект, размещенный в башне между местами командира и наводчика, входят унитарные патроны нескольких типов. В качестве бронебойного поначалу использовался снаряд с бронепробиваемостью 30 мм на дистанции 1000 м. В 1985 году был принят выстрел L14A2 весом 822 г и длиной 285,55 мм с бронебойным подкалиберным трассирующим снарядом, разработанным "Ройал Орднанс" и американской фирмой РАТЕС. Его масса 300 г, начальная скорость 1175 м/с, на дальности до 1500 м он пробивает 40-мм стальную броню при угле встречи до 45°. После вылета снаряда из канала ствола его поддон распадается на четыре сектора, а пирофорный состав в носке снаряда позволяет наблюдать за попаданиями. Считалось, что такой снаряд позволит "Уорриор" успешно бороться с советской БМП-2. Масса выстрела L5A2 с бронебойным снарядом - 904,4 г. Масса снаряда 357,4 г, начальная скорость 1070 м/с. Выстрел L13A1 с осколочным трассирующим снарядом - соответственно 903,9 г, 356,9 г и 1070 м/с. Практический выстрел L12A1 по баллистике аналогичен осколочному. Могут использоваться также боеприпасы к швейцарской пушке 811L "Эрликон".
В единой литой маске с пушкой слева от нее установлен 7,62-мм пулемет L94A1 (ЕХ-34) системы "чэйн ган" с электроприводом автоматики и ленточным питанием, разработанный американской фирмой "Макдоннел Дуглас Хеликоптер". Стреляные гильзы удаляются из башни, а звенья ленты собираются в особый сменный звеньесборник.

Компоновка БМП "Уорриор": 1 - 30-мм пушка, 2 - дымовые гранатометы, 3 - антенна, 4 - прицел командира, 5 - казенник пушки, 6 - боеукладка, 7 - сиденье командира, 8 - радиостанция, 9 - сиденье наводчика, 10 - сиденья пехотинцев, 11 - ящики для снаряжения, 12 - прибор наблюдения, 13 - гидропривод открывания кормовой двери, 14 - биохимический туалет, 15 - фильтро-вентиляционная установка, 16 - сиденье механика-водителя, 17 - штурвал, 18 - люк механика-водителя, 19 - прибор наблюдения механика-водителя.

Электрический привод "Холдсварс" поворота башни и механический вертикального наведения вооружения управляются наводчиком или командиром. Слева от наводчика расположен также маховик запасного механического привода поворота башни.
Прицельные приспособления для вооружения БМП поставлены фирмой "Пилкингтон ПБ>. Командир и наводчик имеют бинокулярные перископические комбинированные прицелы "Рэйвен" этой фирмы с тремя каналами каждый - дневным без усиления (для обзора поля боя), дневным с фиксированным восьмикратным усилением и ночным усилительного типа. Дальность обнаружения цели днем достигает 5000 м, идентификации - 3000 м, ночью - 2500 и 1000 м. Каналы переключаются рычажком. Изображение на все каналы подается через верхнее качающееся зеркало, позволяющее изменять направление оси поля зрения от -12° до +47°. В поле зрения находится прицельная марка, соответствующая направлению оси канала ствола. Прицелы защищаются откидными бронещитками.
При разработке MCV-80 ведение десантом огня с машины не предусматривалось, поэтому БМП не имеет амбразур для вооружения пехотинцев, состоящего из 5,56-мм штурмовых винтовок L85A1 и ручного пулемета L86A2 и 94-мм РПГ LAW-80 (укреплен вертикально на внутренней стенке корпуса слева от башни). Следует отметить, что эти образцы пехотного оружия были приняты на вооружение практически в одно время с БМП. Укладка боекомплекта к оружию десанта размещается под сиденьями.
Корпус MCV-80 сварен из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава и защищает от 14,5-мм пуль и от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов, а днище - от 9-кг противотанковых мин. Лобовые листы корпуса и верхняя часть бортовых (кроме левого спонсона) установлены под наклоном. Борта и частично ходовая часть прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Восьмигранная башня сварена из катаной стальной брони и установлена на роликовом погоне. Внутренний подбой корпуса и башни защищает от осколков брони, а также несколько снижает уровень шума в обитаемом объеме. Пространство между спинками сидений десанта и бортами корпуса используется для укладки ЗИП и имущества пехотинцев, что создает дополнительную защиту десантного отделения. На бортах башни "кустами" по 4 укреплены 66-мм дымовые гранатометы, их электроспуск выведен на рабочее место наводчика. Заметим, что опытные образцы снабжались гранатометами в виде монолитных сменных блоков.
На БМП установлен 8-цилиндровый четырехтактный многотопливный дизельный V-образный двигатель CV8 ТСА "Кондор" жидкостного охлаждения, мощностью до 550 л.с. Следует отметить, что 12-цилиндровой версией "Кондор Перкинс Энджайн" оснащаются танки "Челленджер" и танковые транспортеры "Скэммел", то есть двигатели танка и БМП включены в один конструктивный ряд. На опытных БМП топливные баки устанавливали вдоль бортов, а на серийной "Уорриор" отштампованный из полиэтилена бак на 772 л помещен под поликом башни. Частичная прозрачность бака позволяет визуально контролировать запас топлива.
Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Х300-4В разработана "Аллисон Трасмишн" (подразделением "Дженерал Моторе") и выпускается "Перкинс Энджайн" по американской лицензии. Она обеспечивает 4 передачи вперед и 2 назад с варьированием передаточного числа за счет гидростатической передачи, имеет отвод мощности к генератору, вентилятору и гидравлическому насосу. Нейтральное положение гидростатической передачи обеспечивает поворот машины на месте. Служебный и стояночный тормоза - гидравлические. Механизм поворота - двойной дифференциал с гидростатическим управлением. Двухступенчатые цилиндрические зубчатые бортовые передачи смонтированы в выступающих спереди картерах. Управление машиной осуществляется с помощью качающегося штурвала в форме коромысла. Слева от штурвала находится панель приборов. Система охлаждения включает вентилятор с левой стороны двигателя и откидывающийся вверх блок радиаторов. Выхлопная труба с глушителем выведена на правый борт и также прикрыта решеткой.
Силовая установка обеспечивает БМП неплохую приемистость - с места она разгоняется до 48 км/ч за 13,5 с передним ходом и за 24 с задним.

БРЭМ MRV(R) 7-й танковой бригады за работой. Кувейт, 1991 г.

Опытный самоходный ПТРК "Хот".

