M1 Abrams - Основной боевой танк (США)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

Основной боевой танк М1 «Абрамс». Часть 1
Наука и Техника : Тихонов В. А. / 5 июля 2018 г. // Наука и Техника - Сентябрь 2008 г.
В бывшем Советском Союзе, как и в нынешних России и Украине, к танкам всегда был повышенный интерес. Многие обстоятельства способствовали этому. Сказывалось это и той ролью, которую сыграли «тридцатьчетверки», КВ и ИCы в нашей Победе, и наличием огромных танковых заводов в Ленинграде, Харькове, Нижнем Тагиле и Омске, на которых трудились десятки тысяч людей, и количеством танков в Советской Армии (на вооружении обычной мотострелковой дивизии СА состояло танков больше, чем в бронетанковых (!) дивизиях стран НАТО) и многое другое...
Сказались также десятилетия военной пропаганды во всех, без исключения, странах мира, представлявшей боевые машины в образе этаких закованных в латы рыцарей, грозной лавиной обрушивающихся на вражеские цепи. Образ, кстати сказать, вполне соответствовал тактике применения этого оружия - во времена Второй мировой войны танки использовались именно для массированных атак в боевых порядках на окопы и доты врага. Однако средневековые рыцари канули в лету с приходом огнестрельного оружия. Тяжелое и дорогостоящее вооружение рыцаря - латы, щит, шлем - оказалось бесполезным, когда против благородного воина в доспехах выступили простолюдины, вооруженные аркебузами, мушкетами и прочим дешевым, но эффективным оружием. Так и появление многочисленных, высокоэффективных и относительно дешевых противотанковых средств - ПТРК (ПТУР) и РПГ, начало которым положили в годы Второй мировой войны американские «базуки» («Bazooka»), британские «ружья» (PIAT) и вермахтовские «фаустники» («Panzerschreck», «Panzerfaust», «Faustpatrone»), казалось, покончило с господством танков на поле боя. Но танки научились защищаться - системы пожаротушения, «активная» и «многослойная» броня, противокумулятивные экраны и другие нововведения позволили танкам сохранить свое главенствующее положение на поле боя и в начале XXI века - сто лет спустя после их первого триумфального появления.
В этом цикле статей мы постараемся вам рассказать о тех танках, которые в настоящее время составляют основу «ударного кулака» армий самых могущественных держав мира. И начнем мы с описания основного танка нынешнего нашего «стратегического партнера» - широко разрекламированного «Абрамса». Т.к. американцам в любви к «себе любимым» не откажешь, то надеяться на беспристрастность американских источников не приходится. Именно поэтому автор оставляет за собой право на использование критических материалов и собственные оценки.
М1 «Абрамс»
Новейший основной боевой танк US Army, поступивший на вооружение в начале 60-х годов - M60 «Patton» - не устраивал американских генералов с самого начала. Являясь развитием проекта танка M26 «Pershing», он значительно уступал советским танкам (особенно современным Т-62 - см. «НиТ» №1 и №2 за 2007 г.) в бронезащите. Имея хорошее вооружение из лицензированного британского 105-мм орудия, своими габаритами и, особенно, высотой профиля он все-таки представлял из себя слишком хорошую мишень для советских танков - что неоднократно подтверждалось в ходе локальных войн. Замена «паттонам» стала подыскиваться сразу после их принятия на вооружение. Новый импульс этим поискам придал в 1963 г. министр обороны Роберт Макнамара - большой сторонник разного рода «единых» программ, самой известной из которых стала авантюра с разработкой общего для ВВС и ВМС США истребителя F-111.
Первой попыткой замены М60 стал неудавшийся проект танка MBT-70, создаваемого в кооперации с Западной Германией. MBT-70 был очень амбициозен, как множество других американских оружейных программ 60-х годов.
Этот основной боевой танк будущего (MBT-70, Main Battle Tank - основной боевой танк 70-х годов) предназначался для оснащения армий США и ФРГ. В MBT-70 конструкторы внедрили массу технических новинок: гидропневматическую подвеску, уникальную систему управления огнем, мощное бронирование. Как следствие - стоимость серийного экземпляра (в случае развертывания массового производства) оказывалась в три раза выше стоимости одного «Паттона» и приближалась к 1 млн. долларов. Более того - MBT-70 вышел на испытания в очень неподходящее время - конец 60-х годов из-за войны во Вьетнаме ознаменовался в США резкими антивоенными настроениями. Под давлением общественности Конгресс пересмотрел ряд программ разработки новой техники в сторону сокращения из-за их дороговизны. MBT-70 посчитали слишком дорогим и сложным, кроме того, эпоха Макнамары окончилась, и многие его начинания были преданы анафеме. Сыграли свою роль и разногласия между «кооператорами» - постоянные трения из-за разного видения боевого применения перспективного танка привели к тому, что немцы, громко «хлопнув дверью», в 1970 году вышли из проекта и сосредоточились на создании собственного основного танка - весьма удачного «Leopard-2».