Ходовая часть применительно к одному борту включает шесть спаренных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, три поддерживающих ролика - передний и задний одинарные и центральный спаренный, ведущее колесо переднего расположения и спицованное направляющее колесо. Опорные катки имеют диаметр 610 мм и штампованные из высокопрочного алюминиевого сплава диски. Первый, второй и шестой катки снабжены гидравлическими лопастными амортизаторами, смонтированными в корпусе вместе с торсионами. На бортах укреплены буферы рычагов подвески. Поворот рычага на угол более 90" и динамический ход катка 350 мм обеспечивают машине возможность движения по пересеченной местности со скоростью до 35 км/ч. Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления с резинометаллическим шарниром снабжена съемными наружными резиновыми подушками для движения по шоссе. Литые стальные траки имеют ширину 460 мм и центральный гребень. Длина опорной поверхности - 3,82 м. Спереди и сзади гусеницы прикрыты штампованными металлическими крыльями.
Экипажу и десанту БМП обеспечен неплохой обзор. В крышке люка механика-водителя смонтирован широкоугольный перископический прибор наблюдения, которым может заменяться ПНВ усилительного типа. На марше при открытом люке механик-водитель пользуется откидными зеркалами заднего вида и съемным прозрачным экраном с "дворником". По периметру крыши башни установлены 8 призменных смотровых блоков, дающих, в сочетании с комбинированными прицелами, круговой обзор командиру и наводчику. Между прицелами смонтирован поворачивающийся на 360° выдвижной перископический прибор с ручным приводом. В крыше десантного отделения у бортов смонтированы два выдвижных поворотных призменных блока, еще один смотровой блок имеется в кормовой двери.
В нише башни установлена радиостанция. Выводы ее заваливающихся антенн расположены в кронштейнах по бортам. Для внутренней связи экипаж использует ТПУ.
Бортовая электросеть "Уорриор" напряжением 24 В выполнена по однопроводной схеме и защищена от воздействия электромагнитного импульса.
ЗИП, маскировочный комплект и имущество экипажа укладываются в корзины на башне и бортах корпуса и в два кормовых ящика по бортам от двери.
Комплект ППО "Чабб Файр Секьюрити" двукратного действия включает два баллона с огнетушащим составом "Хэлон 1301", установленные в передней части корпуса, форсунки по периметру МТО, датчики. Выключатели ППО расположены справа от механика-водителя, кроме того, на бортах корпуса под тканевыми клапанами находятся внешние выключатели. При однократном включении газ подается на очаг возгорания в течение 4 с. Внутри машины и снаружи, над кормовой дверью укреплены три ручных огнетушителя.
В спонсоне на левом борту корпуса смонтирована ФВУ, разработанная фирмой "Хоуден Эйрконтрол". Она включает в себя сменные кассеты фильтров, обеспечивает подачу через шланги очищенного воздуха к местам экипажа и десанта, создание внутри машины избыточного давления, может использоваться для поддержания температуры в обитаемом объеме, управляется с места механика-водителя. Люк на левом борту корпуса с откидывающейся вперед крышкой служит для доступа к ФВУ. Последняя, а также два электроподогревателя для пищи, расположенные в десантном отделении, и установленный перед левым сиденьем десанта "химический туалет" (танковое санитарное устройство) обеспечивают экипажу и десанту пребывание внутри машины в течение 48 часов.
БМП способна без подготовки преодолевать брод глубиной 1,3 м. От плавучести разработчики отказались ("Троуджен", по крайней мере, снабжался кожухом плавучести и волноотбойным щитком). С учетом того, что при разработке БМП приоритет отдавался защищенности, а сама машина не предназначалась для преодоления водных преград вплавь или быстрых перебросок по воздуху (в составе "сил быстрого реагирования"), ограничение массы "Уорриор" до 23,5 т кажется странным.
На основе БМП уже в начале 80-х годов велась разработка обширного семейства машин, включая БРМ, самоходные ПТРК и ЗРК, БРЭМ, инженерные машины, транспортное шасси, РСЗО. Часть этих машин была принята на вооружение, часть так и осталась опытной.
Командирская машина "Уорриор" имела три варианта - для взводов, рот и батальонов - различавшихся дополнительным радиооборудованием. Установка радиостанций и планшетов для карт готовилась GKN, но непосредственно производилась на армейских складах перед отправкой новых машин в части. Внешне командирские машины отличаются от линейных дополнительными антеннами и двустворчатой кормовой дверью.
В 1986 году GKN разработала два специальных варианта - БРЭМ FV513 MRV(R) (Mechanised Recovery Vehicle (Repair) и ремонтную FV512 MCRV. Обе предназначались прежде всего для обслуживания БМП "Уорриор". В экипаж MRV(R) входят командир, механик-водитель и три ремонтника. С левой стороны увеличенного корпуса установлен гидравлический кран грузоподъемностью 6,5 т с телескопической стрелой длиной до 4,52 м. Кран рассчитан на замену силового блока "Челленджера" или "Уорриор". В кормовой части смонтирован откидной сошник. Основная лебедка имеет длину троса 100 м и тяговое усилие 20-38 т, вспомогательная - 200 м и 1,25 т. БРЭМ оснащена командирской башенкой с пулеметом L94A1, электрогидравлическим насосом-нагнетателем для форсирования двигателя, компрессором, ФВУ, буксирной цепью, жесткой V-образной сцепкой. MCRV отличается от MRV(R) отсутствием лебедок и сошника, поскольку предназначена только для ремонта машин на поле боя.
В 1990 году начался серийный выпуск машины артиллерийских наблюдателей MAOV с экипажем 6 человек, разработанной по заданию командования Королевской артиллерии. Внешне MAOV отличается от БМП количеством антенн, но при этом оснащена лишь макетом пушки. В корме башни на специальной раме смонтирована РЛС разведки наземных целей "Торн" EMI MSTAR. В десантном отделении на отдельных сиденьях размещены три члена экипажа и расположена радиоаппаратура и РЛС разведки артиллерийских позиций BATES "Маркони Системз". MAOV оснащена инерциальной системой навигации и топопривязки. Одновременно с MAOV началось производство и поставка в полки полевой артиллерии подвижных артиллерийских командных пунктов - машин командиров батарей.

БМП "Уорриор Дезерт Шторм" в Аравийской пустыне. 1991 г.

"Уорриор Дезерт Шторм" 1-ro батальона Чеширского полка перед отправкой в Боснию. Осень 1992 г.

Следует подчеркнуть, что широкое оснащение машин семейства "Уорриор" средствами наблюдения и связи соответствует стремлению армий НАТО к постоянному совершенствованию системы "С³" (Communications, Command and Control).
В конце 1982 года GKN продемонстрировала самоходный ПТРК второго поколения "Хот" - башня MCV-80 заменялась низкопрофильной одноместной башней НСТ с вынесенной установкой четырех ПТУР "Хот" и прицела, в корпусе находилась укладка для 14 ПТУР. Установка допускала наведение по вертикали от -18° до +23°. Работы над этой машиной вскоре прекратили. Тоже произошло с установкой на шасси MCV-80 ЗРК "Рапира", "Роланд" и "Старстрик" с ЗСУ с 30-мм пушкой CBF "Сэйбр" французской фирмы "Томпсон" и рядом других машин.
Осталась опытной и машина АРС-90 - вариант "Уорриор" с укороченным корпусом, пятикатковым шасси и одноместной пулеметной башней.
В опытном варианте самоходного миномета на шасси MCV-80 ставилась закрытая башня с 81-мм или 120-мм минометом.
В середине 1984 года была представлена опытная машина - истребитель танков MCV-AT - на шасси "Уорриор" установили башню СМ-90 бельгийской фирмы "Коккериль" с 90-мм пушкой Mk.lll, 7,62- мм спаренным пулеметом, СУО LRS-5 с цифровым баллистическим вычислителем и двухплоскостной системой стабилизации "Кадиллак Гейдж Текстрон". В другой башне "Коккериль" С-25 устанавливалась 25-мм пушка КВВ "Эрликон" скорострельностью 170 или 800 выстр./мин, 7,62-мм пулемет и стабилизатор. GKN демонстрировала также шасси "Уорриор" с американской противотанковой системой LRAT на подъемной платформе.
В 1988 году в качестве легкого танка предлагалась так называемая "низкопрофильная Уорриор" с высотой по крыше корпуса 1,6 м. Эта машина рассчитывалась на установку башни со 105-мм пушкой. Она же рассматривалась как английский вариант шасси системы ADATS.
Санитарная машина не имела башни, а в ее увеличенном корпусе можно было разместить несколько сидячих и лежачих раненых. Машину снабжения отличали удлиненное шасси, корпус с кормовой аппарелью и площадкой для погрузки, кран.
Специальная "Уорриор Инджиниринг" несла комплект сменного оборудования - реактивный удлиненный заряд разминирования "ЭМИ Рэйнджер", навесной минный трал "Ройал Орднанс Бар", поворотную телескопическую штангу с креплением для бура или ковша. В командирской башенке устанавливался пулемет. Эта машина осталась опытной, но по заказу штаба сухопутных войск "Пирсон Индастриз" разработала два типа навесных устройств для использования штатных "Уорриор" в качестве инженерных - плужный минный трал SMP и бульдозерный отвал UDK-2.
Первым БМП "Уорриор" в мае 1987 года получил 1-й гвардейский гренадерский батальон, дислоцированный в г.Мюнстере (ФРГ). Через год БМП поступили на вооружение 1-го батальона Стафордширского Принца Уэльского полка, в январе 1989-го - 1-го батальона Королевского шотландского полка, в сентябре - 3-го батальона Королевского фузилерного полка, в январе 1990-го - 2-го батальона Королевского английского полка. Кроме того, в конце 1987 года машинами "Уорриор" была оснащена рота демонстрационного батальона пехотной школы в Варминстере.
Вместе с перевооружением шло переименование "мехбатальонов на гусеницах" в "бронетанковые пехотные" (Armoured Infantry). Первоначально планировалось вооружить весь батальон машинами на шасси MCV-80, по 14 БМП в каждой роте (9 линейных и 5 командирских), одной ремонтной и одной ремонтно-эвакуационной. Однако полный перевод батальонов на "Уорриор" не удался из-за финансовых ограничений и стремления максимально использовать старую технику. В результате мпб оказался в техническом плане довольно пестрым - 46 БМП "Уорриор", 6 специальных "Уорриор", 38 "Троуджен" и 15 машин различного назначения семейства "Скорпион". "Троуджены" продолжали службу в качестве самоходных минометов, носителей ПТРК, санитарных и разведывательно-связных машин.
MCV-80 "Уорриор" хотя и повысила защищенность и огневую мощь мотопехоты, но не затронула традиционный британский принцип: "Пехота сражается на ногах!" Поэтому, в отличие от своих германских и американских коллег командир английской БМП в бою обычно спешивается вместе с десантом. В наступлении на танки возлагалась задача борьбы с танками, огневыми точками и контратакующими подразделениями противника; на пехоту - уничтожение противотанковых средств и живой силы, помощь танкам в преодолении минных полей и заграждений. Действие мотопехоты на машинах предполагалось только при условии поражения противника тактическим ядерным оружием. В обороне БМП должны были располагаться так, чтобы обеспечить возможность поддержки подразделений из глубины огнем штатного вооружения.
Боевой дебют MCV-80 "Уорриор" состоялся во время войны в Персидском заливе. Из всех участников коалиции Великобритания имела самый богатый опыт применения бронетехники в условиях пустыни, накопившийся еще со времен первой мировой. Стоит отметить, что англичане уже однажды перебрасывали свои войска в этот район по схожему поводу - в 1961 году, дабы предотвратить захват Кувейта Ираком. 14 сентября 1990 года было объявлено об отправке из Германии в Саудовскую Аравию 7-й бронетанковой бригады, включавшей два танковых полка, вооруженных танками "Челленджер", и один мпб - 1-й батальон Стафордширского полка, оснащенный БМП "Уорриор" одним из первых и прошедший наиболее полную подготовку, включая курс в учебном соединении в Канаде. 22 ноября в район Персидского залива дополнительно направили 4-ю бронетанковую бригаду (два мпб - 1-й Королевского шотландского полка и 3-й Королевского фузилерного, один танковый полк). Из этих частей сформировали 1-ю британскую бронетанковую дивизию для участия в боевых действиях, обозначенных в Великобритании как "операция Грэнби". Для усиления мпб их подвергли временной реорганизации. Количество "Уорриор" в каждом увеличили до 69 - дополнительные машины заменяли "Троуджен" в противотанковых взводах и "Спартан" во взводах АИР минометных батарей. На основе батальонов формировались тактические группы. Так, на основе 2 стафордширских рот, роты "В" шотландских драгун и роты "С" ирландских гусар была сформирована "Стафордширская группа", а рота "А" стафордширцев перешла в тактическую группу шотландских драгун. В составе полковых и батальонных групп формировались ротные боевые группы.

Экспортная БМП "Дезерт Уорриор" на полигоне.

БМП "Уорриор-Милан".