Американцы же, после некоторых колебаний, все-таки решили продолжить развитие проекта MBT-70. Переработанный проект получил обозначение XM-803. «Обновление» заключалось в упрощении конструкции с целью снижения стоимости и технического риска, но конструкторы и военные так и не смогли достигнуть компромисса по финансовым вопросам с Конгрессом, и администрация Никсона закрыла программу в декабре 1971 г. В качестве «успокаивающей пилюли» военно-промышленному комплексу США предписали начать разработку перспективного танка 80-х годов - будущего M1 Abrams. Впервые в истории США разработка машины велась на конкурсной основе специализированными подразделениями двух фирм - Chrysler и General Motors. Разработка технического задания на танк 80-х годов XM1 началась в январе 1972 г.
Первоначальные прикидки технического задания (ТЗ) рисовали будущую машину совершенно непохожей на то, что получилось в конечном итоге. Танк должен был по комплексу боевых свойств превзойти последние модификации «Паттона» - M60A3, но при этом не выйти за 40-тонное ограничение по массе. Ограничение по массе в 40 т появилось из-за желания установить на машину существующий 1000-сильный двигатель и сохранить высокую удельную мощность. Защищенность - на уровне XM-803, но система управления огнем - гораздо проще (по причинам экономии; по этой же причине пришлось отказаться и от гидропневматической трансмиссии). Все американские танки страдали общей болезнью - высоким силуэтом, облегчающим их обнаружение и поражение, XM1 предстояло переломить эту традицию. За ориентир взяли высоту шведского танка STRV-103, но безбашенный вариант не подходил по причине ограниченных углов обстрела орудия. Пришлось вернуться к классической схеме.
Дискуссию вызвал калибр орудия для танка M1 Abrams - предлагались разнообразные пушки: нарезные (как у британцев) и гладкоствольные (как на советских танках), и разных калибров: 105-мм, 110-мм и 152-мм. Окончательное решение по калибру и типу орудия (нарезное/гладкоствольное) эксперты отложили на потом, а в техническом задании на прототип XM1 оговорили необходимость установки 105-мм пушки М68. Вспомогательное вооружение - спаренная с основным орудием 25-мм или 30-мм автоматическая пушка, предназначенная для поражения легкобронированных целей и вертолетов. Экипаж танка - три человека. Пентагон характеризовал перспективный танк следующим образом: «...его подвижность эквивалентна подвижности танка XM-803, к которому он должен быть конструктивно близок, но система управления огнем - значительно более простая. Основные усилия при проектировании следует направить на достижение простоты конструкции, снижение себестоимости, увеличение надежности и улучшение ремонтопригодности». Работа над составлением ТЗ заняла шесть месяцев.
При разработке задания рассматривался как вариант отказ от XM1 вообще, в пользу дальнейшего развития M60. Хотя задание на XM1 Пентагон выдал, неясностей в программе оставалось немало. Предлагалось использовать задел, наработанный по MBT-70 и XM-803, при этом машина должна вписываться по боевым возможностям в нишу между M60 и XM-803. Вместе с тем рассматривался «реверанс» в сторону союзников по НАТО - предусматривалась совместная работа с немцами по адаптации «Leopard-2» под требования армии США. Инженеры Chrysler и General Motors раздумывали, что же им делать: еще «упрощать» MBT-70, создавать «с чистого листа» новую машину или же переделывать «под себя» потомка «Тигров»? Работа над совершенствованием официальной бумаги на создание XM1 продолжилась в специальном управлении министерства обороны, сформированном в сентябре 1972 г. Штаб-квартира управления разместилась в г. Уаррен, шт. Мичиган. Окончательно концепцию танка, требования к нему и временные рамки программы сформулировали в январе 1973 г. Финансовые проблемы опять ставились во главу угла - еще полгода было затрачено на совмещение желания генералов и конгрессменов. Стоимость одной серийной машины определили в 507790 долл. в ценах 1972 г. при условии заказа 3300 танков - весьма оптимистичный прогноз!
Программа включала три этапа: 1974-76 гг. - оценка концепции в процессе сравнительных испытаний прототипов фирм Chrysler и General Motors, выбор прототипа; 1977-80 гг. - доводка прототипа, подготовка серийного производства, изготовление установочной партии, принятие на вооружение; 1981-90 гг. - серийное производство и модернизация. Контракт на проектирование и постройку опытных машин с представителями Chrysler и General Motors Пентагон подписал в июне 1973 г., а уже осенью концепцию пришлось пересматривать в свете опыта арабо-израильской войны «судного дня» и затруднений в создании 30-мм пушки. С автоматической пушкой «разобрались» просто - отказались в пользу традиционного пулемета винтовочного калибра, а вот боевой опыт диктовал более глубокие изменения - требовалось увеличить дистанцию эффективного поражения бронированных целей и количество снарядов в боекомплекте; еще больше усилить бронезащиту, особенно барбета башни, согласно статистике - наиболее уязвимого места в лобовой проекции танка, а также уменьшить время на подготовку машины к бою за счет увеличения надежности систем и агрегатов и улучшения их ремонтопригодности. Здесь уместно несколько вернуться назад: еще на стадии формулировки концепции основной задачей XM1 определили борьбу с бронетехникой противника - советскими танками. Таким образом, проектировался «противотанковый танк», идеальным представителем которых был приснопамятный «Тигр» (Pz.Kpfw.VI «Tiger» - см. «НиТ» №12 за 2007 г. и №1 за 2008 г.), а война 1973 г. была чрезвычайно богата как раз дуэльными ситуациями, особенно - на Голанских высотах. Не случайно именно выбор орудия для танка 80-х годов стал камнем преткновения.