Всего в Саудовскую Аравию прибыло около 300 БМП "Уорриор" всех шести модификаций. Здесь они снабжались комплектом накладной пассивной брони схемы "чобхэм", разработанным фирмой "Виккерс Дефенс Системз" и обеспечивавшим машинам защиту от тяжелых осколков и от гранатомета РПГ-7. На борта корпуса навешивались рамы, к которым болтами крепили по шесть бронепанелей. На эти панели, в свою очередь, крепились также корзины для ЗИП, канистры с водой, запасные траки. Дополнительные панели на верхнем и нижнем лобовых листах располагались только перед местом механика-водителя. Правее на нижнем лобовом листе монтировался короб-карман для ЗИП и канистр с маслом. Кроме того, на лобовой лист перенесли ящики ЗИП с бортов корпуса. Комплект дополнительного бронирования весил около 2,5 т - запас мощности двигателя допускал увеличение веса БМП без заметного снижения тактической подвижности (удельная мощность снижалась с 23,4 до 21,1 л.с./т). Установка комплекта силами экипажа занимала 3-4 часа. Подобное оборудование впоследствии использовалось в 1992 году и в Боснии.
БМП, получившую условное название "Уорриор Дезерт Шторм", отличали и другие нововведения. Линейные машины снабжались спутниковой навигационной системой - ее приемник помещался на крыше башни между люками командира и наводчика. Для преодоления широких рвов на передовые машины укладывали быстросбрасываемые фашины, связанные из пластмассовых труб малого диаметра. На случай применения Ираком химического оружия на крышу десантного отделения укладывали свернутый противохимический чехол, а членов экипажей и пехотинцев снабжали индивидуальными средствами защиты. Основные работы по модернизации "Уорриор" проводила GKN. Эта фирма, а также "Перкинс" и "Пиклингтон" сформировали и направили в Саудовскую Аравию собственные бригады специалистов для поддержания машин в исправном состоянии. Фирмы NGL и "Галлэй" разработали для "Уорриор" кондиционеры, но их производство запоздало - операция закончилась слишком быстро.
При подготовке к операции и в ходе боевых действий выяснилось, что колебания топлива в прозрачном баке вызывали у десанта подобие морской болезни, из-за чего многие экипажи целиком закрашивали бак.
Британские части вместе с американским 7-м корпусом перешли в наступление в ночь на 25 февраля 1991 года (день "G+1"). Британская 1-я бртд наносила рассекающий удар вдоль кувейтско-иракской границы. Вплоть до 28 февраля подразделения британской мотопехоты на "Уорриор" занимались в основном "очисткой" позиций противника и пленением его. Преобладали действия в спешенных порядках при поддержке 120-мм танковых пушек и 30-мм пушек БМП. Согласно практике учений десант БМП после спешивания должен был рассыпаться в линию. Но при захвате иракских позиций британские пехотинцы предпочитали укрываться за бортом своих машин как можно дольше, медленно продвигаясь вместе с ней к противнику - благо тот не вел интенсивного огня и широко не применял противотанковые средства. В целом боевые действия не были особенно напряженными - экипажи не забывали даже о пятичасовом чаепитии. Официальные английские отчеты о применении бронетанковой техники в этой операции на удивление напоминали американские - англичане заявили о "95-процентной боеготовности" своих БМП, об оправдавшем себя выборе калибра основного вооружения и о потере всего трех машин. Причем потери были понесены от огня своих - одну "Уорриор" повредил 120-мм осколочный снаряд "Челленджера", две накрыли вместе с экипажем и десантом УР "Майверик" с американского штурмовика А-10 (погибло 10 человек).
В 1992 году "Уорриор" появились и в Югославии. Великобритания направила в состав сил ООН в Боснии и Герцеговине батальонную группу на основе 1-го батальона Чеширского полка. Через полгода ее сменил 1-й батальон Йоркширского Принца Уэльского полка. В то же время в Боснию были переброшены 45 "Уорриор" из числа участвовавших в "Буре в пустыне" с целью их проверки в иных климатических условиях. Поскольку накладные лобовые элементы дополнительного бронирования закрыли штатные буксирные серьги, на них был укреплен буксирный крюксзамком, оказавшийся весьма полезным на горных дорогах.
В связи с изменениями политической обстановки и сокращением численности британских войск в континентальной Европе расходы на программу "Уорриор" еще раз урезали. Согласно плану "Британская армия 90-х годов" количество батальонов пехоты сокращалось с 55 до 40. Вместо 13 на БМП перевооружили всего 8 батальонов - по два в 4-й, 7-й и 20-й бронетанковых бригадах, входящих в состав "еврокорпуса", и по одному в 1-й и 19-й бригадах в метрополии. В результате к концу 1994 года было выпущено только 787 машин, из них - 387 линейных БМП (включая три для восполнения потерь в Персидском заливе), 84 командирских, 19 машин артиллерийских наблюдателей, 103 MCRV, 39 MRV(R), 52 OFV, а также 105 машин с ПТРК "Милан".
Еще во время подготовки к операции "Буря в пустыне" 22 октября 1990 года GKN получила заказ на оснащение "Уорриор" ПТРК "Милан" (с 1979 года выпускается в Великобритании). Первый вариант "Уорриор-Милан" был готов уже через неделю, но в Саудовской Аравии такие машины появиться не успели. ПТРК на шасси "Троуджен" в ходе боевых действий показали недостаточную тактическую подвижность для поддержки танков и БМП. Поэтому в 1991 году министерство обороны выдало дополнительный заказ на "Уорриор-Милан" с целью довести их количество до 100.
На этой машине ПТРК установлен на поворотном штыре на крыше башни справа, а в десантном отделении располагается рама-укладка для ПТУР. Для пуска ПТУР командир высовывается из люка, а перезаряжание производится через верхний люк десантного отделения. Установленный на ПТРК тепловизионный прицел "Мира-2" может использоваться экипажем как прибор наблюдения - сама БМП штатных тепловизионных приборов не имеет. Установка "Милан" на "Уорриор" напоминает германскую "Мардер" 1А1, но в тактическом плане они "имеют существенное отличие. Если немцы снабдили ПТРК линейные БМП, то англичане выпустили "Уорриор-Милан" только для противотанковых взводов в ротах огневой поддержки мпб.

Испытания "Дезерт Уорриор" в пустыне.

Экспериментальная БРМ VERDI-2/TRACER.

После войны в Персидском заливе в 1991 году в программу MCV-80, наконец, официально включили специализированную машину-носитель ПТРК. Для нее разработана одноместная башня, по бортам которой шарнирно укреплены ПУ ПТУР "Тоу". "Буря в пустыне" возродила интерес и к самоходному миномету на шасси БМП.
В полном соответствии с традициями британской военной промышленности разрабатывалось множество экспортных вариантов БМП. В 1993 году GKN, упирая на "успех в Персидском заливе", активно рекламировала "Уорриор" во Франции, Норвегии, Турции, Иордании, Кувейте, Омане, Саудовской Аравии, ОАЭ. Для Ближнего Востока предназначалась так называемая "Дезерт Уорриор" ("воин пустыни" - не путать с "Уорриор Дезерт Шторм"), в конструкцию которой было внесено 27 изменений по сравнению с линейной БМП. Главное из них - новая двухместная стальная башня американской фирмы "Делко Системз", аналогичная башне колесной боевой машины LAV-25 морской пехоты США. В башне в единой маске установлены 25-мм автоматическая пушка "Бушмастер" и 7,62-мм пулемет М240С. Угол возвышения до +60", склонения -8° Командир имеет перископический прицел M36Е1 и семь смотровых блоков М27для кругового обзора, наводчик - прицел M36Е1 и один блок М27. M36Е1 включает дневной канал, ночной усилительного типа и канал обзора. По желанию заказчика M36Е1 может заменяться прицелом другой марки, включая DIM36 с лазерным дальномером и тепловизионным "Делко", или дополняться тепловизионной системой HIRE "Хьюз" с бинокуляром или монитором. Приводы поворота башни и вертикального наведения - электрогидравлические, продублированы механикой. Стабилизатор позволяет "Дезерт Уорриор", в отличие от базовой машины, вести прицельный огонь с ходу. На башне могут устанавливаться восемь дымовых гранатометов М243, зенитная установка пулемета М240 и, по специальному заказу, одинарные ПУ ПТУР "Тоу" по бортам. В корпусе БМП выполнены амбразуры с шаровыми установками для оружия десанта - по две в бортах и одна в кормовой двери. Соответственно смонтированы смотровые блоки и устройства для отсоса пороховых газов. На крыше башни размещен приемник системы предупреждения о лазерном облучении. В ФВУ включен специальный кондиционер воздуха.
Улучшенная система отвода выхлопных газов двигателя прикрыта специальным кожухом (впереди корпуса справа). В передней и кормовой частях укреплены дополнительные крылья гусениц, уменьшающие образование пылевого облака при движении. "Дезерт Уорриор" может оснащаться различными типами радиостанций, а в варианте БРМ - РЛС разведки наземных целей.
В 1992 году "Дезерт Уорриор" прошла испытания в Кувейте, а годом позже GKN заключила контракт на поставку этой стране 250 БМП (в то же время Кувейт приобрел и советские БМП-2), снабженных ПУ ПТУР "Тоу" и комплектом дополнительного бронирования, несмотря на то, что он закрывает бортовые амбразуры.
В Турции представлялся смешанный вариант - с амбразурами в корпусе, но со штатной башней. Модификация "Арктик Уорриор", предлагавшаяся Скандинавским странам, в целом аналогична "Дезерт Уорриор", но не имеет крепления для ПУ ПТУР "Тоу". Вместо кондиционера установлена специальная дизельная установка для обогрева обитаемого объема.
MCV-80 "Уорриор" стала основой для ряда поисковых разработок. Так, "Дефенс Рисеч Эйдженси" выработала программу VERDI (Vehicle Electronics Research Defence Initiative), целью которой стала демонстрация возможностей комплексного интегрирования современных компьютерных систем, электронных датчиков и систем связи в конструкцию боевых машин. Новая СУО включает центральный процессор, командирский прицел степловизионным каналом и лазерным дальномером, а установленные на рабочих местах одинаковые мониторы и органы управления (небольшая клавиатура и джойстик) позволяют каждому члену экипажа брать на себя любую роль и получать необходимую информацию. На маске пушки смонтирована телекамера с выводом изображения на мониторы экипажа, а в кормовой части башни на телескопической штанге (для наблюдения из-за укрытий) - ПНВ с тепловизионным и усилительным каналами. VERDI имеет две системы навигации - инерциальную и спутниковую. Эти нововведения сопровождались форсированием двигателя за счет установки газовой турбины.
В 1992 году начались работы по программе VERDI-2, увязанные с программой создания разведывательной машины TRACER (Tactical Reconnaissance Armored Combat Equipment Requirement) для замены легкого танка "Скорпион" и БРМ "Симитар". В машине VERDI-2/TRACER двa члена экипажа располагаются рядом позади МТО и имеют многофункциональные дисплеи и телемониторы переднего обзора. Основное вооружение - автоматическая пушка - установлено в "безэкипажной" башне, по бортам которой, кроме того, размещены по 4 ПУ УР "Старстрик". На крыше укреплен вращающийся приемник пассивной системы предупреждения о воздушной опасности ADAD. Машина снабжена системами спутниковой связи и спутниковой навигации. Зарубежные специалисты относят программу VERDI-2/TRACER к числу наиболее интересных и перспективных. Предполагается, что напарником TRACER будет легкая машина на шасси "Стормер" фирмы "Алвис", снабженная РЛС, телекамерой и средствами связи.
Из-за сокращения расходов на разработку следующего поколения боевых машин выработан комплекс мероприятий для продления срока службы MCV-80 "Уорриор" в армии Великобритании. В частности, прорабатываются варианты установки на "Уорриор" 45-мм автоматической пушки.
Перспективы развития
Рубеж 80-90-х годов ознаменовался очередными попытками похоронить танки и связанную с ними систему бронетанкового вооружения. С одной стороны, это предлагали государственные мужи, пекущиеся о сокращении всяческих расходов, кроме расходов на их собственное содержание, с другой - пацифисты, пугающиеся всякого наступательного оружия. Но тем не менее танки и мотопехота по-прежнему являются ключевым и наиболее массовым элементом сухопутных войск, в конечном счете решающим исход любого сражения или войны. По мнению специалистов, на современном поле боя танк без поддержки пехоты продержится не более 2-3 минут, а эффективное взаимодействие двух родов войск обеспечивают именно БМП. В 2010-2015 годах ожидается появление на вооружении армий танков четвертого поколения, а вместе с ними, видимо, придут и новые БМП. Каковы же перспективы их развития?
Можно увидеть устойчивую тенденцию повышения защищенности и живучести машин. Этим параметрам нередко отдается предпочтение перед другими показателями (при сохранении требований равной с танками подвижности). Высокая степень защиты обеспечит БМП реальное выполнение главной задачи - движение мотопехоты в едином боевом порядке с танками в различных условиях боя.
Усиление защищенности БМП будет, по-видимому, идти по всем доступным направлениям за счет внедрения новых типов комбинированной брони, модульной бронезащиты, вынесения второстепенных элементов оборудования к бортам и т.п. Видимо, сохранится интерес к пластмассам и керамике. Работы в этом направлении ведутся более полувека. В США, например, пластмассовая башня для легких бронемашин испытывалась еще накануне второй мировой войны. Широко заговорили о такой броне с конца 40-х. В настоящее время композитные элементы используются в бронировании ряда боевых машин, но чисто пластмассовые или керамические корпуса и башни не вышли пока из стадии экспериментов.

Экспериментальная БМП "Пума" на 5-катковом шасси.

Косвенную защиту, то есть снижение вероятности попадания в машину поражающих элементов, будет обеспечивать не столько уменьшение силуэта, сколько совершенствование маcкировочных средств, уменьшение заметности для оптических, тепловизионных и радиолокационных средств. Для этого может быть использовано специальное покрытие в виде слоя краски или накладных пластин, поглощающее и рассеивающее тепловое и радиоизлучение, а также искажающее сигнатуру машины в радио-, ИК- и видимом диапазоне спектра. Широкие возможности открывает применение систем подавления оптико-электронных средств противника, "активной защиты", уничтожающей подлетающие поражающие элементы. Управление "активной защитой" может взять на себя бортовой компьютер БМП. Модульное бронирование со сменными элементами пассивной, динамической или электромагнитной защиты (находится в стадии разработки) может решить проблему оптимального сочетания защищенности и мобильности в зависимости от конкретных условий. Прообраз этого можно увидеть у машин М2А2 "Брэдли", "Уорриор", "Пума". Для взаимного опознавания на поле боя будут вводиться ответчики радиолокационной или лазерной системы "свой-чужой". По-прежнему актуальной остается защита от ОМП. Наконец, будут приниматься меры для обеспечения выживания экипажа и десанта в случае поражения машины. Комплексный подход к вопросам защищенности и живучести БМП предполагает также учет средств индивидуальной бронезащиты экипажа и десанта, ставших уже обязательным элементом экипировки.
Ряд специалистов считают необходимым усилить мотопехотные отделения, увеличив их численность до 12-13 человек, и соответственно увеличить вместимость БМП.
Комплекс вооружения перспективных БМП вызывает многочисленные споры. Даже чисто боевая машина, не несущая транспортных функций, не может с одинаковым успехом вести борьбу с живой силой, танками и бронемашинами противника и воздушными целями. Кроме сложностей с размещением вооружения и боекомплекта, такое многообразие задач вносит серьезные трудности в работу командира и наводчика даже при наличии современных СУО. Учитывая задачи мотопехоты на БМП, основное вооружение должно обеспечивать:
- подавление пехоты противника, борьбу с равными себе бронемашинами и расчетами тяжелого вооружения, возможности самообороны от объектов типа "танк" и "вертолет";
- живучесть, боеготовность вооружения, достаточный боекомплект без ущерба для вместимости обитаемого отделения и оперативной маневренности машины;
- возможность эффективного взаимодействия с другими средствами поражения сухопутных войск при ведении наступательных и оборонительных действий днем и ночью, в любых погодных условиях.
В настоящее время практически только российские и американские БМП имеют в комплексе вооружения ПТРК большой дальности. Остальные БМП либо вовсе не оснащаются ПТРК, либо - как "Мардер" А1-A3 или "Уорриор-Милан" - имеют легкий ПТРК в качестве возимого средства самообороны, пригодного для стрельбы с машины или в качестве переносного. Поскольку легкие ПТРК считаются наиболее эффективным средством в звене "рота-батальон", такая их установка на БМП представляется не лишней.