Военные сначала безоговорочно поддерживали прекрасно зарекомендовавшую себя 105-мм нарезную пушку М68. Ее установка отчасти решала проблему стандартизации танковых орудий в странах НАТО (до 90% НАТОвских танков были вооружены или М68, или ее английской предшественницей L7). В боекомплекте 105-мм снарядов можно разместить больше, чем 120-мм, а проблему усиления огневой мощи предлагалось решить путем принятия на вооружение новых бронебойных снарядов с урановыми сердечниками. По оценкам экспертов, перспективные боеприпасы XM-774 вполне решали задачу борьбы с типовой целью - танком Т-62. Однако ситуация изменилась после массового появления в частях Советской Армии танка Т-72, вооруженного 125-мм пушкой и имеющего усиленную по сравнению с Т-62 бронезащиту. Танки эти новостью для американцев не стали, однако со сроками их развертывания ЦРУ и прочие аналогичные организации ошиблись лет на пять - семь; ожидалось, что Т-72 пойдут в войска лишь в 80-х годах, и у западных конструкторов будет временной запас для создания адекватного ответа. Поэтому появление новых танков с исключительно мощной пушкой и улучшенной бронезащитой поставило под вопрос всю концепцию XM1. Многие специалисты, особенно немцы и англичане, считали, что достойно противостоять советской угрозе могут только танки со 120-мм пушками; англичане, правда, отдавали предпочтение нарезным орудиям, а немцы - гладкоствольным. Мнения американских экспертов разделились, большинство все-таки по-прежнему склонялось к хорошо проверенной 105-миллиметровке. Эксперты, реально, могли выбирать только из двух пушек: 105-мм М68 или 120-мм гладкоствольной фирмы Rheinmetall AG, устанавливаемой на «Leopard-2», т.к. английская 120-мм пушка (танки «Challenger») для установки на XM1 не подходила из-за несоответствия уже разработанным башням по узлам крепления и балансировке.
Окончательный спор об орудии должны были решить сравнительные отстрелы 105- и 120-мм пушек из «гибридной» башни танков XM, предусматривающей возможность установки обеих пушек. Фирмы-соперницы подготовили свои изделия для испытаний в феврале 1976 г. Оба танка были спроектированы по классической схеме: отделение управления впереди, боевое отделение - в средней части корпуса и моторно-трансмиссионное - в задней. Пушка установлена в башне кругового вращения. В качестве силовой установки инженеры General Motors использовали V-образный дизель воздушного охлаждения Teledyne Continental AVCR-1360-2 с турбонаддувом мощностью 1500 л. с. (представляет собой развитие мотора, использовавшегося на MBT-70 и XM-803), на танке Chrysler был установлен 1500-сильный трехвальный газотурбинный двигатель Avco Lycoming Textron AGT-1500. Отличались опытные машины и ходовой частью; General Motors использовала комбинированную - по шесть катков на борт, три из которых имеют гидропневматическую подвеску, а три - торсионную; на танке Chrysler имелось по семь опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Башни обоих образцов XM1 сконструировали с учетом возможности установки в них как 105-мм нарезной пушки М68, так и 120-мм гладкоствольного орудия немецкой фирмы Рейнметалл.
На первом этапе испытаний (DT-1, технические испытания), который проводился на Абердинском полигоне в штате Мэриленд, танки водили «фирменные» гражданские экипажи. Затем прототипы передали в руки военных (ОТ-1, войсковые испытания первого этапа). Они гоняли машины в ФортНоксе и Форт-Худе. Детальный анализ результатов испытаний выявил победителя: 12 ноября 1976 г. прототип фирмы Крайслер выбрали для дальнейшей полномасштабной разработки основного боевого танка армии США 80-х годов. Собственно, решение оформили уже пост-фактом, - выбор был сделан еще в июле, задержка объяснялась очередным изучением возможности кооперации с немцами. «Леопардовая» тема нашла свое продолжение в подписанном 11 декабря 1976 г. меморандуме о взаимопонимании в области танкостроения между США и ФРГ. Меморандум предусматривал сравнительные испытания «Leopard-2» и XM1 в США и принятие на вооружение танка-победителя.