Опытный вариант БМП VCC-80 с 60-мм пушкой.

Наиболее сильно вооруженная зарубежная БМП - шведская CV-90.

Наиболее перспективными считаются автоматические артсистемы с улучшенными показателями бронепробиваемости, СУО с включением тепловизионных приборов и дублированием основных элементов аппаратуры. Большинство БМП вооружено пушками калибра 20-30 мм. Повышение защищенности бронемашин и летательных аппаратов вызвало стремление перейти к автоматическим орудиям большего калибра. Так, шведская CV-90 вооружена 40-мм пушкой "Бофорс". В США по программе COMVAT (Combat Vehicle Armrment Technology) с 1988 года велась разработка 45-мм автоматической пушки под телескопический выстрел с высокой начальной скоростью снаряда для поражения "перспективной советской БМП" и вертолетов Ми-28. Пушка фирмы AREC имела поворотный патронник, автоматику на основе отдачи ствола, скорострельность до 600 выстр./мин. Прорабатывались даже варианты установки опытной пушки (45) М911 на БМП "Брэдли" и машину LAV. Конкурентами здесь выступали пушки "Бушмастер III" фирмы "Мак-Доннел Дуглас" и Rh503 "Рейнметалл".
Работы были прерваны, но в 1993 году американская фирма AREC, британская "Ройал Орднанс" и французская GIAT заключили соглашение об их продолжении. Уже в декабре 1994 года были представлены выстрелы: подкалиберный с отделяющимся поддоном, поражающий "стандартную мишень НАТО" на дальности 1500 м, осколочно-фугасный, бронебойно-осколочный и два практических. Пушка развивает скорострельность 200-400 выстр./мин, может устанавливаться в башню обычной конфигурации или вынесенно. Американцы пока относятся к результатам [забот прохладно, но орудие может появиться на БМП европейских стран НАТО, а работы - перейти в ведение Агентства по вопросам вооружений, созданного военными ведомствами Великобритании, Италии, Франции, ФРГ. Противотанковые возможности автоматической пушки ограничиваются поражением наружных приборов танка и ослаблением его защищенности за счет подрыва элементов динамической защиты, зенитные - ведением заградительного огня по низколетящим целям. Эффективность осколочного и бронебойно-осколочного снарядов значительно повышает применение программируемого взрывателя. Возможна также установка орудий калибра 50-60 мм. 60-мм автоматические пушки для легких машин уже испытывались - 60/70 в Италии и HVMSW 60 IMI в Израиле. Бронебойный снаряд HVMSW 60 пробивал 240-мм броню на дальности до 2000 м.
Вооружение может монтироваться в низкопрофильной башне, допускающей размещение всех членов экипажа на одном уровне с десантной группой. Это не только снижает заметность машины, но позволяет повысить защищенность и упростить работу командира. Стрелковые установки для оружия десанта в перспективных БМП либо отсутствуют, либо их число сокращается и им оставляется чисто вспомогательная роль. Однако десантники могут существенно помочь экипажу в качестве наблюдателей, поэтому для них обязательно предусматриваются приборы наблюдения. Для ближней самообороны БМП стрелковые установки десанта или дополнительное вынесенное вооружение могут заменить другие типы оружия - например, смонтированные на бортах осколочные блоки направленного действия. При установке на БМП систем "активной защиты" бойцы десанта могут брать на себя контроль за их работой. Исключение стрелковых установок может сопровождаться введением в комплекс вооружения автоматического гранатомета для борьбы с живой силой на малых и средних дальностях. Для ближней самообороны и поражения живой силы могут использоваться и дымовые гранатометы БМП - в боекомплект 76-мм германского "Вегман", например, входит осколочная граната с дальностью выстреливания до 40 м и площадью поражения до 40 м2.
Развитие силовых блоков БМП связано с общим прогрессом в этом направлении. В частности, значительный интерес вызывают так называемые адиабатные двигатели, позволяющие на 40-50 % повысить тепловой КПД и на 30-40% снизить расход топлива. Уже широко используемые газотурбинные двигатели также могут найти свое место на БМП, хотя им пока присущи большой расход топлива и высокая заметность для тепловизионных приборов. Из наиболее оригинальных схем силового блока можно отметить бельгийскую БМП "Кобра" с электротрансмиссией, до сих пор не нашедшей достойного применения в бронетанковой технике. Электротрансмиссия имеется также на опытном шасси ATR американских фирм "Теледайн" и "Каман", Впрочем, еще далеко не исчерпаны возможности сочетания дизельного двигателя и гидромеханической трансмиссии. Облегчения управления, повышения плавности хода и средних скоростей движения по дорогам и на местности, а также экономичности надеются добиться за счет дальнейшей автоматизации трансмиссии и подвески, введения электронных систем регулирования расхода топлива. Дальнейшее развитие получат системы охлаждения и ППО.
Вместе с основными боевыми танками БМП будут оснащаться интегрированными информационно-управляющими системами (ИУС), позволяющими эффективно управлять боем, огнем и движением БМП, средствами защиты и маскировки, оценивать обстановку и состояние самой машины в реальном масштабе времени. Единая цифровая шина, центральный и вспомогательный процессоры с общей памятью, помехозащищенный цифровой канал связи обешдют качественно новый уровень эффективности боевых машин. В сочетании с усовершенствованными приборами наблюдения-прицеливания, это повышает скорость реакции на появление опасных целей, вероятность их поражения или уклонения от удара. При устойчивой связи возникает возможность охвата всех машин танковых и мотопехотных подразделений в звене "рота-батальон" единой автоматизированной системой управления, позволяющей командиру контролировать положение и действия подчиненных, оперативно доводить до них разведданные и приказы. А качественное улучшение управляемости и информационного обеспечения в бою повышает результативность действий и живучесть как всего подразделения, так и отдельных машин. Дистанционно-управляемый комплекс вооружения и соответствующая ИУС с телекамерами и многофункциональными дисплеями позволит передавать управление вооружением любому члену экипажа, сократить постоянный, не спешивающийся экипаж машины до 1-2 человек. Оснащенность средствами связи должна обеспечивать поддержание постоянной связи между экипажем и командиром спешенной группы. Однако не стоит переоценивать живучесть электронных систем, уязвимых для самых различных воздействий - не случайно на всех современных машинах предусмотрено их дублирование механическими приводами управления. Дублирование электронных систем и их автоматическая перестройка с передачей функций одного узла другому повышают надежность ИУС. Однако боевая эффективность и живучесть машины не должны полностью зависеть от электронной начинки.