У «Леопарда» американцам не нравилась 120-мм гладкоствольная пушка, в свою очередь немцы с подозрением относились к газовой турбине XM1, но самое главное - ни американские, ни германские промышленники делиться прибылями не пожелали, в результате на вооружение в США и в ФРГ были приняты совершенно разные машины. Сам же меморандум вызвал сильное раздражение на Капитолийском холме, соглашение предусматривало если не принятие на вооружение единого танка, то хотя бы унификацию по пушке, двигателю, гусеницам и т. д. По мнению военной комиссии Конгресса, усилия по максимальной унификации узлов и систем приводили к срыву сроков выполнения программы, ее удорожанию и снижению характеристик танка XM1. В 1978 г. меморандум де-факто был придан забвению, в частности американцы отказались от проведения испытаний XM1 с немецким дизелем. Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II испытания) фирма Chrysler изготовила 11 опытных образцов танка XM1. Испытания DT-II проводились с марта 1978 г. по сентябрь 1979 г., ОТ-II - с мая 1978 г. по февраль 1979 г. Еще до завершения второго этапа в конце 1978 г. Пентагон дал разрешение на постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых подразделений. Третий этап завершился в 1980 г., после чего танк под обозначением M1 был принят на вооружение армии США, а фирма Chrysler получила заказ на постройку первой партии серийных танков M1 Abrams (352 машины). По американской традиции танку было присвоено и «личное имя» в честь одного из американских генералов. В честь командующего американскими войсками во Вьетнаме на заключительном этапе «грязной войны» генерала Крейтона Абрамса (gen. Creighton Abrams) танк стал называться М1 «Abrams». Испытания второго этапа проходили с осложнениями в связи с обострившимся вниманием к программе XM1 со стороны «надзирателя» военно-промышленного комплекса США - Главного счетного управления (GAO), которое в апреле 1979 г. направило в Конгресс исследовательский отчет о состоянии дел по программе. В отчете отмечался ряд значительных недоработок в конструкции танка и его систем, вследствие чего Пентагону рекомендовалось отсрочить начало серийного производства или уменьшить объем заказа до устранения отмеченных замечаний. Нарекания вызывала, в первую очередь, ненадежная работа турбины; ненадежная настолько, что предлагалось заменить ГТД дизелем от танка-конкурента или английским дизельным мотором Rolls Royce CV12. В спешном порядке три прототипа прошли модернизацию и на испытаниях, проведенных во второй половине 1979 г., показали более-менее удовлетворительные результаты по надежности работы систем. Так, если до составления отчета GAO танк между поломками проходил в среднем 129,5 миль, то модернизированные прототипы - уже 299 миль. Новый отчет GAO, датированный январем 1980 г., констатировал: «...достигнут прогресс в преодолении многих проблем, связанных с надежностью». Однако проблема турбины с повестки дня не снималась: «остаются сомнения в отношении использования ГТД в свете сохраняющегося большого числа отказов...» GAO опять настаивало на отсрочке серийного производства и советовало начать полномасштабное проектирование дизельного варианта XM1 на фирме Chrysler. Под сомнение поставлена была и сама величина среднего «безотказного» пробега, поскольку, как выяснилось, в ходе испытаний танки M1 Abrams подвергались техническому обслуживанию и мелкому ремонту, дабы не прерывать процесс испытаний.
Первые серийные танки M1 Abrams были изготовлены в 1980 г. на государственном танковом заводе в г. Лима, шт. Огайо, однако массовое производство началось только в сентябре 1981 г. В 1982 г. танковое отделение фирмы Chrysler купило отделение Land Systems Division крупнейшей американской военно-промышленной корпорации General Dynamics. В том же году началось серийное производство M1 Abrams еще на одном государственном танковом заводе - Детройтском арсенале (Detroit Arsenal Tank Plant - United States Army Tank Automotive Research, Development and Engineering Center), г. Уоррен, шт. Мичиган (Warren, Michigan). Оба завода взяты в аренду корпорацией General Dynamics. Нормальный темп производства составлял 70 танков в месяц, рекордным стал октябрь 1986 г., когда танкостроители обоих заводов выдали 103 экземпляра M1 Abrams. Производство «базового» варианта M1 прекратилось в январе 1985 г., всего было построено 2374 танка этой модификации.

Основной боевой танк М1 «Абрамс». Часть 2
Наука и Техника : Тихонов В. А. / 9 июля 2018 г.
Корпус танка представляет собой сварную конструкцию с большим углом наклона верхнего лобового бронелиста. В передней части корпуса находится отделение управления объемом 2,5 м3 Регулируемое по высоте сиденье механика-водителя с мягкой обивкой, подголовником и поясничной опорой расположено по оси танка. В боевом положении, при закрытом люке механик-водитель занимает положение полулежа с приподнятыми относительно сиденья ногами. Управление движением танка осуществляется с помощью Т-образной рулевой колонки мотоциклетного типа и педали тормоза. Все необходимые органы управления сгруппированы на рулевой колонке: переключатель передач заднего и переднего хода, регулятор подачи топлива. Доступ механика-водителя к своему рабочему месту осуществляется только через люк в верхнем лобовом бронелисте (аварийный люк в днище корпуса отсутствует) при развернутой стволом назад башне.
Скорость разворота башни - 23 град/с, наведения орудия - 6,3 град/с. Для наблюдения за местностью на рабочем месте командира в командирской башенке установлено шесть призматических приборов наблюдения, у заряжающего - призматический прибор, закрепленный на вращающейся опоре. В крышке люка монтируется три неподвижных перископических прибора наблюдения.
Вооружение
Боевое отделение объемом 10,4 м3 включает среднюю часть корпуса и башню кругового вращения. В башне расположено основное и вспомогательное вооружение - стабилизированная в двух плоскостях 105-мм нарезная пушка М68Е1 и спаренный с ней пулемет М240 (лицензионный вариант бельгийского MAG-58) калибра 7,62 мм. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости - от -9° до +20°. На командирской башенке смонтирован зенитный пулемет Браунинг М2 калибра 12,7 мм (углы наведения в вертикальной плоскости от -10° до +65°), а перед люком заряжающего - еще один М240. Дистанционного управления башенные пулеметы не имеют, стрельба из них возможна только при открытых люках. Боекомплект к пулеметам состоит из 9800 патронов винтовочного калибра и 1000 патронов калибра 12,7-мм. На бортах башни установлены 66-мм шестиствольные гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами, дальность стрельбы - 30 м, боекомплект - 12 гранат. В качестве личного оружия экипажа используются 5,56-мм винтовки M16A1 и ручной 40-мм гранатомет; боекомплект - 210 патронов к винтовкам и 18 гранат. Справа от орудия находятся места командира и наводчика, слева - вращающееся сиденье заряжающего. Сиденье командира танка имеет два положения - опущенное («по-боевому»), и поднятое («попоходному») - с открытым верхним люком. В изолированном отсеке M1 Abrams, значительной по размерам кормовой нише башни, размещена основная часть боекомплекта к пушке (44 унитарных выстрела из 55, остальные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах в корпусе танка и на полике башни перед заряжающим). В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном М735 (сердечник из вольфрама), М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), снарядами с готовыми стреловидными поражающими элементами М494, кумулятивными М456 и дымовыми М416 снарядами, а также учебные выстрелы М737.
Именно 120-мм пушка является ключевым отличием варианта M1A1 от M1 Abrams более ранних выпусков. В США немецкое орудие несколько переработали, изменив конструкцию люльки и казенника. Серийное производство пушек под обозначением M256 было налажено на Уотервлитском арсенале (U. S. Army's Watervliet Arsenal). Боекомплект к пушке из-за большего размера боеприпасов уменьшен до 40 выстрелов, 34 из них размещаются в кормовой нише. Боеприпасы - унитарные, со сгорающей гильзой и стальным поддоном. В состав боекомплекта входят бронебойные подкалиберные боеприпасы М827 с вольфрамовым сердечником и М829 с сердечником из обедненного урана. Возможно также использование штатных германских боеприпасов - оперенных бронебойных подкалиберных и многоцелевых кумулятивно-осколочных снарядов. Стоит отметить, что в свое время на сравнительных испытаниях в США янки критиковали «Leopard-2» за «недостаточное количество боеприпасов» к 120-мм пушке - 42 выстрела. Уменьшен и боезапас к спаренному пулемету - с 4800 до 2800 патронов. В связи с изменением баллистики основного вооружения необходимые изменения были внесены в вычислитель системы управления огнем; введен счетчик расхода боеприпасов, работающий от датчика, учитывающего откаты пушки. По расчетным оценкам дальность действительного огня при стрельбе с ходу для бронебойных боеприпасов 120-мм пушки составляет 1,9...2 км и 1,7...1,8 км для кумулятивных боеприпасов; при ведении огня с места дальность увеличивается соответственно до 2,6...2,8 и 2...2,2 км. Время подготовки первого выстрела при стрельбе с ходу составляет: наводчиком - 15, а командиром - 17 с. При ведении огня с места время уменьшается до 9...10 и 11...12 с соответственно.
Система управления огнем (СУО)
Фирма Chrysler при разработке танка M1 Abrams отказалась от системы управления огнем опытного XM-803, в которой использовались комбинированные прицел наводчика и панорамный прицел командира, оба с независимой стабилизацией линии прицеливания. Такая СУО представлялась чрезмерно дорогой (43% от общей стоимости машины) и сложной. Была поставлена задача добиться на танке M1 Abrams близкой к XM-803 точности стрельбы и при этом втиснуть цену приборов управления огнем в 23% от стоимости всей машины. Разработкой СУО занималась фирма Hughes Aircraft Company. Детальному анализу с точки зрения критерия стоимость-эффективность пришлось подвергнуть все элементы СУО. Исследования показали, что на долю абсолютно необходимой системы ночного видения приходится примерно 1/5 всей суммы, следовательно - не получается в рамках определенной стоимости всей СУО сделать двухплоскостную независимую стабилизацию линии визирования основного прицела наводчика.