БМП MARS-15 демонстрирует преимущества гидропневматической подвески.

Российская БМП-3.

Современные БМП созданы на шасси специальной разработки или на базе гусеничных БТР (австрийская 4K7FA, болгарская БМП-23, китайские YW7 и YW309, южно-корейская К-200). В последнее время наметилось и такое направление, как разработка БМП на шасси основного боевого танка, что позволяет оптимально решить вышеупомянутую задачу равной подвижности и почти равной защиты. Говоря об использовании для БМП танкового шасси, многие авторы ссылаются на опыт создания 21,5-т БТР M30 "Кенгуру" на шасси танка М4 "Шерман" и другие. Однако в 40-50-е годы применение элементов танковых шасси для повышения проходимости БТР было скорее вынужденной мерой. Теперь же встал вопрос о проектировании машин, максимально приближенных друг к другу по боевым параметрам и составляющих единый комплекс на современном поле боя. Опыт учений и локальных войн показал, что для обеспечения реального взаимодействия необходимо обеспечить защиту мотопехоты на машинах не только от огня стрелкового оружия и автоматических пушек, но и РПГ.
Первые практические шаги в этом направлении сделали израильские конструкторы, создавшие ряд легковооруженных, но хорошо защищенных БТР на шасси старых танков. Так, на шасси "Центуриона" выпускались БТР с полностью закрытым корпусом и двумя пулеметами, а 43-тонный (!) БТР "Ахзарит" с таким же вооружением, построенный на шасси трофейных Т-54 и Т-55, обеспечивает экипажу и десанту защиту от огневых средств пехоты, включая РПГ-7, и круговой обзор. "Ахзарит" применялся в Ливане в 1993 году.
В США еще в 1978-1981 годах испытывалась БМП SAIFV(вес - 52,4 т, 25-мм пушка) на шасси танка ХМ1, а в рамках американской программы ASM определено создание БМП FV-2 (FIFV) на едином 55-тонном шасси с перспективным танком FV-1 (FMBT). При этом FV-1 и FV-2 объединены понятием "машин прорыва". По сравнению с танком БМП имеет больший забронированный объем, и необходимая экономия веса будет получена за счет установки значительно более легкого вооружения. В поддержку такой системы "машин прорыва" уже в 1990 году активно выступал известный английский исследователь бронетанковой техники Р.Огоркевич. Выполнение основного боевого танка и БМП на едином шасси может обеспечить модульная схема компоновки, предполагающая несущую конструкцию, на которой собираются ходовая часть, модуль МТО, коммуникационно-управляющий блок и хорошо защищенный модуль обитаемого отделения с различной вместимостью и сменным комплексом вооружения.
Неоднократно высказывалась мысль о замене танков и мотопехоты неким единым родом войск и создании соответствующих тяжелых универсальных машин. В №7 журнала "Милитэри Ревю" за 1966 год полковник Цейглер предложил создать "боевую машину, которая стала бы транспортером живой силы, противотанковым оружием, источником огня непосредственной поддержки и штурмовым средством". Много шума среди сторонников такой машины наделало появление в 1977 году израильского танка "Меркава" Mk.1 с передним расположением МТО, сравнительно просторным отсеком и большим люком в корме корпуса. В кормовом отсеке действительно могут располагаться 4-6 пехотинцев, но это делается за счет уменьшения боекомплекта, а пехотинцы не могут вести бой с машины и даже не имеют приборов наблюдения, и "Меркава" не может считаться "танком-БМП". Совмещение свойств БМП и легкого авиадесантного танка - машины огневой поддержки в известной мере реализовано в советской БМП-3, не случайно она пока остается единственной БМП, которая оснащена 100-мм орудием - пусковой установкой, хотя и здесь в качестве дополнения предусмотрена автоматическая пушка. Между тем совмещение таких задач в одной машине не только требует слишком серьезных компромиссов для выдерживания допустимого веса и необходимой подвижности, но и существенно осложняет работу экипажа в бою. Избежать специализации объектов бронетанковой техники и создать универсальную машину пока еще не удалось.
Тяжелые машины имеют и свои недостатки, в частности, низкую оперативную подвижность - из-за ограниченной грузоподъемности самолетов переброска подразделений с такими машинами на большие расстояния возможна в основном железнодорожным и морским транспортом. При движении по дорогам возникают проблемы грузоподъемности мостов, подбора большегрузных автопоездов, а при движении своим ходом - порчи дорожного покрытия. Поэтому легкие БМП сохранят свое значение для сил быстрого реагирования, участия в рейдах, десантах, когда высокая оперативная и тактическая подвижность играет большую роль, нежели бронезащита. При этом на едином шасси должно выполняться сразу семейство машин - БМП, БТР, КШМ, ЗСУ, БРЭМ, легкий танк или машина огневой поддержки. Примером могут служить отечественные БМД и БТРД, опытное германское семейство "Пума" или французское MARS-15.

Тяжелый израильский БТР "Ахзарит".

Бронетранспортер "Ратель".