В то же время наибольший вклад в повышение точности стрельбы M1 Abrams вносит независимая стабилизация оптической оси прицела в вертикальной плоскости (в три раза выше, чем при стабилизации линии прицеливания только по горизонту), к тому же стабилизировать ось по углу места проще и дешевле, чем по азимуту. Поэтому пришлось пойти на компромисс - оптическая ось основного монокулярного прицела наводчика GPS (Gunner periscop sight - перископический прицел наводчика) имеет независимую стабилизацию только по углу места, по азимуту - прицел стабилизируется вместе с пушкой. Прицел наводчика имеет оптическую головку с 3- и 10-кратным увеличением, в него встроен тепловизионный канал ночного видения и лазерный дальномер. Прицел установлен на крыше башни под бронеколпаком и в нерабочем положении закрывается стальной заслонкой, открываемой из башни. Тепловизионная система представляет собой дальнейшее развитие аналогичной системы пассивного типа, устанавливаемой на танке M60A1. ИК система и лазерный дальномер также разработаны фирмой Hughes Aircraft Company.
Тепловизиор обеспечивает дальность видения в темное время суток до 2000 м, лазерный дальномер дает возможность определять дальность до цели как с места, так и с движения на дистанциях от 200 до 8000 м. Прицел имеет окулярный отвод для командира. С пушкой прицел связан в вертикальной плоскости посредством синхронной электрической следящей системы. Стрельбу из орудия может вести как наводчик, так и командир. В качестве вспомогательных используются монокулярные нестабилизированные прицелы фирмы Kollmorgen; М919 с 3-кратным увеличением - у командира и M920 с 8-кратным увеличением - у наводчика. Прицел М919 установлен во вращающейся крышке люка башни и связан с крупнокалиберным пулеметом параллелограммным механизмом. Параметры баллистического вычислителя также подверглись серьезному анализу с целью его возможного упрощения. В СУО танка M1 Abrams используется цифровой вычислитель XM21. Автоматически в вычислитель вводятся данные от датчика ветра, лазерного дальномера, датчиков скорости цели и крена цапф орудия. Тип снаряда, данные об износе канала ствола, атмосферном давлении, температуре заряда и поправки на ошибки выверки прицела вводятся в вычислитель вручную. Орудие и спаренный с ним пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Приводы стабилизации орудия и башни - электрогидравлические, фирмы Cadillac Gage Textron.
Двигатель
Моторно-трансмиссионное отделение объемом 6,8 м3 занимает кормовую часть корпуса, оно отделено от боевого отделения герметичной противопожарной перегородкой. Верхняя часть корпуса над МТО имеет характерную приподнятость. Установленный продольно газотурбинный двигатель Avco Lycoming Textron AGT-1500 выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Allison Х-1100-3. ГТД AGT-1500 представляет собой трехвальный двигатель с двухкаскадным компрессором, индивидуальной камерой сгорания, двухступенчатой свободной силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Воздух в турбину засасывается через двухступенчатый воздухоочиститель. В ГТД используется гидромеханический регулятор подачи топлива с электронной системой управления. Двигатель запускается от электростартера, который через привод коробки агрегатов раскручивает ротор турбокомпрессора второго каскада. Максимальная температура газа в турбине- 1193°С, частота вращения выходного вала - 3000 об/ мин. Масса двигателя - 1122 кг.
ГТД обеспечивает танку M1 Abrams разгон с места до скорости 30 км/ч за 6 с. Во многом именно использование турбины, а не дизеля, обеспечило танку фирмы Chrysler победу над конкурентом. Выбор турбинного XM1 является, отчасти, реакцией на появление новейшего тогда советского «реактивного» танка Т-80, хотя, как показало время, точка в споре между дизелем и турбиной до сих пор так и не поставлена. Каждый тип силовой установки имеет свои преимущества и недостатки, которые весьма сильно зависят от театра военных действий. Не случайно, из-за склонности танковых турбин к перегреву в условиях жаркого климата и их чувствительности к попаданию посторонних частиц (песка, пыли), Т-80 так и не использовались в Афганистане, а надежность M1 Abrams в ходе «Бури в Пустыне» вызвала массу нареканий. Но об этом - ниже.
Трансмиссия и ходовая часть
Автоматическая двухпоточная гидромеханическая трансмиссия Allison Transmission X-1100-3 обеспечивает три передачи переднего хода, две - заднего и нейтраль. В состав трансмиссии входят гидротрансформатор с блокировочным фрикционом, 4-х скоростная автоматическая коробка передач, рабочие и остановочные тормоза и бесступенчатый механизм поворота с двойным дифференциалом и гидрообъемной передачей. Масса трансмиссии M1 Abrams - 1960 кг. Для снижения температуры масла двигателя и трансмиссии используется система охлаждения вентиляторного типа. Имеется оборудование для преодоления водных преград глубиной до 2,36 м по дну. При установке оборудования (два воздухопитающих патрубка с левой стороны корпуса и выпускная труба на корме) ограничен угол поворота башни вправо. Бесконтактный синхронный генератор переменного тока имеет привод от двигателя и обеспечивает работу электрических и электронных систем танка. Мощность генератора - 20 кВт, масса - 24,6 кг. Кроме генератора имеется шесть аккумуляторных батарей емкостью 300 А.ч. Топливо хранится в шести баках суммарной емкостью 1907 л. Два передних и два кормовых бака изготовлены из полиэтилена, в передней части надгусеничных полок, между основным бортом и наружным экраном, расположены два металлических бака. Ходовая часть M1 Abrams состоит из семи двускатных обрезиненных опорных катков на борт, двух пар поддерживающих гусеницы роликов, двух направляющих колес (унифицированы с опорными катками), двух ведущих колес и гусениц с резино-металлическими шарнирами. Подвеска катков индивидуальная торсионная, на первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидроамортизаторы.
С целью повышения стойкости подвески к детонации противотанковых мин посадочные места четырех передних опорных катков и торсионных валов усилены и образуют коробчатую конструкцию, способную противостоять нагрузкам на изгиб. Направляющие колеса имеют гидравлический кривошипный механизм натяжения гусениц. Гусеницы имеют обрезиненные беговые дорожки и съемные резиновые подушки, предусмотрена возможность установки грунтозацепов. Выбор в пользу семиопорной ходовой части сделан на основе анализа опыта эксплуатации танков M60 с шестью опорными катками и «Leopard-1» с семью катками. Выяснилось, что ходовая часть германской машины имеет большую долговечность вследствие меньших удельных нагрузок на каждый каток, кроме того, использование семи катков вместо шести позволяет уменьшить их диаметр и снизить высоту танка в целом. Выигрыш от использования семиопорной ходовой части значительно превышает возможную экономию в массе в случае установки шести катков на один борт (применительно к M1 Abrams переход на шесть катков позволил бы сэкономить всего 280 кг).
Радио-оборудование
На танке M1 Abrams установлена радиостанция УKBдиапазона AN/VRC-12, в состав которой входят приемопередатчик RT-246, радиоприемник командира R-442, громкоговоритель LS-445 и командирский пульт дистанционного управления C-2742. Диапазон частот радиостанции - 30 -76 МГц, дальность связи - 25-30 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство AN/VIC-1, к которому можно подключать внешнюю телефонную линию. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения с ручным включением, обеспечивающей подачу очищенного фильтровентиляционной установкой воздуха к индивидуальным дыхательным маскам членов экипажа. В состав специального оборудования входят приборы радиационной и химической разведки.
Корпус и бронирование
Большое внимание при создании танка M1 Abrams уделялось резкому увеличению его защищенности по сравнению с предшествующими машинами (M60). Задача эта решалась комплексно: за счет снижения заметности танка, увеличения толщины брони, использования бронирования нового типа, уменьшения зон бронирования, ослабленных вырезами, и рациональной внутренней компоновки машины. Снижению заметности способствует низкий (гм, скорее - ОТНОСИТЕЛЬНО низкий) силуэт танка и специальная окраска с текстурой, обладающей лучшей маскировочной способностью по сравнению с покрытием танков M60. Корпус и башня танка цельносварные, без использования крупных литых деталей. Корпус сваривается из пяти крупногабаритных элементов. В передней части корпуса имеются узлы навески бульдозерного отвала, каткового и плугового минных тралов.
Башня M1 Abrams состоит из наружной (лицевой) и внутренней (тыльной) оболочек из броневой стали, соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены пакеты - наполнители из стальных и неметаллических материалов. Ходовая часть прикрыта секционированными экранами (семь секций на борт) с разнесенным бронированием, между которым находится наполнитель. Экраны крепятся к корпусу на кронштейнах с помощью шарниров, между собой секции соединяются шарнирно-петлевым соединением. Наиболее массивные передние секции крепятся к корпусу жестко, на болтах.
Толщина каждой секции (кроме передней) составляет примерно 70 мм, общая масса экранов обоих бортов - 1,5 т. С целью повышения противоминной стойкости усилено бронирование передней части днища корпуса до 30...32 мм, в то время как толщина нижнего листа корпуса в кормовой части составляет 12,5 мм. Дифференциация бронелистов по толщине применяется по всему танку на основе статистики распределения попаданий: толщина верхнего бронелиста корпуса изменяется от 50 мм в нижней части до 125 мм вблизи барбета башни, толщина брони, прикрывающей МТО варьируется от 25 до 32,5 мм, башни - от 25 до 125 мм, бортов корпуса - от 45 до 60 мм. В целом на бронезащиту приходится примерно 56% всей массы танка. Броня выполнена на основе английской композиционной брони «Chobham». К числу конструктивных мероприятий по увеличению живучести танка, напрямую не связанных с ростом толщины брони, относятся: уменьшение высоты силуэта танка в целом (на 0,9 м по сравнению с M60); уменьшение высоты командирской башенки и основания под люк заряжающего; установка верхнего бронелиста с большим углом наклона; размещение приборов СУО не в вырезах башни, а на ее крыше; размещение спаренного с пушкой пулемета над вспомогательным прицелом наводчика позволило уменьшить размеры маски орудия; совмещение фронтальных проекций нескольких ослабленных зон в одну (например, совмещение проекций основного прицела наводчика и командирской башенки), площадь ослабленных зон по сравнению с танком M60 удалось снизить примерно в три раза (с 21,2% площади фронтальной проекции до 7,85%); дополнительная защита ключевых элементов танка второстепенными узлами; использование в качестве дополнительной защиты топливных баков (сиденье механика-водителя установлено между двух бронированных протектированных топливных баков, сами баки для предупреждения возгорания заполнены пенополиуретаном); изоляция членов экипажа от возможной детонации боекомплекта за счет размещения большей его части в кормовой нише башни, изолированной от боевого отделения раздвижными бронезаслонками, кроме того, в крыше башни над боекомплектом установлены три специальные вышибные пластины, направляющие взрывную волну при взрыве боекомплекта наружу.