Роль легкой БМП может играть и колесная бронемашина. Вопрос о колесных БМП обсуждается с начала развития этого вцца боевых машин - достаточно вспомнить опытные советские "объект 1200" и ГA3-50, французскую AMX-10RP. Современные КБМ сравнимы по защищенности с легкими БМП, а ряд решений в конструкции движителя с применением боевых колес приближает их проходимость к танковой. При этом они превосходят гусеничные машины по скорости и экономичности. К машинам такого класса относят американскую боевую машину морской пехоты LAV-25, французскую VAB/VCI, итальянскую "Сосима" 16-6, бельгийскую "Сибмас". Высокая скорость, экономичность и плавность хода дают КБМ ряд преимуществ как в условиях развитой дорожной сети, так и в пустыне, на равнинной степной местности. Южноафриканская "Ратель" с 20-мм пушкой и амбразурами служит примером ситуации, когда легкая колесная бронемашина предпочтительна по экономическим и чисто географическим условиям. В качестве образца сближения легких БМП и БТР можно привести российский ГA3-5923 - сочетание шасси БТР-80 и башни БМП-2. Собственно, такие машины уже выходят за рамки БМП, поскольку взаимодействие с основными танками будет для них эпизодическим - чаще им придется, видимо, взаимодействовать с машинами огневой поддержки, с легкими авиадесантными танками.
Поскольку воздушный тактический эшелон стал обычным атрибутом сухопутных войск, стоит упомянуть и об идее летающей БМП. Она возникла не сегодня - в основе тактики воздушно-штурмовых действий лежат успехи планерных десантов второй мировой войны. Уже в 1940 году авиаконструктор Н.Н.Поликарпов разработал боевой десантный планер (БДП) с огневыми точками и съемной бронезащитой, предполагалась его буксировка бомбардировщиком, который должен был обрабатывать площадку высадки. Развитие же воздушно-штурмовых действий напрямую связано с транспортно-десантными вертолетами. По опыту локальных войн такие вертолеты теперь снабжаются защитой и вооружением. Так, советский Ми-8МТ в ходе войны в Афганистане получил бронезащиту кабины из 4- и 5-мм бронелистов, станцию "Липа" для постановки активных ИК-помех, устройства, снижающие тепловое излучение двигателя и выхлопных газов. В носовой части размещался пулемет ПКТ, а в проеме бортовой двери и окнах десантной кабины - стрелковые установки. Двухместный боевой вертолет Ми-24 поначалу рассчитывался также на транспортировку до 8 десантников. К идее "вертолета - боевой машины пехоты" КБ им. Миля вернулось в Ми-40, разработанном с использованием узлов и агрегатов боевого Ми-28. Ми-40 оснащается широкими бортовыми дверями, всепогодным пилотажно-навигационным комплексом. Вооружение может включать 30-мм пушку впереди и пулеметную установку сзади, УР класса "воздух-поверхность". Разумеется, эти машины не станут заменой сухопутной БМП - в сочетании с боевыми вертолетами - "летающими танками" они могут составить мощный воздушный эшелон для действия в тактическом тылу противника при тесном взаимодействии с сухопутным эшелоном, включающим танки и БМП.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ
_ / "Мардер" / "Мардер" А2 / "Мардер" A3 / "Брэдли" М2/M3 / "Брэдли" М2А2/M3А2 / MCV-80 "Уорриор"
Боевая масса, т / 28,2 / 29,21 / 33,5 / 21,3 / 33 / 23,5
Экипаж + десант, чел. / 3+7 / 3 + 6-7 / 3 + 6-7 / 3 + 6/3+ 2 / 3 + 6/3+ 2 / 3 + 7
Высота, мм:
максимальная / 2950 (по прожектору) / 3,09 (по ПТРК) / 3,09 (по ПТРК) / 2900 / 2960 / 2760
по крыше башни / 2860 / 2860 / З010 / 2580 / _ / _
по крыше корпуса / 1850 / 1850 / 1850 / 1950 / 1950 / 1930
Длина, мм / 6790 / 6790 / 6880 / 6450 / 6560 / 6330
Ширина, мм / 3240 / 3240 / 3380 / 3200 / 3600 / 3300
Клиренс, мм / 435 / 435 / 435 / 450 / 450 / 490
Вооружение:
пушка / 1x20-мм Mk.200 М5 Rh202 / 1 х25-мм М242" Бушмастер" / 1х30-мм 1.21А1 "Рарден" / _ / _
пулеметы / 2 х 7,62-мм / 1 х 7,62-мм / 1 х 7,62-мм / 1 х 7,62-мм М240С / 1 х 7,62-мм М240С / 1 х 7,62-мм L94A1
стрелковые установки десанта / 4 / 4 / _ / 6 х 5,56-мм / _ / _
ПТРК / - / "Милан" / "Милан-2/2Т" / "Toy" / "Тоу-2" / -
Боекомплект:
выстрелов / 1250 / 1284 / 1284 / 900/1500 / 900/1500 / 228
патронов / 5000 / 5000 / 3800 / 2340/4540 7,62-мм 6720 5,56-мм / 2200/4300 7,62-мм 5040 5,56-мм / 2200
ПТУР / - / 4 / 4 / 7/12 / 7/12 / _
Двигатель:
марка / "Даймлер-Бенц" МВ833 / "Даймлер-Бенц" МВ833 / "Даймлер-Бенц" МВ833 / "Камминз" VTA-903T / "Камминз" VTA-903T / CV8 ТСА "Кондор Перкинс"
тип / дизельный / дизельный / дизельный / дизельный / дизельный / дизельный
мощность, л.с. / 600 при 2200 об/мин / 600 при 2200 об/мин / 600 при 2200 об/мин / 500 / 500 / 550 при 2300 об/мин
число цилиндров / 6 / 6 / 6 / 8 / 8 / 8
охлаждение / жидкостное / жидкостное / жидкостное / жидкостное / жидкостное / жидкостное
Трансмиссия / гидромеханическая с планетарными коробкой передач и механизмом поворота / гидромеханическая с планетарными коробкой передач и механизмом поворота / гидромеханическая с планетарными коробкой передач и механизмом поворота / гидромеханическая с гидростатическим механизмом поворота дифференциального типа / гидромеханическая с гидростатическим механизмом поворота дифференциального типа / гидромеханическая с механизмом поворота дифференциального типа
Подвеска / индивидуальная торсионная / индивидуальная торсионная / индивидуальная торсионная / индивидуальная торсионная / индивидуальная торсионная / индивидуальная торсионная
Тип гусеницы / мелкозвенчатая с РМШ / мелкозвенчатая с РМШ / мелкозвенчатая о РМШ / мелкозвенчатая с РМШ / мелкозвенчатая с РМШ / мелкозвенчатая о РМШ
Тип зацепления / цевочное / цевочное / цевочное / цевочное / цевочное / цевочное
Ширина трака / 450 / 450 / 450 / 533 / 533 / 460
Скорость движения, км/ч:
макс, по шоссе / 70 / 70 / 65 / 66 / 61 / 75
средняя по местности / 30-40 / 30-40 / 30 / _ / _ / _
на плаву / 6 (с навесными поплавками) / 6 (с навесными поплавками) / 6 (с навесными поплавками) / 7.2 / 6.4 / -
Запас хода, км
по шоссе / 520-600 / 520-600 / 520-600 / 490 / 400 / 500
по местности / 250-300 / 250-300 / 250-300 / _ / _ / _
Удельное давление, кг/см2 / 0,75 / 0,77 / 0,89 / 0,52 / 0,72 / 0,7
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. / 31-35 / 31-35 / 31-35 / 30 / 30 / 30
макс. крен, град. / 17 / 17 / 17 / _ / _ / _
ширина рва, м / 2 / 2 / 2 / 2,54 / 2,54 / 2,5
высота стенки, м / 0,75 / 0,75 / 0,75 / 0,91 / 0,91 / 0,75
глубина брода, м / 1,5 (без подготовки) / 1,5 (без подготовки) / 1,5 (без подготовки) / _ / _ / 1,3

"Мардер" в базовой окраске бундесвера.

"Мардер" А1 в зимнем камуфляже.

"Мардер" 1A3 в типовом камуфляже НАТО, принятом для Центрально-европейского ТВД, 1990 г.

М2 в камуфляже НАТО, 1987-1995 гг.

М2А1. 3-я танковая дивизия (3rd Armored Division), Германия, 1990 г.

M3. 4-й бронекавалерийский полк 24-й механизированной дивизии (4th Cav, 24th Mechanized Infantry Division), операция "Дезерт Шторм", 1991 г.

"Уорриор". 1-й батальон Девонширско-Дорсетширского полка (1st Battalion Devon+Dorset Regiment), Германия, полигон Хоенфелс, апрель 1996 г.

"Уорриор". 1-й батальон Стаффордширского полка 7-й танковой бригады (1st Bn. Staffordshire Regt., 7th Armoured Brigade), Южный Ирак, февраль 1991 г.

Эмблема 7-й танковой бригады - "Пустынная крыса".

"Уорриор". 1-й батальон 22-го Чеширского полка (1st Bn., 22nd Cheshire Regt.), Босния, январь 1993 г.

Бронеколлекция, №6, 1997, С. Л. Федосеев - Боевые машины пехоты НАТО