Помимо повышения огневой мощи при модернизации важное место отводилось усилению бронезащиты. Усиление защиты привело к росту массы танка на 0,9 т, при этом защита лобовой проекции башни была доведена до 500...550 мм эквивалентной толщины стального бронелиста при попадании бронебойных снарядов и 650...700 мм - при попадании кумулятивных снарядов, бортов башни - до 430...470 мм и 550...600 мм, соответственно. Эффективность бронезащиты башни повышена за счет использования наполнителя, содержащего обедненный уран. Выпуск танков с урановой броней начат в 1988 г., эти танки обозначаются M1A1HA (HA - Heavy Armor - «усиленная броня»).
В основном такая броня предназначена против кумулятивных боевых частей ПТУР. К настоящему времени бронепробиваемость современных 120...125-мм бронебойноподкалиберных снарядов (БПС) достигла 600 мм и более, а боевых частей (БЧ) ПТУР - 1200 мм. По этой причине при создании защиты от мощных кумулятивных средств приходится использовать все технические новинки, включая и способ с использованием обедненного урана. Какова роль урановых пластин? Благодаря высокой плотности (в 2,5 раза больше, чем у стали) эти пластины при предельно малой толщине обеспечивают «взрывной» характер разрушения элементов кумулятивной струи.
Прочие узлы и системы
Автоматическая быстродействующая система противопожарного оборудования состоит из двух подсистем, установленных в моторно-трансмиссионном и боевом отделении. В состав системы входят датчики возгорания, блок управления и баллоны с огнегасящим составом «Хэлон-1301». Время реакции системы на возгорание не превышает 150 мс. При оценке ремонтопригодности танка M1 Abrams конструкторы исходили из постулата, что на 1 час эксплуатации машины должно затрачиваться не более 1 часа технического обслуживания. Для удовлетворения этого требования, по сравнению с предшествующими образцами американской бронетехники, на M1 улучшен доступ к главным узлам и агрегатам, предусмотрено быстрое отключение топливной электро- и гидросистем, многие приборы и агрегаты имеют модульную конструкцию, а двигатель и трансмиссия установлены в едином съемном блоке: 65% регламентных операций по обслуживанию двигателя выполняются за 30 мин, в то время как на танке M60A1 - за 4 ч. Для обслуживания и ремонта M1 Abrams требуется набор инструментов из 92 наименований, для M60A1 - 210 инструментов.
В рекламных проспектах на турбину AGT-1500 смело утверждалось, что запуск двигателя танка возможен при температуре окружающего воздуха -60°С. Для советских танков - может быть и возможен, но только не для танка M1 Abrams.
Опыт эксплуатации танков M1 Abrams (отнюдь не в Антарктиде!) показал, что уже при -32°С запуск ГТД считается рискованным - если с первого раза турбина не запустилась, то на второй уже не хватает емкости аккумуляторных батарей. Температура -43°С является критической - запуск возможен только при заряженных до номинала батареях, предварительно хранившихся в тепле. Учитывая сложности запуска турбины в холодную погоду, на M1A1 установлен вспомогательный (!!!) энергоагрегат - малогабаритный дизель-генератор, предназначенный для выработки электроэнергии для подогрева батарей и питания электроаппаратуры танка при выключенной основной турбине. Дизель устанавливался далеко не на все танки. Поскольку изначально место в МТО не выделялось, энергоагрегат разместили в бронированном ящике, который весьма коряво навешивается непосредственно на кормовой бронелист корпуса.
Танк M1A1 оснащен новой фильтро-вентиляционной установкой (ФВУ) с автоматическим включением, которая создает избыточное давление в танке (коллективная защита экипажа от ОМП) и обеспечивает подвод очищенного воздуха к индивидуальным маскам членов экипажа, - ранее M1 Abrams имели только индивидуальную систему защиты от ОМП. Система коллективной защиты работает только при включенной турбине и всех закрытых люках танка. Система наддува внутреннего объема танка включается не только при радиологическом или химическом заражении, но и при стрельбе из спаренного с пушкой пулемета, в этом случае ФВУ удаляет из боевого отделения пороховые газы.